Насилие и жестокое обращение с детьми и подростками в обществе и в семье является одной из острых проблем в современной психологии.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, тревожность, подростки, насилие.
Введение
Подвергшимся насилию детям достаточно трудно понять такие чувства, как страх, тревога, смятение.
Эмоциональный мир этих детей характеризуется не только преобладанием отрицательных чувств, но и отсутствием умения справляться с ними, контролировать их. Поэтому для развития способности регулировать свои эмоции совершенно необходимо, чтобы взрослый устанавливал границы, утешал и руководил ребенком [2].
Дети и подростки, которые познали плохое отношение к себе и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятся скорее изолироваться от общества и могут проявлять в своем поведении повышенную агрессивность по отношения к другим. Кроме этого, подвергшиеся жестокому обращению дети и подростки отличаются повышенной рассеянностью на уроках и испытывают больше трудностей в школе по сравнению с детьми, которые выросли в нормальной и благоприятной обстановке. В юности и взрослости те, с кем плохо обращались в детстве, чаще сталкиваются с психологическими проблемами, включая депрессию и алкоголизм. Некоторые из них пытаются совершить самоубийство или оказываются вовлеченными в преступную деятельность [1].
Основная часть
Объект исследования: уровень тревожности и стрессоустойчивости подростков, пострадавших от насилия.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы подростков, пострадавших от насилия.
Цель исследования: выявление уровня стрессоустойчивости и тревожности подростков, пострадавших от насилия.
Гипотеза исследования: упострадавших от насилия подростков, повышается уровень тревожности и понижается уровень стрессоустойчивости.
Методики исследования: 1) Диагностика состояния стресса К. Шрайнер; 2) Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).
База исследования: исследование проводилось на базе ГКСУ СО «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Общий объем выборки составил 16 детей подросткового возраста.
Анализ и результаты исследования
В ходе проведения методики «Диагностика состояния стресса. К. Шрайнер» мы получили результаты, которые указаны на Рисунке 1.
Рис. 1. Результаты теста «Диагностика состояния стресса. К. Шрайнер»
По результатам методики можно сделать вывод, что «средний уровень» стрессоустойчивости у подростков в значительной степени преобладает над остальными результатами. «Высокий уровень» имеют 5 подростков и «низкий уровень» выявлен у 2 подростков.
После проведения методики диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) для получения результатов мы взяли шкалу уровня тревожности, которые представлены на Рисунке 2.
Рис. 2. Результаты методики диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)
Как мы видим из Рисунка 2, показатели «высокой тревожности» преобладают у подростков, в отличие от результатов «средней тревожности» и «отсутствия тревожности».
Выводы
Получив результаты проведенных методик, мы можем сделать вывод о том, что у подростков, пострадавших от насилия, исходя из методики «Диагностика состояния стресса. К. Шрайнер» у большинства испытуемых имеются средние показатели, которые свидетельствуют о том, что дети не всегда умеют правильно себя вести в стрессовой ситуации и подвержены небольшому стрессу, то есть уровень их стрессоустойчивости понижается. Исходя из результатов методики «Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)», подростки, пострадавшие от насилия, имеют повышенный уровень тревожности.
Соответственно можно сделать вывод о том, что наша гипотеза, у пострадавших от насилия подростков, повышается уровень тревожности и понижается уровень стрессоустойчивости, подтвердилась.
Литература:
- Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред. Е. Н. Волковой. — Нижний Новгород, 2004. — 192 с.
- Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2000. — 620 с.