В статье на примере Москвы, Первоуральска и других советских городов описывается городское хозяйство времен Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется проблемам транспорта, развития предприятий социального профиля, снабжения городов продовольствием, работы медицинских служб.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, городское хозяйство, транспорт, предприятия, социальные учреждения, снабжение
Под городских хозяйством принято понимать комплекс расположенных на территории города предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, городскую транспортную сеть. От бесперебойного функционирования городского хозяйства напрямую зависит жизнь каждого горожанина; в военные годы помимо бытовых удобств работа городских служб помогала мобилизовать все необходимые ресурсы на нужды фронта, переоборудовать и переориентировать производство промышленной продукции, наладить работу новых эвакуированных заводов, разместить, накормить и трудоустроить миллионы беженцев и переселенцев. В настоящей статье будут рассмотрены некоторые аспекты функционирования хозяйства советских городов в военные годы; нам предстоит проанализировать проблемы развития городского транспорта, работа предприятий социальной сферы, медицинских учреждений, службы снабжения. В центре нашего внимание будут следующие города: Москва — столица советского государства, Владимир — крупнейший эвакуационный центр европейской части страны, Первоуральск — город в Свердловской области, в который был перемещен один из ленинградских заводов, а также забайкальская Чита и прифронтовой Тамбов, перестроившие свои экономики на военные рельсы.
Развития городского транспорта (на примере Москвы) [4].
Основным видом транспорта в столице, население которой даже в самые трудные осенние месяцы 1941 г. составляло 2,5 млн человек, являлся метрополитен. Это был не только самый удобный, быстрый и безопасный вид транспорта, но и надежное место укрытия населения от воздушных налетов противника. Незадолго до начала войны Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о возможном приспособлении метро под бомбоубежище. Впоследствии в метро были оборудованы медицинские пункты, библиотеки, заводские цехи.
Однако военное время диктовало свои условия. Москва была прифронтовым городом, поэтому осенью 1941 г. началась эвакуация оснащений метрополитена. Около 179 вагонов метро были вывезены в Узбекистан. Более того, 15 октября 1941 г. вышел приказ о закрытии Московского метро. В ночь с 15 на 16 октября были запущены подготовительные работы по затоплению метрополитена, его оборудования минировались, отключалось электричество, на станции «Динамо» разбирался эскалатор, в электродепо «Сокол» началась эвакуация последних поездов. Уже к вечеру 16 октября Государственный Комитет Обороны признал данное решение некорректным, метрополитен заработал вновь.
В последующие годы, несмотря на все трудности войны, транспорт успешно развивался. К 1943 г. число поездов значительно увеличилось. Более того, началось строительство новых, более совершенных вагонов. 1 января 1943 г. вступил в эксплуатацию участок метрополитена — от площади Свердлова (в наше время — станция «Театральная») до Автозаводской — протяженностью 6,3 км. Шло строительство Покровского радиуса метро. Уже к 1944 г. были радиофицированы около 15 станций метрополитена, столица получила подземный переход между станциями Охотный ряд и площадь Свердлова. Все это привело к значительному увеличению перевозки пассажиров.
Вторым по значимости видом транспорта в годы Великой Отечественной войны был трамвай. Московский трамвайный парк имел свыше 1 тыс. км кабельной сети, почти 500 км рельсовых путей, более 2300 вагонов. В нем было занято 19 тыс. рабочих и инженерно-технических служащих. С началом войны ремонт либо производство новых частей трамвая практически прекратились. Это привело к тому, что состояние транспорта, а также путей передвижения, значительно ухудшилось. Так, ежедневно, примерно 230 трамваев вовсе не выезжали, а примерно 100 возвращались с линии из-за неисправностей. Это приводило к возникновению аварий, нарушению графика, невыполнению плана перевозки пассажиров.
Состояние трамвайного транспорта Москвы было обсуждено в мае 1942 г. членами горкома партии. Многие московские заводы получили срочное задание наладить выпуск запасных частей и деталей, были приняты меры по улучшению партийно-политической работы на транспорте, шла подготовка новых квалифицированных кадров.
Помимо метрополитена и трамвая в городе во время войны активно использовалось троллейбусное сообщение. К 1943 г. существовало 3 троллейбусных парка. В 1943 хозяйственными организациями были направлены в троллейбусные парки примерно 1 тыс. квалифицированных рабочих и 500 водителей. К 1943 г. были открыты три новых маршрута для движения троллейбусов.
