Педагогический дизайн и его значение в современной педагогике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (401) февраль 2022 г.

Дата публикации: 10.02.2022

Статья просмотрена: 888 раз

Библиографическое описание:

Могучева, Е. Б. Педагогический дизайн и его значение в современной педагогике / Е. Б. Могучева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88678/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается история возникновения понятия «педагогический дизайн», а также определяется значение применения технологий педагогического дизайна для создания благоприятной среды и повышения эффективности обучения.

Ключевые слова: педагогика, педагогические методы, педдизайн

Современный преподаватель иностранного языка, сталкивается с различными проблемами при обучении среди них встречаются: рассеянное внимание, проблемы с запоминанием информации, проблемы с систематизацией материала, все они относятся к разряду когнитивных трудностей при освоении новой информации.

В мире, где все вокруг изобилует цветом, анимацией самого разного рода, мультимедийные технологии становятся обыденностью и перестают удивлять. В то же время мультимедийность обучения становится недостаточной для успешного процесса усвоения нового материала, именно поэтому проблема создания эффективной учебной среды не теряет своей актуальности уже который год. Именно поэтому одной из важнейших задач современного педагога является организация учебной программы для достижения наиболее высоких результатов при обучении, а значит и повышению его эффективности.

Педагогический дизайн — это один из инструментов для создания эффективной обучающей среды. Несмотря на то, что данный термин появился только в конце ХХ века, история развития данной концепции насчитывает уже второе столетие. Научно-техническая революция, которая берет свое начало еще в конце ХIХ века перевернула и кардинально изменила все сферы деятельности человека от рабочей и личной сферы, до сферы досуга и отдыха. В настоящее время образование уже не представляется возможным без использования мультимедийных технологий и Интернета, а ведь еще на заре ХХ века иллюстрированные учебные пособия были роскошью.

Зарождение концепта педагогического дизайна можно соотнести с первым внедрением аудио и видео рядов в образовательный процесс. В 1910–1950 годах аудиовизуальные технологии активно развивались и постепенно стали проникать в образование, появлялись первые обучающие фильмы и звуковые ряды, которые улучшали восприятие информации и делали обучение более увлекательным.

В 1960-х годах развивается понятие «образовательные технологии», что говорит о более серьёзном подходе к использованию мультимедиа в обучении. На ранних этапах становления термина «образовательные технологии», определения были представлены с опорой на взгляды бихевиористов. Позднее, они преобразились и стали отражать принципы когнитивного подхода.

Педагогический дизайн впервые возник в современном виде в 20-е годы нашего столетия, в этот момент произошел переход от понимания мультимедийных материалов как средства обучения к оформлению метода построения обучающей программы на основе возможностей мультимедийных технологий.

Основываясь на современные источники, можно сделать вывод о том, что понятие «педагогический дизайн» является многоплановым: его можно рассматривать в широком и узком смысле, с точки зрения совокупности научных методов, то есть теоретически, и с точки зрения разнообразия методов воспитания, обучения, а также создания условий эффективной образовательной среды, то есть практически.

Как известно, в педагогической науке существует множество методик и подходов, которые были проверены временем и практическим путем. Педагогический дизайн, пожалуй, является одним из новейших подходов к обучению. Обобщая педагогический опыт прошлых поколений и объединяя его с новейшими ответами современным вызовам образования, педагогический дизайн являет собой уникальную систему, применимую для эффективного получения знаний в любой области.

Кроме того, системность педагогического дизайна выражается в его междисциплинарности и многоуровневом содержании. Опираясь на исследования в психологии, педагогике, нейробиологии, психолонгвистике, методике и мнемонике, педагогические дизайнеры способны адаптировать и систематизировать любую информацию для обучающихся таким образом, что процесс усвоения новой информации не только будет приносить удовольствие и увлекать, но и прочно закрепится в сознании обучающихся.

Из данного тезиса вытекает немаловажная черта педагогического дизайна — эффективность обучения при использовании данной методики. Эффективность обучения в российской традиции измеряется при помощи критериев ЗУН. То есть знаний, умений и навыков. Таким образом, с помощью данной модели демонстрируется постепенное проникновение знаний на более глубинный уровень сознания. Педагогический дизайн предполагает, что информация усваивается обучающимися, проходя через следующие составляющие человеческой психики: когнитивная, эмоциональная и психомоторная.

Каждый педагогический дизайн в той или иной мере представляет собой проект с конкретными целями и задачами, педдизайнер же обобщает и анализирует потребности обучающихся и педагога и представляет уже готовый, переработанный материал, логично выстроенный и последовательно организованный.

При построении таких проектов педагогические дизайнеры пользуются разнообразными моделями, которые проверили свою эффективность на практике и широко используются в самых разных сферах, где применимы методы применения проектной деятельности. Так, широко используются:

— Общая модель — анализ и проектирование.

