В этой статье изложены результаты исследования психолого-педагогических факторов и моделей воспитания учащихся начальных классов на основе профессионально- трудовой традиции.
Психолого-педагогические факторы и модели воспитания школьников на основе профессионально-трудовой традиции являются подсистемой непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способ раскрытия подрастающего поколения.
Психолого-педагогические факторы включают в себя выявление интересов, склонностей, профессионально-трудовых качеств школьников, формирование у них профессионально-трудовых тенденций и индивидуальных особенностей, потенциальных и физиологических возможностей (противопоказаний медицины избираемой профессии).
Психолого-педагогические факторы воспитания на основе профессионально-трудовых традиций являются целостной, многоуровневой подсистемой, состоящей из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью целей, задач и единством функций. К этим подсистемам можно отнести: организационно-функциональные; логико-содержательные; личностные [1].
Организационно-функциональная подсистема предусматривает определение психологической готовности школьников к профессионально-трудовой деятельности традиции, психическое состояние, обеспечивающее активность, направленную на конкретные трудовые тенденции (трудовой процесс), устойчивость психических образований (склонностей, намерений, умений, способности, черт характера и др.). В плане педагогического фактора воспитания наиболее важным является формирование устойчивых личностных свойств учащихся на основе профессионально-трудовых тенденций необходимых для его дальнейшей профессиональной деятельности. Однако это воздействие не сводится к простому информированию подростков о свойствах и качествах (трудовой тенденции), необходимых для какой-либо определенной специальности. Важно научить их с самого начала с помощью учителя, а потом и самостоятельно выделять их при знакомстве с различными тайнами данной профессии.
Так, например, учащимся младших классов присущие в основном, процессуальные мотивы профессионального выбора с учетом знакомым им трудовой традицией, поэтому большинство из них желают, например, водить машину (ездить на ней), быть врачом (лечить, делать уколы), артистом (выступать). При этом не учитываются ни внутренние особенности профессии, ни личные данные (отсутствие склонности к технике у «водителя», боязнь вида крови у «врача» и т.д.). В дальнейшем, с развитием мыслительных структур, самооценки и самосознания, мотивы, по которым происходит выбор профессий, несколько изменяются: в основу кладется какая-либо сфера знаний, а также успешное обучение по данному предмету и интерес к этой сфере деятельности. Например, учащемуся легко даются физико-математические дисциплины, поэтому он выбирает в качестве будущей профессии специальность инженера; либо у него нет явных способностей к техническим дисциплинам и он, чтобы не иметь дела с точными науками, выбирает себе профессию гуманитарную, например, историка [2]. Следует отметить, что и в данном случае не происходит как полного анализа выбираемой специальности на основе знаний о ней, так и анализа соответствия своих способностей, особенностей, характера и трудовой тенденции именно данной профессии, а не области знаний. Из вышеизложенного видно, что уровень развития самооценки по профессионально-трудовой тенденции тесно связан с уровнем психолого-педагогической подготовкой, развития мотивов профессионального выбора и уровнем психологической готовности учащихся к труду.
Логико-содержательная подсистема предусматривает профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов, склонностей и способностей, максимально приближенных к профессионально-трудовым тенденциям; профессиональная консультация; профессиональный подбор; профессионально трудовая адаптация.
Профессиональное просвещение на основе трудовых тенденций предусматривает вооружение учащихся системой знаний о мире профессий и их трудовой тенденции, в наиболее благоприятных условиях правильного выбора одной из них, данными о потребностях в кадрах, путях приобретения профессии.
Развитие интересов, склонностей и способностей осуществляется, главным образом, путем включения учащихся в различные виды познавательной, трудовой и других деятельностей.
Профессиональная консультация по трудовым традициям включает в себя изучение учащихся (путем наблюдения, анкетирования, медицинского освидетельствования, состояние здоровья, интересов, склонностей и др.) с требованиями, предъявляемыми к профессиями общества в кадрах.
Профессиональный подбор в условиях школы с учетом трудовым традициям и дифференцированным обучением состоит в подборе для учащихся, исходя из их интересов и возможностей и с учетом социально-экономических условий, в том числе потребности в кадрах. В начальных классах, в которых организовано трудовое в частности профессиональное обучение особой сложности, осуществляется отбор учащихся, обладающих соответствующими психофизиологическими и другими данными.
