Активность и вовлеченность студентов во внеучебную деятельность университета (на примере Дальневосточного федерального университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 23.01.2022

Статья просмотрена: 1522 раза

Библиографическое описание:

Суслонова, А. И. Активность и вовлеченность студентов во внеучебную деятельность университета (на примере Дальневосточного федерального университета) / А. И. Суслонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 390-392. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88159/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует включенность студентов во внеучебную деятельность университета на примере Дальневосточного федерального университета.

Ключевые слова: молодежь, социальная активность, общественная организация.

Исследования социальной активности личности началось еще в конце ХХ века. Предпосылками этого стало изучения активности, социальной деятельности человека и развитие психологии личности. Активность — одна из основных характеристик личности, заключающаяся в способности инициировать изменения во взаимоотношениях с окружающей средой.

О. В. Скрипченко дает определение активности, которая возникает как жизненное произведение личности, осознающей, что все необходимое от общества она получит благодаря своей деятельности, которой она обменивается с другими [1].

Движущими силами и регуляторами социальной активности индивида и общества в целом могут быть внутренние и внешние факторы. Обычно, к внутренним факторам социальной активности относят индивидуальные и общественные потребности, интересы, мотивы, которые часто являются движущей силой социальной активности. К ним относится воля, стремление, эмоции, инстинкты, интуитивные состояния. Внешние факторы обозначены конформистским характером, который обусловливается влиянием внешних условий, давлением социальной группы, обществом или университетом, как рассмотрено в статье.

Понятие «социальная активность студенческой молодёжи» в рамках исследования для статьи, трактуется как способность личности к совершенствованию и развитию жизненных сил и жизненного пространства личности (уровень образования, состояние здоровья, психологические особенности) и социально-коллективными средствами (условия, предоставляемые государством, состояние социальной безопасности, социальной сферы, ближайшее социальное окружение), направленными на участие молодых людей в решении социальных проблем общества [4].

К объективным индикаторам оценки уровня социальной активности студенческой молодежи вуза относятся: наличие/отсутствие традиций вуза, социальных партнёров, общественных объединений в вузе. Субъективные индикаторы включают мотивацию индивида к социальной активности, личную заинтересованность студентов в реализации данного вида деятельности. Оценка социальной активности студенческой молодежи основана на совокупности объективных и субъективных причин, а также зависит от личности молодого человека.

На примере студентов Дальневосточного федерального университета (далее — ДВФУ) в статье автором используются общенаучные (анализ, сравнение, анализ собранных данных) и социологические (интервьюирование, наблюдение) методы исследования активности молодежи. Участием и развитием студентов в общественной и социальной, творческой и научной деятельности занимается Департамент по работе с молодежью ДВФУ. Департамент подразделен на два отдела: Отдел внеучебной работы со студентами и Центр молодежной политики. Для организации взаимодействия со студентами в вузе по приказу ректора создан Объединенный совет студентов (далее — ОСС), который контролирует деятельность всех общественных объединений вуза.

В рамках исследования был проведен анализ данных состава организаций Объединенного совета студентов. На данный момент в Дальневосточном федеральном университете 60 студенческих общественных организаций. Объединения затрагивают сферы волонтерства, науки, экологии, искусство фото и видео съемки, творчества, истории, этнической направленности, студенческие советы, путешествий социальной помощи, работы с иностранными студентами и многое другое. На сегодняшний день, отдельные объединения насчитывают от 5 до 500 человек. Общая численность студентов, состоящих в общественных организациях более 2300 человек, что является значительным показателем от общей численности студентов ДВФУ, которых по данным официального сайта университета более 10 тысяч студентов.

Первые студенческие сообщества начали свою деятельность еще в начале XXI века, в 2000 году первой и до сих пор действующей студенческой организацией стал Владивостокский филиал Модели ООН на Дальнем Востоке (далее — МООНДВ). Члены организации изучают и обсуждают глобальные проблемы современности в политической, экономической, экологической, культурной, социальной сферах на конференциях, проводимых два раза в год. Каждый участник сообщества на общей конференции примеряет на себя роль дипломата одной из стран и защищает её интересы в моделях Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, других органов ООН и международных организаций. Кроме того, на свои конференции студенческого объединения приглашаются российские и иностранные эксперты международного уровня, которые выступают перед участниками с брифингами по обсуждаемым повесткам. Кроме того, МООНДВ активно принимало участие в реализации масштабных партнёрских проектов: Молодёжного саммита АТЕС-2012, Третьего молодёжного саммита Россия-АСЕАН 2015, региональной площадки XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в г. Владивосток, Молодёжной площадки III, IV и V Восточного экономического форума и многое другое. Такой опыт деятельности в студенческие годы помогает молодым людям грамотно построить свою речь и учит не бояться публичных выступлений.

