Историческая значимость автомобильного завода «ГАЗ» в период Второй мировой войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 04.02.2022

Статья просмотрена: 378 раз

Библиографическое описание:

Назарова, Е. Н. Историческая значимость автомобильного завода «ГАЗ» в период Второй мировой войны / Е. Н. Назарова, А. Н. Синицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88595/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья представляет собой аналитику исторических событий, связанных с деятельностью Горьковского автомобильного завода в годы Второй мировой войны. Также было определено историческое значение завода как для города Горький, так и для страны в целом в годы войны.

Ключевые слова: Горьковский автомобильный завод, ГАЗ, завод, Великая Отечественная война, город Горький, Вторая мировая война.

Актуальность заключается в том, что Горьковский автомобильный завод является неотъемлемой частью современной жизни многих жителей Нижнего Новгорода, но не каждый представляет его значимость в годы Второй мировой войны. Целью является на основе исторических событий Горьковского автомобильного завода определить важность данного предприятия для города Нижнего Новгорода (раньше Горький) и страны в целом в годы Второй мировой войны.

2 мая 1930 года недалеко от города Горького заложили первый камень в фундамент автомобильного завода, который начал работу спустя 18 месяцев. Это был будущий гигант — Горьковский автозавод. 29 января 1932г. в 19 ч.15 мин (по МСК времени) был собран первый грузовой автомобиль — ГАЗ-АА. Уже 17 апреля 1935 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошёл 100-тысячный автомобиль. Это был легковой ГА3-А. Таким образом, Горьковский автомобильный завод стал первым предприятием в России, которое выпустило 100 тыс. автомобилей.

Из выступления по радио B. M. Mолотова: «22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города». В тот же день на площади возле главной проходной ГАЗа состоялся общезаводской митинг, на котором заводчане один за другим с импровизированной трибуны выступали с единственной мыслью о борьбе с врагом: «…Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!». «Всё для фронта, всё для победы!» — под таким девизом работали, не жалея сил, автозаводцы все 1418 суровых военных дней [2, с. 167].

Уже к 1941 году ГАЗ представлял собой большой промышленный комплекс в машиностроительной отрасли Союза Советских Социалистических Республик, завод был оснащен по последнему слову техники, а также был богат высококвалифицированными кадрами и рядом филиалов, что составляло мощную производственную базу.

Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» был принят 26 июня 1941 года Президиумом Верховного совета СССР. Главной его целью было увеличение рабочего дня, также введение обязательных сверхурочных работ продолжительностью от 1 до 3 часов и отмена отпуска.

Начало войны ознаменовало большие объемы выпускаемой продукции с Горьковского автомобильного завода. Стали поступать огромные объемы новых срочных заказов, связанных с освоением изделий военного назначения: танки, боевые машины и др., при этом технология их производства довольно часто не соответствовала имеющемуся на заводе оборудованию.

В июле 1941 года ГАЗ получил новое задание организовать выпуск в арматурном цехе боковых колясок для армейских мотоциклов М-72, которые делал Горьковский мотоциклетный завод.

Однажды, ночью с 4 на 5 ноября 1941 года на Горьковский автомобильный завод был совершен налет немецкой авиации. Её не смог остановить даже заградительный зенитный артиллерийский огонь. В итоге бомбардировки был разрушен и объят пламенем учебный комбинат, частично разрушен транспортный цех.

Руководители фашисткой армии понимали и осознавали большую роль Горьковского завода в обороноспособности государства, поэтому любыми средствами хотели уничтожить его, потому что ГАЗ снабжал советскую армию грузовиками, бронеавтомобилями, легкими танками и силовыми агрегатами к танкам, а также снарядами, минами и стрелковым оружием.

5–6 июня 1943 года — именно на эти даты были запланирован у фашистских войск масштабный авиационный удар по Москве. Для защиты города была в срочном порядке усилена противовоздушная оборона. Тогда фашисты отказались от первоначального плана и решили полностью уничтожить промышленно-экономический потенциал Горьковского региона [4, с. 168].

