В статье рассматривается проблема развития промышленных кластеров горнодобывающей отрасли с учетом сложностей природы технологий Индустрии 4.0. Освещены проблемы, с которыми сталкиваются участники предприятий на разных уровнях в структуре промышленного кластера. Рассмотрено стратегическое видение инновационного и технологического прогресса в контексте потребностей в будущих компетенциях.
Ключевые слова: кластер, цифровые технологии, цифровая среда, инновации, экономика.
Поскольку мы можем наблюдать и понимать, что современный мир бизнеса приобретает все новые оттенки сложностей работы с информацией, характеризуемых ускорением ее оборота, новыми инструментами обработки, совершенствованием способов генерации и интеграции во все сферы бизнес-деятельности, поэтому встает вопрос о внедрении и развитии не просто инновационно-коммуникационных технологий, а получение полностью сформированного профессионала, создающего тот самый интеллектуальный капитал при слиянии с катализатором производства — инновационной технологией — способного генерировать максимальную дополнительную стоимость для компании.
Вопреки общественному мнению о том, что инновационные технологии строят будущее, наши убеждения заключаются в том, что только в тандеме человека и цифровой технологии мы можем рассчитывать на те экономические эффекты, о которых заявляют производители инноваций и научное сообщество, описывая бизнес-деятельность математическим языком.
В этом современном тренде инновационного бума мы часто забываем о роли человека и его месте в новой цифровой реальности. На фоне все новых возникающих угроз и шоковых ситуаций как в мире политики, так и в экономической жизни каждого человека, роль быстрых, просчитывающих огромнейший массивы данных и выдающих готовые решения машин, видятся бесспорно преобладающим над человеческими возможностями. В это же время нам необходимо помощь «стальной руки», без участия которой не обходится сейчас не одно производство, как в секторе реальной экономики, так и на фондовых рынках. Новые IT-технологии с их искусственным интеллектом и сложнейшим программным обеспечением способны обрабатывать и отслеживать тысячи разнонаправленных факторов, показателей, котировок валют и ценных бумаг, а также выполнять широкий диапазон рутинной работы в цифровом виде. Конечно, такие навыки у машины представляют собой высокую степень конкуренции для рядового сотрудника. И та шумиха в средствах массовой информации относительно повышения уровня безработицы на этом фоне вполне обоснована и это справедливо, в том смысле, что тот, кто не хочет усложняться вместе с усложнением мира вокруг него, тот по законам эволюции становится аутсайдером.
В аспекте озвученной проблемы, касаемо конкуренции машины и человека в современном бизнесе, рассмотрим видение владельцев горнодобывающих компаний в реальном секторе экономике, показавших достаточно глубокие познания и умения выстраивать свои стратегии так, чтобы их детище могло приносить им стабильный доход даже в «пасмурные дни» в условиях рыночной неопределенности.
По итогам первой, второй волны пандемии COVID-2019, где десятки компаний малого и среднего бизнеса рушились на глазах, а государство изо всех сил пыталась стабилизировать уходящую из под контроля ситуацию, горнометаллургические компании, заранее взяв курс на интеллектуальную составляющую своей команды, а также осознанного выбора новинок информационно-технологической индустрии и увязывания их с профессиональными компетенциями своих сотрудников, смогли не только устоять в сложной экономической ситуации, но и преумножить свои результаты. Проиллюстрируем это соотношением операционных доходов и расходов у золотодобывающих компаний за 2019 г и 2020 г, представленное на рисунке 1 [3].
Рис. 1. Соотношение операционных доходов и расходов горнодобывающих компаний [3]
На рисунке 1 мы видим, что доля операционной прибыли у большинства исследуемых нами компаний к 2020 г увеличилась на 5–20 % в сравнении с 2019 г. Безусловно свою роль в увеличении доходности этих компаний с одной стороны сыграли цены на золото, но это не вся производственно-экономическая картина их деятельности, с другой стороны мы обязаны отметить существенную роль мышления топ-менеджмента в промышленных кластерах горнодобывающей отрасли в аспекте своей бизнес-модели по формированию научно-технической базы для создания, как собственных инновационных разработок, так и обучения широкого круга специалистов в рамках образовательно-развивающих программ. Поэтому нельзя говорить о том, что горнометаллургические компании в ближайшем будущем будут поголовно увольнять сотрудников среднего звена в угоду автоматизации и цифровизации, а также компании показали, что нет смысла хвататься за все в угоду инновационно-коммуникационному тренду в условиях цифровизации и клиентоцентризма.
