Военно-промышленный комплекс Западной Сибири в первый период Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 5778 раз

Библиографическое описание:

Иванов, Е. Н. Военно-промышленный комплекс Западной Сибири в первый период Великой Отечественной войны / Е. Н. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4.1 (108.1). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26380/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены особенности функционирования военно-промышленного комплекса в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Охарактеризована деятельность предприятий Тюменской области военного назначения и их роль в организации производства оборонной продукции. В условиях нехватки трудовых ресурсов в Западной Сибири, как и в других регионах, использовался не только труд женщин и подростков, но и заключенных. Значимый вклад в развитие оборонного комплекса вносили и простые жители региона, собирая средства на производство вооружения.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Западная Сибирь, военно-промышленный комплекс, серийное производство, тыл, оборонный заказ, эшелоны, оборудование, продукция военного назначения.

С началом Великой отечественной войны чрезвычайно трудные задачи предстояло решить органам управления Западной Сибири и ее населению. После захвата вражескими войсками центральных советских районов вместе с размещенными на их территориях предприятиями оборонного комплекса Сибирь стала вторым по значимости регионом в стране, который должен был обеспечивать нужды фронта в военной технике и вооружении, после Урала. На Западную Сибирь возлагалось больше надежд и обязательств по причинам того, что она находилась ближе к центральной части страны, чем Восточная. В Западную Сибирь была эвакуирована значительная часть предприятий тяжелой промышленности, в том числе и оборонной. «Фактически в летние месяцы 1941 г. пришлось демонтировать и вывезти из расширяющегося ареала прифронтовой зоны 1360 крупных промышленных предприятий, из которых 455 разместилось на Урале, 210 – в Западной Сибири, 250 – в Казахстане и Средней Азии» [8].

В Омск прибыло оборудование авиастроительного завода № 29 имени П. И. Баранова из г. Запорожья. «В спешно введенных в эксплуатацию и еще не достроенных цехах началось изготовление производственно-технического задела и полуфабрикатов, рассчитанных на выпуск до 400-450 авиамоторов М-88, также доводка мотора М-89 и модели М-90 для запуска в серийное производство. Завод № 29 (директор завода М. М. Лукин) прибыл в сентябре 1941г. на строительную площадку, но до кона года для этого завода были построены огромные производственные площади, проведены большие работы по коммуникациям и другим вспомогательным хозяйствам. Начал работать завод на выпуск продукции в ноябре, дав 9,3 %, в декабре – 27,6 % и в январе 1942 г. – 100% программы» [8].

Было налажено в первый период войны в Омске и производство отдельных деталей и узлов для авиамоторов и самолетов. Так, «на базе завода сельскохозяйственного машиностроения имени Куйбышева и частично прибывшего оборудования завода № 20 был организован новый завод № 495. Начался на этом заводе выпуск следующей продукции: бензонасосов для всех моторов, маслонасосов для гидросистем, регуляторов для винта с переменным шагом, аварийных ручных насосов, маслофильтров и других агрегатов для авиамоторов и самолетов. В декабре 1941 г. в Омске стал действовать новый единый завод Наркомата авиационной промышленности № 20 вместо завода № 495. Завод № 20 (директор завода И.Т. Борисов) работает в этот период лучше других заводов авиационной промышленности Омской области. В декабре уже дает продукции 60 % и в январе 1942 г. - 100 %. Монтаж оборудования завода был проведен организованно и быстро» [8].

Получило развитие в годы Великой отечественной войны авиационное направление промышленности и в Тюменской области.

На Заводоуковскую станцию прибыло оборудование завода № 499 НКАП, «который в последующем был размещен на границе двух районов: Ново-Заимского и Ялуторовского, на площадях Падунского промсовхозкомбината и Ново-Заимского зерносовхоза … Завод выпускал десантные кабины к самолетам Ил-4, учебные планеры А-2, А-7 и бензиновый планер А-7Б. десантный планер РФ-8 (А-7) был деревянной конструкции» [8].