Ночью с 4 на 5 июня 1943 года горьковский завод был атакован немецкими авианосцами. Фугасными бомбами были разрушены паровая кузница ковочных машин и подстанция, принимающая электроток от Горэнерго, а также частично пострадали рессорный цех и кузница № 3. Всю территорию завода охватил пожар, на цехах полыхала деревянная обшивка — всё это было последствиями сброшенных зажигательных бомб. В последующие ночи от частых фашистских налетов и бомбёжек были разрушены почти все цеха, также выведены из строя основные энергосооружения, серьезно повреждены магистральные коммуникационные сети и нарушен поточный производственный цикл.

После масштабных бомбежек завода были в короткий срок восстановлены: магистральные сети; энергосооружения; водоснабжение территории завода и цехов; возобновлена работа железнодорожного транспорта; организован ремонт и восстановление инструмента и оборудования.

В первые дни были организованы ремонтные базы для восстановления технологического оборудования непосредственно в пострадавших цехах. Выполнение сложного ремонта производилось в ремонтно-механическом цехе [5, с. 189].

К 1 июля 1943 года было отремонтировано 3106 единиц (55 %) оборудования, подлежавшее восстановлению. Еще до окончания полного восстановления из цехов начала выходить первая продукция. 14 июня заработала кузница, 18 июня — литейный цех, а 19 июля — начат выпуск колес [3, с. 287].

Орденом Красного Знамени за досрочную ликвидацию фашистских авианалетов, успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новой техники и вооружения и образцовое снабжение фронта военной продукцией Горьковский автомобильный завод был награжден 9 марта 1944 года [5, с. 234].

120 000 единиц техники в год. Именно такое задание получил Горьковский автомобильный завод от Государственного комитета обороны в мае 1944 года [1, с. 167].

9 мая 1945 года в 2 часа 10 минут диктор Ю. Б. Левитан по радио объявил: «Товарищи! Несколько минут назад в Берлине был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил Верховному главнокомандованию Красной армии и одновременно Верховному командованию союзных экспедиционных сил! Великая Отечественная война победоносно завершилась! С победой вас, товарищи!».

Утром следующего дня на заводе под грифом «Экстренно» вышел приказ директора И. К. Лоскутова с поздравлением трудового коллектива с Великой Победой. Этот день был объявлен на предприятии выходным с проведением многотысячного шествия.

Орденом Отечественной войны 1 степени за успешное выполнение ГКО по выпуску артиллерийских установок для Красной армии 16 сентября 1945 года был награжден Горьковский автомобильный завод.

Таким образом, с началом Великой Отечественной войны (1941–1945) завод практически полностью переориентировался на выпуск военной продукции и стал одним из ключевых центров снабжения Красной армии грузовиками, бронеавтомобилями, легкими танками и силовыми агрегатами к танкам, а также снарядами для «Катюш», минами и стрелковым оружием.

Литература:

  1. Гордин А. А. — «Горьковский автомобильный завод. История и современность». 2016 г.
  2. Белова В. А. «Горьковский автомобильный завод». 2006 г.
  3. Кащеев Л. Б., Реминский В. А. — «Автопарк Красной Армии. Горьковский автомобильный завод». 2000 г.
  4. Сорочкин Н. Ю., Сурьянинов Г. М. — «Горьковский автомобильный». 1981 г.
  5. Алешина П., Голиков С., Гуляев А. «Горьковский автомобильный. Очерк истории завода». 1964 г.
  6. https://ria.ru/20170101/1484653454.htm
Основные термины (генерируются автоматически): Горьковский автомобильный завод, мировая война, Великая Отечественная война, Красная армия, автомобильный завод, военная продукция, город, горьковский завод, Нижний Новгород, стрелковое оружие.


Ключевые слова

газ, Великая Отечественная война, завод, Вторая мировая война, Горьковский автомобильный завод, город Горький

Похожие статьи

Кадровое обеспечение завода № 402 в годы Великой Отечественной войны

В данной статье рассмотрены вопросы кадрового обеспечения Северного машиностроительного предприятия (ранее — завода № 402) в годы Великой Отечественной войны.

