В статье на основе неопубликованных источников автор рассматривает промышленные предприятия г. Ишима в годы Великой Отечественной войны, их роль и значение, в помощи воюющему фронту.
Ключевые слова: Ишимский автоприцепный завод № 3, Машзавод № 6, Ишимский механический завод.
Уже много лет прошло со дня окончания Великой победы нашей страны XX века. В исторической литературе появилось много книг о ходе военных действий, о судьбах людей, которые участвовали в них, лишь малая толика литературы посвящена труженикам тыла. О тружениках нашей необъятной Сибири опубликовано, очень мало данных, а о тружениках города Ишима почти нет данных. А они ведь внесли не малый вклад в защиту нашей родины, в обеспечение фронта необходимыми материалами и ресурсами. Благодаря сложнейшей работе советских людей в каждом регионе, в каждом городе, в том числе и в нашем городе Ишиме, наша страна смогла одержать победу в столь ужасной и кровавой войне.
Экономика Ишима всегда обладала рядом специфических особенностей, которые были определены природно-географическим фактором. «Отсутствие сколько-нибудь серьезной сырьевой базы для развития крупной промышлености наряду с богатыми земельными угодьями исторически предопределило производственно-экономическую направленность города как центра переработки сельскохозяйственного сырья, ремесел и торговли».
Война внесла в экономику Ишима свои коррективы. «Первые годы войны внесли существенные изменения в производственную структуру города. Обусловлены они были не экономической целесообразностью, а необходимостью переориентации народного хозяйства всей страны на вооруженные нужды. В Ишим были эвакуированы из европейской части СССР нынешние машиностроительный, механический и многие другие предприятия».
В 1941 году началась Великая Отечественная Война, фашисты переступили границы Советского Союза, в срочном порядке был издан приказ Наркомата об эвакуации заводов в тыл страны, исключением не стал и Лодейнопольский завод автоприцепов № 3. Эвакуация была намечена в город Омск пятью железнодорожными эшелонам. Часть завода все-таки успела добраться до Омска. Часть была перехвачена в пути и направлена в Ирбит. Намечалось влить всю эту силу в Ирбитский завод автоприцепов № 1.Но осенью 1941 года стало ясно, что поместить оборудование и дать всем эвакуированным рабочие места в Ирбите невозможно. При эвакуации заводов все оборудование в количестве 144 единицы и 393 работников были переданы Ирбитскому заводу автоприцепов после решения Наркомата и Главка об организации самостоятельного завода в Ишиме часть этого оборудования (28 единиц) и работников (32 чел.) были отправлены в г. Ишим. Туда же была отгружена часть оборудования с бывшего Омского завода автоприцепов № 6 им. Коминтерна [1, Л. 27]. Так же конце сентября 1941 года в Ишим прибыли И.В Пучков директор, Лодейнопольского завода, И. H. Кантогин, В. Ф. Курочкин, Г. В. Стребков, И. В. Васильев и другие лодейнопольцы [2, Л.7] .
Строительство завода началось в октябре 1941 года. Для него была передана площадка машинно-тракторных мастерских Наркомата совхозов. В помещениях мастерских, имевших общую площадь немногим более тысячи квадратных метров, разместили сварочное, заготовительное и механическое отделения и инструментальный цех. Через полтора месяца Ишимский завод получил задание: организовать производство автокухонь КП- 41. Завод получил название Ишимский автоприцепный завод № 3 [3, Л. 27].
С первого дня производственной деятельности коллектив нарождавшегося предприятия стал работать для нужд фронта. Планом было установлено в течение 1942 года, поставить для фронта 1400 полевых кухонь КП-41 на одноосном автомобильном прицепе, 1-АП-1,5 выпускаемом Ирбитским заводом. В условиях, когда завод строился, основную рабочую силу составляла неопытная и слабо обученная производственным профессиям молодежь, задание это оказалось непосильным. Но работники завода старались. Двести пятьдесят человек по 11-14 часов не уходили со своих рабочих мест: строили цеха и делали полевые кухни.
