Автор: Кучерявенко Светлана Алексеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Кучерявенко С. А. Проблема разработки системы операционного менеджмента затрат на хлебопекарных предприятиях // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 95-99.

В процессе развития рыночных отношений необходимость постоянной трансформации системы  управления предприятием очевидна. Одним из важнейших направлений этой деятельности выступает совершенствование управления затратами. К началу экономических реформ отечественными предприятиями был накоплен опыт текущего и оперативного управления всеми аспектами финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе и опыт управления затратами. Однако в условиях рыночной экономики хозяйствования использование этих инструментов и методов управления затратами недостаточно и зачастую неприемлемо.

Новый подход к формированию затрат на производство и реализацию  продукции определяется потребностями предприятия в эффективном решении проблем, связанных с нестабильностью цен на сырье, материалы, энергию, топливо; жесткой конкуренцией; несовершенством инфраструктуры. На практике данная проблема ограничивается отображением самого факта совершения хозяйственной операции на счетах  бухгалтерского учета и отчетности. Одним из вариантов решения данной проблемы является совершенствование менеджмента затрат на предприятиях в соответствии с современными требованиями.

Экономическая природа затрат раскрывается непосредственно в управлении затратами  на предприятии. Исходя из авторского определения затрат их экономическая природа заключается в стоимости всех необходимых ресурсов (товаров и деловых услуг) для производства и реализации, включая расходы по их приобретению. Последние в рыночной системе могут существенно колебаться, в частности в рассматриваемой отрасли. Поэтому мы считаем, что в основе управления затратами на предприятии должна лежать классификация затрат по источникам их возникновения, то есть, видам бизнес-отношений  (рис.1). 

С помощью данной цепочки произведена попытка выстроить отношения по управлению затратами с учетом степени их значимости и последовательности их возникновения при организации нового предприятия, либо диверсификации предприятия.

Следует отметить, что для соблюдения целостности этой цепочки, а так же направленности на минимизацию и оптимизацию  затрат,  необходимо соблюдение принципа рациональности. Данный принцип  предполагает баланс между извлекаемыми  выгодами из отношений и затратами на отношения. Предложенная цепочка отношений по управлению затратами является мобильной и может быть дополнена блоками отношений  по управлению затратами в зависимости от организационной формы, специфики деятельности предприятия, территориальной направленности и т.д.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Цепочка  возникновения затрат по видам бизнес-отношений (авторск.)

 

 

Деление затрат по видам бизнес-отношений особенно важно в условиях рыночной экономики. На стадии планирования затрат очень важно рационально распределить имеющиеся ресурсы предприятия. Различные экономические ситуации на рынке (инфляция, жесткая конкуренция и т.д.), заставляют принимать оперативные решения по стимулированию, увеличению доли затрат на определенные отношения  и минимизации их объема на другие отношения. Поэтому в основе управления затратами на предприятии должна лежать классификация затрат по видам бизнес-отношений (таблица 1).

Отсюда вытекает методическая роль цепочки возникновения затрат по видам бизнес-отношений и классификации затрат на ее основе, которая может служить основанием   в системе планирования затрат.

  Эти инструменты управления затратами, на наш взгляд, позволят:

-  во-первых, более тщательно рассмотреть причины текущего роста затрат и отклонений от их планируемого уровня,

-  во-вторых,  обнаружить возможные резервы для их снижения – за счет выбора  наиболее выгодных форм и условий бизнес-отношений, то есть, условий заключаемых контрактов на поставку сырья, материалов и оборудования, а также схем и графиков проведения сторонних работ и услуг, включая финансовые, консалтинговые, маркетинговые, сервисные и пр.

 

 Таблица 1

Классификация затрат по видам бизнес-отношений

Вид бизнес-отношений

Виды затрат

1. Отношения с государственными органами

- налоги, сборы;

- обязательные платежи, членские взносы;

- прочие затраты.

2. Отношения с наемным персоналом

- затраты на поиск кадров, отбор, тестирование;

- заработная плата, отчисления;

- затраты на повышение квалификации персонала;

- затраты на улучшение условий труда, страхование;

- затраты на сплочение коллектива;

-затраты на мотивацию персонала.

3. Отношения с бизнес -партнерами (инвесторами, акционерами)

- затраты на выпуск ценных бумаг;

- дивиденды, проценты по кредитам;

- представительские расходы, затраты на проведение аудита, затраты на проведение экспертиз;

- прочие затраты.

4.Отношения с поставщиками

- информационные затраты, затраты на получение инновационных идей, продуктов;

- транспортные затраты;

- затраты на стимулирование поставщиков;

- затраты на проверку надежности поставщика;

- прочие затраты.

