К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э., Павловская Е. В. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1738-1740. — URL https://moluch.ru/archive/91/20080/ (дата обращения: 22.10.2018).

Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, система отношений, педагогическая среда, саморазвитие, самоактуализация, уровень сопровождения, девиантное поведение, ученик, личностный выбор.

 

Основным моментом модернизации современной системы образования является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения. Первая Всероссийская конференция специалистов системы сопровождения, на которой сопровождение было определено, как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса состоялась в 1998 году. Главным результатом этой конференции стало принятие правительством РФ Постановления № 867 (от 31.07.98) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», которое законодательно определило функционирование системы сопровождения в стране.

Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса [7]. Изучение осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности учащихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.

Понятие психологического сопровождения введено психологами Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов и как сопровождение естественного развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажения и торможение.

Программы составляются таким образом, что ими можно было бы варьировать, сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию и не подавлять [2].

Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помои ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса. Автор идею сопровождения сближает с идеей поддержки, отмечает, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, а также с педагогами [1].

Технологии сопровождения предполагают использование аналитических, оценочных, диагностических, развивающих и обучающих методов. Первенство остается за системой активных методов обучения, а также различными формами индивидуальной работы, психологического моделирования и проектирования. Конечной целью психологического сопровождения является содействие полноценному развитию и саморазвитию личности, ее самоопределению и самоактуализации, предполагающим максимальную возможность обретения себя и осуществления личностных выборов.

Известный отечественный психолог М. Р. Битянова рассматривает психологическое сопровождение как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике. Автор определяет свой подход как «парадигму сопровождения», подчеркивая его деятельностную направленность и отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития [4].

Цель работы в модели психологического сопровождения состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на развитие его самопознания, активизацию поиска путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Окружающие ребенка взрослые рассматриваются М. Р. Битяновой как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного М. Р. Битяновой, педагог-психолог решает три основные задачи.

1.      Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

2.      Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

3.      Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога [3]. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

В организационной модели сопровождения М. Р. Битяновой, которой придерживаемся и мы, в качестве «базисных элементов» выделяются: социально-психологический статус — характеристика требований-возможностей ребенка определенного возраста, представляющая некий ориентир, содержательную основу для диагностики, коррекционной работы; диагностический минимум (набор методик), позволяющий выявлять те или иные показатели развития: психолого-педагогический консилиум как метод «сборки» целостного портрета ребёнка и класса и выработки стратегии сопровождения и конкретизации содержания работы.

Объектом школьной педагогической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [6].

Е. И. Казаков отмечает, что можно выделить 3 основных вида сопровождения:

-        предупреждение возникновения проблем;

-        обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций;

-        экстренная помощь в кризисной ситуации.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. Например, начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости [5].

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение на различных ступенях обучения представляет собой целостную, системно организованную деятельность всех участников педагогического процесса (учителей начальной и основной школы, психологов и родителей).

Как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают нехватку знаний в области психологии и педагогики, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения и сотрудничества.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса.

 

Литература:

 

1.      Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2002.

2.      Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Дорваль. -1993. — 96с.

3.      Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. — М., 1998.

4.      Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10.

5.      Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1987.

6.      Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1991.

7.      Ростова Е. С., Тумакова Н. А. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278–1280.

Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, психологическое сопровождение, образовательный процесс, педагогическая среда, основная школа, полноценное развитие, индивидуальная работа, диагностический минимум, девиантное поведение.


Ключевые слова

самоактуализация, образовательный процесс, девиантное поведение, саморазвитие, ученик, система отношений, психолого-педагогическое сопровождение, субъект сопровождения, педагогическая среда, уровень сопровождения, личностный выбор

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Система психолого-педагогического сопровождения детей...

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса...

Апанасенко О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков [Текст]

Основное содержание работы с «трудными» подростками — это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними.

Особенности психолого-педагогического сопровождения...

Ключевые слова: педагогическая запущенность, факторы педагогической запущенности, поведенческие особенности, психолого-педагогическое сопровождение, структура психолого-педагогического сопровождения педагогически запущенных детей.

Социально-психологическое сопровождение дошкольника...

Социально-психологическое сопровождение дошкольника с отклонением в поведении. Автор: Яударова Наталья Юрьевна.

Психолого-педагогическая реальность нашего времени такова, что дошкольным образованием детей, чаще всего, занимается кто угодно — бабушки, тети...

Содержание психолого-педагогического сопровождения...

Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, образовательный процесс, психологическое сопровождение, психологическое консультирование, профессиональное здоровье педагогов...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением.

Подростковый возраст характеризуется рядом серьезных изменений в физиологическом и психологическом развитии ребенка.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Психологическое сопровождение процесса адаптации...

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое сопровождение, образовательное учреждение, образовательный процесс, психологическое обеспечение детей-мигрантов, ребенок, социально-психологическая адаптация...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Система психолого-педагогического сопровождения детей...

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса...

Апанасенко О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков [Текст]

Основное содержание работы с «трудными» подростками — это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними.

Особенности психолого-педагогического сопровождения...

Ключевые слова: педагогическая запущенность, факторы педагогической запущенности, поведенческие особенности, психолого-педагогическое сопровождение, структура психолого-педагогического сопровождения педагогически запущенных детей.

Социально-психологическое сопровождение дошкольника...

Социально-психологическое сопровождение дошкольника с отклонением в поведении. Автор: Яударова Наталья Юрьевна.

Психолого-педагогическая реальность нашего времени такова, что дошкольным образованием детей, чаще всего, занимается кто угодно — бабушки, тети...

Содержание психолого-педагогического сопровождения...

Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, образовательный процесс, психологическое сопровождение, психологическое консультирование, профессиональное здоровье педагогов...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением.

Подростковый возраст характеризуется рядом серьезных изменений в физиологическом и психологическом развитии ребенка.

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Психологическое сопровождение процесса адаптации...

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое сопровождение, образовательное учреждение, образовательный процесс, психологическое обеспечение детей-мигрантов, ребенок, социально-психологическая адаптация...

Задать вопрос