В апреле 1942 года из рук Ишимских машиностроителей Советская Армия получила партию готовой продукции 180 автокухонь.
Систематический срыв поставок деталей для прицепов не давал возможности Ишимцам выполнять установленный план. Руководство Ишимского завода решило наладить производство прицепов 1-АП-1,5 под автокухни собственными силами. В течение августа — сентября в цехах завода было освоено производство всех деталей прицепа. Последние числа сентября 1942 года были днями большой трудовой победы коллектива: из цехов вышла первая партия в 30 автокухонь КП-41 на прицепах 1 -АП-1,5 полностью изготовленных самостоятельно [4, Л. 21].
В конце 1944года была начата подготовка к выпуску для армии новой продукции, а в начале 1945 года завод перешел к серийному производству полевой кухни КП — 42, которая выпускалась до конца войны [5, С.357.].
Завод автоприцепов № 3 стал не единственным заводом, который эвакуировали вглубь страны. Ишиский машиностроительный завод № 6 «Главпищемаш» был, так же как и многие другие, эвакуирован из города Щебекено Киевской области в 1942 году. Подчинялся Главному управлению пищевого машиностроения Народного комиссариата пищевой промышленности СССР.
Из исторической справки, составленной директором завода З.А. Мамутовым, следует, что Ишимский машиностроительный завод Главпищемаша организован в 1942 году на площадях спиртоводочного завода. Подчинялся он Министерству пищевой промышленности СССР и занимался изготовлением машин для спиртоводочного, пивоваренного производств и производства безалкогольных напитков [6, Л. 2]. Завод Главпищемаш имел также подсобное хозяйство, занимающееся растениеводством. Подсобное хозяйство выращивало картофель, капусту, огурцы, помидоры, овес, горох [7, Л. 2].
Выпуск пищевой продукции и машин для ее выработки оправдывает принадлежность машзавода № 6 к Главпищемашу. Но оказывается, основная цель развертывания данного производства заключалась в выпуске изделий с названиями — «заказ Наркомата № 1» и «заказ Наркомата № 2».
Для выполнения плана по исполнению этих заказов машзавод ежегодно снабжался материалами: чугун — чушка, сталь, цветные металлы, смазочные масла и др. В одной из описей ценностей завода значился цинк, карбид, кислота соляная, ферросилиций и др.
В пояснительной записке к годовому отчету завода сказано, что к началу 1943 года завод еще не был готов к «выполнению установленной технически сложной производственной программы» из-за слабой энергобазы, отсутствия материалов и квалификационных кадров [8, Л. 29].
Тем не менее, выпуск изделий «заказа Наркомата № 1» к июлю 1943 года был поставлен на поток. Но к концу сентября того же года Главпищемаш неожиданно свернул данное производство и выставил новое задание по изготовлению изделий «заказа Наркомата № 2».
Новое производство потребовало полной перестройки и приостановки завода, оборудование подверглось капитальному ремонту, были изготовлены формовочные машины и ряд приспособлений. Реконструкция заняла чуть больше месяца. «К концу ноября была изготовлена первая партия Наркомата № 2, а в декабре план был выполнен на 101 %. Полигонные испытания дали хорошие результаты».
Более трех лет ишимцы поставляли фронту изделия, названия которых строго шифровались. Даже при междугородних переговорах пользовались паролями: у директора завода был пароль «Дон», у начальника спецотдела — «Амур», у главного инженера — «Обь», у заместителя директора — «Ишим».
Тайна «заказов Наркомата» так бы и осталась нераскрытой, но в августе 2013 года с некоторых документов машзавода № 6 был снят гриф секретности, и они возращены в архив для дальнейшего государственного хранения.
Из этих бумаг следует, что в период с 1942 по 1945 годы машзавод выпускал боеприпасы «45 мм осколочной гранаты сталистого чугуна к противотанковым пушкам образца 1932/37г., 1934г., 1942г.» количеством до 5000 штук в месяц, Несмотря на то что «производственные площади завода невелики и расположены в здание, ранее использовавшиеся под выпуск спиртоводочной продукции, на втором этаже». В одном из документов есть сведения о выпуске машзавода № 6 снарядов марки М — 50 [9, Л. 29].
