Библиографическое описание:

Королева И. А., Зябкина О. Ю. Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН) // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 435-444. — URL https://moluch.ru/archive/40/4833/ (дата обращения: 15.12.2017).

Ситуация современного образования на сегодняшний момент такова, что реализовать приоритетную его цель – воспитание гармоничной и целостной личности – возможным становится, исключительно считаясь с широким влиянием научно-технического прогресса и инновационной политики. Качественные модификации содержания образования, происходящие в России, включают изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно-исторической педагогики развития.

Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к обучающимся общеобразовательных школ требования не только к наличию базового уровня образованности, но и универсальных способов действия, ключевых компетенций, высоких коммуникативных умений и навыков и т.д. [7].

Цель учебного процесса в настоящее время не просто достижение определенного уровня знаний, умений, навыков, а что не менее важно – создание условий и собственно осуществление развития индивидуальности личности школьника [12; с. 7].

Учитывая сложность и многоаспектность современного процесса обучения, очевидно, что усилий одних педагогов недостаточно для успешного его осуществления. Для эффективной реализации цели образования требуется синтез методико-педагогического и социально-психологического компонентов.

В последнее десятилетие в систему основного образования плотно вошла идея объединения усилий педагогов и психологов. Она нашла отражение в понятии «сопровождение», а благодаря активной работе ученых и практиков (Е.И. Казаковой, А.П. Тряпициной, Г. Бардиер, М.Р. Битяновой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Р.В. Овчаровой, С.В. Алехиной, Е.И. Метельковой, С. Новиковой и др.) сформировалась особая система помощи школьнику в успешном освоении образовательного пространства – психолого-педагогическое сопровождение. По мнению исследователей, создание системы психологической службы образования отвечает определенным запросам практики, необходимости применять психологические знания в процессе воспитания и развития детей [4; с. 24].

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде [16; с. 90].

Содействие в воспитании гармоничной и всесторонне развитой личности школьника оказывает и дополнительное образование. Оно призвано расширять возможности духовного, интеллектуального и физического развития ребенка, удовлетворять его индивидуальные творческие и образовательные потребности.

Для осуществления поставленной цели в системе дополнительного образования также необходимо наличие психолого-педагогического сопровождения (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие педагогической и психологической составляющих в образовательном процессе


Взаимодействие представленных компонентов в процессе обучения школьников позволяет создавать комплексные условия для развития и осуществления системы деятельности по формированию необходимых для обучающихся компетенций.

Для оптимизации и совершенствования существующих моделей психолого-педагогического сопровождения необходимо ознакомление с их действительной реализацией в различных учреждениях дополнительного образования.

Анализ данной практики можно осуществить на примере деятельности школьного отделения Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (НОЦ ИСЭРТ РАН).

НОЦ ИСЭРТ РАН осуществляет дополнительное образование школьников 5-11 классов в сфере экономики. Функционируя с 2003 года, к сегодняшнему моменту он объединяет в своих стенах 550 обучающихся и более 20 преподавателей. 19 учебных классов осуществляют подготовку по основному курсу экономики и факультативным учебным дисциплинам (олимпиадная экономика, финансовая математика, основы исследовательской деятельности, региональная экономика, финансовая грамотность, азбука общения, психология делового общения, риторика, деловой английский, информатика, социология).

В период обучения в НОЦ школьники активно принимают участие в конференциях, семинарах, дискуссионных клубах, профильных сменах и имеют возможность публиковать результаты своих исследований в научных трудах, издаваемых по итогам этих мероприятий.

Таким образом, Научно-образовательный центр создает условия для выявления и развития способностей талантливой молодежи и привлечения ее в научную среду, осуществляя создание собственной системы подготовки кадров в научной и образовательной сферах [6; с. 217].

В основу учебного процесса в НОЦ ИСЭРТ РАН положено непрерывное психолого-педагогическое сопровождение школьников на протяжении всего периода обучения, что закреплено в Концепции развития Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (автор: к.э.н. В.И. Попова). Оно представлено работой двух групп: учебно-методической (УМГ) и социально-психологической (СПГ), реализующих педагогическую и психологическую составляющие в организации процесса обучения (рис. 2).