5. Отношения с покупателями, с посредниками

- затраты на рекламу, расходы на проведение трейдмаркетинговых мероприятий, расходы на изучение мнения потребителя;

- затраты на обработку заказов;

- создание эффективной технологии обслуживания;

- внедрение клиенто-ориентированных технологий, затраты на создание сетей дистрибуции.

6.Прочие бизнес отношения

- затраты на совершенствование  форм оплаты;

- формирование имиджа и фирменного стиля;

- затраты на спонсорство и прочие затраты.

 

Как показало проведенное исследование, в настоящее время  система управления затратами в российской хлебопекарной отрасли нуждается в существенной реорганизации. На многих предприятиях хлебопекарной промышленности основной задачей в области  оперативного менеджмента затрат является максимальное завышение себестоимости, целью которого является стремление избежать чрезмерного налогообложения. Но на сегодняшний день  скрывать доходы не только не законно, но и не эффективно,  поскольку рациональное управление затратами для многих хлебопекарных предприятий становится единственным способом достижения конкурентоспособности на рынке товаропроизводителей. Кроме того, хлебобулочная продукция во все времена была затратной, поэтому завышение себестоимости и без того затратной продукции не является решением проблемы.

Формирование системы  операционного менеджмента  затрат  невозможно без  совершенствования схем, моделей, методов планирования, учета и калькулирования. Предложенная в классификация затрат  по видам бизнес-отношений позволит повысить эффективность  планирования, контроля и прогнозирования затрат и анализ их отклонений,  усилит аналитичность, обеспечит эффективную базу для создания гибкой системы операционного менеджмента затрат.  Опираясь на разработанную автором классификацию затрат, в данной работе предложен алгоритм функционирования  системы операционного менеджмента затрат на хлебопекарном предприятии (рис.2). В основу алгоритма заложен принцип планирования затрат по видам бизнес-отношений.  Данный подход позволяет пойти от обратного, вначале определив бизнес-отношения, которые будут возникать в ходе осуществления основных видов деятельности, разграничить затраты в зависимости от того, к обеспечению каких видов бизнес-отношений они относятся, а затем построить эффективную систему управления ими.

В ходе проведенного исследования становится очевидным необходимость  совершенствования  системы операционного  менеджмента затрат в соответствии с потребностями конкретного предприятия, спецификой хлебопечения и условиями рынка. В данном контексте, значительная роль уделяется информации, ведь от того, какие именно информационные потоки имеют место на предприятии, зависит практически вся его деятельность. Как и любой информационный поток, поток информации на хлебопекарном предприятии характеризуется: видом документа, проблематикой, исполнителем, получателем, периодичностью. В связи с этим, нами предлагается формирование системы управления затратами на предприятиях хлебопекарной отрасли на основе формирования  системы  информации. Считаем, что именно рациональная система информации может стать базой для моделирования процесса формирования затрат и реализации функций управления.

Ввиду вышеизложенного, формирование  системы управления затратами на предприятиях хлебопекарной промышленности с применением систематизации информационных потоков должно осуществляться по следующим этапам:

1) Определение цели и задач  внедрения системы управления затратами. Четкое понимание цели позволит сотрудникам, занимающимся ее реализацией в жизнь, подготовить информацию, максимально удовлетворяющую требованиям административного аппарата,  своевременно и без лишних затрат.

2) Структуризация информационных потоков. Что позволит более четко подтвердить математическими расчетами обоснованность и выбор управленческого решения. 

3) Формирование единых требований к оформлению основных форм отчетности. Данное требование позволит систематизировать и унифицировать  данные о затратах в целом по хлебному дивизиону, а так же облегчит процесс их совершенствования в дальнейшем. 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Алгоритм функционирования системы операционного менеджмента затрат                            на хлебопекарном предприятии (авторск.)

 

Следует отметить, эффективность пересмотра и совершенствования системы операционного менеджмента затрат на хлебозаводах которые имеют типовую систему управления затратами. Поскольку  это позволит  предотвратить ее неэффективность и учесть изменения во внешней и внутренней среде, а  в будущем позволит значительно повысить результативность деятельности хлебопекарных предприятий.

Основные термины (генерируются автоматически): управления затратами, управления затратами, менеджмента затрат, менеджмента затрат, видам бизнес-отношений, видам бизнес-отношений, системы управления затратами, операционного менеджмента затрат, системы управления затратами, операционного менеджмента затрат, планирования затрат, планирования затрат, управлению затратами, основе управления затратами, управлению затратами, основе управления затратами, системы операционного менеджмента, системы операционного менеджмента, классификация затрат, классификация затрат.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос