Одним из главных источников возникновения трудностей в жизни часто является агрессия. А к наиболее острым проблемам относят повышенную агрессивность детей.
Ключевые слова: агрессивное поведение, умственная отсталость, младшие школьники.
Введение
Ребенок с умственной отсталостью — это особый ребенок, который иначе воспринимает окружающий мир за счет своих психических особенностей. Их особенности заключаются в том, что психика имеет задержанное состояние или неполное развитие, которое характеризуются нарушениями способностей, проявляемые в период созревания, и обеспечивающие общий уровень интеллектуальности, а именно когнитивных, моторных, речевых и социальных особенностей [2].
Зачастую таким детям приходится сталкиваться с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, ими могут быть как обычные сверстники, так и взрослые, которые в большинстве случаев не знакомы с тем, что бывают такие вот особенные дети, имеющие психические особенности, в результате чего возникают непонимание и конфликты между ними. Поэтому дети с психическими особенностями начинают проявлять агрессию к окружающим в своем поведении. Это выступает как защитная реакция [3].
Высокая агрессивность младших школьников в современном мире отражает определенные психологические особенности, так как она затрагивает большинство людей, и тех, кто окружает ребенка — родители, учителя, воспитатели и сверстники. Конечно это может создать определенные сложности для ребенка, определяет развитие разных сторон его личности. В каких бы формах не проявлялось данное поведение, оно часто оказывается источником трудностей, приносит непонимание и даже боль самому ребенку и окружающим [1].
Основная часть
Объект исследования: агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Предмет исследования: особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Цель исследования: выявить взаимосвязь высокого уровня агрессивности с высоким уровнем тревожности
Гипотеза исследования: чем выше уровень тревожности младших школьников с умственной отсталостью, тем выше уровень их агрессивности.
Методики исследования: 1) Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). 2) Методика измерения уровня тревожности Тейлора. (адаптация Т. А. Немчинова). 3) Тест руки Вагнера (Hand Test).
База исследования: исследование проводилось на базе КОУ РК «Сарпинская коррекционная школа-интернат». Общий объем выборки составил 15 детей младшего школьного возраста.
Анализ и результаты исследования
В ходе проведения методики на самооценку психических состояний (по Г. Айзенку) были получены результаты шкал уровня тревожности и уровня агрессии, данные результаты представлены на рисунке 1.
Рис 1. Результаты методики диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)
Мы видим, что в шкале тревожности «низкий» уровень преобладает, он имеется у 10 детей, а «средний» уровень присутствует у 5 детей. Показатели «высокого» уровня отсутствуют.
В шкале агрессии преобладает «средний» уровень, он присутствует у 6 детей. «Высокий» уровень имеется у 2 детей, а «низкий» уровень у 5 детей.
Результаты методики измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова), указаны на рисунке 2.
Рис 2. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова)
Мы видим, что по результатам методики измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова) у группы опрашиваемых детей, в большей степени преобладает «Высокий уровень» и «Средний уровень с тенденцией к низкому», их количество составляет по 7 детей. Наименьшее количество имеет «Средний уровень с тенденцией к высокому» — 1 человек. Показатели «Низкий уровень» и «Очень высокий уровень» отсутствуют.
По результатам данной методики можно сделать вывод о том, что у большинства детей довольно повышенный уровень тревожности.
В проведенном тесте руки Вагнера (Hand Test), мы взяли шкалу агрессии для нашего исследования.
Из данных, что указаны на рисунке 3, мы видим, что агрессия преобладает в большей степени у детей в «среднем» уровне — 40 %. «Низкий» уровень имеется у 33 % детей, а «высокий» уровень у 27 % детей.
Рис 3. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Можно сделать небольшой вывод о том, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеется тенденция к повышению агрессивности.
По результатам методик была проведена статистическая обработка полученных данных с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics. Мы проверили статистические данные на выбросы. Далее применили «Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова», данные которого указаны в Таблице 1.
Таблица 1
Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова
СамооцПсихСТревАйзенк |
СамооцПсихСАгрАйзенк |
ИзмУрТревТейлора |
ТестРукАгрВагнера |
||
N |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
Нормальные параметры a,b |
Среднее |
1,33 |
1,93 |
3,40 |
1,93 |
Стд. отклонение |
,488 |
,799 |
,632 |
,799 |
|
Разности экстремумов |
Модуль |
,419 |
,212 |
,295 |
,212 |
Положительные |
,419 |
,212 |
,270 |
,212 |
|
Отрицательные |
-,247 |
-,200 |
-,295 |
-,200 |
|
Статистика Z Колмогорова-Смирнова |
1,624 |
,821 |
1,144 |
,821 |
|
Асимпт. знч. (двухсторонняя) |
,010 |
,510 |
,146 |
,510 |
|
a. Сравнение с нормальным распределением. |
|||||
b. Оценивается по данным. |
|||||
У нас получилось нормальное распределение.
Затем мы решили вычислить коэффициент корреляции Пирсона, результаты которого указаны в Таблице 2.
Таблица 2
Коэффициент корреляции Пирсона
СамооцПсихСТревАйзенк |
СамооцПсихСАгрАйзенк |
ИзмУрТревТейлора |
ТестРукАгрВагнера |
||
СамооцПсихСТревАйзенк |
Корреляция Пирсона |
1 |
,244 |
,463 |
,244 |
Знч.(2-сторон) |
,380 |
,082 |
,380 |
||
N |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
СамооцПсихСАгрАйзенк |
Корреляция Пирсона |
,244 |
1 |
,198 |
,776 ** |
Знч.(2-сторон) |
,380 |
,479 |
,001 |
||
N |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
ИзмУрТревТейлора |
Корреляция Пирсона |
,463 |
,198 |
1 |
,057 |
Знч.(2-сторон) |
,082 |
,479 |
,841 |
||
N |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
ТестРукАгрВагнера |
Корреляция Пирсона |
,244 |
,776 ** |
,057 |
1 |
Знч.(2-сторон) |
,380 |
,001 |
,841 |
||
N |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). |
|||||
Нам это было необходимо для того, чтобы определить взаимосвязь высокого уровня агрессивности с высоким уровнем тревожности.
Коэффициент корреляции Пирсона показал, что высокий уровень агрессивности с высоким уровнем тревожности не имеют связи, так как коэффициент значимости составляет меньше 0,3.
Выводы
Соответственно можно сделать вывод о том, что наша гипотеза, чем выше уровень тревожности младших школьников с умственной отсталостью , тем выше уровень их агрессивности, отвергается. В соответствии с тем, что гипотеза не подтвердилась мы можем предположить то, что имеются дополнительные факторы, в качестве примера можно привести такие факторы как — осознание своей неполноценности детьми, подавление сверстников в окружении ребенка или же утомленное состояние ребенка, которые не были учтены в процессе исследования, что является задачей для решения в последующих исследованиях.
Литература:
- Бисалиев Р. В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы. // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2. — 591 с.
- Ильченко Н., Щербакова Н. А. Причины агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. // Современные аспекты гуманитарного знания. Материалы международной научно-практической конференции — Воронеж, 2016–85–89 с.
- Трофимова И. М., Дуванова, С. П., Трофимова, Н. Б., Пушкина,Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб: Питер,2006. — 304 с.