Рис. 2. Организационная структура школьного отделения НОЦ ИСЭРТ РАН


Основными задачами, реализуемыми в процессе обучения школьников, являются:

– научно-обоснованное просвещение и компетентная пропаганда актуальных научных знаний в области экономики;

– создание благоприятных условий для организации образовательного процесса;

– социально-психологическое сопровождение образовательного процесса;

– создание комплексных условий для развития и осуществления системной деятельности по развитию интеллектуального и научного потенциала.

Данные задачи решаются посредством постоянного системного взаимодействия учебно-методической и социально-психологической групп (табл. 1).

Таблица 1

. Деятельность учебно-методической и социально-психологической групп НОЦ ИСЭРТ РАН

Учебно-методическая группа

Социально-психологическая группа

Цель

Организация процесса обучения школьников, создание и совершенствование форм и методов ведения обучения в целях достижения оптимального результата образования.

Формирование благоприятных социально-психологических условий для успешной учебной деятельности школьников.

Задачи

– организация учебного процесса НОЦ;
– отбор наиболее способных учащихся в ходе учебного процесса;
– проведение олимпиад, конкурсов, конференций и организация участия в них школьников;
– организация текущего и перспективного планирования учебно-научно-методической деятельности;
– организация дистанционного обучения школьников 8-11 классов посредством Экономической интернет-школы;
– способствование реализации интеллектуального потенциала школьников в русле научной деятельности.
– поддержка и укрепление психологического здоровья обучающихся;
– оценка комфортности психологических условий для эффективной учебной деятельности;
– содействие личностному, интеллектуальному и профессиональному становлению и развитию учащихся;
– развитие навыков эффективного общения, создание благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах;
– психологическое сопровождение на различных этапах учебной деятельности (адаптация, профориентация и т.д.);
– формирование установки на здоровый образ жизни;
– содействие в развитии научного мышления и творчества;
– выявление и сопровождение одаренных детей в рамках образовательного процесса.

Направления деятельности

1. Организационное направление.
2. Образовательное направление.
3. Социально-культурное.
4. Научно-исследовательское.
5. Научно-методическое.

1. Организационно-методическое.
2. Психологическая диагностика.
3. Просветительское.
4. Профилактическое.
5. Развивающе-коррекционное.
6. Консультативное.
7. Научно-исследовательское.
8. Социально-культурное.


Реализуя приоритетную цель образования, НОЦ осознает неразрывность методического и психологического компонентов в образовательном процессе. Характер работы эти двух групп имеет следующие особенности:

– комплексный подход к организации процесса обучения;

– непрерывное взаимодействие с субъектами образовательного процесса (педагогами, школьниками и родителями) на протяжении всего периода обучения;

– развитие, совершенствование и систематическое пополнение методических и психологических баз.

Подробно рассмотрим деятельность каждой из групп, проанализировав основные моменты их работы.

Учебно-методическая группа занимается организацией учебного процесса и научно-исследовательской работы со школьниками и обеспечивает его методическое сопровождение (разработка образовательных программ, тематических планов и т.д.). Деятельность службы, в первую очередь, направлена на совершенствование форм и методов ведения образовательного процесса в целях достижения оптимального результата обучения.

Основными направлениями деятельности учебно-методической группы являются (табл. 2):

1. Организационное направление заключается в определении реализации текущих и перспективных потребностей в кадровых и методических ресурсах образовательного процесса;

2. Образовательное направление состоит в совершенствование форм и методов ведения образовательного процесса, а также в осуществлении дистанционного обучения и организации участия школьников в олимпиадах и конкурсах;

3. Научно-методическое направление включает в себя разработку комплексной методики изучения экономических дисциплин, методическую поддержку преподавателей, проведение олимпиад и конкурсов, организуемых на уровне НОЦ ИСЭРТ РАН;

4. Научно-исследовательское направление заключается в привлечении школьников к участию в конкурсах научно-исследовательских работ, эссе, а также повышении квалификационного уровня специалистов службы посредством написания научных статей и участия в конференциях;

5. Социально-культурное направление включает в себя проведение экскурсий на предприятиях и организациях г. Вологды с целью активизации познавательной деятельности учащихся, а также ориентирования их на современном рынке труда.

