В данной статье изучаются законы о национализации и применение их на территории иностранных государств. Рассматривается проблематика данного явления, а также пути решения некоторых указанных проблем. Анализируются принципы применения законов о национализации.
Ключевые слова: национализация, феномен, имущество, экстерриториальность, иностранный элемент.
This article examines the laws on nationalization and their application on the territory of foreign states. The problems of this phenomenon are considered, as well as ways to solve some of these problems. The principles of application of the laws on nationalization are analyzed.
Keywords: nationalization, phenomenon, property, extraterritoriality, foreign element.
Феномен национализации принято рассматривать в качестве отчуждения имущества у частных лиц в собственность государства. Такого рода отчуждение должно осуществляться на основании специального акта уполномоченного государственного органа. Изучаемое явление, как правило, затрагивает производства и отрасли, которые требуют долгосрочных вложений, в связи с тем, что пострадали от мирового кризиса.
Данное явление фигурирует во многих правовых системах. Однако важно помнить, что условия проведения национализации осуществляются посредством внутреннего права каждого конкретного государства, а не международным. Несмотря на то, что каждое государство устанавливает свои правила проведения национализации, можно отметить несколько общих черт:
– общественный характер;
– возмездный характер при установлении государством размера компенсации;
– не имеет силу санкции, однако носит принудительный характер;
– осуществляется в отношении как физических, так и юридических лиц;
– проводится исключительно государственной властью;
– носит экстерриториальный характер.
Говоря более детально, отметим, что при разрешении споров о национализации, применяются законы государства, которое осуществило национализацию.
Важно рассмотреть классический западный подход, который признает право государства на осуществление национализации и экспроприации любой собственности, не исключая иностранную. Безусловно, указанные права будут соблюдаться при исполнении следующих факторов:
– достижение общественно — полезных целей;
– отсутствие дискриминации;
– наличие быстрой и эффективной компенсации;
– законность.
Возвращаясь к теме исследования, отметим, что законы о национализации имеют экстерриториальное действие. Иначе говоря, указанные законы должны признаваться не только на территории принявшего их государства, но и за его пределами. Раскрывая данную мысль, важно помнить, что государство, которое осуществило национализацию, должно быть признано за границей собственником не только имущества, находившегося на его территории в момент национализации, но и национализированного имущества, которое находилось в момент национализации на территории другого государства.
Для признания принципа экстерриториальности, большое значение имела длительная борьба СССР за признание прав собственности на имущество, приобретенное в силу национализации.
Для наиболее полного анализа данной темы, следует отметить, что в силу коллизионных норм, применяемых в каждом государстве, моменты перехода и возникновения права собственности определятся по принципу lex rei sitae. В этой связи, при рассмотрении судами иностранных государств вопросов, которые касаются национализированного имущества, подлежат применению законы государства, осуществившего национализацию.
Так, необходимой предпосылкой для осуществления международной торговли, является признание права собственности государства на национализируемое имущество, которое вывозится за границу. Таким образом, без признания экстерриториального действия национализации, международная торговля была бы невозможна.
Не стоит забывать о том, что в международной практике предметом международных соглашений, довольно часто становится признание одним государством национализации собственности и его физических и юридических лиц, которая проведена другим государством. В такого рода соглашении могут быть, также, урегулированы взаимные претензии имущественного характера, которые возникли в связи с проведением национализации. Конечно, урегулирование рассматриваемых претензий, вытекает из самого факта признания действия национализации.
Важно отметить, что первым подобным соглашением был Советско-германский договор, заключенный 16 апреля 1922 года в Рапалло [1]. В этом договоре регламентируется, что Германия признала национализацию, которая была проведена СССР, в связи с тем, что прямо отказалась от предъявления претензий в отношении имущества граждан Германии, национализированного СССР без предъявления компенсации, однако при условии, что Советское государство не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанного можно сделать вывод о том, что законы о национализации играют важную роль в мировом сообществе. При действии принципа экстерриториальности, законы о рассматриваемом феномене, признаются не только на территории государства, которое их приняло, но и за его пределами.
Литература:
1. Договор между РCФСР и Германиею, заключенный в Рапалло 16 апреля 1922 г. [Текст] // URL: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_ru&dokument=0017_rap&l=ru&object=translation (дата обращения: 23.12.2021)
- Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — M: Юристъ, 2002. — 462 с
- Иранпур З. Ф. Эволюция законов о национализации // Вопросы российского и международного права. 2018. № 4. С. 75–79