Транснациональная коррупция: глобальная проблема современности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 6109 раз

Библиографическое описание:

Южанин, А. О. Транснациональная коррупция: глобальная проблема современности / А. О. Южанин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4824/ (дата обращения: 19.11.2024).

Транснациональная коррупция все чаще признается значительной глобальной проблемой. Технический прогресс и глобализация открывают широкие возможности для осуществления данного вида преступной деятельности. Серьезные социальные и экономические последствия коррупции усиливают потребность в эффективном правовом регулировании данного явления на всех уровнях международных отношений. Так, в преамбуле Конвенции Организации Объединенных Нация против коррупции объявлено, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней» [1].

Такому аморфному явлению как коррупция, трудно подобрать определение. Тем не менее, приемлемой отправной точкой является классическое определение политолога Джозефа Найма, определившего коррупцию, как «поведение, которое не соответствует формальным обязанностям общественной роли, вследствие частных отношений (личных, семейных) используемых для обогащения или повышение социального статуса» [2, с.417]. Транснациональная коррупция же определяется как разновидность коррупции, которая пересекает границы государств, включая в себя корпоративных и должностных субъектов, и использует сложные схемы для перекачивания национальных богатств от своих законных владельцев: граждан государства [3, с.4]. Она имеет общую анатомию во всем мире и осуществляется через схожие схемы.

Транснациональная коррупция проявляется в виде подкупа иностранных должностных лиц с целью получения возможности вести или продолжать экономическую деятельность в какой-либо стране, либо получать какое-либо неосновательное преимущество. Данный вид незаконной деятельности имеет две сферы основного применения: международное экономическое сотрудничество и транснациональная организованная преступность [4].

Коррупция в международном экономическом сотрудничестве проявляется при создании предприятий с участием иностранного капитала, при реализации инвестиционных проектов и приватизации государственной собственности, при решении проблем раздела рынков для сбыта продукции и в других формах.

Бороться с этими явлениями возможно только с помощью международного сотрудничества, особенно учитывая изощренность и гибкость транснациональных преступных организаций. Коррупция настолько укоренилась в денежных операциях стран, что она сплелась с финансовым сектором, что делает ее обнаружение еще более трудным. Одними из наиболее распространенных и признанных форм межгосударственного сотрудничества являются международные конвенции. В современном мире уже создан определенный механизм борьбы с транснациональной коррупцией, важно отметить ведущие конвенции против международной коррупции:

Конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития по борьбе со взяточничеством должностных лиц иностранных государственных органов при проведении международных деловых операций, принята 21 ноября 1997 г. (OrganizationforEconomicCo-operationandDevelopment, OECD; ConventiononCombatingBriberyofForeignPublicOfficialsinInternationalBusinessTransactions). Данная конвенция объявляет преступлением дачу взяток иностранным государственным чиновникам при осуществлении коммерческой деятельности.

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (CouncilofEuropeCriminalLawConventiononCorruption) значительное внимание уделяет мерам, которые необходимо принять на национальном уровне. Конвенция определяет 13 видов коррупционных преступлений. Конкретизация происходит по субъекту, в отношении национальных государственных должностных лиц, членов национальных государственных собраний, иностранных государственных должностных лиц и т.д.

Несмотря на различие применяемых методов, цели Конвенций Совета Европы достаточно схожи с целью Межамериканской Конвенцией по борьбе с коррупцией Организации Американских Государств 1996 г. (Inter-AmericanConventionagainstCorruption) Это региональное соглашение требует, чтобы государства-члены приняли меры как против разрушительных действий коррупции на территориях, подчинённых их конституциям, так и действий, совершённых их соотечественниками и резидентами за границей [5]. Сфера применения конвенции охватывает коррупционные действия «государственных должностных лиц», «должностных лиц правительства», «государственных служащих», которые выбраны, назначены или избраны, «чтобы исполнять задачи и функции от имени или находясь на службе государства на любом уровне организации власти».

Мало кому известна в России «Гражданско-правовая конвенция против коррупции», принятая Советом Европы в 1999 г. (CivilLawConventiononCorruption). В соответствии с данной Конвенцией, лица, понесшие ущерб в результате акта коррупции, имеют право на полную его компенсацию (ст. 1 и ч. 1 ст. 3). Компенсируется материальный ущерб, потеря доходов и нематериальные потери. Ответчиком может выступать лицо, совершившее акт коррупции, санкционировавшее его или не принявшее разумных шагов для его предотвращения (п. i части 1 ст. 4), а также государство, чье должностное лицо виновно в совершении коррупционного акта (ст. 5).

Значительное внимание проблеме коррупции уделяет Организация Объединённых Наций. В рамках Глобальной программы ООН по борьбе с коррупцией оказывается помощь странам в её выявлении, предупреждении и пресечении. Согласно программе, цель любой национальной программы состоит в том, чтобы, во-первых, повысить риск и издержки коррумпированности; во-вторых, создать такую атмосферу неподкупности, которая изменила бы правила игры и поведение её участников, в-третьих, обеспечить, в конечном счете, соблюдение законности. В частности, в рамках программы разрабатываются механизмы, содействующие большей прозрачности и отчётности в области государственных закупок и международных коммерческих сделок.

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (UN Conventionagainsttransnationalorganizedcrime) явилась ответным шагом мирового сообщества на глобализацию организованной преступности и коррупции. Конвенция ООН даёт понятие уголовно наказуемой коррупции. В ней также предусмотрено требование криминализировать акты коррупции, то есть получение и передачу взятки, и предпринять иные законодательные, административные меры для предупреждения и выявления коррупции среди публичных должностных лиц для обеспечения эффективной борьбы с коррупцией на основе единых стандартов для внутренних законов.

Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC) была принята Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4 от 31 октября2003 года). Конвенция представляет собой многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции, предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением. Конвенция призвана усилить антикоррупционное сотрудничество на международном уровне. В Конвенции акцентируется внимание на том, что коррупция подрывает развитие, ослабляет демократию, борьбу с организованной преступностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей безопасности.

Важное значение в борьбе с транснациональной коррупцией, имеет Закон США о противодействии зарубежной коррупционной практике (U.S.ForeignCorruptPracticesAct, FCPA).закон запрещает предоставление — и даже предложение, обещание или одобрение — чего-либо ценного, будь то в форме наличных средств, материальных ценностей или нематериальных благ (как, например, личные выгоды), любому неамериканскому должностному лицу, политической партии или кандидату на политический пост в целях получения или сохранения деловых возможностей или предоставления таких деловых возможностей какому-либо иному лицу. Закон также требует от компаний вести достоверный и полный финансовый учет, а также поддерживать систему внутреннего контроля, направленную на предотвращение и выявление ненадлежащих платежей, совершенных прямо или косвенно за счет средств компании.

Меры против распространения коррупции принимают и такие специализированные организации как Всемирная Торговая Организация (ВТО), Международная Торговая Палата (МТП). ВТО занимается вопросами обеспечения прозрачности, открытости и соблюдения должных процедур государственных поставок, для создания условий прозрачности и открытости международного сотрудничества в области снабжения. В рамках МТП действует свод юридически необязательных Правил этики делового поведения 1996 г. Поскольку эти правила призывают организации международного публичного права типа Всемирного банка принимать меры по борьбе с коррупцией, они в основном обращены и касаются поведения участников корпораций.

Стоит упомянуть о неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Трансперенси Интернэшнл. Главнейшая задача ТИ – формирование антикоррупционной среды, которая исключала бы возможность существования и распространения коррупции. Важнейшим направлением по реализации этой идеи является формирование антикоррупционных коалиций, которые должны не только принимать международные акты, противостоящие взяточничеству, но и воплощать в жизнь их содержание, устанавливая критерии законного и нравственного поведения.

Борьба с коррупцией может принимать самые различные формы. Следует учитывать, что вследствие самого характера и сложности коррупции, особенно на транснациональном уровне, для ее предупреждения требуется принимать комплекс различных мер, как правовых, так и административных. Большинство актов международных организаций же, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, решают лишь отдельные аспекты проблемы коррупции. Обоснованным представляется вывод о том, что к настоящему времени глобальная антикоррупционная стратегия находится в стадии формирования, отсутствует её центральное звено – ядро, призванное сыграть решающую роль в эффективности всех международно-правовых средств борьбы с коррупцией [6].

Большинство конвенций антикоррупционной направленности ограничивают своё действие определённым географическим регионом. Существующие международно-правовые антикоррупционные акты не претендуют на значительную унификацию. Отсутствует конвенционное закрепление общепризнанного, обще приемлемого понятия коррупции. Так же требуется единый принцип осуществления государствами своей юрисдикции в случаях международной коррупции. Ввиду того, что различные конвенции придерживаются либо принципа территориальности, либо защищают принцип гражданства, остаются лазейки между юрисдикциями различных стран при транснациональной коррупции.

Транснациональная коррупция оставляет за собой вопрос развития, поэтому она должна быть атакована с использованием различных механизмов. Одним из таких механизмов, который в настоящее время служит в качестве модели для других Международных Банков Развития, является независимый следственный орган. Этот орган имеет право проводить глобальные исследования того, чтобы поступления Всемирного банка использовались по целевому назначению. Наличие независимого следственного органа, не подчиненному какому-либо определенному правительству, может существенно воздействоватьна коррумпированные правительства и международных субъектов.

К сожалению, за исключением Всемирного банка, других МБР не создали международных следственных подразделений. Если другие банки использовали бы эту возможность, то МБР могбы оказать огромную давление на коррумпированных лиц. Однако, это давление будет происходить только в том случае, если МБР мог бы публиковать результаты своих исследований в широкий доступ. Информация, связанная новым уровнем прозрачности коррумпированности многонациональных субъектов создало бы огромное давление на таких лиц. Значительные усилия, осуществляемые отдельными государствами, региональными организациями, международными финансовыми учреждениями и неправительственными организациями, необходимы для искоренения коррупции во всем мире.


Литература:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.

  2. Nye J.S. Corruption and Political Development: A Cost-Benefit Analysis [текст] // American Political Science Review. – 1967. – с. 417.
  3. Glenn T. Ware, Gregory P. Noone:The Anatomy of Transnational Corruption [текст] // Blowing the World Bank Whistle. – 2006. – с. 7.
  4. Репецкая А.Л. Транснациональная коррупция: понятие и меры борьбы: автореф. дис. канд. юрид. наук / Репецкая А.Л. – Иркутск, 2005.

  5. Patrick X Delaney: Transnational corruption: Regulation across borders [текст] //Asia Pacific School of Economics and Government THE AUSTRALIAN NATIONAL UNIVERSITY. – 2005.

  6. Jeremy Lo Kwok-chung: FIGHT AGAINST TRANSNATIONAL CORRUPTION AND INTERNATIONAL CO-OPERATION // – 2006. – с. 13.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, транснациональная коррупция, борьба, Всемирный банк, конвенция, лицо, международное сотрудничество, значительное внимание, международная коррупция, международное экономическое сотрудничество.


Задать вопрос