Кроме того, «9 ноября 1941 г. прибыли в Тюмень первые эшелоны с оборудованием Московского планерного завода № 241, позже планерные мастерские из г. Голицино Московской области и ОКБ-31 из Воронежа. Конструкторы О. Антонов и А. Эскин разработали особый проект гибрида танка и десантного планера. Работы над планером, получившим индекс А-40, начались в декабре 1941 г. Он стал именоваться КТ-60 («крылья танка»). Для испытаний использовался серийный легкий танк Т-60. По расчетам конструкторов, его ходовая часть должна была выдерживать нагрузки при взлете. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20-30 км от места посадки, проделывая оставшийся путь как планер. Планер построили в апреле 1942 г., после чего перевезли для испытаний в подмосковный Жуковский. Проводил их летчик-испытатель С. Анохин. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3. Ввиду отсутствия более мощного буксировщика и прекращения выпуска танков типа Т-60 испытания были прерваны. И завод № 241 сосредоточил свои усилия на выпуске десантных планеров типа А-7. Во второй половине 1942 г. завод № 241 был реэвакуирован» [8].

Также в Западной Сибири в первый период войны были организованы авиаремонтные мастерские, «где производился ремонт легких отечественных самолетов типа У-2, ПО-2, Ш-2 и двигателей к ним» [8].

Получила развитие в «грозные годы» в Западной Сибири и танковая промышленность, в частности, в г. Омске. Там «на базу паровозовагоноремонтного завода вначале прибыл танковый завод № 173. В соответствии с постановлением ГКО с февраля 1942 г. было организовано производство танка Т-50 и корпусов к ним по 8-10 в сутки. На территорию этого завода начало прибывать оборудование, а затем прибыл и коллектив Ленинградского танкового завода № 174. В 1943 г. завод стал крупнейшим предприятием. Коллектив проделал большую работу по наращиванию выпуска модернизированного танка Т-34-85, имевшего более прочную противоснарядную броневую защиту. Производство танков на заводе за 1944 г. составило 14.77 % от всех танков Т-34, выпущенных в этом году танковой промышленностью страны. Вместе с танками завод выпускал запасные части для танка, снаряды 122 мм М-13» [7, с. 90-93]. «Для перехода к производству Т-34 заводу предстояло начать серьѐзные работы по расширению Омского завода. Предполагалось построить сталелитейный цех площадью 30 тыс. кв. м. с 6 мартеновскими печами, кузнечный цех площадью 5 тыс. кв. м., механосборочный площадью 7 тыс. кв. м., механосборочный цех облегчѐнного типа для сборки отдельных узлов площадью 6 тыс. кв. м., электростанцию мощностью 20 тыс. квт. и др. Для строительных работ на заводе предполагалось использовать 8 рабочих колонн НКО и 2500 рабочих Наркомстроя, снятых со строительства оборонительных рубежей. Производственную базу нового завода предполагалось усилить 4 штамповочными молотами и 179 металлообрабатывающими станками разных типов, которые предстояло найти среди «бездокументного» и неиспользуемого оборудования. 12 уникальных станков «Глиссон» для нарезки конических спиральных шестерѐн предполагалось закупить за границей через Наркомвнешторг. Производство танков должно было начаться в мае (в реальности началось в июне) и дойти до 250 штук в месяц в конце года (в реальности в декабре 1942 года выпущено 110 машин)» [3, с. 97-98].

В Омской же области расположились и предприятия Наркомата минометного вооружения. «Завод «Машиностроитель» в Омске стал значительным предприятием Наркомата минометного вооружения. Здесь выпускались следующие продукции: автодегазационные машины, дегазационные камеры, насосы, брандспойты и химоборудование. В Тюмени на базе завода «Механик» и эвакуированного Одесского завода дорожных машин имени 10 лет Октября был создан оборонный завод № 762. Завод изготавливал мины М-82, М-120, минометы и 122-миллиметровые артиллерийские снаряды. На базе оборудования этих заводов вначале был образован Тюменский завод строительных механизмов, который начал выпускать мины М-82, М-50, минометы 50-мм, бетономешалки и растворомешалки. Заводу присвоили № 766. Коллектив завода самоотверженно трудился, выполняя и перевыполняя свои задания. В 1943 г. он по праву занял 3-е место среди заводов Наркомата. На базе оборудования Киевского завода «Красный экскаватор» и Дмитровского завода Наркомата минометного вооружения был создан завод № 769. Завод изготавливал мины М-82 и отдельные детали для продукции завода № 762» [7, с. 90-93].