Таблица 2

Практическая реализация основных направлений деятельности

учебно-методической группы НОЦ ИСЭРТ РАН

Направления

Мероприятия

1. Организационное

– комплектование групп экономического общегородского факультатива (набор в 5 класс, донабор в 6-11 классы);
– организация и проведение отборочных тестирований;
– ознакомление школьников с ходом учебного процесса, мероприятиями, проводимыми в НОЦ посредством прямого взаимодействия, с помощью сайта, системы «Электронный дневник»).
– подбор педагогических кадров;
– организационные собрания для педагогов;
– консультирование педагогов по методической организации урока.
– проведение для родителей организационных собраний, посвященных набору в экономический школьный факультатив;
– организация и проведение родительских собраний в связи с началом и окончанием учебного года;
– взаимосвязь с родителями посредством работы системы «Электронный дневник» (отправка информационных сообщений);
– размещение текущей информации об организационных моментах учебного процесса (расписание занятий, объявления о мероприятиях и т.д.) на сайте НОЦ ИСЭРТ РАН (http://noc.vscc.ac.ru).

2. Образовательное

– ведение балльно-рейтинговой системы оценивания уровня успешности обучающихся;
– ведение системы «Электронный дневник»;
– организация деятельности Экономической интернет-школы;
– участие в олимпиадах муниципального, всероссийского и международного уровней;
– организация профильных экономических смен во время школьных каникул.

3. Научно-методическое

– разработка образовательных программ и учебно-тематических планов;
– использование в учебном процессе инновационных средств обучения: интерактивных заданий, видеофильмов, презентаций и т.д.;
– проведение научно-методических семинаров для преподавателей НОЦ, учителей экономики из школ г. Вологды;
– посещение уроков преподавателей и анализ методической составляющей урока;
– создание банка интерактивных ресурсов;
– организация и проведение конкурса НИР и эссе, конференции «Экономика региона – глазами старшеклассников», Открытой Олимпиады по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН, Летней Олимпиады НОЦ ИСЭРТ РАН.

4. Научно-исследовательское

– написание научных статей, участие в научно-практических конференциях по педагогическим проблемам сотрудников УМГ;
– обеспечение участия школьников в конференциях и конкурсах муниципального, всероссийского и международного уровней;
– проведение дискуссионных клубов для школьников.

5. Социально-культурное

– организация экскурсий на предприятия и в организации г. Вологды;
– проведение мероприятий «Неделя науки», «Неделя предпринимательства» и др.


Социально-психологическая группа обеспечивает психологический комфорт участников образовательного процесса, а также ведет работу по формированию у школьников компетентности в сфере психологии личности.

Деятельность СПГ основана на открытости и всестороннем информировании об ее работе и направлена на развитие взаимодействия между участниками образовательного процесса. В основе сопровождения обучающихся лежит соблюдение приоритета их интересов, развитие активного взаимодействия, расширение кругозора в социальной и психологической сферах.

Цели и задачи, поставленные перед группой социально-психологического сопровождения, реализуются по следующим направлениям деятельности:

1. Организационно-методическое направление включает в себя помощь в организации работы преподавателей, формировании современной методической базы СПГ;

2. Психолого-диагностическое направление представляет собой комплексное изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся на протяжении периода обучения в НОЦ (эмоционально-мотивационная, интеллектуальная, личностная и др. сферы);

3. Просветительское направление реализуется в формировании психологической компетентности участников образовательного процесса;

4. Профилактическое направление заключается в выявлении и предупреждении дезадаптации школьников, разработке и реализации профилактических мероприятий и рекомендаций;

5. Развивающе-коррекционное направление проявляется в работе над активизацией личностных ресурсов школьников в преодолении трудностей, возникающих в ходе учебного процесса;

6. Консультативное направление представлено информационной и социально-психологической помощью участникам образовательного процесса в вопросах развития, обучения и воспитания;

7. Научно-исследовательское направление состоит в проведении научных исследований, написании научных статей, участии в научно-практических конференциях по социально-психологическим и психолого-педагогическим вопросам;

8. Социально-культурное направление заключается в организации и проведении различного рода групповых и коллективных мероприятий, направленных на повышение социальной активности и ответственности школьников.

Выделенные направления деятельности обращены на всестороннее воспитание личности школьника, предупреждение затруднений в обучении, развитии и совершенствовании у него навыков, необходимых для успешной социализации.

Система реализации выделенных направлений в деятельности группы социально-психологического сопровождения представлена в таблице 3.

