Деформация личности государственного служащего как причина совершения дисциплинарных проступков на государственной службе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 20.01.2022

Статья просмотрена: 395 раз

Библиографическое описание:

Ефремова, А. А. Деформация личности государственного служащего как причина совершения дисциплинарных проступков на государственной службе / А. А. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 312-316. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88096/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная статья посвящена проблеме деформации личности государственного служащего как причине совершения дисциплинарных проступков на государственной службе. На основании анализа личностных качеств государственного служащего, а также генезиса его противоправного поведения обосновывается необходимость проведения научных разработок, направленных на изучение личности государственного служащего как субъекта дисциплинарных правоотношений, механизма формирования его противоправного поведения. Данные исследования должны осуществляться в рамках служебно-деликтологических исследований как направления административной деликтологии.

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, административная деликтология, служебная деликтология, дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственно-служебные правоотношения, личность государственного служащего, качества личности, деструктивные свойства личности, деформация личности, профессиональная деформация, кадровые технологии, испытание, аттестация, наставничество.

Возникновению и развитию любых противоправных проявлений в системе государственной службы способствуют причины и условия, обусловленные взаимодействием целого ряда факторов социального характера, которые, преломляясь через индивидуально-психологические особенности личности государственного служащего, формируют негативное отношение к установленным нормам служебного законодательства, направленным на соблюдение служебной дисциплины в аппарате государственных органов.

Изучение деликтного поведения в силу своей актуальности является предметом исследований в разных областях знаний: психологии, философии, криминологии, истории и административной деликтологии. В науке административного права получила развитие административная деликтология, под которой понимается сложное социально-правовое явление, в одном, объективном, аспекте отражающее процессы, сознание, поведение и деятельность людей в области общественных отношений, регулируемых административными правилами (нормами), а в другом, субъективном, характеризующее совокупность знаний о состоянии административного законодательства, механизмах его исполнения и применения, условиях, факторах и причинах административных правонарушений и действенности мер административной ответственности.

Деликтное поведение государственных служащих как субъектов государственно-служебных правоотношений должно стать предметом служебной деликтологии как составляющей административной деликтологии. К сожалению, приходится признать, что служебная деликтология в настоящее время практически не развита. Вместе с тем знание особенностей формирования и развития личности государственного служащего имеет большое значение для изучения социально-психологического аспекта эффективности норм служебного права, регулирующих отношения дисциплинарной ответственности в системе государственной службы.

Используя наработки в области административно-деликтного права А. Ю. Якимова [9, c.43], можно констатировать, что при выявлении черт, свойственных государственным служащим — субъектам дисциплинарных правонарушений, мы способствуем достижению максимальной эффективности норм служебного права, регулирующих дисциплинарные отношения. Существует и обратная связь: эффективная норма, регулирующая отношения дисциплинарной ответственности, выполняя функции общей и частной превенции, должна влиять на состояние служебной деликтности, в том числе на черты личности государственного служащего, способствующие совершению дисциплинарных проступков на государственной службе.

Следует отметить, что применение категории «личность» к государственному служащему как представителю социальной группы означает, что речь идет об обобщенных, наиболее устойчивых характеристиках государственных служащих, оказывающих решающее влияние на управленческую деятельность.

В современной научной литературе существуют различные подходы к трактовке понятия личности: антропологический, социологический, персоналистический. При антропологическом подходе личность уподобляется понятию индивида, являясь носителем общечеловеческих свойств. Сторонники персоналистического подхода, получившего наиболее полное выражение в концепции экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Ясперс), понимают личность как совокупность уникальных психических процессов, свойств и состояний. При социологическом подходе личность рассматривается в контексте социальной среды как фактор формирования личности через выполняемые ею роли.

Таким образом, личность государственного служащего можно определить как интегральное понятие, характеризующее особенности включения государственного служащего в государственно-служебные отношения, объединяющее общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-личностное начала.

Необходимо учитывать, что государственный служащий приходит на службу уже сформированной в процессе социализации личностью с нравственным и культурным багажом, накопленным под влиянием общества и социальных групп, в которых проходило его развитие, формировалось правосознание, с выработанными личностными нормами. В связи с этим очень важно не допустить поступления на государственную службу лиц с деформированным правосознанием, отличающихся корыстной мотивацией, склонных к противоправному поведению, что обеспечивается применением психофизиологического исследования, в том числе с применением полиграфа. Так, в научных исследованиях отмечается, что около 60 % из числа опрошенных кандидатов на службу в ОВД получают отказ в приеме, что связано с полученной о них информацией негативного характера, свидетельствующей о факторах риска девиантного поведения [6, c.64].

