В поисках нити Ариадны (творческий портрет Жорж Санд) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 02.02.2022

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Турсунова, Н. Х. В поисках нити Ариадны (творческий портрет Жорж Санд) / Н. Х. Турсунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 347-350. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88459/ (дата обращения: 20.04.2024).



Жорж Санд, известная французская писательница периода романтизма, которая вызвала в обществе скандал своим мужским нарядом и мужским псевдонимом. Санд встаёт на защиту женщин, осуждает брак и борется с предрассудками консервативного творчества.

Ключевые слова: романтизм, утопический социализм, феминизм, сентементальный роман, «нуарный» роман, мифологизм.

Аврора Дюпен — настоящее имя Жорж Санд, французской писательницы, оставившей яркий след во французской литературе XIX века. Аврора была воспитана своей бабушкой-аристократкой, сторонницей роялистов. Позже девочка была отправлена в католический женский монастырь. Именно в этот период своей жизни она обнаруживает интерес к сентиментализму. Выйдя неудачно замуж в 16 лет за барона Дюдевана, Аврора разводится с ним в 1831 году. В 1831 году Аврора переезжает в Париж, где сталкивается с материальными трудностями, живёт в мансарде, терпит лишения с единственной целью — стремлением попасть в литературные круги. Она знакомится с Оноре де Бальзаком и Жюлем Сандо. Сандо замечает в ней литературный талант и начинает сотрудничать с Авророй. Отныне она берёт псевдоним Санд по имени Жюля Сандо. С Сандо она создаёт роман «Роз и Бланш» (1831). Её второй роман «Индиана» (1832) принадлежит перу Жорж Санд. Он был принят читателями восторженно, отныне Санд была признана в качестве молодой писательницы, возглавляющей феминистское движение романтизма во Франции. В «Индиане» и в следующих своих произведениях («Валентина», «Лелия», «Жак», «Леоне Леони») Жорж Санд выступает с яростной критикой общества и церкви, обвиняя их в мещанстве. Выражая протест против положения женщины в семье, она защищает право женщины в выборе любимого, выступая в роли сторонницы страстных чувств, которые она ярко описывает в манере, свойственной приверженцам романтизма. В начале творческого пути протест Санд против социальных устоев ещё не обрёл чёткие контуры и самоутверждающую позицию: писательница находит самовыражение в лирическом романе, уходящем корнями к сентементальному роману Руссо писательниц конца XVII — начала XIX веков (Мадам де Шарьер, Мадам де Сталь и др.). Творчество Ж. Санд этого периода пронизано сентиментальной восторженностью, религиозным мистицизмом (надо признать, с антиклерикальным налётом), романтичным субъективизмом в описании героев, чётким котрастом между положительными и отрицательными персонажами. Для Санд тема эмансипации женщины является ведущей, и каждый раз она видит лишь один выход из сложившейся ситуации: женщина объявляет о своей независимости, погружаясь в пучину страстей. Подобное решение, по своей сути являетя ограниченным, ибо не касается интеллектуальных граней женщины и не позволяет женщине занять своё место в обществе.

В период с 1830 по 1840 годы в творчестве Санд происходит переломный момент. От индивидуализма в борьбе против семейного деспотизма, Ж. Санд переходит к настоящим социальным проблемам и к созданию так называемых нравоучительных романов. Эти перемены обусловлены политическими изменениями, которые происходят во Франции с 1830 года: распространение революционных республиканских и социалистических взглядов. Ж. Санд сближается с представителями утопического социализма, становится ярой республиканкой, помощницей Робеспьера, активной сотрудницей республиканской прессы. В 1848 году она редактирует Бюллетень Республики, пишет брошюры, сотрудничает с главами рабочего движения. В произведениях второго периода Ж. Санд общественные проблемы смешиваются с элементами газетного романа. В переходный период между вышеуказанными периодами творчества Санд создаёт романы «Мопра» (1837) и «Орас» (1841). Отныне для неё семейные проблемы не столь первостепенны. Так, в романе «Мопра» доминирует тема разрыва представителей высшего сословия со своим кругом и предвзятое отношение к простому народу. В «Орас» Санд сурово приговаривает романтического героя и раскрывает его абсолютную моральную несостоятельность. С 1840 по 1847 годы Санд создаёт такие произведения, как «Консуэло» (1843), современность находит своё отражение в «Странствующем подмастерье» (1841), «Мельник из Анжибо» (1845), «Грех господина Антуана» (1847). Героини романов Санд — дамы из высшего общества, которые связывают себя узами брака с простыми рабочими и сознательно вступают в трудовое сообщество. Богатство и роскошь объявлены злом, от которого сбегают героини Санд. Таким образом, писательница идеализирует пролетариев, покидающих город в пользу деревни, пропагандирует идеи утопического социализма. После июньских событий 1848 года, Санд уезжает из Парижа в свои владения. Так начинается третий период её творчества, обозначенный созданием целой серии «деревенских» романов: «Проклятое болото» (1846), «Чародейка» (1849), «Приёмыш» (1850), «Волынщики» (1853). Произведения, в которых автор идеализирует бедных крестьян и изобличает богачей. Данному периоду творчества Санд присущи описание деревенской природы, а также идиллическое изображение деревенских нравов и традиций. Совершенно очевидно, что Санд выступает против теории «искусство ради искусства» («l’art pour l’art»), ибо литературными критиками по праву была оценена попытка писательницы выразить значимость демократических идей и прогрессивные взгляды.

