Библиографическое описание:

Маслова М. В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в МБОУ СШ № 2 имени А. С. Пушкина // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 632-634.



В данной статье рассмотрен комплекс психолого-педагогического сопровождения на примере учащихся МБОУ СОШ № 2 им. А.С. Пушкина, так же представлены последовательные этапы комплекса, и факторы, определяющие детей «группу риска».

Ключевые слова: дезадаптация, асоциальное поведение, социализация, стресс.

Keywords: maladjustment, antisocial behavior, socialization, stress.

Актуальность.

Образовательный процесс в МБОУ СШ № 2 им. А. С. Пушкина слагается из здоровьесберегающих технологий и является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Главной целью социально-психологической службы школы — сформировать всесторонне развитую личность и создать максимально благоприятные условия для обучения.

Сопровождение учащихся «группы риска» должно носить комплексный характер и реализовываться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи [7, с. 19].

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой организованную совместную деятельность социального педагога и педагога психолога. В процессе работы предполагается использование различных средств и методов, которые направлены на выявление детей «группы риска» и дальнейшее их сопровождение [9, с. 48].

«Группу риска» составляют учащиеся создающие условия риска для социума, так же риск может сказываться для самих подростков — возможности утраты личностного развития, здоровья и жизни. Существует множество классификаций детей «группы риска», что позволяет носить междисциплинарных характер, определяет сложность изучения и многогранность этого явления [10, с. 6]. В общеобразовательном учреждении, как правило, дети «группы риска» это учащиеся испытывающие сложности в обучении, в общении с педагогическим коллективом, сверстниками, социально незащищенные дети с педагогической запущенностью. У них отсутствуют психические и физические отклонения, их риск заключен в процессе воспитания или его полном отсутствии.

Социально-педагогическая запущенность проявляется в негативном состоянии личности, которая проявляется в нарушении формирования «Я-концепции» [5, с. 31] [3, с. 64]. Существуют дети, которые имеют патологию в психическом развитии и социальной адаптации. Им свойственно нарушение социализации, то есть отсутствие нравственных ориентиров в жизни, нарушение моральных норм и правил поведения в обществе, низкий уровень духовной культуры, потеря контроля над своими эмоциями, агрессии, утрата интереса к учебной деятельности, усвоению новых знаний, злоупотребление вредными привычками, лживость, лень, их так же относят к «группе риска» [8, с. 23].

Сопровождение таких учащихся заключается в единстве последовательных функций:

1) Диагностики возникшей проблемы;

2) Информативности решения проблемы;

3) На этапе составления плана решения проблемы — консультирование;

4) На этапе реализации плана — первичная помощь учащимся.

Отечественные авторы, рассматривая проблему изучения социально-психологического сопровождения детей «группы риска», по-разному классифицируют факторы риска, объединяющие детей в данную группу. Так, например, В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска [4, с. 8]:

 медико-биологические;

 социально-экономические;

 психологические;

 педагогические.

На примере МБОУ СШ № 2 им. А.С. Пушкина рассмотрим психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска», при котором создаются благоприятные условия для обучения и воспитания ребенка. Данное сопровождение объединяет специалистов разного профиля (психолог, социальный педагог, учитель-логопед) для коррекции выявленных социальных, психологических отклонений и развития личности ребенка.

Важно выявить детей «группы риска», рассмотреть причины, реабилитировать их в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях [2, с. 45].

Благоприятный результат можно прогнозировать, если данная задача будет решаться комплексно и в тесном взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Сопровождение психолога начинается с личностного контакта и установления дружеских отношений с детьми «группы риска». Дальнейшие действия основаны с диагностическими мероприятиями по выявлению поведения ребенка в школьном коллективе, его успеваемость, интересы, круг общения и особенности семейного воспитания.Педагог-психолог, использует вработе с детьми «группы риска» следующие методы, как беседы, которые проводятся с детьми и их родителями [1, с. 76]. Психолог осуществляет индивидуальное консультирование, проективные методики(например, рисунок «семья», незаконченные предложения), тренинги и аутотренинги.

Рассмотрев особенности детей «группы риска», психолог составляет индивидуальные программы помощи и коррекции учащемуся. Проводится акт обследования семьи. В заключение оценивает эффективность психодиагностики.

Важная роль отводится социальному педагогу. Он занимается изучением индивидуальных особенностей детей «группы риска», изучает круг общения ребенка, его поведение в школьном коллективе. Проводит социальный патронаж семьи, с целью изучения условий жилищно-бытовых условий ребенка. Социальный педагог находится в тесном контакте с различными социальными службами, по оказанию помощи детям. На школьных собраниях и классных часах социальный педагог организует правовое просвещение для учащихся, где разъясняет им их права и обязанности, пропагандирует здоровый образ жизни, дает установку на личностное развитие. Организует занятость детей в процессе учебной деятельности и каникулярное время.

Дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» связано с работой консилиума школы, в состав которого включают медицинского работника. Деятельность психолого-педагогической службы будет эффективной, если дети «группы риска» выявляются на ранних этапах диагностики [6, с. 17]. Они получают помощь на разных уровнях его близкого окружения (школьный коллектив, психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник), при необходимости детям предоставляется специализированная помощь вне школы.

В учебно-воспитательном процессе школы используются различные методы по выявлению детей «группы риска», а также создаются условия для благоприятного и комфортного взаимодействия на разных уровнях помощи и коррекции. Главные задачи психолого-педагогической службы школы № 2 им. А. С. Пушкина профилактические мероприятия, направленные на предупреждение попадания детей в «группу риска».

Литература:

  1. Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска» [текст]/ Астапов В.М. — М., 1996.-83.с.
  2. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска» [текст]/ Беличева С.А. — М., 2006.-103c.
  3. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [текст] / Е.И. Казакова. — СПб., 1998. — 209 с.
  4. Летунова В.Е. Программа «Дети группы риска в системе работы ППМС — центра [текст]/ Летунова В.Е. — СПб., 1998.-3c.
  5. Мардахаев Л.В., Кузнецова Л.В., Чемоданова Д.И. Специальная педагогика. Учебник для бакалавров [текст]/ Мардахаев Л.В., Кузнецова Л.В., Чемоданова Д.И. — М., 2012.-123c.
  6. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей учеб. Пособие [текст]/ Овчарова, Р.В. — Архангельск: Просвещение, 1995. -150с.
  7. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст]/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. — М.: Академия, 2002.-100c
  8. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов /Под ред. И.В. Дубровиной [текст]/ И.В. Дубровиной — М.: Просвещение, 2003.-78c.
  9. Сакату X. Психологические особенности детей группы риска [текст]/ Сакату X — М., 2000.-142с.
  10. Конституция РФ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года Глава 2. Факторы риска возникновения нарушений [текст]
Основные термины (генерируются автоматически): «группы риска», детей «группы риска», сопровождение детей «группы, дети «группы риска», психолого-педагогическое сопровождение детей, детьми «группы риска», социальный педагог, детей группы риска, детей «группу риска», учащихся «группы риска», Психолого-педагогическое сопровождение, особенности детей, классификаций детей «группы, сопровождения детей «группы, выявление детей «группы, особенности детей «группы, «группы риска» следующие, выявлению детей «группы, «группы риска» связано, особенностей детей «группы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос