Агрессивное поведение младших школьников с умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.09.2021

Статья просмотрена: 548 раз

Библиографическое описание:

Долеева, Г. В. Агрессивное поведение младших школьников с умственной отсталостью / Г. В. Долеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84084/ (дата обращения: 27.11.2024).



Одним из главных источников возникновения трудностей в жизни часто является агрессия. А к наиболее острым проблемам относят повышенную агрессивность детей.

Ключевые слова: агрессивное поведение, умственная отсталость, младшие школьники.

Введение

Ребенок с умственной отсталостью — это особый ребенок, который иначе воспринимает окружающий мир за счет своих психических особенностей. Их особенности заключаются в том, что психика имеет задержанное состояние или неполное развитие, которое характеризуются нарушениями способностей, проявляемые в период созревания, и обеспечивающие общий уровень интеллектуальности, а именно когнитивных, моторных, речевых и социальных особенностей [2].

Зачастую таким детям приходится сталкиваться с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, ими могут быть как обычные сверстники, так и взрослые, которые в большинстве случаев не знакомы с тем, что бывают такие вот особенные дети, имеющие психические особенности, в результате чего возникают непонимание и конфликты между ними. Поэтому дети с психическими особенностями начинают проявлять агрессию к окружающим в своем поведении. Это выступает как защитная реакция [3].

Высокая агрессивность младших школьников в современном мире отражает определенные психологические особенности, так как она затрагивает большинство людей, и тех, кто окружает ребенка — родители, учителя, воспитатели и сверстники. Конечно это может создать определенные сложности для ребенка, определяет развитие разных сторон его личности. В каких бы формах не проявлялось данное поведение, оно часто оказывается источником трудностей, приносит непонимание и даже боль самому ребенку и окружающим [1].

Основная часть

Объект исследования: агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Предмет исследования: особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Цель исследования: выявить взаимосвязь высокого уровня агрессивности с высоким уровнем тревожности

Гипотеза исследования: чем выше уровень тревожности младших школьников с умственной отсталостью, тем выше уровень их агрессивности.

Методики исследования: 1) Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). 2) Методика измерения уровня тревожности Тейлора. (адаптация Т. А. Немчинова). 3) Тест руки Вагнера (Hand Test).

База исследования: исследование проводилось на базе КОУ РК «Сарпинская коррекционная школа-интернат». Общий объем выборки составил 15 детей младшего школьного возраста.

Анализ и результаты исследования

В ходе проведения методики на самооценку психических состояний (по Г. Айзенку) были получены результаты шкал уровня тревожности и уровня агрессии, данные результаты представлены на рисунке 1.

Результаты методики диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Рис 1. Результаты методики диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Мы видим, что в шкале тревожности «низкий» уровень преобладает, он имеется у 10 детей, а «средний» уровень присутствует у 5 детей. Показатели «высокого» уровня отсутствуют.

В шкале агрессии преобладает «средний» уровень, он присутствует у 6 детей. «Высокий» уровень имеется у 2 детей, а «низкий» уровень у 5 детей.

Результаты методики измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова), указаны на рисунке 2.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова)

Рис 2. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова)

Мы видим, что по результатам методики измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова) у группы опрашиваемых детей, в большей степени преобладает «Высокий уровень» и «Средний уровень с тенденцией к низкому», их количество составляет по 7 детей. Наименьшее количество имеет «Средний уровень с тенденцией к высокому» — 1 человек. Показатели «Низкий уровень» и «Очень высокий уровень» отсутствуют.

По результатам данной методики можно сделать вывод о том, что у большинства детей довольно повышенный уровень тревожности.

В проведенном тесте руки Вагнера (Hand Test), мы взяли шкалу агрессии для нашего исследования.

Из данных, что указаны на рисунке 3, мы видим, что агрессия преобладает в большей степени у детей в «среднем» уровне — 40 %. «Низкий» уровень имеется у 33 % детей, а «высокий» уровень у 27 % детей.

Тест руки Вагнера (Hand Test)

Рис 3. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Можно сделать небольшой вывод о том, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеется тенденция к повышению агрессивности.

По результатам методик была проведена статистическая обработка полученных данных с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics. Мы проверили статистические данные на выбросы. Далее применили «Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова», данные которого указаны в Таблице 1.

Таблица 1

Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова

СамооцПсихСТревАйзенк

СамооцПсихСАгрАйзенк

ИзмУрТревТейлора

ТестРукАгрВагнера

N

15

15

15

15

Нормальные параметры a,b

Среднее

1,33

1,93

3,40

1,93

Стд. отклонение

,488

,799

,632

,799

Разности экстремумов

Модуль

,419

,212

,295

,212

Положительные

,419

,212

,270

,212

Отрицательные

-,247

-,200

-,295

-,200

Статистика Z Колмогорова-Смирнова

1,624

,821

1,144

,821

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

,010

,510

,146

,510

a. Сравнение с нормальным распределением.

b. Оценивается по данным.