Возвращаясь ко второму периоду творчества Санд, следует отметить, что именно в это время Санд создаёт один из своих жизненных романов — «Консуэло» и «Графиня Рудольштадтская». Произведение привлекательно тем, что его можно охарактеризовать как «нуарный» роман (roman noir), исторический, любовный, мистический. Неоднозначная оценка произведения была дана и со стороны французской критики, так как роман вызвал большой общественный резонанс. Э. Фаге так писал о романе: «Консуэло — это хаос. Роман приключений, музыкальные теории, оккультные науки, религиозные бредни, колоссальная болтовня, — в общем, самый тягостный сон, какой только может быть». Таким образом, ключевыми темами романа являются: философия, религия и искусство. Общение Санд с Ф. Шопеном, Ф. Листом и П. Леру в 30–40-х годах XIX века открыло писательнице неизвестный ей мир славянской культуры, что расширило горизонты творчества Санд. Её осведомлённость в музыке вызывает неподдельное восхищение. С необычайной лёгкостью она переносит читателя из одной страны в другую: Венеция, Богемия, Чехия, Австрия, Пруссия.

Главная героиня — бедная, невзрачная девушка Консуэло, обладающая чудесным голосом, которая проживает в Венеции. Наставник Консуэло Никола Порпора, композитор и вокальный педагог, пророчит ей большое музыкальное будущее. Блестящая карьера певицы и несчастная любовь с Андзолето, другом детства. Девушка покидает Венецию, и «…менее чем через месяц, Консуэло была забыта, как луч света, внезапно вспыхнувший в летнем небе» («Enfin, avant qu’un mois se fût écoulé, Consuelo était oubliée, comme l’éclair qui traverse un ciel d’été») [1, с. 157]. Oтверженная Консуэло покидает Венецию и по совету наставника едет в замок Исполинов в качестве преподавателя музыки для юной баронессы Амели, невесты Альбера Рудольштадта. Очарованный талантом юной певицы, Альбер влюбляется в Консуэло («Albert, pliant les genoux et levant vers elle ses grands yeux noirs ruisselants de larmes, s’écria en espagnol: «O Consuelo, Consuelo! Te voilà enfin trouvée! [et il ajoute:] Je t’appelle consolation, parce qu’une consolation a été promise à ma vie désolée») [1, с. 243]. Девушка бежит из замка в Венецию, подавляя зарождающее чувство к графу. Граф серьёзно заболевает, по просьбе отца Консуэло возвращается к нему и незадолго до его смерти выходит за него замуж. Было бы удивительно, если бы Санд не обратилась к мифологическим сюжетам. Очень символично сравнение потерянного голоса Консуэло с нитью Ариадны, в поисках которой она терпит череду потерь, которые тянутся одна за другой. Консуэло теряет голос на приёме у императрицы Марии-Терезы.

Одаренная героиня стремится усовершенствовать и развить свой талант, она преданна искусству и требовательна к себе и ко всем, кто соприкасается с творчеством. Для самой Жорж Санд искусство — это не только средство эстетического наслаждения, в её понимании это та категория жизни, которая должна делать людей лучше и служить для будущего. Санд акцентирует внимание на драматичности мимолётного характера всего искусства, подчёркивая несовместимость роли общепризнанной певицы и жены. В итоге великая Порпорина уступает место матери семейства.

Таким образом, Санд подводит нас к двойственному концу, завершая сагу о несостоявшейся певице и её таинственных странствиях по Богемии. Но что станет с Консуэло и Альбертом на самом деле? «Это будет последнее слово для нас об Альберте и Консуэло; потому что впоследствии об их жизни и их смерти мы решительно ничего не знаем», — заявляет Санд. («Ce sera pour nous le dernier mot sur Albert et Consuelo; car ensuite, de leur vie et de leur mort nous ne savons absolument rien») [3, с. 531]. Миф о героях колеблется между Тесеем и Орфеем; один спасен нитью Ариадны, другой потерял Эвридику. Однако в «Письме Филона», приложении к роману, читатель узнаёт, что Консуэло сопровождает Альберта на дорогах Богемии...

