Данная статья посвящена проблеме деформации личности государственного служащего как причине совершения дисциплинарных проступков на государственной службе. На основании анализа личностных качеств государственного служащего, а также генезиса его противоправного поведения обосновывается необходимость проведения научных разработок, направленных на изучение личности государственного служащего как субъекта дисциплинарных правоотношений, механизма формирования его противоправного поведения. Данные исследования должны осуществляться в рамках служебно-деликтологических исследований как направления административной деликтологии.
Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, административная деликтология, служебная деликтология, дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственно-служебные правоотношения, личность государственного служащего, качества личности, деструктивные свойства личности, деформация личности, профессиональная деформация, кадровые технологии, испытание, аттестация, наставничество.
Возникновению и развитию любых противоправных проявлений в системе государственной службы способствуют причины и условия, обусловленные взаимодействием целого ряда факторов социального характера, которые, преломляясь через индивидуально-психологические особенности личности государственного служащего, формируют негативное отношение к установленным нормам служебного законодательства, направленным на соблюдение служебной дисциплины в аппарате государственных органов.
Изучение деликтного поведения в силу своей актуальности является предметом исследований в разных областях знаний: психологии, философии, криминологии, истории и административной деликтологии. В науке административного права получила развитие административная деликтология, под которой понимается сложное социально-правовое явление, в одном, объективном, аспекте отражающее процессы, сознание, поведение и деятельность людей в области общественных отношений, регулируемых административными правилами (нормами), а в другом, субъективном, характеризующее совокупность знаний о состоянии административного законодательства, механизмах его исполнения и применения, условиях, факторах и причинах административных правонарушений и действенности мер административной ответственности.
Деликтное поведение государственных служащих как субъектов государственно-служебных правоотношений должно стать предметом служебной деликтологии как составляющей административной деликтологии. К сожалению, приходится признать, что служебная деликтология в настоящее время практически не развита. Вместе с тем знание особенностей формирования и развития личности государственного служащего имеет большое значение для изучения социально-психологического аспекта эффективности норм служебного права, регулирующих отношения дисциплинарной ответственности в системе государственной службы.
Используя наработки в области административно-деликтного права А. Ю. Якимова [9, c.43], можно констатировать, что при выявлении черт, свойственных государственным служащим — субъектам дисциплинарных правонарушений, мы способствуем достижению максимальной эффективности норм служебного права, регулирующих дисциплинарные отношения. Существует и обратная связь: эффективная норма, регулирующая отношения дисциплинарной ответственности, выполняя функции общей и частной превенции, должна влиять на состояние служебной деликтности, в том числе на черты личности государственного служащего, способствующие совершению дисциплинарных проступков на государственной службе.
Следует отметить, что применение категории «личность» к государственному служащему как представителю социальной группы означает, что речь идет об обобщенных, наиболее устойчивых характеристиках государственных служащих, оказывающих решающее влияние на управленческую деятельность.
В современной научной литературе существуют различные подходы к трактовке понятия личности: антропологический, социологический, персоналистический. При антропологическом подходе личность уподобляется понятию индивида, являясь носителем общечеловеческих свойств. Сторонники персоналистического подхода, получившего наиболее полное выражение в концепции экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Ясперс), понимают личность как совокупность уникальных психических процессов, свойств и состояний. При социологическом подходе личность рассматривается в контексте социальной среды как фактор формирования личности через выполняемые ею роли.
Таким образом, личность государственного служащего можно определить как интегральное понятие, характеризующее особенности включения государственного служащего в государственно-служебные отношения, объединяющее общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-личностное начала.
Необходимо учитывать, что государственный служащий приходит на службу уже сформированной в процессе социализации личностью с нравственным и культурным багажом, накопленным под влиянием общества и социальных групп, в которых проходило его развитие, формировалось правосознание, с выработанными личностными нормами. В связи с этим очень важно не допустить поступления на государственную службу лиц с деформированным правосознанием, отличающихся корыстной мотивацией, склонных к противоправному поведению, что обеспечивается применением психофизиологического исследования, в том числе с применением полиграфа. Так, в научных исследованиях отмечается, что около 60 % из числа опрошенных кандидатов на службу в ОВД получают отказ в приеме, что связано с полученной о них информацией негативного характера, свидетельствующей о факторах риска девиантного поведения [6, c.64].
