Данная статья представляет собой аналитику исторических событий, связанных с деятельностью Горьковского автомобильного завода в годы Второй мировой войны. Также было определено историческое значение завода как для города Горький, так и для страны в целом в годы войны.
Ключевые слова: Горьковский автомобильный завод, ГАЗ, завод, Великая Отечественная война, город Горький, Вторая мировая война.
Актуальность заключается в том, что Горьковский автомобильный завод является неотъемлемой частью современной жизни многих жителей Нижнего Новгорода, но не каждый представляет его значимость в годы Второй мировой войны. Целью является на основе исторических событий Горьковского автомобильного завода определить важность данного предприятия для города Нижнего Новгорода (раньше Горький) и страны в целом в годы Второй мировой войны.
2 мая 1930 года недалеко от города Горького заложили первый камень в фундамент автомобильного завода, который начал работу спустя 18 месяцев. Это был будущий гигант — Горьковский автозавод. 29 января 1932г. в 19 ч.15 мин (по МСК времени) был собран первый грузовой автомобиль — ГАЗ-АА. Уже 17 апреля 1935 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошёл 100-тысячный автомобиль. Это был легковой ГА3-А. Таким образом, Горьковский автомобильный завод стал первым предприятием в России, которое выпустило 100 тыс. автомобилей.
Из выступления по радио B. M. Mолотова: «22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города». В тот же день на площади возле главной проходной ГАЗа состоялся общезаводской митинг, на котором заводчане один за другим с импровизированной трибуны выступали с единственной мыслью о борьбе с врагом: «…Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!». «Всё для фронта, всё для победы!» — под таким девизом работали, не жалея сил, автозаводцы все 1418 суровых военных дней [2, с. 167].
Уже к 1941 году ГАЗ представлял собой большой промышленный комплекс в машиностроительной отрасли Союза Советских Социалистических Республик, завод был оснащен по последнему слову техники, а также был богат высококвалифицированными кадрами и рядом филиалов, что составляло мощную производственную базу.
Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» был принят 26 июня 1941 года Президиумом Верховного совета СССР. Главной его целью было увеличение рабочего дня, также введение обязательных сверхурочных работ продолжительностью от 1 до 3 часов и отмена отпуска.
Начало войны ознаменовало большие объемы выпускаемой продукции с Горьковского автомобильного завода. Стали поступать огромные объемы новых срочных заказов, связанных с освоением изделий военного назначения: танки, боевые машины и др., при этом технология их производства довольно часто не соответствовала имеющемуся на заводе оборудованию.
В июле 1941 года ГАЗ получил новое задание организовать выпуск в арматурном цехе боковых колясок для армейских мотоциклов М-72, которые делал Горьковский мотоциклетный завод.
Однажды, ночью с 4 на 5 ноября 1941 года на Горьковский автомобильный завод был совершен налет немецкой авиации. Её не смог остановить даже заградительный зенитный артиллерийский огонь. В итоге бомбардировки был разрушен и объят пламенем учебный комбинат, частично разрушен транспортный цех.
Руководители фашисткой армии понимали и осознавали большую роль Горьковского завода в обороноспособности государства, поэтому любыми средствами хотели уничтожить его, потому что ГАЗ снабжал советскую армию грузовиками, бронеавтомобилями, легкими танками и силовыми агрегатами к танкам, а также снарядами, минами и стрелковым оружием.
5–6 июня 1943 года — именно на эти даты были запланирован у фашистских войск масштабный авиационный удар по Москве. Для защиты города была в срочном порядке усилена противовоздушная оборона. Тогда фашисты отказались от первоначального плана и решили полностью уничтожить промышленно-экономический потенциал Горьковского региона [4, с. 168].
Ночью с 4 на 5 июня 1943 года горьковский завод был атакован немецкими авианосцами. Фугасными бомбами были разрушены паровая кузница ковочных машин и подстанция, принимающая электроток от Горэнерго, а также частично пострадали рессорный цех и кузница № 3. Всю территорию завода охватил пожар, на цехах полыхала деревянная обшивка — всё это было последствиями сброшенных зажигательных бомб. В последующие ночи от частых фашистских налетов и бомбёжек были разрушены почти все цеха, также выведены из строя основные энергосооружения, серьезно повреждены магистральные коммуникационные сети и нарушен поточный производственный цикл.
После масштабных бомбежек завода были в короткий срок восстановлены: магистральные сети; энергосооружения; водоснабжение территории завода и цехов; возобновлена работа железнодорожного транспорта; организован ремонт и восстановление инструмента и оборудования.
В первые дни были организованы ремонтные базы для восстановления технологического оборудования непосредственно в пострадавших цехах. Выполнение сложного ремонта производилось в ремонтно-механическом цехе [5, с. 189].
К 1 июля 1943 года было отремонтировано 3106 единиц (55 %) оборудования, подлежавшее восстановлению. Еще до окончания полного восстановления из цехов начала выходить первая продукция. 14 июня заработала кузница, 18 июня — литейный цех, а 19 июля — начат выпуск колес [3, с. 287].
Орденом Красного Знамени за досрочную ликвидацию фашистских авианалетов, успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новой техники и вооружения и образцовое снабжение фронта военной продукцией Горьковский автомобильный завод был награжден 9 марта 1944 года [5, с. 234].
120 000 единиц техники в год. Именно такое задание получил Горьковский автомобильный завод от Государственного комитета обороны в мае 1944 года [1, с. 167].
9 мая 1945 года в 2 часа 10 минут диктор Ю. Б. Левитан по радио объявил: «Товарищи! Несколько минут назад в Берлине был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил Верховному главнокомандованию Красной армии и одновременно Верховному командованию союзных экспедиционных сил! Великая Отечественная война победоносно завершилась! С победой вас, товарищи!».
Утром следующего дня на заводе под грифом «Экстренно» вышел приказ директора И. К. Лоскутова с поздравлением трудового коллектива с Великой Победой. Этот день был объявлен на предприятии выходным с проведением многотысячного шествия.
Орденом Отечественной войны 1 степени за успешное выполнение ГКО по выпуску артиллерийских установок для Красной армии 16 сентября 1945 года был награжден Горьковский автомобильный завод.
Таким образом, с началом Великой Отечественной войны (1941–1945) завод практически полностью переориентировался на выпуск военной продукции и стал одним из ключевых центров снабжения Красной армии грузовиками, бронеавтомобилями, легкими танками и силовыми агрегатами к танкам, а также снарядами для «Катюш», минами и стрелковым оружием.
Литература:
- Гордин А. А. — «Горьковский автомобильный завод. История и современность». 2016 г.
- Белова В. А. «Горьковский автомобильный завод». 2006 г.
- Кащеев Л. Б., Реминский В. А. — «Автопарк Красной Армии. Горьковский автомобильный завод». 2000 г.
- Сорочкин Н. Ю., Сурьянинов Г. М. — «Горьковский автомобильный». 1981 г.
- Алешина П., Голиков С., Гуляев А. «Горьковский автомобильный. Очерк истории завода». 1964 г.
- https://ria.ru/20170101/1484653454.htm