Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бердникова, А. Ю. Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе / А. Ю. Бердникова, Е. В. Лаенко, В. Н. Шакалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49668/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Средства массовой информации, которые за последние несколько лет получили широкое распространение в связи с развитием информационных технологий, оказывают все большее влияние на массовое сознание. В наши дни СМИ в значительной мере являются основными манипуляторами общественного мнения, которые навязывают социуму всевозможные стереотипы, предрассудки и штампы, формирующие информационно-психологическую дезориентацию.

Для более полного понимания проблемы определим значение двух ключевых понятий, которыми следует обратиться к понятиям «массовое сознание» и «стереотипы». «Массовое сознание» впервые появилось в научной литературе в середине XIX века. И только в 20–30-е гг. ХХ века оно стало использоваться в качестве научного термина. В наши дни массовое сознание — это сознание больших масс людей, а также особая форма обыденного сознания, которая появляется под влиянием определенных средств, в основном СМИ. [1, с.89] Понятие «социальный стереотип» было введено в общественные науки в 20-е гг. ХХ в. в США ученым Уолтером Липпманом. Он определял стереотип как упрощенное, уже имеющееся в сознании общества представление, не основанное на собственном опыте конкретного индивида. Он считал, что стереотипы — это упорядоченные, схематичные, определенные культурой «образы» мира в человеческом сознании, упрощающие процесс познания непростых социальных явлений. Стереотипы помогают отстаивать ценности, права и взгляды человека, формируют традиции и обычаи. [2, с.84]

В то же время начали появляться различные теории, объясняющие происхождение стереотипа. Например, Г. Оллпорт выделяет экономичность человеческого усилия, направленного на познание предметов и явлений через типичное и общее как причину появления стереотипа. [3, с.10] Т.Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». [4, с.324]

Российский социолог И. С. Кон считает, что стереотип — это «предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений». [5, с.198]

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что социальный стереотип — это явление, которое обладает рядом различных свойств, упрощающее понимание большого потока информации, в условии не углубления в детали, и, в то же время, накладывающее определенные шаблоны.

Основными стереотипами, которые навязывают СМИ, являются гендерные, этнические или национальные, политические, конфессиональные или религиозные.

Гендерные стереотипы — это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления или убеждения о том, как ведут себя мужчины и женщины в различных ситуациях и обстановках. [6, с.62] В основном, гендерные стереотипы в СМИ можно встретить на телевидении в различных семейных сериалах и ситкомах. Там женские персонажи выступают в качестве успешных бизнес-леди или домохозяек. Они имеют значительное превосходство над мужчинами в семейных ситуациях и обстоятельствах. Мужские персонажи, в свою очередь, наделены формальной властью, инфантильны и нехотя принимают лидерство женщин. Наиболее яркими примерами являются такие сериалы, как «Воронины», «Кухня» и «Моя прекрасная няня», «Папины дочки», «Мамочки», «Восьмидесятые», «Ольга», «СашаТаня» и другие.

Этнические стереотипы отражают отношение к представителям той или иной этнической группе. Публикация обобщений о качествах национального характера, менталитете или о специфических чертах образа жизни и поведения представителей различных этнографических групп является одной из основных форм передачи негативных этнических стереотипов и предрассудков. Утверждения журналистов в СМИ о какой-либо неполноценности какой-нибудь этнической группы или ее конкретных представителях способствуют созданию негативных этнических образов. Ксенофобия может не только умышленно распространяться самими журналистами и установками редакции, но и может быть вызвана некомпетентностью и непрофессионализмом редакторов. [1, с.90] В отечественных газетах, центральных и региональных, можно обнаружить различные этнические стереотипы. Например, они могут быть связаны с внешностью, поведением, менталитетом представителей той или иной этнической группы, а также со странами и регионами их проживания. [1, с.93]

Политические стереотипы — это образцы, шаблоны, которые формируют мнение человека о действиях и образах государств на политическом пространстве. [7, c.489] Чаще всего в средствах массовой информации мы слышим новости о военных событиях и конфликтах. Например, на протяжении долгого времени информация в официальных СМИ замалчивала факт того, что в Чечню внедрялись крупные российские формирования. Вместо этого обсуждались незначительные детали хода кампании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, пользуясь политическими стереотипами, СМИ умышленно пытается скрывать реальный ход военных конфликтов или преувеличивать государственные достижения и победы. [8, c.118]

И, наконец, еще одни часто встречающиеся в СМИ стереотипы — конфессиональные или религиозные. Само понятие религиозного стереотипа включает в себя субъективное отношение, выраженное в оценочном мнении по отношению к представителям какой-либо конфессии либо религии в целом. В данном контексте можно перечислить несколько наиболее распространенных выражений, касающихся религиозных стереотипов. Например, «все мусульмане — террористы», «все иудеи — жадные и хитрые», «буддисты — бездельники», «христиане принимают Крещение только после 18 лет» и другие. [9, c.133]

Подводя итог, можно прийти к следующим выводам. СМИ действительно обладает способностью влиять на общество и формировать стереотипы. Различные виды стереотипов оказывают значительное воздействие на разнообразные социальные группы или на их конкретных представителей.