С началом войны возникла в западносибирском регионе и абсолютно новая отрасль промышленности – производство военной оптики (г. Омск – на базе эвакуированного Ленинградского завода Наркомата вооружения № 357, производившего прицелы).

Кроме прочего, в Омскую область были эвакуированы некоторые предприятия Наркомата боеприпасов. «Так, в Омск по предложению наркомата и Совета по эвакуации ГКО прибыло оборудование цеха № 14 Тульского завода № 187 и оборудование завода из Ростова-на-Дону № 513. Завод № 513 организовал производство гильз разных калибров. В это же время в Омске развернули работу по монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования завода по производству боеприпасов № 510» [7].

Для изготовления боеприпасов был предназначен и размещенный в г. Новосибирске завод №188 Наркомата вооружения из г. Подольска Московской области. «Совет по эвакуации и наркомат первоначально наметили эвакуировать его частично в пос. Зеленодольск Днепропетровской области, а часть оборудования, производство пиротехнических патронов – в Новосибирск на комбинат боеприпасов №179. Новосибирский обком ВКП(б) 13 августа принял на месте меры по размещению прибывавшего оборудования на комбинате № 179. Вместе с ним разместили оборудование, прибывшее с завода Наркомата вооружения № 524. А затем по решению правительства от 12 октября 1941 г. в Новосибирск отправили оставшуюся часть оборудования завода №188, оборудование завода №524 было влито в завод №188, и он стал функционировать в Новосибирске как новое предприятие, производившее патроны и монтировавшее к ним пули.

Кроме развития основного производства, завод № 188 в январе 1942 г. был привлечен к изготовлению деталей для снаряда М-8 для «катюш». Вместе с другими предприятиями области завод участвовал в обеспечении производства гранат. На нем было начато и производство гремучей ртути для снаряжения капсюлей-детонаторов» [9, с. 120-128].

«Еще постановлением СНК СССР от 16 августа 1941 г. намечалось использовать строившуюся в г. Новокузнецке льнопрядильную фабрику для создания вместо нее оружейного завода. Наркомат вооружения и Совет по эвакуации рассматривали возможность передислоцирования сюда завода №587 из г. Лиски Воронежской области. Но затем вместо него в Новокузнецк отправили оборудование оружейного завода №526 из Дарницы (левобережной части г. Киева)» [9].

«Основные производственные мощности оборонных предприятий, эвакуированных в Новосибирск, были введены в эксплуатацию в конце 1941 – первом полугодии 1942 гг. В городе сосредоточились предприятия авиационной, электротехнической промышленности, производства вооружения и боеприпасов. Авиазавод № 153 им. Чкалова производил истребители и бомбардировщики. В 1941 г. было выпущено 689 самолетов, в 1942 г. – 2 841, в 1943 г. – 4 532, 1944 г. – 5 700, 1945 г. – 3 375 самолетов. За весь военный период трудовой коллектив изготовил около 15 000 боевых самолетов, в т. ч. 23,9 % всех истребителей, произведенных авиационной промышленностью. Заводы № 9 и 296 обеспечивали головное предприятие новосибирского авиапрома необходимыми деталями и конструкциями.

Предприятия электропромышленности производили электро и радиоаппаратуру для авиации, артиллерии, танковых и других родов войск. Завод № 590 в качестве основных изделий изготавливал радиостанции РБ-М (танковая связь), РПМ (пехотная связь), РСИ-6 и приемники УС-3С, УС-4С (самолетная связь). Другие предприятия данной отрасли выпускали радиостанции РАТ, "Бухта-42", "Бухта-42", "Скат", приемно-усилительные лампы "Желудь", зенитные прожекторные станции.

Заводы Наркомата вооружения производили оптические приборы для военной техники, патроны для стрелкового оружия. Завод № 69 выпускал орудийную панораму ПГ, противотанковые прицелы 9Т и 10Т, минометный прицел МП-41, артиллерийскую стереотрубу АСТ, дальномер для зенитной артиллерии ДЯ-1. Патроны калибра 7,62 и 12,7 мм, 20-миллиметровые латунные гильзы и детали ручной гранаты РГ-42 изготавливал завод № 188.