Но даже в самой отрасли у лидеров промышленных кластеров мнения разделяются, и ситуация представляется неоднозначной. Так выступая на саммите горнопромышленников, финансовый директор «Полюса» высказывается в пользу того, что диджитализации на горнодобывающих предприятиях прекрасна, но она не решает проблемы трудоустройства и даже наоборот, благодаря цифровизации можно отказаться от рабочих мест низкой квалификации. Однако же, мнение главного исполнительного директора компании «Полиметалл» В. Несиса заключается в обратной ситуации, а именно показывает отсутствие проблемы — повышение степени внедренности цифровых технологий в производство не приводит к исчезновению рабочих мест. В таких регионах, как Чукотка, Якутия, Магаданская область, Северные районы Хабаровского края элементарно не хватает людей, а для обслуживания цифровых технологий как для написания программ, так и для поддержания «железа» в рабочем состоянии требуются специалисты, поэтому люди не станут уходить из отрасли, а пройдут переквалификацию, высказывается В. Несис. Будет происходить перераспределение занятости из традиционных горных специальностей в те, что характерны для цифровой экономики. Не шаблонная специфика работы горняков обязывает:
— постоянно и систематически наращивать интеллектуальную составляющую своей деятельности;
— полагаться не полностью ни на возможности техники, ни на инновационность какие бы формы она не принимала.
Поэтому выгоду от цифровизации можно получить только, как мы ранее высказывали, в тандеме человека и цифровой технологии способного к гибкому реагированию на изменяющиеся условия как производственной деятельности, так и всей отрасли, где эффективность растет за счет повышения производительности оборудования, роста извлечения металлов, сокращения аварийности и значительного человеческого вклада специалиста-горняка с его нестандартными решениями в нестандартной ситуации, а иными словами — креативностью. То есть горное дело можно назвать творчеством, на которое способен только «человекомерный» мир.
Стоит отметить, что интеллектуальный капитал оказывает влияние на все процессы производственной системы: технологические, финансовые, управленческие, маркетинговые и т. д., интеллектуальный ресурс является базисом стратегических планов различных направлений. От состояния и развития интеллектуальной составляющей бизнеса зависит эффективность и благополучие всей системы в целом. В этой связи успешное развитие отдельных экономических систем, как и экономики государства в целом, в значительной мере определяется их способностью к созданию, использованию и воспроизводству интеллектуального капитала, основу которого представляют знания, информация, компетентность и т. д. [1, 2].
Подбор и подготовка высококвалифицированных кадров, имеющих не только представление, но и навыки владения ряда цифровых программ, цифровых модулей является первостепенной задачей кадровой политики, без выполнения которой невозможно как подобрать необходимые инновационные решения, так и обслуживать их в дальнейшем.
Только человек на сегодняшний день способен понимать «как обстоят дела» и «что происходит», в отличие от программы, которая просто хорошо собрала данные и упорядочила их согласно заложенному алгоритму, желательно проработанного тем, кто понимает «как обстоят дела на самом деле».
В бизнесе важно просчитывать каждый следующий шаг, чтобы достигать прогнозируемых результатов на протяжении всего жизненного цикла производственной деятельности компании, а это под силу профессиональной команде участников промышленных кластеров. Грамотное использование и своевременная «прокачка» мозгов этой команды — позволит выстроить эффективную систему взаимосвязанных бизнес-блоков для генерации высокого темпа прогресса и внедрения широкого спектра инновационных решений на разных уровнях в структуре промышленно-производственных кластеров.
Литература:
- Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: (пер. с англ.) / Питер Ф. Друкер. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
- Лаптева Е. А. Проблемы оценки инновационного потенциала промышленных предприятий / Е. А. Лаптева // Управление экономическими системами. — 2014. — № 8.
- Официальный сайт компании «Полиметалл» / [Электронный ресурс]. URL: https://www.polymetal.ru
- Руководитель Polymetal: «Отказ от тимбилдинга и брейнсторминга экономит огромное количество времени» // Ведомости. 31 марта 2019. URL: https://www.vedomosti.ru/business/characters/2019/03/31/797845-rukovoditel-polymetal-ot