На поведение государственных служащих влияют его индивидуальные качества: образование, опыт работы, правосознание, правовая культура, психологические особенности личности. Личностные качества — это индивидуальные особенности личности, отражающие жизненные ценности и установки индивидуума, тип темперамента, мотивацию и личные цели, динамические свойства нервной системы. В научной литературе качества личности государственного служащего определяются как обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, оказывающие решающее влияние на его деятельность [2, c.8].

Важно отметить взаимосвязь личностных и профессиональных качеств, которая проявляется в том, что совокупность личностных качеств государственного служащего выражается в профессиональной служебной деятельности через профессиональные качества. В исследованиях советского периода проанализированы профессиональные и личностные качества, необходимые для работы в аппарате государственных органов: интеллектуальные (развитое логическое мышление, хорошая память и др.); характерологические (инициативность, настойчивость, добросовестность); коммуникативные (общительность, чуткость, уравновешенность); особенности самооценки (самокритичность, чувство достоинства и др.).

Учитывая значение личности государственного служащего в механизме профилактики противоправного поведения при осуществлении государственно-служебной деятельности, требования, предъявляемые к качествам личности государственного служащего — применительно как к отдельным видам государственной службы, так и к отдельным ее должностям, — нуждаются в нормативном закреплении. Так, к таким профессиональным и личностным качествам гражданского служащего (компетенциям) относятся: высокая ориентация на результат и заинтересованность в достижении поставленных целей; эффективная работа в команде; высокая организованность, высокая работоспособность. Для гражданского служащего, осуществляющего руководство и управление подчиненными, дополнительно — умение ставить перед подчиненными ясные и четкие цели, а также реальные сроки их достижения, осуществлять эффективный контроль за выполнением задач, решать возникшие проблемы.

На основе анализа нормативных правовых документов и научно-методической литературы требования служебной деятельности к личностным и профессиональным качествам сотрудников ОВД обобщены Н. Ю. Муратшиной в восемь групп, качественно различающихся сферой проявления: культура профессионального общения; моральный дух и нравственно-правовая культура; отношение к профессиональной деятельности; профессионально значимые качества; эмоционально-волевая сфера; отношение к себе; интеллектуальная сфера; гражданские качества [5, c.45].

Личность государственного служащего, совершившего дисциплинарный проступок, неразрывно связана с проблемой противоправного девиантного (отклоняющегося) поведения. Как справедливо писал В. М. Крук, «в силу человеческой природы (подверженность соблазнам, ошибкам, слабостям, болезням и др.) любой без исключения специалист является потенциальным внутренним нарушителем (осознанным или нет) и представляет внутреннюю угрозу» [3, c. 155]. При этом отдельные негативные личностные черты характера могут наиболее явно проявиться в рамках той системы, в которую государственный служащий попадает; они, возможно, не проявились бы, занимайся он не государственно-служебной, а иной профессиональной деятельностью.

Выполняя служебные обязанности, государственный служащий постоянно оказывается на грани выбора между сущим и должным, и, несмотря на то, что на результат этого выбора влияют как объективные, так и субъективные факторы, в итоге выбор варианта поведения обусловлен личной позицией государственного служащего.

При характеристике генезиса противоправного поведения в самом общем виде выделяют следующую цепочку взаимосвязанных элементов: потребности — интересы — возможности — объекты — цели — средства — поступок — результат. Причем некоторые из этих элементов деформированы, изменены неблагоприятным образом. Применительно к дисциплинарным правоотношениям речь идет, прежде всего, о деформации интересов сторон государственно-служебных правоотношений. Государственные служащие участвуют в служебных правоотношениях не ради достижения собственных целей, а для реализации задач и функций государства, они не только обеспечивают деятельность государственных органов, но и становятся представителями интересов государства в правоотношениях с гражданами и социальными группами. Поскольку чиновник обязан руководствоваться исключительно интересами государства, двойственность статуса государственного служащего как личности и одновременно представителя государства ведет к разделению интересов. Наличие собственных интересов обусловливает потенциальный конфликт между интересами государства и интересами государственного служащего.