Профессионально-трудовая адаптация предполагает целенаправленное формирование у школьников, в процессе политехнической общеобразовательной и трудовой подготовки, всей учебно-воспитательной работы, определенной системы базовых знаний, умений, навыков, нравственных и других качеств, ценностных ориентаций, необходимых для вступления в трудовою жизнь, последующем окончательным становлением сотрудником высокого класса по данной специальности [3].
Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионально-трудового самоопределения. Профессиональное самоопределение характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессионально-трудовой деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям, определяющим профессионально-трудовую тенденцию, выбранной специальностью и осознаваемым школьниками как личностно-значимые; уровнем развития самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.
В психологии, самоопределение рассматривается как элемент самосознания, как некое психическое образование личности, которое служит механизмом контроля и саморегуляции деятельности и возникает с развитием способности человека к наблюдению и самоанализу. В самооценке выделяют ее когнитивные (знание о себе) и оценочные (отношение к себе) структурные составляющие. Для осуществления профессионального выбора с учетом трудовой тенденции и формирования психологической готовности к нему важны не только способность учащегося адекватно оценить себя по тому или иному предложенному факторами (моральных, нравственных, физических, профессионально важных качеств и способностей), но и его представления о тех качествах и способностях, которые он включает или не включает в свою самооценку.
У учащихся начальных классов самооценка еще очень неустойчива и особенно подвержена влиянию со стороны учителя. Особенно велика роль авторитета учителя в кризисный период профессионального выбора и его трудовой тенденции. В своём поведении он должен следовать трем главным принципам: проявлять эмпатию (уметь сопереживать), искренность и безусловно позитивное отношение к учащимся.
Таким образом психолого-педагогические факторы воспитания учащихся на основе профессионально-трудовых тенденций включают в себя диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции и являются непрерывным, долговременным процессом и осуществляются целенаправленно на всех возрастных этапах. Каждый этап работы характеризуется определенными особенностями.
Например, для школьников начальных классов (I-IV) присущ этап пропедевтический, который характеризуется формированием у них добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитием интереса к наиболее массовым профессиям, основанный на практической включенности и различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. На этом этапе школьники начальных классов учатся понимать значение труда в жизни общества и каждого отдельного человека, получают представление о разделении труда, знакомятся с миром профессий, в первую очередь, с наиболее распространенными профессиями, профессиями своих родителей и ближайшего производственного окружения школы.
Включая учащихся начальных классов в различные виды и деятельности профессионально-трудовой деятельности, необходимо также формировать у них комплекс знаний и умений, способствующих профессиональному самоопределению [3]. Его можно представить в виде следующей примерной модели.
Знания: содержание трудовой деятельности наиболее распространенных профессий, профессий своих родителей; значение труда в жизни человека и общества; различные компоненты трудовой деятельности (предмет труда, орудия труда, трудовые действия и трудовые процессы, результаты труда).
Умения: первоначальные общетрудовые умения и навыки.
Как отмечалось, итогом психолого-педагогических факторов и модели воспитания учащихся начальных классов на основе профессионально-трудовой деятельности является сформированное у учащихся самоопределение по профессионально-трудовой деятельности. Показателями его являются:
1. Представление о содержании и условиях трудовых традициях возможных трудностях при достижении поставленной цели – знания и умения к требованиям профессии и его трудовой деятельности предъявляемых к человеку, и своих возможностей; представление о потребностях общества в специалистах данной профессии и возможностях в настоящее время приобрести опыт в профессионально-трудовой деятельности;
2. Определение пути приобретения профессии в сфере трудовых традиций моделей, способов преодоления возможных трудностей; умение соотнести требования профессии к его трудовой деятельности и модели а также свои возможности, способности; участие в практической деятельности для приобретения опыта подготовки к данной профессии и к его модели трудовой деятельности.
3. Уверенность к достижению высоких результатов, устойчивое положительное отношение к данной профессии к его тенденциям и модели а также к себе как к субъекту избранной деятельности.
Осуществление всех этих показателей позволяет проводить необходимые психолого-педагогическую (индивидуальную, дифференцированную) работу с учащимися начальных классов, своевременно контролировать и корректировать развитие их по профессионально-трудовой деятельности и его модели.
Литература:
Титма М.Х. Социально профессиональная ориентация молодёжи. Таллинн, 1985.
Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровская, М., 1979.
Т. Маматкулов. Использование национальных трудовых традиций в воспитании учащихся. Методические пособие, Изд. «Фан», Ташкент, 2010.