Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 08.02.2022

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Малинко, С. В. Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания / С. В. Малинко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88696/ (дата обращения: 02.05.2024).



Данная статья направлена на формирование у дошкольников чувства патриотизма посредством народных подвижных игр.

Ключевые слова: игра, патриотическое воспитание, Родина, народные забавы.

Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления…

В. Белинский

Чувство патриотизма — это совокупность любви и уважения к Родине, к месту, где родился, вырос и нашел себя. В наше время происходит изменение смысла, вкладываемого в это понятие, его сути, а также смещение его места в жизни общества.

Исследования в области психологии и педагогики утверждают, что именно в дошкольном детстве закладываются фундаментальные понятия и основы личности, стартует процесс социализации и формирования осознания себя в обществе, накопление социального опыта, из которых в дальнейшем складываются психологические и социальные черты человека. Взращивание патриотизма в сердцах детей в современном обществе начинается с пробуждения интереса детей к истории и культуре нашего края, страны, прививание любви к Родине.

В занятия по воспитанию патриотизма я включаю различную деятельность: игровую, художественно-эстетическую, познавательную, речевую, коммуникационную и другие. Для качественного усваивания знаний важны не только содержания занятий, но и регулярные повторения пройденного в обычной жизни. Например, народная забавы — это наше детство, игры старшего поколения — наших мам и пап, дедушек и бабушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Игра является первым этапом постройки социальных отношений с ровесниками потому, что близка и интересна всем детям. Играя, ребенок ощущает себя частью коллектива, общества, учится принимать решения исходя из ситуации, и справедливо расценивать свои поступки и действия других. Моральные качества, развитые и закрепленные в процессе игровой деятельности, становятся частью характера ребенка и оказывают влияние на его поступки и поведение.

Также игра является важной частью знакомства с окружающим миром. Дети знакомятся с животными, птицами, их поведением, звуками, и, подражая им, закрепляют эти знания. Помимо всего прочего, игры могут содержать в себе и историко-культурный подтекст, отображая народный быт или былины, например игры «Кошки-мышки», «Сова», «Подуй на хвостик», «Горячая картошка». С давних пор, если кто-то из старших приносил добытую лису или зайца, хвост служил в последствии игрушкой для ребенка. Так и родились эти интересные игры.

Объясняя правила игр, я так же рассказываю и их историю, которую они прошли, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколения, вбирая лучшие традиции наших предков, чтобы дойти до наших дней.

С детьми мы играли в огромное множество различных народных игр, но среди них самыми любимыми стали «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Кошки-мышки», «Рыбалка», «Ручеек», «Каравай-каравай», «Колечко», «Гуси-гуси».

Применяя народные игры на занятиях, дети не только переключают внимание на иную деятельность, близкую к теме, но и закрепляют знания народных традиций. Народные игры по своей сути и наполнению — ценный педагогический ресурс, они укрепляют ребенка физически, закаляют характер и силу воли, укрепляют нравственные чувства, пробуждают интерес к народному творчеству, заостряют внимание и ум. К тому же их разнообразие по тематике и содержанию очень велико.

Важная черта, выдвигающая подвижные народные игры перед другими, заключается в том, что они не просто содержат нравственные и моральные качества, но и учат детей социальной гармонии. Такие игры несут в себе идею, что важны не только личные достижения, но и групповые, которые в свою очередь, должны непротиворечиво вписываться в детский коллектив.

Большую роль несут в себе и правила игр. Они берут на себя обучающую и регулирующую функции: определяют течение игры, задают цель, направляют и корректируют действия детей, воспитывают характер и волю. Ведь подвижные игры требуют не только ловкости и скорости, но и внимательности, выдержки, сноровки.

Ознакомление детей с народными играми можно начинать с малых лет. Неотъемлемым условием реализации того, что несет в себе игра, является заинтересованность детей в игре, сосредоточенность на ней. Для привития этих качеств мною были использованы простые игры, например: «Прятки», «Жмурки», «Догонялки», «У медведя во бору», «Черные цепи-белое перо». Такие игры интересны и понятны детям, потому что основаны на личных представлениях детей о мире, окружающей природе, поведении животных.

Во время игровой деятельности я внимательно слежу за исполнением правил игры, концентрирую внимание детей на смысле игры, слежу за скоординированностью действий, регулирую физическую нагрузку и поддерживаю положительный настрой детей, учу их быстро и осмысленно принимать решения в сложившихся обстоятельствах. По завершении дополнительно отмечаю детей, которые помогали друг другу, проявляли смекалку, ловкость, внимательность. Рифмовки являются неотъемлемой частью большинства игр, так как задают ритм игровым действиям.

С помощью разных способов дети самостоятельно выбирают ведущего, опираясь на считалочки, жеребьёвку или зазывалки.

