Цель любого единоборства – получить преимущество над соперником в схватке. Это достигается путём либо получения позиционного преимущества (то есть в положении тела), либо проведения такого приёма (как правило, заранее изученного и отработанного), при котором соперник не может дальше вести поединок, будучи не способен защищаться и атаковать. Создание систем таких приёмов, в начале указанного промежутка времени, было призвано увеличить шанс на сохранение жизни освоившему их воину. В условиях господства холодного и отсутствия скорострельного оружия стимул к разработке и освоению способов достижения победы в рукопашной схватке более чем убедительный.
И здесь мы наталкиваемся на первую интересную закономерность. Все старые единоборства очень чётко делятся на бросковые и ударные. Бросковые единоборства подразумевают наличие плотного контакта с телом соперника. Основа этих видов поединка – захват. Вся техника строится на захвате корпуса или конечностей оппонента. Будет справедливо даже сказать, что эти виды борьбы начинаются с захвата, то есть, как только произошло плотное соприкосновение двух поединщиков. Наиболее яркими представителями таких единоборств сегодня являются самбо, дзюдо, вольная и греко-римская борьба [1, 4 c.].
В «хапсагае» технические действия выполняются в основном из положения вне захвата, реже в захвате и с мгновенного захвата [2, 130 с.]. В другом же типе единоборств напротив, касание тела соперника должно быть максимально коротким. Победа достигается посредством нанесения ударов своими наиболее крепкими и нечувствительными к боли частями тела по наиболее болезненным или жизненно важным частям тела соперника. Здесь, как правило, традиция иная. Схватка останавливается при наличии клинча, то есть плотного захвата.
Таким образом, схватка в ударных видах спорта заканчивается как раз там, где начинается в бросковых. Наиболее яркими сегодня представителями ударных видов спорта являются бокс, карате, таеквондо, кикбоксинг. Все перечисленные виды спорта имеют свою достаточно стройную систему приёмов, методику тренировок, философию и традиции, но только в рамках указанной концепции.
Весьма интересна тема наличия пояса в большинстве видов борьбы. Причём не просто верёвочной повязки, запахивающей полы одежды (рубахи, халата или кимоно), а именно серьёзного кожаного или плотного тряпичного пояса, на наличии которого можно строить целый пласт приёмов. Откуда такая традиция и уверенность в наличии у соперника этого, прямо скажем, не очевидного элемента одежды. Речь здесь идет именно о прочном поясе, способном выдержать огромную нагрузку при рывке за него атакующего борца, когда масса двух человек умножается на весьма серьёзное ускорение, придаваемое телу атакуемого. Такую силу может выдержать только пояс, специально созданный для боя, – пояс воина. Именно воины носили «силовые» пояса. Это было совершенно необходимо для крепления оружия в походе и защиты живота от ранения [1, 5 c.].
И
здесь мы приходим к интересному наблюдению. Воину не нужна ударная
техника руками и ногами. Если у Вас в руках – холодное оружие и
между Вами и противником есть некоторое расстояние, то Вам нет
никакого смысла бить соперника рукой. Его гораздо эффективнее ударить
мечом, копьём или палицей. Но как только расстояние между вами
сократилось на величину менее половины длины руки с оружием –
эффективность оружия резко падает, практически до нуля в абсолютно
плотном соприкосновении. Снова поднять эффективность оружия можно
только одним способом – восстановить расстояние между вами и
соперником. И вот тут приходит на помощь борьба со своими захватами,
бросками и переводами в партер. Похоже, мы нащупали главную причину
того, почему в давние века ценилось именно искусство ведения борьбы в
захвате и бросков. Это было искусство ведения боя ВОИНОМ. Логичное
продолжение поединка двух ВООРУЖЁННЫХ людей. Становится понятно,
почему так высоко ценилось искусство бросить противника, то есть
искусство заставить его оказаться на земле. Это был выход из
тупиковой ситуации боя. Это позволяло восстановить необходимое
расстояние для нанесения решающего удара ножом, мечом или пикой,
причём, когда соперник находится в очень уязвимом положении ВНИЗУ,
лишённый возможности передвигаться и эффективно защищаться. Его
оставалось просто добить.
А наносить удары руками по человеку в
латах, к тому же вооружённому, скажем саблей, просто самоубийство.
Даже если Вы потеряли оружие в ходе боя, единственной реальной
возможностью победить для Вас является прорваться в плотный захват,
нейтрализовав преимущество наличия у соперника оружия. Таким образом,
можно сделать вывод, что
борьба,
в которой присутствует техника, основанная на захвате, и особенно
захвате пояса, очевидно, возникла как часть подготовки ВОИНА,
вооружённого человека, профессионального солдата, готовящегося к
войне.
Это чисто логическое заключение довольно ярко подтверждается
дошедшими до нас традициями, связанными с поясными видами борьбы.
Исходя из анализа существующих национальных видов борьбы, можно сделать вывод о том, что существовало две разновидности борьбы – условно назовем «в схватку» (борьба на поясах) и «не в схватку» – борьба с выведением из равновесия, мгновенным захватом. Борьба «в схватку» предназначалась для конного войска, а элементы борьбы «не в схватку» применялись пешими войсками в ближнем бою [1, 6 c.].
Ещё раз заметим, что мы рассмотрели практически все мало-мальски известные и существенные боевые искусства без применения оружия, которые старше 300лет. Как только мы осознаём такую закономерность, сразу хочется идти дальше и посмотреть на географической карте – где и какие жили народы, и к каким способам ведения рукопашного поединка они тяготел.
Вот примерно так выглядел
борцовский мир несколько столетий назад.
Здесь зелёным цветом
обведены зоны распространения видов борьбы, имеющих в своём арсенале
технику бросков, основанную на захвате пояса. Причём, некоторые виды
единоборств дошли до наших дней и, более или менее благополучно,
существуют сегодня. Они обведены светло-зелёным контуром. Другие виды
дошли до нас только в виде воспоминаний (настенные рисунки, описания
древних путешественников, письменные документы, и т.д.), но сегодня
«в живую» посмотреть на них нельзя. Они исчезли.
Территории распространения таких видов борьбы обведены тёмно зелёным
цветом.
В глубокой древности, куда адепты многих боевых искусств сами относят начала своих видов, на указанных территориях существовали империи, княжества, ханства, каганаты и султанаты. Одни народы вытесняли другие, привнося новую веру, язык и обычаи. И.И. Куринной пишет, что граница соприкосновения «борцовских» и «ударных» культур очень близка к границе Великой Татарии образца 18 века, изображённой на французском атласе 1787 года и в Британской энциклопедии того же времени (см. работы А.Т,Фоменко и Г.В.Носовского). После начала 19 века перечисленные земли в состав одного государства уже не входили. Великая Татария образовалась в результате средневековых монгольских походов.
Таким образом, необходимо уточнить историю возникновения и развития национальной спортивной борьбы «хапсагай» .
Литература:
Куринной И.И. Борьба: История.География.Закономерности. – М.: Академия, 2003.
Возрождая традиции предков / В.П. Кочнев, И.Ю. Григорьев, В.П. Коротов. – Я.: Медиа-холдинг «Якутия», 2009.