Промышленность боеприпасов обеспечивала выпуск снарядов, мин, авиабомб, орудийных гильз, взрывателей, детонаторов и капсюлей. В ее состав входил целый комплекс предприятий. Крупнейшее из них комбинат № 179 в 1943 г. только за месяц давал 800 тыс. 76-миллиметровых и 90 тыс. 122-милли­метровых снарядов, 15 тыс. авиабомб. Завод № 65 выступал в качестве монополиста по производству 120-миллиметровых мин, № 556 – орудийных гильз, № 386 – детонаторов и капсюлей. Последний вместе с заводом № 635 обладал также исключительной специализацией по заправке боеприпасов взрывчатыми веществами» [9].

В Тюмени была налажена работа предприятий по производству мотоциклов, аккумуляторов, карбюраторов и электрооборудования для различных видов техники. «В конце ноября 1941 г. в Тюмень начали прибывать люди и оборудование Таганрогского мотоциклетного завода. Завод № 65 начал производство мотоциклов типа АМ-600 и М-72 для Красной армии. На заводе изготовлялись также и детали для взрывателя типа КТМ-1.

В Тюмени на базе оборудования Московского завода АТЭ-2, Калужского завода мотоэлектрооборудования, а также двух ленинградских заводов (элекротехнический и карбюраторный) был создан Тюменский завод АТЭ. Основными видами военной продукции этого предприятия были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотраспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Эти же приборы применялись и для установки на танках и самоходных артиллерийских установках, а также магнето для мотоциклов.

В октябре 1941 г. в Тюмень эвакуировали Подольский аккумуляторный завод, который выпускал аккумуляторы для танков и автомобилей. В цехах завода «Цепи Галля», который прибыл из Киева, изготовляли разнообразную продукцию для фронта: пистолеты-пулеметы ППШ, военные знаки различия, ложки, лыжи, телефонные катушки» [7, с. 90-93].

Второй период Великой отечественной войны для военно-промышленного комплекса Западной Сибири был таким же, как и для всей страны в целом. Производство военной продукции наращивало темпы и количество выпускаемых единиц техники, боеприпасов, деталей и агрегатов все возрастало.

Так, например, в 1944 г. Завод № 288 в Омске «перешел на выпуск современного истребителя Як-9. В сутки с конвейера сходило по 8-10 самолетов, и до конца войны было выпущено более 3400 истребителей Як-7 и Як-9» [7].

Завод, основанный на базе паровозовагоноремонтного завода, в 1943 году «В 1943 г. завод стал крупнейшим предприятием. Коллектив проделал большую работу по наращиванию выпуска модернизированного танка Т-34-85, имевшего более прочную противоснарядную броневую защиту. Производство танков на заводе за 1944 г. составило 14.77 % от всех танков Т-34, выпущенных в этом году танковой промышленностью страны»[7].

Но не везде все было так гладко. Так, на одном из заводов Новосибирска «Из намеченных к вводу в эксплуатацию объектов был достроен только один инструментальный цех. В недостроенных цехах из 516 станков сумели пустить лишь 214. Дисциплина па производстве была низкой» [9, с. 120-128]. А на Новосибирском пехотном заводе «с апреля 1943 г. с планом выпуска так необходимой фронту продукции завод не справлялся». Но все же «за 1943 г. он стал крупным предприятием и выпустил 19.380 пулеметов. Это восполняло 23,4% потерь ручных пулеметов на фронте.

За 1945 г. было выпущено 13304 пулемета ДП, 24 пулемета ДТ и отремонтировано присланных на завод 8276 пулеметов ДП. Сократив выпуск пулеметов, завод выпустил 4 тыс. мелкокалиберных винтовок ТОЗ-8, 7540 коньков «Снегурочка», 120 отбойных молотков. А затем это крупное оборонное предприятие было преобразовано в Новокузнецкий машиностроительный завод» [9, с.120-128].

Но не только росли производственные показатели в числах. Происходило и качественное изменение в производстве продукции. Ученые, конструкторы и техники старательно выполняли указы о совершенствовании техники и оружия. Так, заводу в Тюменской области № 499 НКАП еще в 1942 г. было поручено произвести модернизацию планера конструкции О. К. Антонова в 11-местный. В связи с данным поручением был разработан новый планер, который был запущен в серийное производство в 1944 г. – 14-местный.

