В статье автор раскрывает понятие стереотипа, их роль и влияние на межкультурную коммуникацию. Отмечается их отражение на поведении и восприятии человека как с положительной, так и с отрицательной стороны. Приводятся причины, по которым стереотипизация может приводить к национальной напряженности или конфликтам.
В настоящее время многие ученые из таких областей как лингвистика, социология, психология, этнография уделяют достаточно много внимания на то как воспринимается одна культура другой. Тема достаточно актуальная для современного мира во времена, так называемого, сотрудничества наций и «глобализации», особенно эта тема актуальна в многонациональных республиках России. Однако, как показывают исследования, вековые традиции, разобщенность культур, история, языковые различия — все это в совокупности очень сильно влияет на взаимопонимание между представителями разных культур и, соответственно, на их взаимоотношения в целом. В такой ситуации остро встает вопрос толерантности, с которой тесно связано такое явление как стереотипы и стереотипизация. Стереотипы крепко встраиваются в системы ценностей людей и определяют зависимость между культурной принадлежностью человека и приписываемыми ему определенных особенностей поведения, внешнего вида, манере речи и характера. Обычно такое составленное мнение не является корректным, адекватным, а порой и абсолютно противоречивым. Люди, принадлежащие различным культурам, имеют разное представление о мире, а вернее сказать, имеют другую, отличную, картину мира. Они обладают разным пониманием и восприятием мира. Человек основывается на нормах и ценностях, которые соответствуют и принадлежат его культуре. Это напрямую влияет на качество, эффективность и характер коммуникации представителя одной культуры с представителем другой.
Стереотипы меняются очень долго и медленно, потому как люди сохраняют их даже несмотря на явные противоречия, поэтому в ситуации с межкультурной коммуникацией появляется необходимость эффективной работы со стереотипами.
Существует большое множество понятий, дающее определение стереотипу. Наиболее общим и часто употребляющимся, является следующее определение: «Стереотип — это схематический, стандартизированный, образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенное и обладающее устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта. [3: 447]
Определение стереотипу В. В. Красных дает как «некоторое ― представление фрагмента окружающей действительности, фиксированная ментальная картинка, являющаяся результатом отражения в сознании личности типового фрагмента реального мира, некий инвариант определенного участка картины мира» [2: 177–178]
Е. Бартминский называет стереотип основным элементом языковой картины мира какого-либо сообщества. По мнению ученого основанием стереотипов становятся познавательные функции, а сами по себе стереотипы нейтральны, но способны изменяться и использоваться в различных целях как имеющих положительные качества, так и отрицательные. «Освободиться от них невозможно, как невозможна и сама окончательная победа над ними» [1: 11]
Впервые термин «социальный стереотип» был введет в 1922 году американским социологом, журналистом У. Липпманом — создателем теории стереотипизации, что означает упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте. «Стереотипизация служит одной из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного и отражает схематизированность, аффективную окрашенность, свойственную этой форме социальной перцепции. [5: 207]
В человеческом сознании имеются две установки, которые способствуют рождению стереотипов: 1) конкретизация — абстрактные понятия ассоциируются с какими-либо конкретными образами; 2) упрощение — выделение нескольких признаков в качестве основных для обозначения нескольких явлений. Они могут формироваться как в процессе свободного межнационального общения, основываются на предубеждениях, корни которых уходят глубоко в историю, описываются в художественной литературе и фольклоре.
Сама по себе система социальных стереотипов любой культуры демонстрирует некоторые особенности их представителей. Отчего и возникает особый интерес для исследование данного явления. Правда стереотипы могут работать как в положительном, так и в отрицательном ключе. Они могут препятствовать так называемому «культурному шоку» давая некоторое распространенное представление о чужой культуре, что позволяет человеку подготовиться к процессу общения.
А. В. Павловская склонна отмечать положительную роль стереотипов, ведь они содержат первоначальные знания о других народах и других культурах. «Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического мира» [6]. Благодаря именно наличию стереотипов человек способен сократить время реагирования на изменяющуюся реальность и ускорить процесс познания.