Таблица 3

Практическая реализация основных направлений деятельности СПГ НОЦ ИСЭРТ РАН

Направления

Мероприятия

1. Организационно-методическое

– исследование мнения школьников о качестве преподавания в НОЦ;
– посещение уроков преподавателей и анализ психологической составляющей урока.

2. Психологическая диагностика

– диагностика уровня адаптации школьников 1 года обучения;
– диагностика эмоционально-мотивационной сферы школьников;
– диагностика интеллектуальной сферы школьников;
– диагностика личностной сферы обучающихся;
– диагностика профессиональных предпочтений учащихся 11 кл.

3. Просветительское

– проведение научно-методических семинаров для педагогов НОЦ;
– информирование участников образовательного процесса о мероприятиях на сайте НОЦ ИСЭРТ РАН (http://noc.vscc.ac.ru);
– преподавание курсов «Азбука общения», «Психология делового общения»;
– информирование о социальных акциях.

4. Профилактическое

– организация встреч школьников с сотрудниками медицинских, социальных и др. учреждений;
– проведение развивающих занятий по предупреждению дезадаптации, эмоционального выгорания и т.д.

5. Развивающе-коррекционное

– развивающая работа со школьниками 5-10 классов по курсам «Азбука общения», «Деловое общение», «Этика делового общения»;
– проведение развивающих занятий в рамках профильных экономических смен во время школьных каникул.

6. Консультативное

– проведение индивидуальных консультаций по запросам участников образовательного процесса;
– предоставление рекомендаций на сайте НОЦ ИСЭРТ РАН;
– консультирование педагогов по особенностям психологической организации урока.

7. Научно-исследовательское

– проведение научных исследований, написание научных статей на основе результатов диагностик школьников, участие в научно-практических конференциях по социально-психологическим и психолого-педагогическим проблемам.

8. Социально-культурное

– проведение мероприятий «Неделя психологии», «Неделя здоровья» и др.


Анализируя всю проведенную за истекший период работу, можно сказать о том, что вся деятельность СПГ велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем разрабатываемым направлениям. Их практическую реализацию можно считать качественной и успешной. Проведенная работа позволила определить основные пути для реализации деятельности СПГ и ее компетентностного роста в дальнейшем. Последующую работу группа социально-психологического сопровождения планирует с учетом анализа деятельности за прошлые годы.

Об эффективности деятельности групп сопровождения свидетельствуют количественные показатели. Первоначально проанализируем их значение в рамках работы УМГ НОЦ ИСЭРТ РАН.

Организация участия школьников в научных конкурсах и олимпиадах различного уровня является одним из приоритетных направлений деятельности данного учреждения. Ежегодно количество мероприятий и школьников, принявших в них участие, увеличивается (рис. 3). Так в период с 2007 по 2011 годы рост числа мероприятий составил 2,3 раза (с 7 до 18 соответственно). Вместе с тем, количество детей, участвовавших в них, увеличилось в 11,5 раза (с 71 чел. до 832 чел. соответственно).

Рис. 3. Количество мероприятий и участвующих в них школьников НОЦ ИСЭРТ РАН

за 2007/08 – 2010/11уч.гг.


Также постоянно расширяется спектр мероприятий, в которых участвовали школьники за 2007-2011 года. В 2010/11 учебном году обучающиеся НОЦ ИСЭРТ РАН приняли участие в 18 конкурсах, олимпиадах и конференциях: 1 – международного уровня, 6 – российского уровня, 2 – регионального уровня, 5 – городского уровня, 4 – организованные НОЦ ИСЭРТ РАН. Для сравнения: в 2007/2008 учебном году участвовали в 7 мероприятиях: 4 мероприятия российского уровня, 1 – регионального уровня, 1 – городского уровня, 1 – организованное НОЦ ИСЭРТ РАН.

В числе этих мероприятий большое внимание уделяется Открытой Олимпиаде по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН, которая проводится с целью выявления одаренных и талантливых обучающихся образовательных учреждений для их дальнейшего интеллектуального роста, повышения экономической грамотности, развития творческих способностей, содействия школьникам в профессиональной ориентации.