«Значительные научные силы сосредоточились в Западной Сибири — в Омске, Новосибирске, Томске. Там расположились ЦАГИ, Институт мер и измерительных приборов, ВАСХНИЛ, многие вузы» [5]. Именно во второй период войны «с апреля 1942 года деятельность уральской Комиссии Академии наук распространилась на Западную Сибирь и Казахстан» [5].

«По рекомендациям ученых составляется комплекс оперативных мероприятий по расширению и укреплению энергетики Западной Сибири, где расположились многие эвакуированные и местные оборонные предприятия. Предложения ученых были в основном направлены на рациональное размещение новых мощностей, на оптимизацию типов и параметров оборудования электростанций, их топливного режима. Внедрялись научные рекомендации по обеспечению надежного электроснабжения Новосибирска, Омска, Томска, городов Кузбасса» [5].

Население региона помимо трудового вклада оказывало военно-промышленному комплексу страны посильную финансовую помощь в виде денежных сборов, которые расходовались на строительство военной техники. Так, «на собранные трудящимися Новосибирска средства были построены несколько эскадрилий истребителей, бронепоезд и подводная лодка «Новосибирский комсомолец» [2].

В Западной Сибири, как и в других регионах страны, остро стоял вопрос о решении кадровой проблемы. С течением времени вопрос этот становился все острее – погибло много мужчин, ушедших на фронт, многие еще воевали. Особенно не хватало квалифицированных кадров на предприятиях. Но, в западносибирском регионе в рамках военно-промышленного комплекса эта проблема решалась, как и в центральной части страны с помощью труда заключенных. «В годы войны в зонах строительства и производства предприятий ВПК находились многие лагерные пункты и отделения СибЛага, а труд заключенных использовался как контрагентский, когда наркоматы использовали его как бы напрокат, на время и под определенные нужды. Только на крупнейших оборонных предприятиях Новосибирска (завод № 153, комбинат № 179 и др.) имелись почти 20 тыс. заключенных. Широко использовался подневольный труд и других категорий “спецконтингента” – спецпереселенцев, трудармейцев и т. д. Нередко исправительно-трудовые колонии НКВД перепрофилировались в военные производства. Известно, что на предприятиях, находившихся в годы войны в ведении НКВД, было произведено около половины выпущенных в стране мин. Одно из крупнейших производств такого типа работало в Томске; осенью 1941 г. на территории ИТК № 5 разместился эвакуированный завод боеприпасов» [4]. Также как и в других районах страны, большинство рабочих мест здесь было занято женщинами, подростками и пенсионерами.

Таким образом, в период Великой Отечественной войны Западная Сибирь была тем оплотом оборонной промышленности страны, который поставлял фронту всевозможные виды военной техники, боеприпасов и оружия. В регион было эвакуировано 210 крупных промышленных предприятий только за лето 1941 года. Деятельность всех предприятий была довольно быстро налажена, и запущено производство.

Из отраслей военно-промышленного комплекса наиболее развита была авиационная промышленность – заводы города Омска производили бомбардировщики 103-С и Ту-2, истребители Як-3, Як-7, Як-9. Также бомбардировщики и истребители производил новосибирский завод имени Чкалова, в Тюмени было налажено производство десантных кабин к самолетам Ил-4, учебных планеров А-2, А-7, бензиновых планеров А-7Б, десантных планеров РФ-8 деревянной конструкции. Производились в регионе и отдельные детали для самолетов, например, масло- и бензонасосы, электрооборудование, аккумуляторы, радиоаппаратура.

В Тюмени было налажено судопроизводство – выпускались: торпедные катера, буксиры, баржи, шумопеленгаторы, гидроакустические станции. Также Тюмень была местом производства мотоциклов, различных аккумуляторов и карбюраторов. В Омске было развернуто танкостроение – с конвейеров сходили танки Т-50 и модернизированные Т-34-85, а также запчасти к ним. Широкое распространение в годы войны в Западной Сибири получила минометная промышленность. В Тюмени производились мины М-82, М-20, М-50 и минометы. Мины, минометы и различные снаряды производились в Новосибирске, также как и авиабомбы, взрыватели, детонаторы, гильзы, патроны.

