Методические рекомендации по применению смарт-технологий в высшем образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 21.01.2019

Статья просмотрена: 909 раз

Библиографическое описание:

Забродина, Е. В. Методические рекомендации по применению смарт-технологий в высшем образовании / Е. В. Забродина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55799/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе. А также представлены методические рекомендации по использованию интерактивной доски Smart Board в высшем учебном заведении, которые могут быть использованы преподавателями, а также студентами в период прохождения педагогических практик.

Ключевые слова: смарт-технологии, интерактивная доска, высшее учебное заведение, Smart Board.

В результате интенсивного развития информационных технологий, которые стали неотъемлемой частью среды существования современного человека, на смену электронному обучению приходят смарт-технологии в образовании. Существует концепция смарт-образования (смарт-education), которая неразрывно связана с таким понятием как смарт-технологий. С данной концепцией связано много понятий, которые не имеют однозначной трактовки. Публикации по теме смарт-технологий стали появляться несколько лет назад, в которых выделяются основные вопросы развития образования, а также предполагаются дальнейшие изменения в системе образования [1].

Для исследования актуальности темы исследования было проведено анкетирование в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» МОУ г. о. Саранск, Республики Мордовия, среди студентов 1-ого курса. Темой исследования являлось актуальность знаний о смарт-технологиях и их использование в настоящее время. По результатам тестирования оказалось, что более 75 % студентов не знают о смарт-технологиях и никогда их не использовали в своей деятельности и только 35 % анкетируемых слышали, либо знают и используют в своей деятельности смарт-технологии (рис.1).

Рис. 1. Результаты анкетирования студентов

Практически все студенты отметили желание узнать и научиться использовать смарт-технологии. Внедрение смарт-технологий в учебный процесс имеет неоспоримые преимущества для всех субъектов образовательного процесса, они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества внедрение смарт-технологий вучебный процесс

Преимущества для преподавателей

Преимущества для студентов

− инновационный подход к преподнесению нового материала;

− быстрая обратная связь с студентами;

− формирование объединенного реального и виртуального пространства;

− легко управляемый учебный процесс;

− разнообразие мультимедиа ресурсов;

− всеобщая информационно-образовательная среда;

− внедрение новых образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий;

− способность адаптироваться под необходимый уровень знаний, и потребностей студентов;

− возможность создания сети обмена информацией и установления сотрудничества между несколькими учебными учреждениями;

− повышения качества и вариативности обучения.

− предоставление большого количества источников информации;

− расширение технических возможностей;

− поддержка любых образовательных сервисов;

− увеличение доли самостоятельной, индивидуальной и групповой работы;

− мобильность обучения;

− большое количество творческих и исследовательских проектов;

− индивидуализация обучения;

− оперативная обратная связь;

− возможность творческого развития и самореализации;

− приобретение необходимой информации вне зависимости от времени и места нахождения;

− возможность учиться с любого момента в зависимости от уровня подготовленности.

Применение смарт-технологии современно, но приводит к некоторым проблемам в преподавании, которые требуют смены методических подходов в обучении. Основные проблемы применения смарт-технологий заключаются в подготовке педагогических кадров, которые имеют практические навыки работы с новыми интерактивными технологиями, а также в связи с введением новых технологий в практическую деятельность соответственно необходимы новые методы, средств и технологий обучения. Процесс информатизации не останавливается на месте. Постоянно появляются новые методы, техники, технологии, которые необходимо отслеживать и постоянно пополнять материально-техническую базу новыми смарт-технологии, а также периодически обновлять ее [3].

Используя в учебном процессе персональный компьютер, мы делаем процесс обучения более наглядным, интерактивным, доступным, а так же обеспечиваем компактность хранения материалов, быстроту их поиска и доступа к ним, возможности индивидуализации обучения и многое другое, но в то же время, применяя компьютер в своей деятельности, мы многое теряем. Так как учебная работа выстраивается по совершенно иному принципу, так как работа с компьютером обычно строится по индивидуальному принципу, каждый работает самостоятельно, просматривает теоретический материал, выполняет задания тестового или практического характера, а преподаватель поочередно или даже выборочно заглядывает в экраны, доверяет контроль знаний полностью компьютеру [1]. В результате обучения выпускник очень часто не способен работать в коллективе. Но в современном мире благодаря объединению персонального компьютера и интерактивной доски, мы получаем уникальную возможность соединить преимущества компьютера с традиционными формами преподавания учебной дисциплины.

