Портрет – изображение человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабажанов, А. Х. Портрет – изображение человека / А. Х. Бабажанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 391-395. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4764/ (дата обращения: 19.11.2024).

В своем выступлении Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» говорил: «В современном мире наиважнейшей ценностью и основным капиталом общества, его движущей силой становятся образованные граждане, способные к высокопроизводительному труду, обладающие высокими духовными и моральными качествами. Именно поэтому в XXI веке – веке интеллектуальных знаний, высокого уровня развития смогут добиться те страны, которые избрали своим приоритетом инвестиции в человеческий капитал. Только по-настоящему образованное общество будет способно преодолеть современные вызовы и проблемы».

Важнейшими задачами всесторонне гармонично развитого поколения являются духовно-нравственное и эстетическое воспитание личности. Эти задачи реализуются и путём приобщения подрастающего поколения с изобразительным искусством. Основным направлением изобразительного искусства является создание портрета.

Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах – файюмских портретах I – III вв. В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Поздняя готика и Возрождение – это бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни.

Портрет в изобразительном искусстве – это изображение человека или группы людей, выполненное с помощью художественных средств и образов. Это жанр передает, раскрывает внутренние и внешние характеристики изображаемого объекта (объектов), выступает транслятором увиденной реальности.

Портрет – это один из самых распространенных жанров в живописи. На полотне изображается человек, а вместе с ним не только его внешность, но и часто недоступные общему взору внутренний мир и черты характера. Этот жанр изобразительного искусства очень персонализирован, почему и интересен обществу в целом и отдельному человеку в частности. Мы привыкли к фотографиям, и к их легкой доступности в мировой паутине, но истинный портрет – это не только результат, который мы видим на холсте. Это большая трудоемкая работа, проведенная художником и моделью. Это интерпретация человека, не всем доступная и эксклюзивная, элитарная, чем, безусловно, привлекательна и ценна.

Картины портреты относятся к одному из основополагающих жанров живописи. На них изображается человек или группа людей, в облике которого (которых) могут воплощаться определенные черты характера, особенности эпохи, национальности, социальной среды.

Картины с изображением людей – это всегда и собственное отношение автора к конкретной личности, и раскрытие духовной сущности персонажа через особенности его внешнего облика. В категорию портретов входит и такой жанр как автопортрет. Но и в этом случае он являет собой сочетание характеристики определенного мировоззрения и сходства изображения с изображаемым.

Восточные мастера всегда славились своим особым художественным талантом, который в полной мере проявился в отделке и украшениях величественных дворцов, мавзолеев и других культовых зданий. Как правило, основные мотивы узбекского творчества – это орнамент, узор и каллиграфия. Позже появляется новый вид изобразительного узбекского искусства – миниатюра – маленькие яркие красочные картинки, покрытые лаком, украшали интерьеры дворцов и богатых домов.

В XIV-XV веках – эпоху правления Тимуридов – во всеобщем культурном подъеме пережило свой небывалый расцвет и узбекское изобразительное искусство. В самаркандских мавзолеях сохранились детали изумительных пейзажных росписей. Некоторые дворцы Амира Темура украшались живописными панно с портретами самого правителя, его жен, сыновей и сподвижников, с богатыми, пиршественными сценами. В это время рождается творчество Камолиддина Бехзода – величайшего художника средневековья, непревзойденного мастера восточной миниатюры.

Новый взлет узбекского художественного искусства приходится на начало XIX века. Искусство миниатюры достигает наивысшего расцвета, его прославляют такие имена как Ахмад Дониш (1827-1897), Абдулхалик-Махмум и другие.

На узбекскую живопись XX века большое влияние оказали и русские художники-передвижники. Их замечательные работы стали основой для развития восточной школы портретов и пейзажей, развития жанра реализма в живописи.

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.

Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).

Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма

Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают:

  • Аллегорический

  • Мифологический

  • Исторический

  • Семейный портрет

  • Жанровый портрет

  • Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.

  • Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

Для живописных портретов также имеет значение точка зрения, с которой художник «смотрит» на модель: если чуть снизу, то это придаёт образу оттенок монументальности, а если сверху, то более подвижно. Изображения «лицом к лицу» со зрителю наиболее нейтральны.

По формату (скульптурные):

  1. герма (одна голова с шеей)

  2. бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь)

  3. статуя (целая фигура, с головы до ног)

  4. По повороту головы:

  5. в анфас (фр. en face, «с лица»)

  6. в четверть поворота направо или налево

  7. вполоборота

  8. в три четверти (фр. en trois quarts)

  9. в профиль.