Открытая Олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН проводится на протяжении трех лет (2009/10 – 2011/12 уч.гг.) в два тура. В Олимпиаде могут принять участие школьники 5-11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и стран СНГ. За период проведения Олимпиады в ее структуре произошли некоторые изменения. Если в первый год было организовано два очных тура, то во второй и третий – заочный и очный. Также видоизменилась организация заочного тура Олимпиады. В 2010/11 уч.г. он состоял из трёх этапов, каждому из которых соответствовал определенный вид заданий (тесты, задачи, эссе). В 2011/12 уч.г. заочный тур включал в себя задания, распределенные на три части (часть А – тестовые задания, часть В – задачи, часть С – эссе), причем в каждую из них включены 20% заданий, связанных с экономикой Вологодской области. Ежегодно наблюдается рост показателей Олимпиады (табл. 4).

В 2011/12 году Открытая Олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН стала удовлетворять внешним требованиям для включения ее в перечень всероссийских олимпиад, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации.

Таблица 4

Показатели Открытой Олимпиады по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН

за 2009/10 – 2011/12 уч.гг., чел.

Показатель

2009/10 уч.г.

2010/11 уч.г.

2011/12 уч.г.

Количество участников

425

591

692

География участников
(регионы-участники)1

1

3

10

Доля школьников НОЦ в
общем количестве
победителей и призеров

18

20

39


Наряду с Олимпиадой проводится конкурс научно-исследовательских работ (НИР) школьников 9-11 классов. Начиная с 2004 года, конкурс проходит в период с декабря по апрель. Конкурс проводится в два этапа. На первом – работы оцениваются независимыми экспертами, определяющими 10 лучших, которые выходят в следующий этап. Второй – проходит в форме очной конференции «Экономика региона глазами старшеклассников», на которой ребята защищают свои проекты. Темы школьных исследований отражают различные социальные и экономические процессы, происходящие в стране и регионе. Школьники затрагивают проблемы здравоохранения, образования, социальной сферы, банковской и бюджетной системы, проблемы рыночных отношений, внешнеэкономической деятельности.

Параллельно с конкурсом НИР проходит конкурс эссе для школьников 6-8 классов. Он также проходит в два тура. Первый осуществляется в заочной форме: школьники представляют в оргкомитет конкурса свои работы, где экспертная комиссия дает им оценку и выявляет 10 лучших. Их презентация проходит на втором этапе – очной защите. В таблице 6 представлены основные показатели конкурсов НИР и эссе. Следует отметить ежегодный рост количества участников данных конкурсов, что свидетельствует об увеличении заинтересованности школьников в научной жизни региона и страны (табл. 5). В перспективе планируется вывести конкурс на всероссийский уровень.


Таблица 5

Количество научно-исследовательских работ и численность участников конкурса НИР и эссе в НОЦ ИСЭРТ РАН за 2004/05 – 2011/12 уч.гг.

Учебный год

Количество

научно-исследовательских работ школьников, шт.

Численность школьников, принимавших участие в конкурсе НИР, чел.

Численность

школьников,

принимавших участие в конкурсе эссе, чел.

2004/05

9

24

20

2005/06

19

48

29

2006/07

38

67

61

2007/08

33

76

26

2008/09

33

72

31

2009/10

26

40

29

2010/11

33

54

37

2011/12

34

58

36

Всего

225

439

269


Обучающиеся НОЦ ИСЭРТ РАН уверенно занимают призовые места как в мероприятиях регионального, так и всероссийского и международного уровней.

Психологическую подготовку школьников для участия в представленных мероприятиях осуществляет группа социально-психологического сопровождения НОЦ ИСЭРТ РАН. Показатели результатов работы СПГ также позволяют судить, насколько эффективными оказались созданные условия обучения школьников.

Залогом дальнейшего успешного обучения вновь поступивших в НОЦ детей является психологическая поддержка при освоении ими нового образовательного пространства. Она осуществляется по результатам исследования уровня адаптации школьников первого года обучения, которое проводится в сентябре и направлено на определение того, насколько комфортно чувствуют себя данные ученики в НОЦ, как им удалось адаптироваться в новом для них образовательном учреждении. Также диагностика ориентирована на выявление возможных проблем адаптации учащихся и выработку мер по их предупреждению.

Представленные данные позволяют выявить рост показателей адаптации школьников, что свидетельствует об улучшении образовательных условий в учреждении НОЦ (табл. 6).

Таблица 6

Динамика оценки адаптации школьников НОЦ ИСЭРТ РАН первого года обучения

за 2007/08 – 2011/12 уч.гг. (в % от количества опрошенных)

Уровни

адаптации

2007/08

уч.г.