— SMART

— ALD

— SAM

— ADDIE

Таким образом, мы рассмотрели педагогический дизайн с точки зрения его исторического развития и значения для современной педагогики. Как можно заметить, данная модель для создания эффективной учебной среды объединила в себе лучшие педагогический методы, проверенные долгими годами педагогической практики, что способствует укреплению технологии педагогического дизайна и успешному развитию как прочной теоретической базы для построения эффективных методик обучения и воспитания.

Литература:

  1. Aбызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // «Теоретические основы педагогики, 2010» с.12–19 (Эл. ресурс)
  2. Бегенева Е. И. Педагогический дизайн как альфа и омега виртуального урока // Рус. яз. за рубежом. — 2008. — № 4. — С. 30–37
  3. Клепикова А. Г. Подготовка будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности: автореф. дисс. … к. пед. н. Белгород, 2009. 24 с.
  4. Кречетников К. Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий. / Материалы XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 2005.
  5. Ковалев Д. А. Педагогический дизайн: сущность и принципы // Опыт использования сетевых информационных технологий и систем в образовательной и научно-методической работе: сб. науч. тр. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. С. 133–137.
  6. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  7. Педагогика // Большой Энциклопедический словарь. — 2000. // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический дизайн, ADDIE, ALD, SAM, SMART, обучение, эффективная учебная среда, эффективность обучения.


Ключевые слова

педагогика, педагогические методы, педдизайн

Похожие статьи

Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели — Молодой...

Модели разработки учебных материалов. Педагогический дизайн как научная область и

ADDIE – самая распространенная модель разработки материалов для обучения.

Люди, которым свойственен приспосабливающийся тип обучения, ориентируются на общие...

Методические рекомендации по применению...

В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе. А также представлены методические рекомендации по использованию интерактивной доски Smart Board в высшем учебном заведении, которые могут быть использованы...

Электронная обучающая среда как средство повышения...

Применение данных сред способствует индивидуализации обучения

Электронная обучающая среда Moodle — это отличная платформа для

Когда они становятся частью обучающей среды, повышается эффективность обучения [10, c.10].

Применение интерактивных методов при...

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач

Мультимедийная сфера в системе интерактивных методов обучения дизайну

Педагогические условия использования интерактивных методов обучения на...

Подходы к разработке учебных материалов для...

Проектировщики учебного курса или методисты электронного обучения разрабатывают учебный контент с использованием элементов аудиовизуальной информации, например, текста, изображений, видеофильмов, видеороликов и...

Эффективность использования интерактивных методов...

Лобанова, Е. Ю. Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе / Е. Ю. Лобанова, Н. А. Тумакова.

Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза.

Результативность мультимедийного обучения

При обучении студенты привыкают к такому способу подачи материала, идёт

Эффективно использует инструменты. Дизайн. Цвета дисгармонируют и почти не

Мультимедиа презентации как метод обучения. учебный материал, урок, учебный...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике...

Ключевые слова: визуальная среда обучения, когнитивно-визуальный подход к обучению, функциональная асимметрия

Педагогическая практика показывает, что в настоящее время противоречия между репродуктивными и развивающими...

Похожие статьи

Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели — Молодой...

Модели разработки учебных материалов. Педагогический дизайн как научная область и

ADDIE – самая распространенная модель разработки материалов для обучения.

Люди, которым свойственен приспосабливающийся тип обучения, ориентируются на общие...

Методические рекомендации по применению...

В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе. А также представлены методические рекомендации по использованию интерактивной доски Smart Board в высшем учебном заведении, которые могут быть использованы...

Электронная обучающая среда как средство повышения...

Применение данных сред способствует индивидуализации обучения

Электронная обучающая среда Moodle — это отличная платформа для

Когда они становятся частью обучающей среды, повышается эффективность обучения [10, c.10].

Применение интерактивных методов при...

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач

Мультимедийная сфера в системе интерактивных методов обучения дизайну

Педагогические условия использования интерактивных методов обучения на...

Подходы к разработке учебных материалов для...

Проектировщики учебного курса или методисты электронного обучения разрабатывают учебный контент с использованием элементов аудиовизуальной информации, например, текста, изображений, видеофильмов, видеороликов и...

Эффективность использования интерактивных методов...

Лобанова, Е. Ю. Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе / Е. Ю. Лобанова, Н. А. Тумакова.

Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза.

Результативность мультимедийного обучения

При обучении студенты привыкают к такому способу подачи материала, идёт

Эффективно использует инструменты. Дизайн. Цвета дисгармонируют и почти не

Мультимедиа презентации как метод обучения. учебный материал, урок, учебный...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике...

Ключевые слова: визуальная среда обучения, когнитивно-визуальный подход к обучению, функциональная асимметрия

Педагогическая практика показывает, что в настоящее время противоречия между репродуктивными и развивающими...

Задать вопрос