Таким образом, в Западной Сибири не только производили стандартное вооружение и технику, но и разрабатывали модернизированные модели. Рост производства и улучшение качества производимой военной продукции позволили советской промышленности достичь уровня немецкой военной индустрии. В условиях нехватки трудовых ресурсов в Западной Сибири, как и в других регионах, использовался не только труд женщин и подростков, но и заключенных. Посильный вклад в развитие оборонного комплекса вносили и простые жители региона, собирая средства на производство вооружения.

Литература:

  1. Авиация СССР [Электронный ресурс] / [Сайт] / Вспомни все! История военной техники. URL: http://vspomniv.ru/nashi.htm
  2. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия [Текст] / Гл. редактор М. М. Козлов. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – С. 484.
  3. Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны [Текст] / А. Ю. Ермолов. – М., 2009. – С. 97-98.
  4. Красильников С. А. Военно-промышленный комплекс Сибири [Электронный ресурс] / С. А. Красильников. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/44580/
  5. Орел В. М. Наука и ученые Москвы в годы трудных испытаний [Электронный ресурс] / В. М. Орел, А. А. Пархоменко
  6. Парамонов В.Н. Динамика промышленности РСФСР в 1941-1945 гг.: Учебное пособие. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – С. 61.
  7. Серазетдинов Б. У. Становление и развитие оборонной промышленности в Западной Сибири в 1941-1945 годах (на материалах Омской и Тюменской областей)// Вестник ТГПУ. 2008. Выпуск 3 (77). С. 90- 93.
  8. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996 – 336 с.
  9. Шуранов Н. П. Деятельность партийно-государственных органов по созданию заводов по производству вооружения в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / Н. П. Шуранов // Из сб. «Сибирь. ХХ век. Межвузовский сборник научных трудов». Вып. 5. Кемерово, 2007. – С. 120-128. URL: http://su-industria.livejournal.com/67361.html.
Основные термины (генерируются автоматически): Западная Сибирь, завод, Омск, Тюмень, Новосибирск, Великая Отечественная война, военно-промышленный комплекс, авиационная промышленность, военная техника, производство.


Ключевые слова

оборудование, Великая Отечественная война, эшелоны, Западная Сибирь, военно-промышленный комплекс, серийное производство, тыл, оборонный заказ, продукция военного назначения

Похожие статьи

Общественное питание в СССР в 1941–1965 гг.: вектор эволюции

В данной статье рассматриваются ключевые проблемы и достижения общественного питания в СССР в условиях Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и первого послевоенного двадцатилетия. Акцент делается на том, что развитие общепита зависело от общей ...

Природно-производственный потенциал Татарской АССР в части выполнения программ продовольственного обеспечения населения г.Казани в 1953–1964 годах

В статье рассмотрены региональные аспекты агропромышленного комплекса Татарской АССР, факторы ограничений при выполнении государственных задач роста продовольственного обеспечения населения. Указанный период сам по себе оказался на периферии исследов...

Эволюция системы трудовых стимулов рабочих советской промышленности в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)

В статье выявляются коренные изменения в системе трудовых стимулов рабочих предприятий СССР в период Второй мировой войны. Показаны основные этапы и вехи развития политики советского государства в сфере формирования и укрепления мотивации промышленно...

Организация медицинского обеспечения населения Свердловской области в пожароопасный период, связанный с лесными и торфяными пожарами

В последние годы на территории Свердловской области складывается сложная пожароопасная обстановка из-за многочисленных торфяных и лесных пожаров. В 2021 году регион являлся лидером по общей площади пожаров — 60 тысяч гектаров (1200 возгораний). В ста...

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Статья посвящена определению круга основных экологических проблем Северо-Запада России, рассмотрены экологические последствия, связанные с высоко развитой промышленной деятельностью региона, незаконным использованием природных ресурсов, организацией ...

Биоэкономические и биополитические аспекты процесса хозяйственного освоения Казахстана в XVIII-начале XX вв.

Особенностью хозяйственного освоения территории Казахской степи в дореволюционный период стало формирование здесь экстенсивного типа экономических отношений, характеризующихся развитием за счет увеличения эксплуатации природного капитала, вывоза в це...