Феномен стереотипа рассматривается с разных сторон и в разных проявлениях, так и отношение к стереотипу имеет неоднозначный характер. К примеру, филолог О. А. Леонтович считает, что «стереотипы — упрощенные ментальные репрезентации различных категорий людей, преувеличивающие моменты сходства между ними и игнорирующие различия. Стереотипизация предполагает статичный взгляд на общество и человека, неумение воспринимать уникальность человеческой личности, стремление свести всех людей к ограниченному числу типов со стандартным набором характеристик». [4: 236]. Так нередки случаи, когда искаженное либо в корне неверное представление о чужой культуре способно не только вызывать негативные установки у общества, но и нередко приводит к национальной напряженности либо даже конфликту.
Вслед за А. В. Павловской Н. В. Сорокина особо подчеркивает ориентирующую функцию стереотипов, которая снижает тревожность перед вступлением в коммуникацию, так как создает у человека впечатление, что он обладает некоторой информацией о другой культуре и ее носителях. Стереотипы четко разграничивают «своих» и «чужих» и выступают в качестве некоего барьера, за которым человек чувствует себя в безопасности. «В процессе межкультурной коммуникации стереотипы используются для обобщения инокультурной информации, прогнозирования и интерпретации ситуации, а также для выстраивания собственного коммуникативного поведения» [7: 13].
В большинстве работ отечественных ученых стереотип рассматривается как стратегия поведения, обусловленная набором потребностей и мотивов. В этом случае, как пишет В. В. Красных, стереотип интерпретируется как коммуникативная единица определенного этноса, которая через презентацию социально санкционированных потребностей оказывает воздействие на сознание личности и формирует соответствующие мотивации. Стереотипы делятся на два вида: стереотипы-поведения и стереотипы-представления, последние, в свою очередь, делятся на стереотипы-ситуации, которые предопределяют стереотипы поведения, и стереотипы-образы. Стереотипы-поведения хранятся сознании в виде штампов и являются инвариантами деятельности. Они определяют коммуникативное поведение, то есть выполняют прескриптивную функцию.
Стереотипы-представления хранятся в сознании в виде клише и выполняют предикативную функцию, то есть «предсказывают не столько само поведение, сколько набор ассоциаций и предопределяют языковую форму, их выражающую» [2: 177–180]. «Стереотип-представление хранится в сознании в виде фрейм-структуры, гранями которой являются клише/штампы сознания» [2: 180].
Если рассматривать национальные стереотипы, то на них больше всего влияния оказывают описательные и оценочные признаки. Стоит отметить, что описательные признаки являются основополагающими или центральными в содержании стереотипов. Ученый Е. Бартминский обозначает такие области, так называемые «домены» в охарактеризовании представителей различных культур. Это в первую очередь признаки, связанные с внешним миром, какие-либо жизненные принципы и ценности, ситуации бытового характера, психосоциальные факторы и даже пищевые привычки.
Причинами стереотипизации на уровне коммуникации являются акценты, постановка ударения, особенности интонации, темп речи, выбор лексики, синтаксические особенности, коммуникативные стратегии и прочее. К числу стереотипов, которые способны создать помехи в межкультурной коммуникации, относятся: расовые, этнические, географические, гендерные, социальные, политические, профессиональные и т. д. [7: 327–328].
Литература:
- Бартминский Е. Стереотипы в языке, коммуникации и культуре. — сборник статей. Москва, 2009.
- Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. — М.: Гнозис, 2001.
- Краткий политический словарь. — М.: Политиздат, 1989.
- Леонтович О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. — М.: Гнозис, 2005.
- Липпман У. Общественное мнение. –Нью-Йорк, 1966.
- Павловская А. В. Проблемы общения культур. — М.: Москва, 1998.
- Сорокина Н. В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации. — М.: ИНФРА-М, 2014.
- https://cyberleninka.ru/article/n/stereotip-v-yazykovom-soznanii-psiholingvisticheskiy-aspekt???history=4&pfid=1&sample=39&ref=0