Литература:

  1. G. Sand. Consuelo. L. Cellier et L. Guichard (éd.), Paris, Garnier, 1959, I.
  2. G. Sand. Consuelo. L. Cellier et L. Guichard (éd.), Paris, Garnier, 1959, II.
  3. Мокульский С. С., Помогаева А. Д. Littérature française. Textes choisis. Editions pédagogique. M., 1955.
Основные термины (генерируются автоматически): Венеция, роман, утопический социализм, Аврора, Альберта, искусство, Париж, период творчества Санд.


Ключевые слова

романтизм, феминизм, утопический социализм, сентементальный роман, «нуарный» роман, мифологизм

Похожие статьи

Утопический социализм: историко-теоретический аспект

Утопический социализм как термин стал использоваться после публикации труда английского мыслителя Томаса Мора «Утопия», в котором впервые были сформулированы положения об утопическом социализме в наиболее современном представлении данного явления.

Утопия в романе «Чевенгур» и в повести «Котлован» А. Платонова

Роман А.Платонова «Чевенгур» является антиутопией. Роман повествует о создании коммуны в городе «Чевенгур» для того, чтобы

У другого персонажа романа Недоделанного, который был кулаком другое представление о социализме и предвидел положение через пять лет.

Наука и образование в утопиях Томаса Мора и Фрэнсиса Бэкона

В исследовании анализируются взгляды на образование, воспитание и труд в произведениях утопического жанра: «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. Определяется место и роль науки в утопических государствах.

Парадигма «свободных искусств» как реальность средневековой...

«В период Среднего платонизма происходит развитие самого института философской школы» и само школьное знание (схоластика!) «было осознано как – с

Это обстоятельство должно было только укрепить парадигму «свободных искусств», сделав ее, фактически, безальтернативной.

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

 Художественная литература призвана изображать человеческую жизнь и разнообразные явления действительности.

Так, наряду с господами в романах, повестях и пьесах русских писателей были представлены и их слуги. С помощью образов слуг автор не только изображал...

Роль и влияние «Декамерона» Боккаччо на формирование...

Писатель-гуманист Джованни Боккаччо, живший в эпоху Возрождения, подверг культурной обработке народные анекдотические истории и создал новый литературный жанр — новеллу. В своем главном произведении «Декамерон» писатель придал ей форму, ставшую впоследствии...

Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России

Институт искусства Курто является одним из самых знаменитых в мире учреждений по исследованию и преподаванию истории искусств. Отведенные под эрмитажные экспозиции пять залов в дворцовом комплексе «Сомерсет Хауз», где размещается Институт Курто, были...

Культурные коды творчества И. А. Бродского | Статья в журнале...

Мифологема Империи становится неотъемлемой частью творчества Бродского.

«Из Альберта Эйнштейна» [2].

В своей Нобелевской лекции (1987) И. Бродский заявляет, что на формирование творчества его повлияли «Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт...

Похожие статьи

Утопический социализм: историко-теоретический аспект

Утопический социализм как термин стал использоваться после публикации труда английского мыслителя Томаса Мора «Утопия», в котором впервые были сформулированы положения об утопическом социализме в наиболее современном представлении данного явления.

Утопия в романе «Чевенгур» и в повести «Котлован» А. Платонова

Роман А.Платонова «Чевенгур» является антиутопией. Роман повествует о создании коммуны в городе «Чевенгур» для того, чтобы

У другого персонажа романа Недоделанного, который был кулаком другое представление о социализме и предвидел положение через пять лет.

Наука и образование в утопиях Томаса Мора и Фрэнсиса Бэкона

В исследовании анализируются взгляды на образование, воспитание и труд в произведениях утопического жанра: «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. Определяется место и роль науки в утопических государствах.

Парадигма «свободных искусств» как реальность средневековой...

«В период Среднего платонизма происходит развитие самого института философской школы» и само школьное знание (схоластика!) «было осознано как – с

Это обстоятельство должно было только укрепить парадигму «свободных искусств», сделав ее, фактически, безальтернативной.

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

 Художественная литература призвана изображать человеческую жизнь и разнообразные явления действительности.

Так, наряду с господами в романах, повестях и пьесах русских писателей были представлены и их слуги. С помощью образов слуг автор не только изображал...

Роль и влияние «Декамерона» Боккаччо на формирование...

Писатель-гуманист Джованни Боккаччо, живший в эпоху Возрождения, подверг культурной обработке народные анекдотические истории и создал новый литературный жанр — новеллу. В своем главном произведении «Декамерон» писатель придал ей форму, ставшую впоследствии...

Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России

Институт искусства Курто является одним из самых знаменитых в мире учреждений по исследованию и преподаванию истории искусств. Отведенные под эрмитажные экспозиции пять залов в дворцовом комплексе «Сомерсет Хауз», где размещается Институт Курто, были...

Культурные коды творчества И. А. Бродского | Статья в журнале...

Мифологема Империи становится неотъемлемой частью творчества Бродского.

«Из Альберта Эйнштейна» [2].

В своей Нобелевской лекции (1987) И. Бродский заявляет, что на формирование творчества его повлияли «Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт...

Задать вопрос