В 1945 году, после полного прекращения выпуска военной продукции, завод заложил в мобилизационный резерв все спецоборудование, инструмент и приспособления на сумму 119 043, 30 руб. Туда же заложены техническая документация и «полуфабрикаты по производству элементов боеприпасов в размере двухнедельной потребности из расчета на полный выпуск снарядов ОС — 45».
Мобрезерв хранился в Ишиме 5 лет до 1950, в связи с приказом № 2 после чего был передан в адрес Киевского машзавода. В марте того же года, в связи с ликвидации машзавода и передачей его в систему Главликерводки для организации Ишимского ликеро-водочного завода, все работника были освобождены от занимаемых должностей и переданы на ЛВЗ. Специалисты переданы из других городов, так же были уволены и откомандированы в расположения Главпищемаша.
Тяжесть войны легла не только на промышленные предприятия города, но и на транспорт.
Великая Отечественная война потребовала перестройки всего народного хозяйства страны на военный лад. Большая нагрузка легла на железнодорожный транспорт, который остро нуждался в запчастях. Осенью 1941г. Государственный комитет обороны принял решение: создать на востоке страны группу заводов по производству запасных частей к паровозам «СО» («Серго Орджоникидзе») [10, С.357] . Одним из них — Ишимский механический завод — должен выпускать был выпускать именно запчасти для конденсационного оборудования СОк.
Должен пояснить, что паровозы серии СОк были разработаны и серийно выпускались во второй половине тридцатых годов. Индекс «к» в их серии означал, что это паровоз с конденсацией отработанного пара — в этом его отличие от ранее выпускавшихся машин, в которых отработанный пар выпускался в атмосферу. А в машинах СОк отработанный пар фильтровался, конденсировался и вновь, в виде свежей горячей воды, подавался в паравой котел паровоза. Конструкция холодильного оборудования была сложной и требовала частых ремонтов.
4 февраля 1942 года со станции Безымянка, из-под города Куйбышева, на станцию Ишим прибыл вагон, в котором находился небольшой комплект различного инструмента. В этом же вагоне прибыли, назначенные Наркоматом Путей сообщений (НКПС), начальник завода А. И. Соколов, главный инженер А. А. Катин и еще 4 работника. Они должны были приступить к созданию завода.
В марте 1942 года приказом НКПС будущий завод передается Омской железной дороге. А в апреле управление дороги преобразовало завод в механические мастерские конденсационного оборудования. Начальником мастерских был назначен Г. П. Ананьев, главным инженером В. Я. Хенкин, главным механиком А. А. Катин [11, Л.1].
В это же время в мастерских уже выдается первая продукция — болты, гайки, несложные детали для монтажа собственного оборудования. Приказом по дороге для мастерских были отданы шесть «канав» нового, построенного до войны, здания, в котором предполагалось ставить на ремонт паровозы серии ФД и ИС, которые были значительно длиннее эксплуатировавшихся в Ишиме машин серии Су, Эу, Ов. Производственная площадь здания составила всего 959 м2 [12, Л.1].
Весной 1942 года в мастерские прибывают первые кадры инженеров и техников. Начинается подготовка, обучения рабочих кадров. Устанавливаются станки, снятые с эшелонов, идущих на восток страны с эксплуатированным оборудованием заводов, остававшихся на оккупированной территории.
В мае созданы механический, ремонтный, инструментальный, кузнечный цехи и технический отдел. Условия были трудные, но люди отлично понимали, как остро нуждается железнодорожный транспорт в запасных частях и потому трудились не жалея сил, не считаясь со временем. Работали по 16 — 18 часов в сутки, без выходных, копая ямы под фундаменты станков, перетаскивая их на себе.
Их самоотверженный труд увенчался успехом — 25 мая было выполнено решение горкома ВКП (б) о пуске мастерских.