Также не только я предлагаю детям разные игры на выбор, но и они сами могут рассказать, об игре, которой их научили родители или другие сверстники. Дети с удовольствием рассказывают и обучают одногруппников новым играм, а потом дружно играют в них все вместе. Так Тыщенко Милана поделилась с нами интересной народной игрой, которая называется «Утки и гуси». Суть заключается в том, что выбранный ведущий ходит вокруг сидящих по кругу на корточках детей, касаясь каждого игрока и называя его уткой или гусем. Если игрока назвали уткой, он остается сидеть на корточках, а если гусем — он встает и старается догнать ведущего прежде, чем он займет свободное место. Если у него это получается, то следующим ведущим становится «гусь».

Посредством народных игр, речевок, упражнений, считалочек у дошкольников формируются первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Народные игры я применяю не только на занятиях, но и в иных повседневных видах деятельности: физкультминутках, прогулках на улице и прочих, что помогает расширить представления детей об играх и закрепить усвоенные уроки. Поскольку в таких играх самые ценные культурные традиции прошлых лет, несущие в себе отпечаток быта, образа жизни наших предков, их устои, причудливо переплетаются с шуточностью и юмором, это делает их наиболее увлекательными для детей. Образность и понятность народных игр способствует активации мыслительных процессов ребенка, существенно расширяет знания об окружающей действительности, способствует комплексному развитию психологической составляющей разума ребенка.

Игра — преобладающий вид досуга у детей, но для того, чтобы игровая деятельность могла стать фундаментом для развития нравственных ценностей, важно, чтобы вместе с ребенком играли все, в том числе и мы, взрослые — родители, педагоги.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что народная игра — это смесь опыта прошлых поколение, культурных обычаев и устоев предков, отражение их жизни и быта. Это часть народного воспитательного процесса, который строиться на естественной активности детей, направляя ее в русло, позволяющее обеспечить разностороннее развитие личности и знакомство с исторической культурой своего народа. Ведь именно то, что мы усваиваем в юности, становиться неотъемлемой частью нашего восприятия мира, и, взращивая в детях любовь к Родине, можем надеяться, что вырастили истинного патриота.

Но, мы не останавливаемся на достигнутом, продолжая находить иные методы применения полученных результатов. В будущем я собираюсь продолжить знакомство детей с народными играми, расширять и дополнять их знания, совершенствовать двигательные умения. Ведь народные игры в сочетании с различными педагогическими методами являются качественной основой для развития активной, разносторонней личности, сочетающее в себе нравственную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство.

Литература:

  1. Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии. 1996. № 3;
  2. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысак. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 142 с.
  3. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е. И. Касаткина // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 12. — С. 17–19.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, знание, окружающая действительность, правило игр, Родина, часть, чувство патриотизма.


Ключевые слова

игра, патриотическое воспитание, Родина, народные забавы

Похожие статьи

Детские народные подвижные игры как средство...

Патриотизм — это чувство любви к Родине, Отчизне, тому месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность. В последнее время происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного...

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно — поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность...

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма...

игра, ребенок, народная игра, патриотическое воспитание, правило игры, знание детей, начальный этап формирования, окружающий мир

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического...

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных

Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех

В классификации игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной и...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств у ребенка начинается уже с того времени, когда

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная...

Формирование патриотизма у детей разных возрастных групп

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Т. А. Березиной, — «формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие...

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

 Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной...

Развитие представлений о социальной действительности...

Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа

По своему содержанию социальная действительность имеет все необходимое для...

Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры

Игра — это не только развлечение, игра является средством познания окружающей

Как и любая деятельность, игра имеет характерные для всех видов структурные элементы (мотив

Средствами деятельности выступают знания, умения, игровые навыки, действия и операции.

Похожие статьи

Детские народные подвижные игры как средство...

Патриотизм — это чувство любви к Родине, Отчизне, тому месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность. В последнее время происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного...

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно — поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность...

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма...

игра, ребенок, народная игра, патриотическое воспитание, правило игры, знание детей, начальный этап формирования, окружающий мир

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического...

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных

Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех

В классификации игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной и...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств у ребенка начинается уже с того времени, когда

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная...

Формирование патриотизма у детей разных возрастных групп

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Т. А. Березиной, — «формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие...

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

 Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной...

Развитие представлений о социальной действительности...

Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа

По своему содержанию социальная действительность имеет все необходимое для...

Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры

Игра — это не только развлечение, игра является средством познания окружающей

Как и любая деятельность, игра имеет характерные для всех видов структурные элементы (мотив

Средствами деятельности выступают знания, умения, игровые навыки, действия и операции.

Задать вопрос