2008/09

уч.г.

2009/10

уч.г.

2010/11

уч.г.

2011/12 уч.г.

1 этап

2 этап

Высокий

56,5

37,4

41,7

47,6

73

95,8

Средний

35,4

55,7

58,3

50

19,2

7,8

Низкий

8,1

6,9

0

2,4

7,8

0


Группой социально-психологического сопровождения осуществляется систематическое исследование эмоционального состояния обучающихся в процессе обучения в НОЦ ИСЭРТ РАН. Цель данного мониторинга заключается в выявлении отношения учащихся к занятиям экономикой через изменение их самочувствия, активности и настроения во время учебных занятий в НОЦ ИСЭРТ РАН. Диагностика эмоциональной сферы учащихся осуществляется с помощью методики «Самочувствие. Активность. Настроение» (авторы: В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).

Так, результаты исследования эмоционального состояния школьников, представленные на рисунке 4, свидетельствуют о благоприятной для успешного обучения тенденции: все показатели находятся в пределах нормы (от 4,5 до 5,5 баллов). Также мониторинг позволяет проводить корректировку учебных курсов, оказывать помощь педагогу в построении занятий таким образом, чтобы вызвать у школьников желание изучать предмет и чтобы одновременно нивелировать те факторы, которые снижают их интерес к обучению.

Рис. 4. Динамика показателей эмоционального состояния школьников в процессе обучения

в НОЦ ИСЭРТ РАН за 2003/04 – 2011/12 уч.гг. (в баллах, по 7-ми балльной шкале)


Для успешного усвоения школьниками учебной программы НОЦ ИСЭРТ РАН и ведения научно-исследовательской деятельности СПГ проводится работа по формированию и развитию у учащихся коммуникативных и организаторских способностей. Наиболее важными из таких качеств являются умения устанавливать и поддерживать связи с другими людьми и организовывать не только свою деятельность, но и деятельность окружающих.

Для проведения диагностики данных способностей используется методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы: В.В. Синявский и Б.А. Федоришин). Исследование проводится в каждом классе на протяжении нескольких лет (с 8 по 11 классы) с целью анализа динамики развития способностей обучающихся. В таблице 7 представлены показатели диагностики одного из классов НОЦ в период 2008-2012 гг. Данные результаты позволяют сделать вывод о росте и коммуникативной, и организаторской сфер у детей на протяжении периода обучения их в НОЦ. Следует отметить, что способности, связанные с организационной сферой деятельности, формируются позже и наиболее ярко выявлены в последний год обучения. Это связано с тем, что школьники в процессе активной научно-исследовательской деятельности приобретают уверенность в своих силах и осознают свои возможности.

Таблица 7

Динамика коммуникативных и организаторских способностей школьников НОЦ ИСЭРТ РАН за 2008/09 – 2011/12 уч.гг. (на примере 11 кл., в % от числа опрошенных)

Уровни

способностей

Коммуникативные способности

Организаторские способности

2008/09

уч.г.

2009/10

уч.г.

2010/11

уч.г.

2011/12

уч.г.

2008/09

уч.г.

2009/10

уч.г.

2010/11

уч.г.

2011/12

уч.г.

Высший

0

0

12,5

29,9

0

0

12,5

25

Высокий

5,9

29,4

68,7

33,3

0

11,8

50

37,5

Средний

64,7

70,6

18,8

25

29,4

88,2

37,5

33,3

Ниже
среднего

29,4

0

0

12,5

70,6

0

0

4,2

Низкий

0

0

0

0

0

0

0

0


Итак, работа учебно-методической и социально-психологической групп сопровождения школьников в образовательном процессе способствует повышению удовлетворенности деятельностью НОЦ учащихся, родителей и педагогов, а также эмоциональному комфорту всех участников образовательного процесса, направлена на успешность дальнейшей учебы школьников НОЦ, перешедших в другие образовательные учреждения (социальное самоопределение и поступление выпускников НОЦ в учебные заведения региона и страны).

Об этом свидетельствуют количественные показатели: результаты участия детей в конкурсах и олимпиадах, высокий уровень адаптации школьников первого года обучения, ярко выраженные коммуникативные и организаторские способности и т.д. Они являются результатом совместных усилий специалистов учебно-методической и социально-психологической групп НОЦ ИСЭРТ РАН. Как уже было отмечено ранее, деятельность данных групп находится в постоянном и динамичном взаимодействии на протяжении всего процесса обучения школьников.