В июне заработал секционный цех, и мастерские дали первые запасные части к паровозам СОк — оребренные трубки секций холодильников.
В августе мастерские изготавливали 14 наименований продукции, а к концу 1942 года выпустили запчастей к паровозам СОк на сумму 237,882 руб. (в тогдашних ценах).
В январе 1944 года в мастерских уже работало около 300 человек, и была 51 единица оборудования (в том числе — 17 токарных станков). В середине года началась сборка и выпуск секций холодильников паровоза СОк. Кроме этого выпускались дисковые ножницы по резке жести, приспособления для растойки втулок с/х деталей по заданию обкома ВКП (б) , шаблон комбинированный для обработки шестерен редуктор , кондуктор для сверловки с/х деталей, лютен по обработке штоков ,копир для вертикально-фрезерного станка, копир для обработке вертикальных волов редуктора Т.В.В., приспособление для шлифовки втулок горизонтального золотника, реконструкция печи для облутки трубок, реконструкция подшипников вентилятора кузницы, увеличение пропускной способности термической печи [13, Л.2].
В 1944 — 1945 гг. идет реконструкция старых и строительство новых помещений для цехов. Резко увеличился выпуск запасных частей: с 3,5 миллиона рублей в 1944 году до 10 — 12 миллиона рублей в 1945 году.
В 1945 году руководство мастерских ставит перед центральным управлением народного хозяйства вопрос о преобразование мастерских в завод. Но тогда этот вопрос так и остался несовершенным [14, Л.4] .
Таким образом, Ишим в 1941-1941гг. принял несколько предприятий тяжелой промышленности, почти все они были эвакуированы из центральных регионов страны. Перестройка промышленности на военный лад, проходившая в те годы во всей стране, в Ишиме проходила особенно тяжело. Приходилось строить заводы с нуля и в кратчайший срок, скудным было довоенное заводское оборудования, а заводы прибывали в город частично, площадей под мастерские так же не хватало, приходилось все строить своими силами, так же вручную разгружались и устанавливались прибывшие станки эвакуированных заводов. Еще нужно было размещать командированных инженерно-технических работников, поэтому искали дополнительные помещения, делали капремонт и возводили новые строения. Но работников и специалистов по — прежнему, не хватало, потому что они были мобилизованы в Советскую армию, поэтому набирали и обучали на местах женщин и подростков, подвигом которых мы можем гордиться.
Литература:
- ГБУТО «ГА в г.Ишиме» Ф.603. Оп. 1., Ед. хр. 1, Л. 27.
- Архив завода № 3, ОФ папка 1, Л.7.
- ГБУТО «ГА в г.Ишиме» Ф.603. Оп. 1., Ед. хр. 1, Л. 27.
- Архив завода № 3, ОФ папка 5, Л. 21
- Коллективная монография. Ред. Курышев , И.В. Ишим и Приишимье: страницы истории. Ишим,: 2013. — С.357.
- ГБУТО «ГА в г.Ишиме» Ф. 194, Оп.1, Д.1, Л. 2.
- ГБУТО «ГА в г.Ишиме» Ф. 194, Оп.1, Д.1, Л. 2.
- ГБУТО «ГА в г.Ишиме» Ф. 194, Оп.1, Д.3, Л. 29.
- ГБУТО «ГА в г.Ишиме» Ф. 194, Оп.1, Д.3, Л. 29.
- Коллективная монография. Ред. Курышев , И.В. Ишим и Приишимье: страницы истории. Ишим,: 2013. — С.357.
- ГБУТО «ГА в г.Ишиме» Ф. 849, Оп. 1, Д. 1, Л.1
- ГБУТО «ГА в г.Ишиме» Ф. 849, Оп. 1, Д. 1, Л.1
- ГБУТО «ГА в г.Ишиме» Ф. 849, Оп. 1, Д. 1, Л.2
- ГБУТО «ГА в г.Ишиме» Ф. 849, Оп. 1, Д. 1, Л.4