Актуальность темы исследования состоит, прежде всего, в том, что внутриведомственный контроль является неотделимым элементом системы государственного управления. Основным инструментом повышения эффективности функционирования органов внутренних дел является организация внутриведомственного контроля как критерия качества работы руководящего звена подразделения. Вследствие этого правовое регулирование внутриведомственного контроля является важным направлением роста эффективности воздействия управленческого характера.
Целью внутриведомственного контроля является регуляция и стабильное обеспечение нормативов, правил системы органов внутренних дел. Для нормального функционирования контроля необходимы приемлемые условия, так как органы внутренних дел как государственный институт защищают конституционные права и свободы гражданина.
Ключевые слова : внутриведомственный контроль, государственное управление, отраслевая компетенция, подведомственность, форма проверки, правоохранительная система, правопорядок.
The main tool for improving the efficiency of the functioning of internal affairs bodies is the organization of internal control as a criterion for the quality of the work of the senior management of the unit. As a result, the legal regulation of intradepartmental control is an important direction of increasing the effectiveness of managerial impact.
The purpose of internal control is the regulation and stable provision of standards, rules of the system of internal affairs bodies. Acceptable conditions are necessary for the normal functioning of the control, since the internal affairs bodies, as a state institution, protect the constitutional rights and freedoms of a citizen.
Keywords: internal control, public administration, branch competence, subordination, form of verification, law enforcement system, law and order.
Основополагающий контроль в совокупности механизмов общественного и государственного характера обусловлен правопорядком, который поддерживается через равновесие, стабильность и общественный порядок. Органы внутренних дел обеспечивают правопорядок, обусловленный социальным контролем в качестве государственного и общественного.
Государственному контролю подвержена оперативная деятельность подразделений и служб органов внутренних дел на предмет следования нормативным правовым актам, в том числе под контролем находятся средства и способы выполнения обязанностей в процессе соответствующей деятельности в целях эффективности реализации задач государственного характера. Следовательно, эффективно функционирующая правоохранительная система направлена на безусловный правопорядок.
Основные черты правоохранительной системы выражены признаками целостности средств и методов государственно-правового характера, которые должны обеспечить защиту человека от злоупотребления власть имущих.
Основные функциональные подсистемы правоохранительной системы: правовые нормы охранительного характера и правоохранительные органы. Элементы правоохранительной системы: цели и объекты; субъекты; правоохранительная деятельность.
Органы внутренних дел в качестве важного элемента правоохранительной системы обеспечивают правопорядок, охрану и защиту человеческих прав и свобод. В частности, взаимодействие с общественными объединениями и населением в целом влияет на эффективность деятельности органов внутренних дел [2, с. 224].
Внутриведомственный либо отраслевой контроль выполняется органами отраслевой компетенции в качестве систематической проверки со стороны руководителя, либо при помощи должностных лиц, подчиненных органу государственного управления.
Форма проверки выполнения актов и директив ведомственного руководства соответствует внутриведомственному контролю. Например, начальник органов внутренних дел систематическим образом проводит проверку выполнения своих приказов и распоряжений, у него под контролем соблюдение приказов и инструкций МВД РФ, указов и постановлений Правительства РФ.
Общественные отношения, как предмет правового регулирования, существенны для достижения целей внутриведомственного контроля, обладают признаками повторяемости и свойствами систематичности. Общественные отношения соответствуют условиям основных элементов административно-правового контрольного механизма:
1) организационные элементы на основе принципов, целей и задач контрольной деятельности;
2) статусные элементы на основе правового положения субъекта внутриведомственного контроля;
3) процедурные элементы, которые складываются в процессе осуществления контрольных действий для достоверности и объективности информации [1, с. 44].
Признаки содержательности и объективности внутриведомственного контроля:
1) служебное подчинение подконтрольных субъектов субъекту контроля;
2) осуществление руководства руководителями всех уровней органов внутренних дел;
3) обеспечение эффективности внутренней организации и деятельности структурных подразделений, должностных лиц и сотрудников.
Особенности внутриведомственного контроля:
1) минимальный характер регламентированности нормативов;
2) отсутствие полномочий нормотворческого характера у субъекта контроля;
3) повседневная реализация индивидуальной работы с кадрами;
4) активный характер источников контроля, обозначающий последовательность осуществления службы в органах внутренних дел [3, с. 70].
Для повышения содержательности внутриведомственный контроль в своих целях направлен на соблюдение законодательства и управленческих решений, на создание результативной и эффективной деятельности подконтрольных подразделений.
Особенности правового регулирования механизма внутриведомственного контроля определены характером подчинения и ограничения, которые обозначены:
1) в статусных отношениях административно-правового характера, когда все субъекты внутриведомственного контроля имеют статус подконтрольного субъекта, исключая руководителя Министерства с правотворческими и распорядительными полномочиями;
2) среди нормотворческих субъектов внутриведомственного контроля, в качестве руководителей подразделений Министерства внутренних дел;
3) в нормативных актах по регулированию внутриведомственного контроля, определяющие системность ведомственных подзаконных актов в качестве приказов, положений, инструкций и т. д. [4, с. 286].
Анализ реализации внутриведомственного контроля необходим в качестве важного информационного источника для выявления недостатков и улучшения. Правовое регулирование предусматривает конкретный характер предметного определения эффективных методов правового влияния. В частности, актуален анализ правовых средств касаемо оптимизации внутриведомственного контроля. Данный подход концентрирует заинтересованность исследователя на оценке правовых свойств общественных отношений.
Оптимизация правового регулирования внутриведомственного контроля в органах внутренних дел рассчитывает на корректировку целей и задач поэтапной реализации комплексного плана, который определен конечным результатом.
Использование источников правового регулирования отображает требования нормативного характера на содержательные с эффективными и результативными критериями подконтрольной деятельности. Исследование нормативных правовых актов необходимо для выявления статусных характеристик участников контрольных взаимоотношений, различных проявлений ответственности и методов контроля, условий соблюдения прав и обязанностей объектов контрольных правоотношений.
Одной из важных задач административных преобразований должно стать формирование мобильной и эффективной системы государственного контроля за деятельностью правоохранительных органов, потому что множество контрольных инстанций не в полной мере обеспечивают влияние государственного контроля за деятельностью органов внутренних дел, может негативно влиять на эффективность деятельности проверяемых органов внутренних дел.
Посредством внутриведомственного контроля осуществляется регуляция функций системы органов внутренних дел за счет приемлемых условий развития органов внутренних дел, призванные охранять права и свободы граждан.
Перечислим эффективные условия реализации контроля внутриведомственного характера для отслеживания за деятельностью органов внутренних дел:
1) оптимизация государственных контрольных структур, которые специализируются именно на исполнении контроля;
2) реализация контроля за своевременным и качественным выполнением решений государственных органов;
3) осуществление контроля специализированных ведомств за соблюдением определенных правил и стандартов в правоохранительной сфере.
Литература:
- Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Сборник научных статей сотрудников Нальчикского филиала Краснодарской академии МВД РФ: моногр. — М.: Полиграфсервис и Т, 2020. — 360 c.
- Гусева С. Г. О правовом регулировании организации органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2020. — № 2. — С. 224–227.
- Мамонтов А. А. Содержание ответственности субъектов внутриведомственного контроля в сфере деятельности органов внутренних дел // Административное право и процесс. — 2019. — № 6. — С. 70 -73.
- Радченко Н. С. Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 286–288.