Задача любого руководителя государственного органа — не допустить деформации интересов государственного служащего. Только определив степень мобилизованности государственного служащего на выполнение служебных обязанностей, руководитель через интересы и потребности подчиненного может привести всю систему (сотрудник — коллектив) к требуемому равновесию. На наш взгляд, первостепенное значение наряду с высокой профессиональной подготовленностью в перечне личностных качеств государственного служащего, способствующих недопущению противоправного поведения, имеет осознание им приоритета государственных интересов над личными, что выявляется и формируется с помощью ряда кадровых технологий [4, c.55].

Так, для определения профессиональной пригодности на гражданской службе используется такая кадровая технология, как испытание при поступлении на гражданскую службу, целью чего является проверка соответствия гражданского служащего замещаемой должности. Это связано с выявлением прежде всего его деловых качеств. В то же время личностные качества (дисциплинированность и соответствие требованиям организационной культуры государственного органа) остаются как бы вне поля зрения законодателя.

Следует учитывать, что установление испытательного срока является средством стимулирования профессиональной и социально-психологической адаптации, адаптации к организационной культуре государственного органа, средством развития самосознания личности гражданского служащего [1, c. 70]. Поэтому представляется необходимым расширить практику использования испытательного срока как средства выявления личностных качеств, в том числе исполнительской дисциплины, закрепив в нормативных актах требование обязательной диагностики психологических качеств новых сотрудников.

Другой кадровой технологией, позволяющей не допустить деформацию личности государственного служащего, является аттестация государственных служащих. Следует признать, что в действующих нормативных актах при проведении аттестации, так же, как и при испытании, основное внимание уделяется профессиональным деловым качествам государственного служащего, и явно ослаблено внимание к социально-психологическим и нравственным оценкам, что не способствует объективной оценке аттестуемых.

Учитывая значение качеств личности государственного служащего в механизме профилактики противоправного поведения при осуществлении государственно-служебной деятельности, представляется важным составление применительно к отдельным должностям модели базовых личностных компетенций, являющейся составляющей модели должности, нормативно закрепленной в должностном регламенте.

При этом до проведения аттестации важно разработать профессиограмму аттестуемого, составными элементами которой наряду с профессиональными знаниями и умениями будут: а) личностные качества, определяемые путем социологического опроса; б) психологические особенности личности: тип личности, темперамент, интеллект, мотивация, определяемые путем психологического тестирования государственного служащего; в) вредные привычки и недостатки: пристрастие к алкоголю и курению, выявляемые посредством анкетирования, наблюдения и социологического опроса.

Кроме того, в целях усиления влияния аттестации как кадровой технологии на недопущение деформации личности государственного служащего необходимо обеспечить проверку знаний аттестуемыми положений этического кодекса, принятого в государственном органе, путем включения этических вопросов в общий круг вопросов собеседования. Представляется, что данная рекомендация будет способствовать формированию ответственности государственного служащего при осуществлении государственно-служебной деятельности.

Отдельной проблемой, следствием которой является деформация в асоциальную сторону личности государственного служащего как субъекта дисциплинарных отношений, является его профессиональная деформация. В переводе с латинского «профессиональная деформация» (лат. deformatio) обозначает «искажение, обезображивание», соответственно, данный термин имеет негативный оттенок.

В психологической науке под профессиональной деформацией личности понимают «деструктивные изменения личности (изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей), возникающие при многолетнем выполнении одной и той же профессиональной деятельности, которые негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса и порождают профессионально нежелательные качества, изменяющие профессиональное поведение человека [7, c. 60].

Так, профессиональная деформация поражает коммуникативные компетенции государственных служащих, эмоциональную сферу; изменению подвергаются и личностные особенности государственных служащих, в том числе свойства мотивационной сферы, уровни развития личной и социальной ответственности и инициативности. Для того чтобы обеспечить профилактику профессиональной деформации и предупреждение нарушений законности в деятельности государственных служащих, важно проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения неблагоприятных причин, устранение факторов риска их развития, а также осуществлять корректировку профессионально-личностных деформаций [8, c.110].

Следует признать, что в отдельных государственных органах институт наставничества практически утратил воспитательную составляющую. Так, в настоящее время в органах внутренних дел наставничество заменено на «индивидуальное обучение». Полагаем, в современных условиях существует необходимость в унифицированном закреплении института наставничества на законодательном уровне применительно ко всей системе государственной службы, в урегулировании цели, принципов, периода наставничества, требований, предъявляемых к наставнику и других вопросов. При этом, наряду с обучением, наставничество должно быть направлено и на воспитание личности государственного служащего.