Политика дистанцирования как главный аспект внешнеполитического курса СССР в Юго-Восточной Азии во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов

В статье рассматривается специфика и проблематика одного из главных аспектов внешнеполитической доктрины СССР после Великой Отечественной войны на примере региона Юго-Восточной Азии. Политика «дистанцирования» в заявленной теме является практически н...

О роли материально-технической базы в развитии торговли в 50–60 годы XX века

В статье на основе архивных данных и материалов периодической печати показан уровень развития материально-технической базы торговли в 1950–60 годы XX века. Исследовано применение холодильного оборудования, кассовых аппаратов, торговых автоматов и про...

Проекты Воронежского губернского земства по организации сбора и сбыта лекарственных растений в период Первой мировой войны

Публикация посвящена реакции воронежских земцев на вызовы, касавшиеся лекарственного снабжения во время Первой мировой войны. В статье проводится сравнительный анализ земских проектов, направленных на решение этой проблемы. Выясняется наличие потенци...

История развития коррупционной преступности в сфере военной службы

В статье в историческом контексте описываются общие условия зарождения и развития коррупции в системе государственной власти и военно-административного управления. Рассмотрены виды коррупционных преступлений, причины и условия их возникновения в пери...

Похожие статьи

Общественное питание в СССР в 1941–1965 гг.: вектор эволюции

В данной статье рассматриваются ключевые проблемы и достижения общественного питания в СССР в условиях Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и первого послевоенного двадцатилетия. Акцент делается на том, что развитие общепита зависело от общей ...

Природно-производственный потенциал Татарской АССР в части выполнения программ продовольственного обеспечения населения г.Казани в 1953–1964 годах

В статье рассмотрены региональные аспекты агропромышленного комплекса Татарской АССР, факторы ограничений при выполнении государственных задач роста продовольственного обеспечения населения. Указанный период сам по себе оказался на периферии исследов...

Эволюция системы трудовых стимулов рабочих советской промышленности в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)

В статье выявляются коренные изменения в системе трудовых стимулов рабочих предприятий СССР в период Второй мировой войны. Показаны основные этапы и вехи развития политики советского государства в сфере формирования и укрепления мотивации промышленно...

Организация медицинского обеспечения населения Свердловской области в пожароопасный период, связанный с лесными и торфяными пожарами

В последние годы на территории Свердловской области складывается сложная пожароопасная обстановка из-за многочисленных торфяных и лесных пожаров. В 2021 году регион являлся лидером по общей площади пожаров — 60 тысяч гектаров (1200 возгораний). В ста...

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Статья посвящена определению круга основных экологических проблем Северо-Запада России, рассмотрены экологические последствия, связанные с высоко развитой промышленной деятельностью региона, незаконным использованием природных ресурсов, организацией ...

Биоэкономические и биополитические аспекты процесса хозяйственного освоения Казахстана в XVIII-начале XX вв.

Особенностью хозяйственного освоения территории Казахской степи в дореволюционный период стало формирование здесь экстенсивного типа экономических отношений, характеризующихся развитием за счет увеличения эксплуатации природного капитала, вывоза в це...

Политика дистанцирования как главный аспект внешнеполитического курса СССР в Юго-Восточной Азии во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов

В статье рассматривается специфика и проблематика одного из главных аспектов внешнеполитической доктрины СССР после Великой Отечественной войны на примере региона Юго-Восточной Азии. Политика «дистанцирования» в заявленной теме является практически н...

О роли материально-технической базы в развитии торговли в 50–60 годы XX века

В статье на основе архивных данных и материалов периодической печати показан уровень развития материально-технической базы торговли в 1950–60 годы XX века. Исследовано применение холодильного оборудования, кассовых аппаратов, торговых автоматов и про...

Проекты Воронежского губернского земства по организации сбора и сбыта лекарственных растений в период Первой мировой войны

Публикация посвящена реакции воронежских земцев на вызовы, касавшиеся лекарственного снабжения во время Первой мировой войны. В статье проводится сравнительный анализ земских проектов, направленных на решение этой проблемы. Выясняется наличие потенци...

История развития коррупционной преступности в сфере военной службы

В статье в историческом контексте описываются общие условия зарождения и развития коррупции в системе государственной власти и военно-административного управления. Рассмотрены виды коррупционных преступлений, причины и условия их возникновения в пери...

Задать вопрос