Это выражается в общих моментах сопровождения образовательного процесса по следующим позициям:

– оказание своевременной помощи преподавателям в организации гармоничного процесса обучения;

– выработка рекомендаций по повышению эффективности их деятельности на основе компетентного анализа учебных занятий. По результатам психологических исследований школьников и педагогов формируются рекомендации по повышению эффективности обучения, которые служат руководством по организации методического сопровождения учебного процесса;

– совместное проведение социально-культурных мероприятий (экскурсии, профильные экономические смены, социально-тематические акции: «Неделя здоровья», «Неделя науки» и др.).

В процессе обучения школьников результаты исследований СПГ служат основой для разработки методических рекомендаций преподавателям по организации учебного процесса и индивидуального подхода к каждому обучающемуся. В свою очередь показатели УМК становятся предметом исследований для СПГ.

Таким образом, в условиях современного образовательного пространства необходимо большое внимание уделять повышению качества дополнительного образования. Одним из наиболее эффективных подходов к реализации этой деятельности следует считать объединение методического и психологического компонентов в процессе сопровождения школьников. Их взаимодействие способствует формированию нового видения самого содержания дополнительного образования, его методов и технологий и эффективной реализации целей обучения.


Литература:
  1. Алехина С.В. Психологическая служба в образовании: перспективы развития [Текст] / С.В. Алехина, М.Р. Битянова, Е.И. Метелькова // Психология образования: национальный опыт. Материалы 2-й науч.-прак. конференции (тезисы). – М., 2005. – С. 67-69.

  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

  3. Бурцева И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой образования [Текст] / И. Бурцева // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 136-142.

  4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики [Текст]: монография / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с.

  5. Леонидова Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст]: научно-популярное издание / Г.В. Леонидова ; под ред. М.Ф. Сычева. – Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2007. – 99 с.

  6. Леонидова Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательно-го пространства [Текст]: монография / Г.В. Леонидова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 272 c.
  7. Лукьянова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в предпрофильном и профильном обучении [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 19.03.2011. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-v-predprofilnom-i

  8. Метелькова Е.И. Психологическая служба как ресурс развития современного образования [Текст] : автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра псих. наук: 19.00.13 / Е.И. Метелькова. – М., 2010. – 45 с.
  9. Практическая психология в развивающем образовательном пространстве [Текст] : коллективная монография / под ред. Н.М. Швалевой. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. – 260 с.
  10. Прутченков А.С. Компетентностный подход в школьном экономическом образовании [Текст] / А.С. Прутченков // Экономика в школе. – 2011. – № 6. – С. 20-34.

  11. Пряжников Н.С. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова // Вопросы психологии. – 1994. – №2. – С. 99-112.

  12. Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи [Текст]: материалы Региональной научно-практической конференции, г. Ставрополь, 2 октября 2002 г., в 2 т. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

  13. Терюкова Т.С. Факторы инновационности в экономическом образовании [Текст] / Т.С. Терюкова // Экономика в школе. – 2011. – № 6. – С. 15-19.

  14. Терюкова Т.С. Экономическая педагогика как процесс интеграции экономики и педагогики [Текст] / Т.С. Терюкова // Экономика в школе. – 2011. – № 6. – С. 50-55.

  15. Психологическая служба [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 63 с.

  16. Щеголь В.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии [Текст] / В.И. Щёголь // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9 – С. 89-91.

1С 2010/11 уч.г. активное участие принимает Республика Беларусь.

Основные термины (генерируются автоматически): НОЦ ИСЭРТ РАН, образовательного процесса, экономике НОЦ ИСЭРТ, учебного процесса, сайте НОЦ ИСЭРТ, процесса обучения, участников образовательного процесса, обучения школьников, школьников НОЦ ИСЭРТ, учебного процесса НОЦ, опыта НОЦ ИСЭРТ, групп НОЦ ИСЭРТ, Олимпиады НОЦ ИСЭРТ, СПГ НОЦ ИСЭРТ, отделения НОЦ ИСЭРТ, социально-психологического сопровождения, организации процесса обучения, уровне НОЦ ИСЭРТ, организованные НОЦ ИСЭРТ, УМГ НОЦ ИСЭРТ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос