Двадцать первый век, по праву, можно назвать веком глобализации: размываются этнические и культурные границы, возрастает роль международных корпораций, государства смягчают миграционную политику, что ведет к увеличению потока мигрантов, в процессе инкультурации которых принимающее общество формирует стереотипы о той этнической группе, к которой принадлежит мигрант. В современном, контемпоральном обществе [1, с. 372] этническая идентичность принижается и сглаживается, а декларативно вообще отрицается, поэтому межэтнические отношения сводятся к межличностным и межгрупповым [1, с. 337].
Российское общество, по мнению большинства социологов, имеет переходный характер — совмещает в себе характеристики контемпорального и архаического обществ, стремясь к глобализации.
Не смотря на размытие этнокультурных доминант, людям свойственно мыслить категориями «свой» и «чужой». Стереотипы позволяют дифференцировать аутгруппу от ингруппы, а предрассудки и представления дают сигналы о том, насколько безопасен для нас тот или иной человек [4, с. 228]. Этническая идентификация — это консолидирующий фактор, а этностереотипы — доминирующие когнитивно-оценочные системы, позволяющие организовать процесс восприятия ингруппы, аутогруппы и окружающего мира в целом.
Исследование этнических стереотипов в РФ стало актуальным после распада СССР. Три, а то и четыре поколения были взращены концепцией «дружба народов». После распада СССР по ранее дружественным республикам прокатилась волна конфликтов, главной причиной которых стала борьба за этническую идентификацию. На фоне конфликтных взаимодействий, увеличения потока беженцев, которые искали защиты у России, продолжительного экономического кризиса и других факторов менялась система ценностей — формировались этнические стереотипы. И чем сильнее отличались культурные доминанты этнических групп, тем крепче становились стереотипы.
На территории современной России проживает около 190 этнических групп. Бытовой этноцентризм имеет место быть, хотя распространен, как правило, в городах с большим количеством этнических мигрантов. Развитие инновационных технологий, возможность проходить обучение в иностранных ВУЗах, стажироваться и работать в международных компаниях, путешествовать, а также открытая пропаганда толерантности, космополитизма, либерализма, мультикультурализма через СМИ и систему образования, включение российского общества в общемировые тенденции культуры, искусства, моды и торговых сетей, снова изменили систему ценностей, что отразилось на трансляции этнических стереотипов [1, с. 547].
В 2017 году был проведен опрос среди граждан РФ на тему «Этнические стереотипы». Целью являлось изучение особенностей формирования и трансляции этнических стереотипов в молодежной среде. Эмпирическая основа исследования — результаты анонимного анкетного интернет-опроса.
Респонденты: 1. Возрастная группа от 18 до 30 лет; 2. Отсутствует советская установка на «дружбу народов»; 3. Активные пользователи социальных сетей и сети Интернет. Всего вопросов — 15. Количество ответов — 112.
Первый вопрос, заданный респондентам, звучал так: «Пожалуйста, прежде чем ответить на вопросы, дайте свое личное определение термину «Этнос». Как вы понимаете этот термин или/и, какие признаки дают вам понять, что человек принадлежит другой этнической группе». Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что мнение о человеке складывается, опираясь на пять основных критериев:
- Лингвистическая оценка: на каком языке, с каким акцентом, с какой эмоцией говорит человек.
- Антропометрия: пигментация, лицевые маркеры — разрез глаз, нос, губы и т. д.
- Ментальность: манера поведения, отношение к другим людям, стиль в одежде и т. д.
- Территориальная принадлежность: место рождение, проживания.
- Самоидентификация.
Первые два критерия упоминались в 97 % случаев. По первым трем критериям человек может, без коммуникации, причислить другого человека к какой-либо этнической группе.
Далее вопросы можно разделить на 2 группы:
1 группа: вопросы касательно ближайшего окружения (друзья, семья);
2 группа: вопросы касательно социального взаимодействия.
Рассмотрим подробнее каждую группу.
Первая группа вопросов, связана с близким окружением. На вопрос о дискомфорте при общении с представителем другой этнической группы 48,6 % опрошенных ответили, что не испытывают дискомфорт, 9,9 % ответили, что чувствуют себя некомфортно; остальные респонденты уклонились от конкретного ответа по двум причинам: 1. Дискомфорт вызывают только те представители этнической группы, которые не адаптированы под российское общество; 2. Отсутствие знаний у респондентов о тех или иных этнических группах и их культурах.
Стоить отметить, что из всего числа опрошенных никто не высказался против близких дружеских отношений с представителями другой этнической группы: у 86,7 % респондентов есть такие друзья. Более половины респондентов (76,8 %) высказали мнение, что при близком взаимодействии с представителями других этнических групп — супружеские и любовные отношения — стоит изучить культуру этнической группы, к которой принадлежит партнер. Положительно относятся к брачным отношениям и созданию полиэтничной семьи 83,9 % респондентов, 58 % сами заключили бы такой брак, 10,7 % имеют разноэтническую семью. По вопросу влияния разноэтнической принадлежности родителей на детей, респонденты высказались следующим образом: 32,1 % считают, что воспитание в такой семье благоприятно сказывается на социализации ребенка, 5,4 % считают, что сказывается отрицательно, остальные считают, что не влияет, либо затрудняются ответить.
Вторая группа вопросов связана с деловыми отношениями. Превалирующее большинство респондентов — 63,4 % отметили, что для них, в первую очередь, важна профессиональная компетентность бизнес-партнера, руководителя, коллег и т. д.; 15,2 % заявили о важности этнической принадлежности. 93,8 % респондентов не испытывали бы дискомфорт работая в многоэтническом коллективе, 1,8 % согласились, но испытывали бы неудобства, и 0,9 % вовсе отказались от такой работы. Таким образом, если люди, с которыми у вас деловые отношения, не инкультурированы — ведут себя неподобающе, относительно того социума, в котором они находятся, — возникают конфликты.
По вопросу относительно включения критерия «этническая принадлежность» при выборе специалиста в области юриспруденции, медицины, психологии, финансирования и т. д. 99,1 % респондентов отметили непосредственную важность уровня профессионализма относительно этнической принадлежности. Доверили бы воспитание ребенка представителю другой этнической группы (няня, воспитатель, учитель) 73,7 % опрошенных. 2,7 % респондентов высказались против воспитателей и учителей, принадлежащих другим этногруппам, а против няни — 11,6 %. Разница в негативных показателях обусловлена тем, что няня имеет большее влияние на ребенка, чем учитель, так как является наставником, другом, «донором» культуры.
В мировой науке этнические стереотипы изучались долгое время исключительно как отрицательный феномен и приравнивались к предрассудкам. Сейчас ситуация меняется и этнические стереотипы стали частью психологической стереотипизации — феномена рационального познания, процесса создания социальных категорий [5, C. 26]. На данный момент времени в современных обществах логичней говорить о статусе человека, его социальных характеристиках, общем уровне культуры и воспитании. Важнее уровень инкультурированности человека в общество и его социальные установки [2, C. 67], а не этничность и этноидентичность. Сложно говорить о том, что этностереотипов вовсе нет, однако, их влияние постепенно снижается. Возможно, когда-нибудь они и вовсе перестанут играть значимую роль в жизни людей.
Литература:
- Дугин, А. Г. Этносоциология. — М.: Академический проект, 2011.
- Крысько, В. Г. Этническая психология. — М.: Академия, 2008.
- Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. — СПб.: Питер, 2012
- Садохин, А. П. Культурология. — М., 2010.
- Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов — М,: Аспект Пресс, 2006.