Встатье проводится анализ особенностей управления в сфере внутренних дел в системе государственного управления. Автором отмечаются различные подходы и существующие взгляды по данному вопросу, представляющие в совокупности целый комплекс теорий.
Ключевые слова: государственное управление, исполнительная власть, органы внутренних дел, Министерство внутренних дел России, территориальные органы МВД.
The article analyzes the features of management in the sphere of internal affairs in the public administration system. The author notes various approaches and existing views on this issue, which together represent a whole range of theories.
Keywords: state administration, executive power, internal affairs bodies, Ministry of Internal Affairs of Russia, territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs.
Государственное управление — это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности [3, с. 229].
Цели, которые преследует государственное управление — это цели и интересы всего общества, страны в целом. Государственное управление носит системный и всеобъемлющий характер. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Государственное управление в Российской Федерации публично, оно основывается на демократических основополагающих принципах. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Можно отметить, что все дефиниции государственного управления содержат указание на его основную суть — целенаправленное практическое воздействие государства на социальные отношения в целях систематизации, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, или обеспечения ее должной работы и возможного изменения. Следует отметить, что подобное воздействие обеспечивается именно усилиями государства, то есть, властным характером используемых в ходе управления средств и методов.
Государственно-управленческая деятельность урегулирована публичным (административным) правом, а отдельные вопросы в области управления подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации. Таким образом, необходимо различать суверенное государственное управление и управление, которое осуществляется в частноправовых формах. Так, если государственное управление реализуется в форме публичного права, то имеет место суверенное (публичное) управление, реализуемое самим государством (государственными служащими, органами) либо от его имени; а если управленческая деятельность установлена частным правом, то осуществляется частноправовое управление.
Государственное управление на практике реализуется конкретными методами и в конкретных формах. При этом, если через функции управления раскрываются основные направления целенаправленного воздействия на объекты органов управленческой деятельности, то в формах управления отражаются пути данного воздействия.
К области внутренних дел как сфере государственного управления относятся общественные отношения, складывающиеся из защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и в области миграции [6, с. 231].
Управление внутренними делами является самостоятельной отраслью управления в области социально-политической деятельности государства. Оно представляет собой целенаправленную, организующую деятельность органов исполнительной власти.
Для уяснения понятия, сущности и природы органов внутренних дел следует изучить эту категорию с позиции норм отечественного законодательства и доктринальных исследований. В законодательных актах термин «внутренние дела», как правило, применяется в неразрывной связи с понятием «орган». Иначе говоря, категория «внутренние дела» интерпретируется российским законодателем единого юридического понятия, означающего наименование одного из самых значимых государственных органов власти на территории России — органов внутренних дел. В научных исследованиях, термин «внутренние дела» расценивается в качестве собирательной, многосоставной категории, которая охватывает: перечень внутригосударственных вопросов, которые подлежат разрешению на территории одной страны; особый перечень вопросов, касающихся обеспечения законности и правопорядка, нормальной деятельности полицейских органов, различных надзорных инспекций, пенитенциарных учреждений и др. [4, с. 91].
Представляется, что наиболее полное определение внутренних дел было предложено С. А. Авакьян. В частности, данный ученый говорит о том, что внутренние дела охватывают деятельность абсолютно всех национальных органов государственной власти, независимо от их принадлежности к определенной ветви государственной власти [2, с. 50]. При этом, категория «органы внутренних дел» гораздо уже понятия «внутренние дела», поскольку первое ограничивается лишь конкретным видом органов исполнительной власти, которые обладают полномочиями в сфере внутренних дел. То есть, в данном случае подразумеваются органы внутренних дел.
Возникает вопрос, какие органы российского государства наделены полномочиями решать вопросы, относящиеся к внутренним делам, т. е. формально-юридически являются органами внутренних дел. Здесь необходимо вновь подчеркнуть, что нормы федерального законодательства не дают определения понятия органы внутренних дел, а также не устанавливают единого перечня органов и организаций, которые могут быть отнесены к органам внутренних дел.