Представляется, что своевременное проведение вышеназванных мероприятий будет препятствовать развитию деструктивных свойств личности государственного служащего, позволит откорректировать уже возникшие деформации, а следовательно, повысит эффективность норм служебного права, регулирующих дисциплинарные отношения.

Важным моментом для профессиональных установок сотрудников государственных органов служит формирование личности государственного служащего в контексте профессиональной культуры, с помощью которой формируются единые для всего коллектива государственного органа ориентиры добросовестного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей. «Методикой формирования и развития профессиональной культуры государственного органа» рекомендована для апробации единая модель ценностей, миссии государственного органа, профессиональных и личностных качеств (компетенций), которыми необходимо руководствоваться государственным гражданским служащим при осуществлении профессиональной служебной деятельности. В решении данной задачи ведущая роль отводится личности руководителя государственного органа, призванного обеспечить формирование и развитие профессиональной культуры государственного органа, создать комфортные организационно-технические и психофизиологические условия профессиональной деятельности гражданских служащих [9, c.50].

Представляется целесообразным изучение и внедрение лучших практик подбора и оценки кадров для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на различных этапах профессионального развития как основы формирования корпоративной культуры органов власти. Так, в Ярославской области кадровая практика разработки и внедрения модели базовых личностных компетенций «идеального» государственного служащего представляет синтез деятельностного и компетентностного подходов, что позволяет прогнозировать наиболее вероятное поведение конкретного кандидата при исполнении служебных обязанностей, скорректировать некоторые личностные особенности субъекта и даже компенсировать отсутствие у него некоторых профессионально важных качеств.

Подводя итог, следует отметить, что деформация личности государственного служащего является основной причиной, способствующей совершению дисциплинарных проступков на государственной службе. В связи с этим изучение личности государственного служащего как субъекта дисциплинарных правоотношений, механизм формирования его противоправного поведения должны стать предметом служебной деликтологии как направления административно-деликтологических исследований.

В целях недопущения деформации личности государственного служащего представляются необходимыми усиление значения и осуществление детальной административно-правовой регламентации: механизма психологического отбора с применением методики выявления профессиональных и личностных качеств в отношении претендентов, в том числе с применением полиграфа; таких кадровых технологий, как наставничество, испытание при поступлении на службу и аттестация государственных служащих. Кроме того, в каждом государственном органе необходимы разработка и внедрение модели базовых личностных компетенций, проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и устранение проблемы профессиональной деформации личности государственных служащих.

Литература:

  1. Беляев А. М. и др. Современные кадровые технологии в органах власти: моногр. / под общ. ред. С. Е. Прокофьева, А. М. Беляева, С. Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2015. 662 с.
  2. Данилина М. В., Подлиннова А., Силаев А. Портрет государственного служащего: социальные и психологические аспекты // Гуманитарные научные исследования. 2015. N 1–2 (41). С. 83–89.
  3. Крук В. М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. N 1 (56). С. 103.
  4. Комахин Б. Н. Инновационное моделирование государственной службы как основа модернизации профессиональной служебной деятельности // Административное право и процесс. 2020. N 2. С. 54–58.
  5. Муратшина Н. Ю. Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. N 3 (21). С. 124–130.
  6. Наумов С. И. Перспективы использования полиграфа психологами МВД // Интеграция наук. 2018. N 5 (20). С. 64.
  7. Полякова О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. 2014. N 1 (13). С. 60.
  8. Полевая М. В. и др. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: моногр. М.: Свивт, 2017. С. 110–111
  9. Филипова И. А., Соловьева С. В. Новые психосоциальные риски для работников в условиях цифровой экономики и их правовое регулирование в России и в Европейском союзе // Юрист. 2020. N 1. С. 40–45.
  10. Якимов А. Ю. Усиление роли наказаний в административно-деликтном праве (произошедшие изменения и имеющиеся проблемы) // Административное право и процесс. 2019. N 10. С. 43–48.
Основные термины (генерируются автоматически): служащий, государственный орган, государственная служба, противоправное поведение, качество, профессиональная деформация, профессиональная деятельность, государственно-служебная деятельность, дисциплинарная ответственность, кадровая технология.


Похожие статьи

Налоговое правонарушение как основание юридической ответственности

Актуальность понятия юридической ответственности в налоговой сфере обусловлена прежде всего определением самого налога, который является инструментом государственной политики и воздействует на значимые области общественных отношений. Налоговые право...

Административное приостановление деятельности коммерческой организации как один из инструментов обеспечения безопасности личности, общества, государства

Целью настоящей статьи является исследования механизма регулирования деятельности коммерческих организаций, создающих угрозу безопасности личности, общества и государства, путем применения к ним санкции в виде административного приостановления деятел...