Самой эффективной и наиболее распространенной смарт-технологией в современной системе образования ВУЗа является интерактивная доска. Ее применение может частично решить проблемы внедрения смарт-технологий в образовании.

Одним из новейших изобретений в области доски является Smart Board — интерактивные доски. Они сочетают в себе уникальные возможности вывода любой информации с компьютера на экран, а имеют функцию произвольного дополнения выведенного изображения на экран собственными комментариями во время объяснения темы, которые привлекают внимание студентов «обводками» наиболее важных фрагментов текста и графики, сохранения всех созданных записей и набросков на компьютере в электронной форме.

В комплект с интерактивной доской SmartBoard входит программа SmartNotebook [4]. Данная программа позволяет не только запоминать все нарисованное и написанное на доске, но и формировать из созданных «слайдов» презентации. При этом рукописный текст может быть распознан и преобразован в печатный — такой же, как при вводе с клавиатуры.

Преподаватели могут применять интерактивную доску для того, чтобы сделать изложение сложной темы более увлекательным, динамичным, красочным. Преподаватели в рамках лекционного занятия при объяснении темы могут рассуждать, фиксируя свои действия на доске, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи прямо на экране.

Конечно, для того чтобы максимально эффективно использовать все возможности интерактивных досок, необходимо, прежде всего, обеспечить преподавателям доступ к доске и, безусловно, время, для того чтобы они могли набраться опыта или подготовиться к занятию. Кроме того, важно создать условия для того, чтобы преподаватель — пользователи интерактивных устройств могли обмениваться своими наработками друг с другом, делиться наблюдениями и новыми методиками.

Важную часть работы с интерактивной доской составляет планирование занятия: программное обеспечение для интерактивных досок позволяет чётко структурировать материал. Возможность сохранять учебные занятия, дополнять их записями улучшает способ его подачи. Если преподаватель сможет хорошо подготовиться к предстоящему учебному занятию, то он сэкономит много времени в самого занятия, не затрачивая его на поиск необходимых материалов, и при подготовке к другим урокам по этой теме, так как он всегда сможет использовать уже готовые ресурсы.

Подготовка к занятию на интерактивной доске позволяет структурировать материал по страницам, что требует поэтапное логического подхода и облегчает планирование учебного занятия. А также есть возможность создавать гиперссылки с одного файла на другой — например, аудио-, видеофайлы или интернет-страницы. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видео оборудование [4].

После занятия файлы (в изначальном виде или вместе с дополнениями) можно сохранить в школьной сети, тогда у учеников всегда будет доступ к ним. Так же их можно использовать во время проверки знаний студентов на следующем занятии.

Удобно использовать интерактивную доску на уроке информатики при знакомстве с инструментами новой программы (например, Adobe Photoshop). Преподаватель показывает работу каждого инструмента, а студенты повторяют все на своих компьютерах.

При изучении таких программ, как Adobe Photoshop, Corel Draw, можно импортировать накопленный материал в программу SMART Notebook. Таким образом, у студентов получаются целые проекты (вставка графики, анимации).

При изучении теории оптимальным является использование смарт-презентаций. При этом используются такие функции интерактивной доски, как движение объекта, работа со слоями, рисунок и текст, шторка. Эти функции очень удобны и эффективны в учебном процессе.

Материал, изучаемый на уроке с использованием интерактивной доски, усваивается лучше, лучше запоминается.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование смарт-технологий в процессе проведения учебного занятия в ВУЗе оказывает значительное влияние на учебный процесс, помогает преподавателям расширить и обогатить возможности обучения, а также позволяет проводить работу как индивидуально, так и коллективно или даже с целой группой. Данная технология делает урок более динамичным, ярким, запоминающимся, позволяет повысить качество обучения в соответствии с современными требованиями общества.