Предприятия социальной сферы [4].
Общеизвестно, что многие заводы тяжелой промышленности в годы войны эвакуировались в тыл, ряд предприятий переоборудовался на выпуск продукции, необходимой фронту. Предприятия легкой промышленности или социальной сферы, как правило, продолжали функционировать во всех городах; их деятельность обеспечивала нормальные бытовые условия миллионам советских горожан, в том числе москвичам.
Во время войны была осложнена работа практически всех предприятий Москвы. Некоторые из предприятий закрылась из-за нехватки рабочей силы, оборудования, сырья, топлива и электроэнергии. В 1942 г. на восстановление предприятий социальной сферы было предоставлено около 200 млн. руб. Это позволило открыть в городе сотни ремонтно-пошивочных мастерских, химчисток, бань и прачечных. К началу 1944 г. число предприятий бытового обслуживания рабочего народа достигло довоенного уровня. В 1945 г. ремонтно-пошивочные мастерские выполнили работ на 20 % больше по сравнению с довоенным временем.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
Город Первоуральск, расположенный в Свердловской области, стал местом эвакуации крупного ленинградского завода «Электрик», а с ним и большого количества беженцев. Как обеспечивалась работа жилищно-коммунальных служб в этих новых для города непростых условиях?
Согласно постановлению горсовета от 13 января 1941 года, обязанности по поддержанию в рабочем состоянии городских коммунальных объектов было возложено на горкомхоз, райгоссанинспекцию и городской отдел милиции. Помимо этого, горсовет накладывал определенные обязательства на все предприятий и трудящихся на них горожан. Обязанности предприятий и организаций включали в себя содержание дворников, очистку тротуаров напротив своих домовладений, очищение от снега крыш зданий и строений, установку урн, содержание в исправности всех водостоков и отхожих мест, вывозку нечистот в места свалок, уход за зелеными насаждениями и т. п. Специализированные предприятии ЖКХ занимались лишь техническим обслуживанием объектов [2]. Похожая ситуация сложилась в Тамбове. За соблюдение чистоты в городе следили не только специальные службы, но и сами жители, организовывавшие вывоз мусора и проч. [1, стр. 437].
Тяжелая ситуация складывалась в области дорожного строительства. В силу регулярного прохода через центральные городские улицы военной техники положение дорожного и пешеходного полотна, и в довоенные годы требовавшего существенного усовершенствования, стало резко ухудшаться. В Чите замощенность улиц в военные годы составляла всего 10–15 %. Песчаная почва города в период ливневых дождей разрушалась, ее восстановление происходило силами самих горожан, специальной техники в городе не было [3].
Многие советские города страдали из-за нехватки электроэнергии и питьевой воды. В Чите в период войны горожане получали энергии не более 15 % от всей мощности станций (остальное уходило на промышленные нужды), не хватало электроламп. В этих условиях Черновский райисполком вынес решение об использовании электроламп только в 60 ватт. Питьевую воду горожане добывали из 11 артезианских коммунальных колодцев, за водой выстраивались очереди. К концу войны положение улучшилось: достроили центральную насосную станцию, соорудили разводящую сеть от центральных колодцев [3].
Медицинское обслуживание.
Огромную роль в годы Великой Отечественной войны играло медицинское обслуживание воинов и населения. К концу 1941 г. в Москве и области функционировало свыше 200 госпиталей, в том числе много специализированных, снабженных современными медицинскими аппаратурами, в которых на излечении находились десятки тысяч раненых во время военных действий. В данных учреждениях имелась возможность производить точные исследования, делать самые сложные операции, применять наиболее совершенные методы лечения. В Москве действовало свыше 1 тыс. больниц, поликлиник, медчастей, здравпунктов, консультаций, в которых к 1943 г. работало почти 7,5 тыс. врачей. Часть медицинских учреждений было переориентирована на лечение раненых на фронтах.
Особое внимание уделялось противоэпидемическим мерам. В 1943 г. в Москве открыто четыре новых туберкулезных диспансера. Улучшилась работа районных и городских чрезвычайных противоэпидемических комиссий. Населению периодически делали прививки [4].