Особенности расследования получения и дачи взятки

В статье представлены особенности расследования одних из самых опасных должностных преступлений — получение взятки и дача взятки. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие сферу общественных отношений по вопросам расслед...

Воспитание лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе

В статье на основе изученной научной литературы выводится проблема недостаточной подготовленности оперативных сотрудников к негласному сотрудничеству, налаживанию контактов с конфидентами. Перечисляются основные нормативно-правовые акты, регулирующие...

Особенности административного судопроизводства по делам оспаривания действий (бездействия) органов публичной власти

Актуальность темы заключается в том, что в отсутствие эффективного механизма реализации права на защиту законных прав и интересов человека, невозможно построение правового государства и развитого гражданского общества, выражающееся во взаимодействии ...

Особенности расследования уголовных дел о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности

Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с особенностями расследования уголовных дел о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. В работе исследованы, систематиз...

Юридическая ответственность государственных служащих

В статье рассмотрены теоретические подходы к пониманию сущности юридической ответственности государственного служащего. Выявлены юридические особенности привлечения государственных служащих к юридической ответственности за совершение ими должностного...

Подозреваемый как субъект уголовного процесса

Статья посвящена анализу процессуального статуса подозреваемого в уголовном процессе России. Автор рассматривает исторические аспекты становления института подозреваемого, выявляет проблемы современного законодательства, регулирующего его правовое по...

Подмена трудовых отношений работника и работодателя правоотношением «самозанятый — заказчик»: некоторые актуальные вопросы правовой квалификации и налоговой реконструкции

В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы, выявленные в ходе выявления ФНС России ситуаций, при которых происходит искусственная подмена трудовых правоотношений между работником и работодателем гражданско-правовыми договорами с...

Признаки ответственности из возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Статья посвящена исследованию признаков ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Рассматриваются основные точки зрения на общее понятие юридической ответственности и...

Похожие статьи

Налоговое правонарушение как основание юридической ответственности

Актуальность понятия юридической ответственности в налоговой сфере обусловлена прежде всего определением самого налога, который является инструментом государственной политики и воздействует на значимые области общественных отношений. Налоговые право...

Административное приостановление деятельности коммерческой организации как один из инструментов обеспечения безопасности личности, общества, государства

Целью настоящей статьи является исследования механизма регулирования деятельности коммерческих организаций, создающих угрозу безопасности личности, общества и государства, путем применения к ним санкции в виде административного приостановления деятел...

Особенности расследования получения и дачи взятки

В статье представлены особенности расследования одних из самых опасных должностных преступлений — получение взятки и дача взятки. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие сферу общественных отношений по вопросам расслед...

Воспитание лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе

В статье на основе изученной научной литературы выводится проблема недостаточной подготовленности оперативных сотрудников к негласному сотрудничеству, налаживанию контактов с конфидентами. Перечисляются основные нормативно-правовые акты, регулирующие...

Особенности административного судопроизводства по делам оспаривания действий (бездействия) органов публичной власти

Актуальность темы заключается в том, что в отсутствие эффективного механизма реализации права на защиту законных прав и интересов человека, невозможно построение правового государства и развитого гражданского общества, выражающееся во взаимодействии ...

Особенности расследования уголовных дел о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности

Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с особенностями расследования уголовных дел о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. В работе исследованы, систематиз...

Юридическая ответственность государственных служащих

В статье рассмотрены теоретические подходы к пониманию сущности юридической ответственности государственного служащего. Выявлены юридические особенности привлечения государственных служащих к юридической ответственности за совершение ими должностного...

Подозреваемый как субъект уголовного процесса

Статья посвящена анализу процессуального статуса подозреваемого в уголовном процессе России. Автор рассматривает исторические аспекты становления института подозреваемого, выявляет проблемы современного законодательства, регулирующего его правовое по...

Подмена трудовых отношений работника и работодателя правоотношением «самозанятый — заказчик»: некоторые актуальные вопросы правовой квалификации и налоговой реконструкции

В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы, выявленные в ходе выявления ФНС России ситуаций, при которых происходит искусственная подмена трудовых правоотношений между работником и работодателем гражданско-правовыми договорами с...

Признаки ответственности из возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Статья посвящена исследованию признаков ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Рассматриваются основные точки зрения на общее понятие юридической ответственности и...

Задать вопрос