Литература:

  1. Тихомиров, В. П. Мир на пути Smart Education: новые возможности для развития / В. П. Тихомиров. — Открытое образование. — 2011. — № 3. — С. 22–28.
  2. Кормилицына, Т. В. Использование смарт-приборов в учебном процессе образовательного учреждения / Т. В. Кормилицына, А. В. Сидорова. — Учебный эксперимент в образовании. — 2016. — № 1 (77). — С. 51–58.
  3. Бекмагамбетова, Р. К. Концепция электронного обучения: казахстанский подход в общеобразовательной школе: монография [Электронный ресурс] / Р. К. Бекмагамбетова, С. Т. Мухамбетжанова. — URL: http://m.10-bal.ru/ doc/5064/index. html?page=6.
  4. Пособие по изучению программного обеспечения Smart Notebook [Электронный ресурс] / URL: http://downloads.smarttech.com/media/training center/translations/international_ learner_workbook/in1012_russian_intl_lwb_mar30_2009.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, учебный процесс, преподаватель, студент, SMART, внедрение смарт-технологий, возможность, высшее учебное заведение, персональный компьютер, учебное занятие.


Ключевые слова

высшее учебное заведение, интерактивная доска, смарт-технологии, Smart Board

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе

Интерактивная доска — одно из самых современных средств обучения, с которым сегодня активно

Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру...

Использование интерактивных досок | Статья в журнале...

Использование интерактивных технологий способно внести в учебный процесс

Первая в мире интерактивная доска была продемонстрирована компанией Smart Technologies в 1991 году

Использование интерактивной доски расширяет возможности для преподавателей и...

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. —Использование интерактивной доски как средства демонстрации наглядного...

Сетевые информационные технологии в преподавании...

Внедрение информационных технологий (ИТ) в учебный процесс происходит неуклонно и поэтапно вместе с развитием средств обучения (компьютеров, электронных образовательных ресурсов, в том числе средств мультимедиа и других устройств) и прикладных...

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс...

Интерактивная доска — это комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает эффективно осуществлять обратную связь, повышает эффективность обучения, вносит в учебный процесс новое восприятие...

Использование виртуальной онлайн-доски на уроке математики

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс

интерактивная доска, учебный процесс, доска, компьютер, занятие, интерактивное оборудование, обратная проекция, программное обеспечение...

Внедрение технических средств обучения в МБОУ... | «Молодой

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе. Особенности применения технических средств при организации... интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс, использование ИД...

Внедрение современных информационных технологий...

Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс — повышение его качества и эффективности.

Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества...

Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный...

Процесс информатизации образования в Казахстане предполагает активное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения. Мультимедийные технологии широко применяются в электронных учебниках, обучающих учебно-методических комплексах и т.д...

Мультимедиа-технологии в преподавании математики в средней...

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART

интерактивная доска, учебный процесс, доска, компьютер, занятие, интерактивное

Использование интерактивных технологий способно внести в учебный процесс следующие...

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе

Интерактивная доска — одно из самых современных средств обучения, с которым сегодня активно

Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру...

Использование интерактивных досок | Статья в журнале...

Использование интерактивных технологий способно внести в учебный процесс

Первая в мире интерактивная доска была продемонстрирована компанией Smart Technologies в 1991 году

Использование интерактивной доски расширяет возможности для преподавателей и...

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. —Использование интерактивной доски как средства демонстрации наглядного...

Сетевые информационные технологии в преподавании...

Внедрение информационных технологий (ИТ) в учебный процесс происходит неуклонно и поэтапно вместе с развитием средств обучения (компьютеров, электронных образовательных ресурсов, в том числе средств мультимедиа и других устройств) и прикладных...

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс...

Интерактивная доска — это комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает эффективно осуществлять обратную связь, повышает эффективность обучения, вносит в учебный процесс новое восприятие...

Использование виртуальной онлайн-доски на уроке математики

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс

интерактивная доска, учебный процесс, доска, компьютер, занятие, интерактивное оборудование, обратная проекция, программное обеспечение...

Внедрение технических средств обучения в МБОУ... | «Молодой

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе. Особенности применения технических средств при организации... интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс, использование ИД...

Внедрение современных информационных технологий...

Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс — повышение его качества и эффективности.

Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества...

Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный...

Процесс информатизации образования в Казахстане предполагает активное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения. Мультимедийные технологии широко применяются в электронных учебниках, обучающих учебно-методических комплексах и т.д...

Мультимедиа-технологии в преподавании математики в средней...

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART

интерактивная доска, учебный процесс, доска, компьютер, занятие, интерактивное

Использование интерактивных технологий способно внести в учебный процесс следующие...

Задать вопрос