На поведение государственных служащих влияют его индивидуальные качества: образование, опыт работы, правосознание, правовая культура, психологические особенности личности. Личностные качества — это индивидуальные особенности личности, отражающие жизненные ценности и установки индивидуума, тип темперамента, мотивацию и личные цели, динамические свойства нервной системы. В научной литературе качества личности государственного служащего определяются как обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, оказывающие решающее влияние на его деятельность [2, c.8].
Важно отметить взаимосвязь личностных и профессиональных качеств, которая проявляется в том, что совокупность личностных качеств государственного служащего выражается в профессиональной служебной деятельности через профессиональные качества. В исследованиях советского периода проанализированы профессиональные и личностные качества, необходимые для работы в аппарате государственных органов: интеллектуальные (развитое логическое мышление, хорошая память и др.); характерологические (инициативность, настойчивость, добросовестность); коммуникативные (общительность, чуткость, уравновешенность); особенности самооценки (самокритичность, чувство достоинства и др.).
Учитывая значение личности государственного служащего в механизме профилактики противоправного поведения при осуществлении государственно-служебной деятельности, требования, предъявляемые к качествам личности государственного служащего — применительно как к отдельным видам государственной службы, так и к отдельным ее должностям, — нуждаются в нормативном закреплении. Так, к таким профессиональным и личностным качествам гражданского служащего (компетенциям) относятся: высокая ориентация на результат и заинтересованность в достижении поставленных целей; эффективная работа в команде; высокая организованность, высокая работоспособность. Для гражданского служащего, осуществляющего руководство и управление подчиненными, дополнительно — умение ставить перед подчиненными ясные и четкие цели, а также реальные сроки их достижения, осуществлять эффективный контроль за выполнением задач, решать возникшие проблемы.
На основе анализа нормативных правовых документов и научно-методической литературы требования служебной деятельности к личностным и профессиональным качествам сотрудников ОВД обобщены Н. Ю. Муратшиной в восемь групп, качественно различающихся сферой проявления: культура профессионального общения; моральный дух и нравственно-правовая культура; отношение к профессиональной деятельности; профессионально значимые качества; эмоционально-волевая сфера; отношение к себе; интеллектуальная сфера; гражданские качества [5, c.45].
Личность государственного служащего, совершившего дисциплинарный проступок, неразрывно связана с проблемой противоправного девиантного (отклоняющегося) поведения. Как справедливо писал В. М. Крук, «в силу человеческой природы (подверженность соблазнам, ошибкам, слабостям, болезням и др.) любой без исключения специалист является потенциальным внутренним нарушителем (осознанным или нет) и представляет внутреннюю угрозу» [3, c. 155]. При этом отдельные негативные личностные черты характера могут наиболее явно проявиться в рамках той системы, в которую государственный служащий попадает; они, возможно, не проявились бы, занимайся он не государственно-служебной, а иной профессиональной деятельностью.
Выполняя служебные обязанности, государственный служащий постоянно оказывается на грани выбора между сущим и должным, и, несмотря на то, что на результат этого выбора влияют как объективные, так и субъективные факторы, в итоге выбор варианта поведения обусловлен личной позицией государственного служащего.
При характеристике генезиса противоправного поведения в самом общем виде выделяют следующую цепочку взаимосвязанных элементов: потребности — интересы — возможности — объекты — цели — средства — поступок — результат. Причем некоторые из этих элементов деформированы, изменены неблагоприятным образом. Применительно к дисциплинарным правоотношениям речь идет, прежде всего, о деформации интересов сторон государственно-служебных правоотношений. Государственные служащие участвуют в служебных правоотношениях не ради достижения собственных целей, а для реализации задач и функций государства, они не только обеспечивают деятельность государственных органов, но и становятся представителями интересов государства в правоотношениях с гражданами и социальными группами. Поскольку чиновник обязан руководствоваться исключительно интересами государства, двойственность статуса государственного служащего как личности и одновременно представителя государства ведет к разделению интересов. Наличие собственных интересов обусловливает потенциальный конфликт между интересами государства и интересами государственного служащего.