Противоэпидемические комиссии создавались помимо Москвы во многих городах, например, в Тамбове. Здесь данная комиссия работала совместно с городским отделом здравоохранения и представителями общественности. Особенно сложным стал для тамбовчан вопрос о сохранении в чистоте «пищевых» объектов, ремонт уборных города, наблюдались перебои в работе четырех городских бань, отсутствовали рабочие ассенизаторы [1, с. 436–437]. Следует отметить, что проблемы с эпидемиологической ситуацией в города были обусловлены не только военным временем, но и общим состоянием городского хозяйства в предвоенные годы [1, с. 439]. Ставший в 1937 г. областным центром Тамбов не смог превратиться в крупный коммунальный центр — в городе не функционировал общественный транспорт, не хватало электроэнергии [1, с. 438].
Еще одной проблемой с точки зрения профилактики эпидемий была проблема отсутствия во многих населенных пунктах канализации. Так, например, особое затруднение для городов Владимирской области, не имевших канализационной системы, представляла необходимость содержания ассенизационных служб. Для улучшения санитарной обстановки устанавливалась административная ответственность для нарушителей, предполагавшая штраф до 100 рублей. Во Владимире канализация имелась не во всём городе, а была проложена лишь в некоторых его частях. Эти участки канализации были изолированы друг от друга. Ужасная ситуация вследствие ливневых дождей летом и паводков весной складывалась на Вокзальной площади города и улице Вокзальной [6, с. 48].
Плохо работала канализационная сеть и в Тамбове, к канализации было подключено всего 100 зданий. Значительная часть нечистот зарывалась на территории города [1, 438].
Забайкальская Чита до 1941 также не имела канализации (ее строительство проходило в военные годы в том числе в связи с вводом в эксплуатацию крупных военных объектов); все отходы сбрасывались в поглощающие колодцы. Как и в других городах, читинцы самостоятельно вывозили нечистоты [3].
Снабжение.
Вовремя войны возникали огромные затруднения в снабжении населения потребительскими товарами и продуктами. Весной 1942 г. в Московской области было создано 422 подсобных хозяйства с общей земельной площадью в 49 тыс. га; 205 тыс. семей рабочих и служащих столицы получили 5 тыс. га под коллективные и индивидуальные огороды. В ноябре 1942 г. при Моссовете был создан отдел общественного питания, а при райсоветах — соответствующие районные инспекции.
К окончанию первого года войны в Москве находилось более 100 норм и видов продовольственного и промтоварного снабжения. Для каждой группы населения вводились разные нормы снабжения хлебом, жирами, сахаром, мясом, крупой. Привилегии в снабжении имели больные туберкулезом, беременные женщины, кормящие матери, доноры. Всего к тому времени в столице продовольственными карточками было обеспечено около 3 млн. человек [4].
Великая Отечественная война внесла колоссальные изменения в структуру городского хозяйства. Жизнь советских городов перестраивалась на военный лад (появление карточек, улучшение медицинских учреждений, создание отдела общественного питания и проч.). При всех этих переменах городское хозяйство военного периода продолжало справляться с повседневными нуждами горожан, поддерживая их бытовые требования и нужды. Функционирующее городское хозяйство во многом позволило превратить советские города тыла в опорные центры по обеспечению фронта необходимой военной и гражданской продукцией, роль которых в победе над фашизмом трудно переоценить.
Литература:
- Городское хозяйство Тамбова в годы Великой Отечественной Войны — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gorodskoe-hozyaystvo-tambova-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny
- Городское хозяйство Первоуральска в годы Великой Отечественной войны — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://gusev-a-v.blogspot.ru/2012/12/blog-post.html
- Городское хозяйство Читы в годы войны — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aacb0akh2bp7e.xn--p1ai/article/78607/
- Быт военной Москвы — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kredit-moskva.ru/istoria/mos08.html // История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. М., 1967.
- Народное хозяйство СССР в годы ВОВ 1. МОБИЛИЗАЦИЯ — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nitpa.org/narodnoe-xozyajstvo-sssr-v-gody-vov-1-mobilizaciya/
- Тряхов И. С. Условия жизни городского населения в годы Великой Отечественной войны (на материалах Владимирского края). Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. Владимир, 2015.