Профильное изображение предполагает определённую форму идеализации модели, напоминая об античных камеях и римской медали. Профильный портрет — одна из древнейших форм, поскольку для его создания требовалось меньше навыков рисования — человек в некоторых случаях рисовался не с натуры, а через подсвеченный полупрозрачный экран, на котором обводили его силуэт.

В 1780-х годах художник Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (родился около 1735) — русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.

Портрет молодой М. Дьяковой (1778) Портрет незнакомки в голубом платье

Хорошо написанный портрет, как считается, должен показывать внутреннюю сущность модели с точки зрения художника — не только физические, но и духовные черты. Подобная необходимость была сформулирована еще на заре сложения европейского портрета, когда в 1310 году Пьетро д'Абано сказал, что портрет должен отражать и внешний облик, и психологию модели. (Так, Латур говорил о своих моделях: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком»).

Требование портета – сходство с оригиналом, которое обеспечивает точного изо­бражения внешнего облика человека. В изображении человека одного внешне­го сходства мало, ибо подлинная глубина портрета заклю­чается в раскрытии психологического мира человека. Наблю­дательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в вы­ражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настрое­ний и чувств, то есть внутреннего состояния человека.

Портрет имеет различную смысловую нагрузку. Художник, изображая портрет, стремится, прежде всего, открыть индивидуально-психологические свойства человека. Эти обаятельные качества, известные только узкому кругу людей, придают портрету интимный характер.

В изображении человека требуется нескольких положений:

– обыч­ное место интимного портрета — жилая комната.

-для общественных мест создавался иной тип портрета — парадный, посвященный общественному деятелю. В нем художник стремится показать заслуги изображенного чело­века, его роль и место в об­ществе.

Например, картина В. Серова

Личные качества портретируемого и задачи, поставлен­ные перед собой художником, определяют композиционный строй портрета, размер и формат картинной плоскости.

В движениях и поворотах человеческого тела проявляются различные черты характера. Поэтому художник всегда ищет такое положение портретируемого, выражение его лица и жестов, в которых наиболее полно запечатлелись бы его ти­пичные черты. Портрет показывает конкретного человека с присущими ему особенностями и через них отражает время, эпоху, переживания, искания и мечты людей, а вместе с этим и идеалы самого художника, его отношение к изображаемому.

Форма головы человека определяется особенностями черепа, мышц и наличием жировых отложений. Отличительные приз­наки строения головы проявляются в форме лба, висков, те­мени, затылка, глаз, носа, рта, ушей, щек, подбородка.

Форма лба зависит главным образом от формы лобной кости. Она бывает высокой, низкой, выпуклой, плоской, во­гнутой, скошенной. Форма лба зависит также от наличия и положения лобных бугров: далеко поставленные друг от друга, они делают лоб широким, а близко стоящие — узким. Форма висков определяется вдавленностью височной кости сверху и выпуклым скуловым отростком снизу, что хорошо заметно у исхудавшего человека. У более полных людей висок имеет выпуклую форму благодаря широкой височной мышце и толстому жировому слою. Теменная часть черепа выпукла, по бокам имеет теменные бугры, особо выступающие у детей, что придает их голове иногда четырехугольную форму. Форма затылка бывает выпуклой, плоской, скошенной и т. д.

Рисуя фигуру человека, нельзя забывать о модуле, о срав­нении частей фигуры друг с другом, о величине между ними и их расположении. П. П. Чистяков в этом смысле говорил, что надо, «рисуя голову, видеть пятку».

Большую роль при изображении фигуры играет одежда. Она может подчеркнуть характерные очертания и движения фигуры. Облегание тканью частей тела определяется, прежде всего, формой этих частей, плотностью и толщиной ткани и по­кроем одежды. В местах изгиба формы (в локте, колене, тазе) особенно часто возникают складки. Здесь ткань, сжатая с двух сторон, образует узкие, ломкие, валикообразные складки, на­правленные по линии сгиба. В местах опоры ткани (плечи, бедра) складки не образуются и поверхность ткани, облегая тело, повторяет его формы. Рисуя надетую фигуру, следует в первоначальном наброске показать основные части тела, их размер, движение. В одежде не все элементы в равной степени выявляют форму тела и дви­жение его частей. Поэтому надо отбирать в одежде такие элементы, которые помогают построить фигуру, выявить ее характер и движение. Все остальные детали и складки, не по­могающие решить эту задачу, игнорируются.