Задача любого руководителя государственного органа — не допустить деформации интересов государственного служащего. Только определив степень мобилизованности государственного служащего на выполнение служебных обязанностей, руководитель через интересы и потребности подчиненного может привести всю систему (сотрудник — коллектив) к требуемому равновесию. На наш взгляд, первостепенное значение наряду с высокой профессиональной подготовленностью в перечне личностных качеств государственного служащего, способствующих недопущению противоправного поведения, имеет осознание им приоритета государственных интересов над личными, что выявляется и формируется с помощью ряда кадровых технологий [4, c.55].
Так, для определения профессиональной пригодности на гражданской службе используется такая кадровая технология, как испытание при поступлении на гражданскую службу, целью чего является проверка соответствия гражданского служащего замещаемой должности. Это связано с выявлением прежде всего его деловых качеств. В то же время личностные качества (дисциплинированность и соответствие требованиям организационной культуры государственного органа) остаются как бы вне поля зрения законодателя.
Следует учитывать, что установление испытательного срока является средством стимулирования профессиональной и социально-психологической адаптации, адаптации к организационной культуре государственного органа, средством развития самосознания личности гражданского служащего [1, c. 70]. Поэтому представляется необходимым расширить практику использования испытательного срока как средства выявления личностных качеств, в том числе исполнительской дисциплины, закрепив в нормативных актах требование обязательной диагностики психологических качеств новых сотрудников.
Другой кадровой технологией, позволяющей не допустить деформацию личности государственного служащего, является аттестация государственных служащих. Следует признать, что в действующих нормативных актах при проведении аттестации, так же, как и при испытании, основное внимание уделяется профессиональным деловым качествам государственного служащего, и явно ослаблено внимание к социально-психологическим и нравственным оценкам, что не способствует объективной оценке аттестуемых.
Учитывая значение качеств личности государственного служащего в механизме профилактики противоправного поведения при осуществлении государственно-служебной деятельности, представляется важным составление применительно к отдельным должностям модели базовых личностных компетенций, являющейся составляющей модели должности, нормативно закрепленной в должностном регламенте.
При этом до проведения аттестации важно разработать профессиограмму аттестуемого, составными элементами которой наряду с профессиональными знаниями и умениями будут: а) личностные качества, определяемые путем социологического опроса; б) психологические особенности личности: тип личности, темперамент, интеллект, мотивация, определяемые путем психологического тестирования государственного служащего; в) вредные привычки и недостатки: пристрастие к алкоголю и курению, выявляемые посредством анкетирования, наблюдения и социологического опроса.
Кроме того, в целях усиления влияния аттестации как кадровой технологии на недопущение деформации личности государственного служащего необходимо обеспечить проверку знаний аттестуемыми положений этического кодекса, принятого в государственном органе, путем включения этических вопросов в общий круг вопросов собеседования. Представляется, что данная рекомендация будет способствовать формированию ответственности государственного служащего при осуществлении государственно-служебной деятельности.
Отдельной проблемой, следствием которой является деформация в асоциальную сторону личности государственного служащего как субъекта дисциплинарных отношений, является его профессиональная деформация. В переводе с латинского «профессиональная деформация» (лат. deformatio) обозначает «искажение, обезображивание», соответственно, данный термин имеет негативный оттенок.
В психологической науке под профессиональной деформацией личности понимают «деструктивные изменения личности (изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей), возникающие при многолетнем выполнении одной и той же профессиональной деятельности, которые негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса и порождают профессионально нежелательные качества, изменяющие профессиональное поведение человека [7, c. 60].
Так, профессиональная деформация поражает коммуникативные компетенции государственных служащих, эмоциональную сферу; изменению подвергаются и личностные особенности государственных служащих, в том числе свойства мотивационной сферы, уровни развития личной и социальной ответственности и инициативности. Для того чтобы обеспечить профилактику профессиональной деформации и предупреждение нарушений законности в деятельности государственных служащих, важно проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения неблагоприятных причин, устранение факторов риска их развития, а также осуществлять корректировку профессионально-личностных деформаций [8, c.110].