Литература:

  1. Балезина Е. А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания/Е. А. Балезина, В. О. Попова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2015. — № 2. — С. 88–94.
  2. Липпман У. Общественное мнение // М.: Институт Фонда «Общественное мнение».- 2004. — С.84.
  3. Баляев С. И. Этнический стереотип как социально-перцептивный феномен группового самосознания/С. И. Беляев // Сборники конференций НИЦ. — 2012. — № 4.- С.10.
  4. Шибутани Т. Социальная психология // Т.Шибутани. — М., 1969. — C.324.
  5. Кон И. С. Психология предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждений/И. С. Кон // Новый мир. — 1966. — № 9.- C.198.
  6. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой; региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». — М.: Информация — XXI век, 2002. — 256 с.
  7. Осипов Г. В., Москвичев Л. Н. Социологический словарь. — М.: Норма: Инфра-М, 2010. — 608 с.
  8. Мельник Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. — 159 с.
  9. Малявина С. С. Конфессиональные стереотипы современной молодежи/ С. С. Малявина // Вестник Мордовского университета. — 2011. — № 2. — С. 130–134.
Основные термины (генерируются автоматически): стереотип, массовое сознание, СМИ, массовая информация, социальный стереотип, этническая группа, явление.


Похожие статьи

Влияние эйджизма как социальной проблемы на людей старших возрастных групп

В данной статье рассматриваются понятия «возрастные стереотипы» и «эйджизм». А также проанализировано влияние эйджизма на старшие возрастные группы и проявление его в межличностном общении и различных сферах жизни.

Особенности публицистического стиля современных СМИ

Данная работа посвящена изучению публицистических текстов. В работе рассматриваются основные особенности публицистических текстов как средства массовой коммуникации для информирования и влияния на общественное мнение.

Отражение личности автора в художественном произведении

В данной статье рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме отражения психологических характеристик автора в художественном произведении и некоторые психологические аспекты формирования образа автора посредством контакта с произведение, им...

Инновационный контент печатных масс-медиа как инструмент построения инновационной культуры современного российского общества

В статье описаны социальные изменения, связанные с инновационным курсом политики государства, рассматривается роль масс-медиа как социального института в формировании инновационной культуры общества.

Влияние культурных стереотипов на восприятие литературных персонажей: сравнительный анализ восприятия персонажей в английской и русской литературе через призму культурных стереотипов

В данной статье исследуется влияние культурных стереотипов на восприятие литературных персонажей в английской и русской литературе. Понимание стереотипов, заложенных в произведениях, позволяет глубже осознать культурные и социальные контексты, в кото...

Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие

В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Маркетинг в социальных сетях как характерный признак сетевой экономики

Статья посвящена возможностям управления и продвижения брендов, товаров, услуг, идей в интернете с помощью SMM — инструментов. Рассмотрены предпосылки развития социальной среды в интернете. Преимущества, решаемые задачи, критерии эффективности исполь...

Реклама в интернете как объект лингвистического исследования

Статья посвящена некоторым аспектам одной из форм массовой коммуникации — рекламе в Интернете, таким как специфика, модель, виды интерактивной рекламы, а также экологичности/неэкологичности речевой составляющей.

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Укрепление имиджа государственных служащих при помощи средств массовой коммуникации

В статье рассмотрены особенности влияния деятельности СМИ на имидж государственных служащих, предложена условная классификация, подразделяющая формирование имиджа с помощью СМИ на непроизвольное и целенаправленное в зависимости от наличия и направлен...

Похожие статьи

Влияние эйджизма как социальной проблемы на людей старших возрастных групп

В данной статье рассматриваются понятия «возрастные стереотипы» и «эйджизм». А также проанализировано влияние эйджизма на старшие возрастные группы и проявление его в межличностном общении и различных сферах жизни.

Особенности публицистического стиля современных СМИ

Данная работа посвящена изучению публицистических текстов. В работе рассматриваются основные особенности публицистических текстов как средства массовой коммуникации для информирования и влияния на общественное мнение.

Отражение личности автора в художественном произведении

В данной статье рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме отражения психологических характеристик автора в художественном произведении и некоторые психологические аспекты формирования образа автора посредством контакта с произведение, им...

Инновационный контент печатных масс-медиа как инструмент построения инновационной культуры современного российского общества

В статье описаны социальные изменения, связанные с инновационным курсом политики государства, рассматривается роль масс-медиа как социального института в формировании инновационной культуры общества.

Влияние культурных стереотипов на восприятие литературных персонажей: сравнительный анализ восприятия персонажей в английской и русской литературе через призму культурных стереотипов

В данной статье исследуется влияние культурных стереотипов на восприятие литературных персонажей в английской и русской литературе. Понимание стереотипов, заложенных в произведениях, позволяет глубже осознать культурные и социальные контексты, в кото...

Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие

В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Маркетинг в социальных сетях как характерный признак сетевой экономики

Статья посвящена возможностям управления и продвижения брендов, товаров, услуг, идей в интернете с помощью SMM — инструментов. Рассмотрены предпосылки развития социальной среды в интернете. Преимущества, решаемые задачи, критерии эффективности исполь...

Реклама в интернете как объект лингвистического исследования

Статья посвящена некоторым аспектам одной из форм массовой коммуникации — рекламе в Интернете, таким как специфика, модель, виды интерактивной рекламы, а также экологичности/неэкологичности речевой составляющей.

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Укрепление имиджа государственных служащих при помощи средств массовой коммуникации

В статье рассмотрены особенности влияния деятельности СМИ на имидж государственных служащих, предложена условная классификация, подразделяющая формирование имиджа с помощью СМИ на непроизвольное и целенаправленное в зависимости от наличия и направлен...

Задать вопрос