Промышленные предприятия в годы Великой Отечественной войны в г. Ишиме

В статье на основе неопубликованных источников автор рассматривает промышленные предприятия г. Ишима в годы Великой Отечественной войны, их роль и значение, в помощи воюющему фронту.

Трансформация промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны

В работе рассматриваются изменения в структуре промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны. Анализ исторических источников позволяет выделить несколько крупных тенденций, которые предопределили развитие отрасли в анализируемы...

Деятельность Балхашского завода обработки цветных металлов в годы Великой Отечественной войны

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с переброской части промышленного потенциала Советского Союза из его западных регионов в районы Казахстана, Урала и Средней Азии в начальный период Великой Отечественной войны на примере Кольчугин...

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны

В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продо...

Военно-промышленный комплекс Западной Сибири в первый период Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены особенности функционирования военно-промышленного комплекса в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Охарактеризована деятельность предприятий Тюменской области военного назначения и их роль в организации производств...

Войска правительственной связи в первые годы после окончания Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены ключевые моменты в истории войск правительственной высокочастотной связи НКВД (МГБ) СССР в 1945–1949 годах. На основе архивных и опубликованных материалов анализируются участие, организация и техническое оснащение подразделений п...

Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Становление и развитие Павловского автобусного завода в 1929–1991 гг.

В статье описывается становление и развитие Павловского автобусного завода в период с 1929 по 1991 гг. Также в статье рассказывается о людях, внёсших вклад в развитии завода в этот период истории.

Современное состояние и проблемы обеспечения конкурентоспособности российскими предприятиями автомобильной промышленности

В статье авторы проанализировали состояние автомобильной промышленности России в контексте мирового развития, выявили основополагающие проблемы, сдерживающие развитие данной отрасли, а также определили главные факторы обеспечения конкурентоспособност...

Похожие статьи

Кадровое обеспечение завода № 402 в годы Великой Отечественной войны

В данной статье рассмотрены вопросы кадрового обеспечения Северного машиностроительного предприятия (ранее — завода № 402) в годы Великой Отечественной войны.

Промышленные предприятия в годы Великой Отечественной войны в г. Ишиме

В статье на основе неопубликованных источников автор рассматривает промышленные предприятия г. Ишима в годы Великой Отечественной войны, их роль и значение, в помощи воюющему фронту.

Трансформация промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны

В работе рассматриваются изменения в структуре промышленности Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны. Анализ исторических источников позволяет выделить несколько крупных тенденций, которые предопределили развитие отрасли в анализируемы...

Деятельность Балхашского завода обработки цветных металлов в годы Великой Отечественной войны

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с переброской части промышленного потенциала Советского Союза из его западных регионов в районы Казахстана, Урала и Средней Азии в начальный период Великой Отечественной войны на примере Кольчугин...

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны

В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продо...

Военно-промышленный комплекс Западной Сибири в первый период Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены особенности функционирования военно-промышленного комплекса в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Охарактеризована деятельность предприятий Тюменской области военного назначения и их роль в организации производств...

Войска правительственной связи в первые годы после окончания Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены ключевые моменты в истории войск правительственной высокочастотной связи НКВД (МГБ) СССР в 1945–1949 годах. На основе архивных и опубликованных материалов анализируются участие, организация и техническое оснащение подразделений п...

Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Становление и развитие Павловского автобусного завода в 1929–1991 гг.

В статье описывается становление и развитие Павловского автобусного завода в период с 1929 по 1991 гг. Также в статье рассказывается о людях, внёсших вклад в развитии завода в этот период истории.

Современное состояние и проблемы обеспечения конкурентоспособности российскими предприятиями автомобильной промышленности

В статье авторы проанализировали состояние автомобильной промышленности России в контексте мирового развития, выявили основополагающие проблемы, сдерживающие развитие данной отрасли, а также определили главные факторы обеспечения конкурентоспособност...

Задать вопрос