В 2002 году по инициативе студентов создан Объединённый совет студентов согласно Приказу об утверждении Положения о студенческом самоуправлении в ДВФУ № 12–13–311 от 22.02.2019 года. Объединённый совет студентов ДВФУ создан в целях обеспечения реализации прав, обучающихся на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития её социальной активности, поддержки и реализации социально значимых инициатив молодежи. Председатель ОСС является представителем студенческого самоуправления при взаимодействии с администрацией ДВФУ органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, иными общественными объединениями и физическими лицами.

Ежегодно в ДВФУ появляются новые общественные объединения за период 2020–2021 года в университете появилось 28 студенческих сообществ разной направленности, таких как: Литературный клуб «Феникс»; Якутская студенческая организация «КЭСКИЛ» при ДВФУ; Всероссийский студенческий корпус спасателей ДВФУ; «Клуб спортивного ориентирования ДВФУ»; Сообщество политической аналитики; Общество японской культуры ДВФУ и многие другие. Новые сообщества не сразу становятся многочисленными, но затрагивают интересы некоторых учащихся и поступающих.

Еще одним этапом изучения активности и включенности студентов во внеучебную деятельность университета является наблюдение за деятельностью общественных объединений вуза на выездной образовательной школе «Университет студенческого самоуправления ДВФУ-2021». В рамках исследования было проведено включенное наблюдение за деятельностью студентов-участников общественных объединений вуза на выездной образовательной школе «Университет студенческого самоуправления». Около 100 студентов под руководством ОСС на 3 дня были разделены по группам для работы в образовательных треках по следующим направлениям:

— Руководители;

— Активисты;

— Тренерство;

— Качество образования;

— Арт-менеджмент.

Работа в командах предполагала лекции и вебинары от руководителей различных учреждение, предприятий города, общественных деятелей края и т.д. Целью работы в каждой команде было создание единого проекта, направленного на дальнейшее внедрение его студенческие организации университета, для развития студенческого самоуправления.

Для участников выездной школы так же проводились мастер-классы по следующим направлениям:

— «Лидерство студенческих сообществ»;

— «Тайм-менеджмент и стрессоустойчивость»;

— «Целеполагание»;

— «Ораторское искусство»;

— «Создание проекта»;

— «Мотивация»;

— «Харизма лидера».

Приглашенными спикерами выступали такие люди как: генеральный директор группы компаний «DNS»; исполнительный директор ООО «Территория успеха»; генеральный директор ООО «Юнистайл»; федеральный эксперт «Росмолодежь» и другие.

Делая вывод по наблюдению, проводимому в течении трех дней можно отметить, что студенты-участники студенческих объединений заинтересованы в личностном развитии, особенно активной работа была в группе студентов «Руководители», где в команде 25 человек, каждый из участников старался показать себя, как лидера и встать в роль ведущего в работе с командой. Наблюдение показало, что активная часть студенческого самоуправления, действительно нацелена не только на работу в рамках университета, но уже сейчас задумывается о своей будущей карьере в качестве руководителя.

Для дополнительного анализа по вопросу включенности и активности студентов во внеучебную деятельность вуза и обратной связи о прошедшей выездной школе, было проведено интервьюирование с членом аппарата управления Объединённого совета студентов ДВФУ. Респондентом выступила Копылова Алина Дмитриевна, студентка 4 курса программы обучения «Международные отношения».

Со слов респондента на посещение выездной образовательной школы «Университет студенческого самоуправления» (далее — УСС) было направлено более 300 заявок от представителей студенческих объединений вуза. Из числа подавших заявки студентов, было отобрано 100 человек, показавших себя в работе в общественной деятельности в течении прошедшего учебного года. Интервьюируемая отмечает, что по обратной связи от участников, каждый получил знания необходимые для развития, как того коллектива и организации где он состоит, так и знания для личностного развития. Ежегодно к студенческим объединениям подключается около 500 студентов, которые в дальнейшем становятся руководителями общественных организаций или создают новые. Со слов Алины Дмитриевны, именно в студенческие годы важно активно развивать свой лидерский потенциал, и университет способствует этому. Ежегодно два раза в год Департамент по работе с молодежью ДВФУ проводит конкурс студенческих инициатив, где все студенты могут представить свои проекты, идеи и найти поддержку в рамках университета для реализации своего проекта, мероприятия, вебинара и другое.

По словам Алины Дмитриевны, в Дальневосточном федеральном университете созданы все условия для развития студента как будущего лидера и руководителя, для возможности заниматься внеучебной деятельностью в разных направлениях.