Следует признать, что в отдельных государственных органах институт наставничества практически утратил воспитательную составляющую. Так, в настоящее время в органах внутренних дел наставничество заменено на «индивидуальное обучение». Полагаем, в современных условиях существует необходимость в унифицированном закреплении института наставничества на законодательном уровне применительно ко всей системе государственной службы, в урегулировании цели, принципов, периода наставничества, требований, предъявляемых к наставнику и других вопросов. При этом, наряду с обучением, наставничество должно быть направлено и на воспитание личности государственного служащего.
Представляется, что своевременное проведение вышеназванных мероприятий будет препятствовать развитию деструктивных свойств личности государственного служащего, позволит откорректировать уже возникшие деформации, а следовательно, повысит эффективность норм служебного права, регулирующих дисциплинарные отношения.
Важным моментом для профессиональных установок сотрудников государственных органов служит формирование личности государственного служащего в контексте профессиональной культуры, с помощью которой формируются единые для всего коллектива государственного органа ориентиры добросовестного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей. «Методикой формирования и развития профессиональной культуры государственного органа» рекомендована для апробации единая модель ценностей, миссии государственного органа, профессиональных и личностных качеств (компетенций), которыми необходимо руководствоваться государственным гражданским служащим при осуществлении профессиональной служебной деятельности. В решении данной задачи ведущая роль отводится личности руководителя государственного органа, призванного обеспечить формирование и развитие профессиональной культуры государственного органа, создать комфортные организационно-технические и психофизиологические условия профессиональной деятельности гражданских служащих [9, c.50].
Представляется целесообразным изучение и внедрение лучших практик подбора и оценки кадров для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на различных этапах профессионального развития как основы формирования корпоративной культуры органов власти. Так, в Ярославской области кадровая практика разработки и внедрения модели базовых личностных компетенций «идеального» государственного служащего представляет синтез деятельностного и компетентностного подходов, что позволяет прогнозировать наиболее вероятное поведение конкретного кандидата при исполнении служебных обязанностей, скорректировать некоторые личностные особенности субъекта и даже компенсировать отсутствие у него некоторых профессионально важных качеств.
Подводя итог, следует отметить, что деформация личности государственного служащего является основной причиной, способствующей совершению дисциплинарных проступков на государственной службе. В связи с этим изучение личности государственного служащего как субъекта дисциплинарных правоотношений, механизм формирования его противоправного поведения должны стать предметом служебной деликтологии как направления административно-деликтологических исследований.
В целях недопущения деформации личности государственного служащего представляются необходимыми усиление значения и осуществление детальной административно-правовой регламентации: механизма психологического отбора с применением методики выявления профессиональных и личностных качеств в отношении претендентов, в том числе с применением полиграфа; таких кадровых технологий, как наставничество, испытание при поступлении на службу и аттестация государственных служащих. Кроме того, в каждом государственном органе необходимы разработка и внедрение модели базовых личностных компетенций, проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и устранение проблемы профессиональной деформации личности государственных служащих.
Литература:
- Беляев А. М. и др. Современные кадровые технологии в органах власти: моногр. / под общ. ред. С. Е. Прокофьева, А. М. Беляева, С. Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2015. 662 с.
- Данилина М. В., Подлиннова А., Силаев А. Портрет государственного служащего: социальные и психологические аспекты // Гуманитарные научные исследования. 2015. N 1–2 (41). С. 83–89.
- Крук В. М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. N 1 (56). С. 103.
- Комахин Б. Н. Инновационное моделирование государственной службы как основа модернизации профессиональной служебной деятельности // Административное право и процесс. 2020. N 2. С. 54–58.
- Муратшина Н. Ю. Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. N 3 (21). С. 124–130.
- Наумов С. И. Перспективы использования полиграфа психологами МВД // Интеграция наук. 2018. N 5 (20). С. 64.
- Полякова О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. 2014. N 1 (13). С. 60.
- Полевая М. В. и др. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: моногр. М.: Свивт, 2017. С. 110–111
- Филипова И. А., Соловьева С. В. Новые психосоциальные риски для работников в условиях цифровой экономики и их правовое регулирование в России и в Европейском союзе // Юрист. 2020. N 1. С. 40–45.
- Якимов А. Ю. Усиление роли наказаний в административно-деликтном праве (произошедшие изменения и имеющиеся проблемы) // Административное право и процесс. 2019. N 10. С. 43–48.