Прокурорский надзор за органами предварительного следствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 02.02.2022

Статья просмотрена: 863 раза

Библиографическое описание:

Курганская, А. С. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия / А. С. Курганская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88472/ (дата обращения: 19.11.2024).



Актуальность темы обусловлена такими факторами как наличие оправдательных приговоров, значительное увеличение жалоб на органы предварительного следствия, количество приостановленных производств по уголовным делам. Наличие данных факторов является следствием некомплектности и формализма со стороны органов предварительного следствия и слабого прокурорского надзора.

Противодействие преступности является первоочередной задачей для всех правоохранительных органов России. В свою очередь особая роль отведена органам предварительного следствия, к которым относится следственный комитет, следственные подразделения органов внутренних дел, следственные органы Федеральной службы безопасности. Органы предварительного расследования собирают доказательственную базу путем проведения следственных действий с участием конкретного процессуального лица. Законность присвоения процессуального статуса лицу, соблюдение его прав и законность проведения следственных действий, как и их целесообразность и качество является основным принципом правового государства и соответственно подлежит особому контролю, которым и является прокурорский надзор.

Основной целью прокурорского надзора является соблюдение Конституционных принципов проведения предварительного следствия, соблюдение прав граждан.

От уровня прокурорского надзора и организации взаимодействия органов прокуратуры и предварительного следствия зависит качество и скорость расследования уголовного дела, а соответственно и недопущение привлечения к ответственности лица, невиновного в совершении преступления.

Наличие оправдательных приговоров является свидетельство слабого прокурорского надзора, допущения формализма и некомпетентности как со стороны следователя, так и со стороны надзирающего прокурора, который при проверке уголовного дела или отдельно взятых следственных действий не усмотрел нарушения следователя или его недоработку.

Прокуратура РФ представляет собой контрольно-надзорный орган, основной задачей которого является недопущение нарушения прав граждан и организаций или недопущение уклонения лица, нарушившего права граждан или организаций, а равно и совершившего покушение, от привлечения к установленной законом ответственности.

Учитывая, что общественные отношения имеет прямую связь с деятельностью государственных органов власти, на прокуратуру возложен широкий перечень полномочий в части контроля и надзора, в том числе и за правоохранительными органами.

В соответствии со ст. 10 Федерального Закона № 2202–1, сотрудники прокуратуры в рамках своих должностных обязанностей разрешают заявления, жалобы и прочие обращения, содержащие информацию о несоблюдении закона.

По мнению А. А. Усачева, «под прокурорским надзором следует понимать реализуемую от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему сотрудников (всех остальных российских прокуроров). Главная цель этой деятельности — обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ под надзорными субъектами (федеральными министерствами, региональными и муниципальными законодательными и исполнительными органами, военными ведомствами и т. д.). Она реализуется с помощью принятия мер по выявлению и оперативному устранению зафиксированных нарушений законов, принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности» [1].

Согласившись с мнением автора, по-нашему мнению, следовало бы отметить, что прокуратура выступает в качестве арбитра между государством, обществом и гражданином.

Н. В. Ласкина характеризует прокурорский надзор как «специфический вид деятельности, реализуемый федеральными органами прокуратуры. Данная деятельность осуществляется от лица Российской Федерации и заключается в проверке точности и правильности трактовки и исполнения норм Конституции РФ и прочих законов, действующих на территории государства» [2].

По-нашему мнению, автор скорее дала оценку современной деятельности прокуратуры, основываясь на практических данных. Не согласившись с мнением автора в части проверки точности и правильности трактовки норм Конституции РФ и иных, следует отметить, что прокуратура не вправе давать оценку трактовки норм права, она лишь надзирает за реализацией исполнения законов.

Прокуратура как орган государственной власти не входит ни в одну из ветвей органов государственной власти, связано это с функциями прокуратуры в качестве арбитра и правозащитника, а соответственно и объективности приятия решений. В виду специфики своей работы, прокуратура при осуществлении проверки нарушения прав одного гражданина, затрагивает интересы другого гражданина или организации, независимо от их статуса, поэтому любое воздействие на прокуратуру должно быть исключено, в том числе и должностная зависимость в случае принадлежности прокуратуры к одной из ветвей власти.

Проанализировав нормативно-правовую базу, регламентирующую полномочия прокурора в части осуществления надзора за органами предварительного следствия, приходим к выводу, что прокурор имеет достаточно широкий перечень полномочий, которые на практике не реализуются в полном объеме в виду отсутствия профессионализма прокурора.

По-нашему мнению, отсутствие у прокурора функции самостоятельно выносить решение о возбуждении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, прекращении и окончании уголовного дела, является формальным, на деле прокурор имеет все полномочия для принятия соответствующего решения, но от имени следователя.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования в форме предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т. д.), неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

Институт прокурорского надзора имеет богатую историю, основанную на опыте отношений гражданина, общества и государства в различные исторические эпохи. Полномочия и функции прокурора расширялись и упразднялись в зависимости от государственного строя, однако следует отметить, что во все исторические периоды институт прокурорского надзора существовал.

Главной функцией прокурора является надзор за законностью производимых действий органами предварительного следствия на протяжении всего производства по уголовному делу.

Соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности.

Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений — немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Как уже было отмечено уровень компетентности прокурора является залогом его результативной работы, именно поэтому, по-нашему мнению, законодателю следует внести изменения в ФЗ «О прокуратуре», обособив прокуроров (помощников прокуроров) надзирающих за следственными органами в отдельную группу. Кроме того, к данной группе прокуроров должны быть применены особые квалификационные требования, такие как работа в должности следователя не менее пяти лет. Именно данные требования исключат формальность проведения прокурорского надзора некомпактными прокурорами, не умеющими правильно квалифицировать деяния, и не имеющими представления о следственных действиях. Кроме того, работа в качестве следователя, а затем в качестве прокурора формирует разносторонне развитого специалиста.

Литература:

  1. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. — М.: Юрайт, 2016. – с. 198-199
  2. Прокурорский надзор: Учебник / Н. В. Ласкина. М.: Юстицинформ, 2012. — с. 70
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, прокурорский надзор, орган, государственная власть, качество арбитра, мнение автора, предварительное расследование, слабый прокурорский надзор, уголовное дело, широкий перечень полномочий.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации

Прокурорский надзор за исполнением законов в экологической сфере

Совершенствование полномочий прокурора на стадии предварительного следствия

Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции по постановке и снятию с учета осужденных

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Похожие статьи

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации

Прокурорский надзор за исполнением законов в экологической сфере

Совершенствование полномочий прокурора на стадии предварительного следствия

Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции по постановке и снятию с учета осужденных

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Задать вопрос