Поскольку российский законодатель не предлагает свою трактовку органов внутренних дел как юридического понятия, ученые-юристы формулируют собственные доктринальные определения. Так, в юридической науке укрепилась точка зрения о том, что органы внутренних дел — это государственные органы исполнительной власти, наделенные набором компетенций по осуществлению защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, превенции любого вида правонарушений (административных, налоговых, уголовных и др.), в том числе в сфере государственной и общественной безопасности [5, с. 76]. При этом, сердцевиной данных органов государственной власти, их фундаментом выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Следовательно, система органов внутренних дел в России состоит из двух основных структурных звеньев: первое звено — МВД России и его территориальные органы; другие органы исполнительной власти, которые, помимо прочих функций, также занимаются охраной общественного правопорядка. Стоит отметить, что довольно часто в национальном законодательстве, кроме органов внутренних дел, используется термин «полиция». Это вполне объяснимо, поскольку полиция является одним из самых распространенных органов государственной власти, образующих систему органов внутренних дел.
Органы внутренних дел представляет собой совокупность, иерархическую систему органов исполнительной власти Федерации, имеющие своим назначением защиту прав и свобод человека и гражданина с помощью применения механизма обеспечения государственной и общественной безопасности, а также охраны общественного порядка в пространственных пределах нашего государства.
На указанные органы государственной власти возлагается целый набор профессиональных обязанностей:
— реализация защиты важнейших нематериальных благ, в числе которых жизнь и здоровье;
— реализация защиты иных прав и свобод человека и гражданина, в том числе социально-экономических, политических, культурных и др.;
— превенция преступных явлений в социуме;
— охрана института собственности, независимо от ее формы, то есть с соблюдением принципа равенства;
— обеспечение нормальное осуществление механизма государственной и общественной безопасности [5, с. 77].
Цель функционирования системы органов внутренних дел, ее мощного материального финансирования со стороны государства выступает реализация защиты российского государства, социума и конкретного индивидуума от различных посягательств, носящих неправомерный характер.
Для достижения указанной цели, деятельность органов внутренних дел зиждется на следующих принципах: принципе законности, которые носит универсальный характер и означает строгое соблюдение всех нормативно-правовых положений, регламентирующих эту область; принципе уважения прав и свобод любого индивидуума, независимо от его гражданства, этнической принадлежности, религиозных предпочтений и других его характеристик; принципе открытости и гласности, который означает, что органы внутренних дел не закрыты от общественности, граждан, они с ними активно взаимодействуют, доводят информацию о результативности своей деятельности (например, количестве выявленных, предупрежденных правонарушений и преступлений); принципе соподчиненности, означающий иерархию данных государственных органов, внутренний контроля [1, с. 100].
Органы внутренних дел, выступая в качестве самостоятельного элемента государственного управления, реализуют предоставленные им компетенции по конкретным направлениям:
— гарантируют государственную защиту государства, социума, конкретных индивидуумов от разнообразных посягательств, обладающих неправомерным характером;
— реализуют розыск граждан;
— осуществляют превенцию различных видов правонарушений (административных, налоговых и др.), а также преступных деяний;
— устанавливают и раскрывают факт совершения преступного деяния, реализовывать механизм дознания;
— реализуют производство по делам об административных правонарушениях, заниматься исполнением наказаний, предусматриваемых за их совершение;
— гарантируют обеспечение законности, правопорядка в обществе;
— разрабатывают и реализуют способы государственной защиты различных субъектов уголовного судопроизводства, в том числе свидетелей и граждан, пострадавших от осуществления конкретного преступного деяния;
— реализуют экспертно-криминалистическую деятельность в качестве способа содействия в раскрытии преступных деяний.
Можно сформулировать общий вывод, что государственное управление — это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности. Цель функционирования системы ОВД, ее мощного материального финансирования со стороны государства выступает реализация защиты российского государства, социума и конкретного индивидуума от различных посягательств, носящих неправомерный характер. Управление внутренними делами является самостоятельной отраслью управления в области социально-политической деятельности государства. Оно представляет собой целенаправленную, организующую деятельность органов исполнительной власти.
Литература:
- Газикова Е. М. Управление в сфере внутренних дел и его место в системе государственного управления // Молодой ученый. 2021. № 44. С. 100.
- Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. — М., 2015. С. 50.
- Малявин Н. Н. Уточнение теоретико-правового содержания понятия «государственное управление» // Правовой порядок и правовые ценности. Сборник статей научно-практической конференции. — М., 2021. С. 229.
- Селиванова Е. И. Система управления в органах внутренних дел как фактор общественной безопасности // Академическая публицистика. 2018. № 9. С. 91.
- Скляров А. С. Управление органами внутренних дел в системе государственного управления: общетеоретические аспекты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 7. С. 77.
- Судариков Р. С. Организация системы управления органами внутренних дел // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. Сборник статей научно-практической конференции. — М., 2018. С. 231.