Конечная цель Департамента молодежной политики и студенческих объединений заключается в создании условий, необходимых для личностного и профессионального роста студентов, для будущего трудоустройства и развития престижа университета.

Молодежь как социальная группа имеет особые условия жизни, труда и общественное поведение, психологию. Для молодого поколения получение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов выступают как основное занятие в университете. Внеучебная и общественная работа, которая выполняется в молодежных общественных организациях, позволяет создавать оптимальные условия для формирования лидерских качеств индивида. Имея ввиду активную жизненную позицию студента, которая заключается в наличие некоторого количества идей, неординарного подхода, участия в университетских или краевых мероприятиях, смелых управленческих решениях, что особенно способствует развитию социально инициативной личности [3].

Включенность студентов во внеучебную жизнь университета информирует нас о том, что молодые люди нацелены на получение новых знаний и внедрение в жизнь новых идей, именно в студенческие годы закладываются основы становления личности, как будущего руководителя и лидера. Опыт получаемый в студенческих организациях позволяет в достаточно юном возрасте ошибаться и учиться у более взрослых и опытных наставников. Многие лидеры крупных корпораций или люди, занимающие важные руководящие должности в студенческие годы, занимались общественной деятельностью в своих университетах, что позволило им имея опыт добиться больших успехов в карьере или бизнесе. Студенты подвижны и полны сил для построения для активности помимо учебы. Эти качества отличают современную молодежь. По этой причине молодежь воспринимается сегодня как главный стратегический ресурс нашей страны.

Литература:

  1. Головченко, Е. Проблемы молодежи и ее ценностные ориентации в современных условиях: (на примере Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа / Е. Головченко. — Текст: непосредственный // Власть. — 2017. — № 7. — С. 51–54.
  2. Басова, Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие / Н. Ф. Басова. — под ред. Н. Ф. Басова.. —: КНОРУС, 2012. — 528 c. — Текст: непосредственный.
  3. Королёв, А. Современная российская молодёжь: проблемы и суждения / А. Королёв. — Текст: непосредственный // Власть. — 2008. — № 10. — С. 91–93.
  4. Скрипченко, О. В. Общая психология / О. В. Скрипченко. — В. Скрипченко, Л. В. Долинская, С. В. Огороднийчук и др. —: Просвещение, 2005. — 464 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, студенческое самоуправление, Объединенный совет студентов, Дальневосточный федеральный университет, студент, включенность студентов, выездная образовательная школа, общественное объединение вуза, объединение, студенческая молодежь.


Похожие статьи

Исследование творческой деятельности студентов во внеучебной работе в вузе

Статья посвящена важности изучения творческой деятельности в студенческой среде во внеучебной работе вуза.

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Особенности информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева)

В статье рассматривается проблема формирования информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева). Приведены данные, полученные в ходе диагностики студентов. Отмечены дефициты респондентов в обла...

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий

В статье рассмотрены способы формирования экологического мышления студентов вузов во время работы в студенческих научных кружках на примере экологического клуба университета.

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Некоторые проблемы деформации правосознания среди молодежи: взгляды и видение ситуации со стороны студенческого сообщества

Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с выявлением причин деформации правосознания молодежи. На основании результатов, проведенных в 2018 и 2021 годах среди студентов юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аг...

Особенности карьерного становления и трудоустройства студентов (на примере России, Китая и Южной Кореи)

В статье рассмотрены особенности карьерного становления и трудоустройства российских, китайских и южно-корейских студентов. Проведен сравнительный анализ образовательных систем российских и азиатских вузов относительно квалификации преподавательского...

Похожие статьи

Исследование творческой деятельности студентов во внеучебной работе в вузе

Статья посвящена важности изучения творческой деятельности в студенческой среде во внеучебной работе вуза.

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Особенности информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева)

В статье рассматривается проблема формирования информационной компетенции студентов педагогического вуза (на примере студентов КГПУ им. В. П. Астафьева). Приведены данные, полученные в ходе диагностики студентов. Отмечены дефициты респондентов в обла...

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий

В статье рассмотрены способы формирования экологического мышления студентов вузов во время работы в студенческих научных кружках на примере экологического клуба университета.

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Некоторые проблемы деформации правосознания среди молодежи: взгляды и видение ситуации со стороны студенческого сообщества

Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с выявлением причин деформации правосознания молодежи. На основании результатов, проведенных в 2018 и 2021 годах среди студентов юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аг...

Особенности карьерного становления и трудоустройства студентов (на примере России, Китая и Южной Кореи)

В статье рассмотрены особенности карьерного становления и трудоустройства российских, китайских и южно-корейских студентов. Проведен сравнительный анализ образовательных систем российских и азиатских вузов относительно квалификации преподавательского...

Задать вопрос