У нас получилось нормальное распределение.

Затем мы решили вычислить коэффициент корреляции Пирсона, результаты которого указаны в Таблице 2.

Таблица 2

Коэффициент корреляции Пирсона

СамооцПсихСТревАйзенк

СамооцПсихСАгрАйзенк

ИзмУрТревТейлора

ТестРукАгрВагнера

СамооцПсихСТревАйзенк

Корреляция Пирсона

1

,244

,463

,244

Знч.(2-сторон)

,380

,082

,380

N

15

15

15

15

СамооцПсихСАгрАйзенк

Корреляция Пирсона

,244

1

,198

,776 **

Знч.(2-сторон)

,380

,479

,001

N

15

15

15

15

ИзмУрТревТейлора

Корреляция Пирсона

,463

,198

1

,057

Знч.(2-сторон)

,082

,479

,841

N

15

15

15

15

ТестРукАгрВагнера

Корреляция Пирсона

,244

,776 **

,057

1

Знч.(2-сторон)

,380

,001

,841

N

15

15

15

15

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

Нам это было необходимо для того, чтобы определить взаимосвязь высокого уровня агрессивности с высоким уровнем тревожности.

Коэффициент корреляции Пирсона показал, что высокий уровень агрессивности с высоким уровнем тревожности не имеют связи, так как коэффициент значимости составляет меньше 0,3.

Выводы

Соответственно можно сделать вывод о том, что наша гипотеза, чем выше уровень тревожности младших школьников с умственной отсталостью , тем выше уровень их агрессивности, отвергается. В соответствии с тем, что гипотеза не подтвердилась мы можем предположить то, что имеются дополнительные факторы, в качестве примера можно привести такие факторы как — осознание своей неполноценности детьми, подавление сверстников в окружении ребенка или же утомленное состояние ребенка, которые не были учтены в процессе исследования, что является задачей для решения в последующих исследованиях.

Литература:

  1. Бисалиев Р. В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы. // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2. — 591 с.
  2. Ильченко Н., Щербакова Н. А. Причины агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. // Современные аспекты гуманитарного знания. Материалы международной научно-практической конференции — Воронеж, 2016–85–89 с.
  3. Трофимова И. М., Дуванова, С. П., Трофимова, Н. Б., Пушкина,Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб: Питер,2006. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственная отсталость, младший школьный возраст, уровень, агрессивное поведение, высокий уровень агрессивности, высокий уровень тревожности, коэффициент корреляции, IBM, нормальное распределение.


Похожие статьи

Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития

В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР. Проанализирован уровень агрессивности младших школьников.

Нервная анорексия у подростков

Данная статья освещает важную в настоящий момент проблему расстройств пищевого поведения (РПП) у детей подросткового возраста. Понятие «пищевое поведение» обозначает ценностное отношение к еде и её употреблению. Отношение к пище ориентировано на обр...

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников

В статье исследуется проблема агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что агрессия является ведущей формой девиантного поведения младших школьников.

Большие сложности маленьких детей

Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития — одна из актуальных проблем в современном обществе. В последнее время увеличилось число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, для которых обучение в общеобразовате...

Методы коррекции нежелательного поведения у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра

Дети, страдающие от расстройств аутистического спектра (РАС), испытывают специфические проблемы в развитии, включая препятствия в социальном общении, нарушения в развитии речи и коммуникативных навыков, а также склонность к ограниченным интересам и п...

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Похожие статьи

Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития

В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР. Проанализирован уровень агрессивности младших школьников.

Нервная анорексия у подростков

Данная статья освещает важную в настоящий момент проблему расстройств пищевого поведения (РПП) у детей подросткового возраста. Понятие «пищевое поведение» обозначает ценностное отношение к еде и её употреблению. Отношение к пище ориентировано на обр...

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников

В статье исследуется проблема агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что агрессия является ведущей формой девиантного поведения младших школьников.

Большие сложности маленьких детей

Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития — одна из актуальных проблем в современном обществе. В последнее время увеличилось число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, для которых обучение в общеобразовате...

Методы коррекции нежелательного поведения у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра

Дети, страдающие от расстройств аутистического спектра (РАС), испытывают специфические проблемы в развитии, включая препятствия в социальном общении, нарушения в развитии речи и коммуникативных навыков, а также склонность к ограниченным интересам и п...

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Задать вопрос