Например, в работе художника-педагога со старшими дошкольниками большое значение придается умению делать быстрые наброски фигуры человека в различных положениях. Это умение воспитывается система­тическими упражнениями. Модель сначала ставится на 15— 20 минут, а потом время работы сокращается до 3—5 минут. Разумеется, в краткосрочном рисунке решаются немногие за­дачи, но такие, которые могут ответить на вопросы: что делает человек? Каково положение основных частей тела? Каковы пропорции его тела? То есть решаются задачи на передачу движения, пропорций и характерных особенностей фигуры че­ловека (рис.).

Набросок выполняют в два этапа. На первом этапе очень легкими, светлыми линиями отмечают высоту фигуры, изо­бражают кружочком или овалом голову, схематично намечают всю массу надетого туловища до пояса и ниже пояса, длину, положение ног. Первоначальная схема конкретизируется на втором этапе более четкими, уверенными линиями и штриха­ми, уточняющими форму головы и шеи. Бегло обрисовывают воротник и намечают контуры торса с руками, внимательно прослеживая их направление, характер и места изгибов, скла­док одежды, выявляющих форму всех частей торса. Проверяют характер движения масс головы, торса и рук. Согласуют с ни­ми движение ног, бегло отмечают их толщину и особенности формы до колен и от них до ступней. Проверяют целостность всей фигуры, пропорциональность ее частей и сходство с ори­гиналом. Набросок выполняют мягким карандашом, дающим воз­можность рисовать как светлыми, так и темными, широкими линиями и штрихами, оживляющими рисунок тоновыми и фактурными контрастами. При наличии времени можно ли­нейный набросок дополнить тоном, усиливающим впечатле­ние объемности. Наброски можно делать не только каран­дашом, но и углем, пастелью, сангиной, тушью акварелью, пером, кистью и палочкой.

Проректор Лиссабонского Университета Т.Сид (Португалия) выразила мнение: «Система образования в Узбекистане имеет четко сбалансированную учебную программу, где большое внимание придается не только теории, но и информационно-коммуникационному и художественному обучению, а также воспитанию учащихся в любви к спорту, преданности вековым традициям узбекского народа», — высказала мнение португальский ученый.

Так, профессор Киевского национального университета имени Т.Шевченко Ольга Плахотник отметила, что Узбекистан великая страна, вырастила мощную плеяду всемирно известных ученых и педагогов, а также большое количество современных ученых. Созданные ими научные труды и школы разрушить никому не удалось. И очень радует, когда видишь зарождение и развитие новых школ, появление новых ярких вех в истории образования Узбекистана, организаторов науки, педагогов и истинных патриотов в деле высокодуховного, гармоничного воспитания молодежи.

В подтверждении этих мыслей И.Каримов высказал такую мысль в своей речи «Любое государство должно быть заинтересовано в развитии интеллектуального и духовного потенциала страны. В эпоху глобализации образованность становится важнейшим компонентом экономического развития и накопления национального богатства страны, а высокий духовный уровень населения позволит органично формировать правовую культуру, способность народа жить и трудиться в свободном, демократическом правовом государстве, осознавать свои права и свободы, уметь ими пользоваться в интересах личности, государства и общества».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современный педагог-художник должен не только профессионально иметь навыки создания портрета, но и владеть педагогическим мастерством в работе с учащимися. Он должен хорошо знать психологию человека и уметь эти знания использовать, передавать детям в работе с ними, научить обучающихся в создании портрета, увидеть не только внешние качества портретируемого, но и его внутренний мир, его душевное состояние. Эти факторы служат проявлению и развитию творческих способностей учащихся.


Литература:

  1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – Москва: Просвещение, 1974.

  2. Шорохов Е.В. Основы композиции. М: Просвещение, 1976.

  3. Тансиқбоев Ў. Ўзбекистус санъат усталари. Тузувчи – муаллиф санъатшунослик доктори Р.Х.Тоқтош. Т.Ғофур Ғулом номидаги адабиёт ва санъат нашриёти, 1978.

  4. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Просвещение 1980.

  5. Алексеев С.С. О цветах и красках. М.: Искусство, 1964.

  6. Алексеев С.С. О колорите. М., Изобразительное искусство, 1974.

  7. Волков Н.Н. Цвет в живописи, М.: Искусство. 1965.

Основные термины (генерируются автоматически): портрет, изобразительное искусство, изображение человека, Узбекистан, форма лба, III, XIV-XV, внешний облик, внутренний мир, основная часть тела.


Задать вопрос