В рамках проводимой в России судебно-правовой реформы актуальным является не только практика реформационного процесса, но также и нуждающаяся в научных подходах сущность данного процесса, что способно повысить эффективность государственного управления в данной сфере деятельности, поскольку дефицит теоретических положений приводит также к существенным пробелам в правовой реконструкции российских реформ, несмотря на стабильно повышающийся к ним в последние десятилетия научный интерес. Актуальным явлением в настоящее время является повышенный интерес к исследованию судебно-правовой политики, что обусловлено тем фактом, что данная тема вызывает интерес, как у ученых, так и у практикующих юристов. Это обусловлено тем, что судебно-правовая политика оказывает существенное влияние на правовую систему в целом.
Ключевые слова : правовая политика, судебно-правовая политика, реформы, принципы, судебная власть, права человека.
Within the framework of the judicial and legal reform carried out in Russia, not only the practice of the reform process is relevant, but also the essence of this process that needs scientific approaches, which can increase the efficiency of public administration in this field of activity, since the lack of theoretical provisions also leads to significant gaps in the legal reconstruction of Russian reforms, despite the steadily increasing scientific interest in them in recent decades. An urgent phenomenon at present is an increased interest in the study of judicial and legal policy, which is due to the fact that this topic is of interest to both scientists and practicing lawyers. This is due to the fact that judicial and legal policy has a significant impact on the legal system as a whole.
Keywords : legal policy, judicial and legal policy, reforms, principles, judicial power, human rights.
Судебно-правовая политика является особой разновидностью правовой политики, которая, будучи одной из разновидностей политики вообще (как родового понятия), представляет собой комплекс мер, идей, задач, целей, программ, методов, реализуемых в сфере действия права и посредством права.
При этом, правовая политика определяется учеными в значении комплекса мер, установок, задач, которые реализуются в области права, олицетворяет социальные идеалы, психологический образ всего государства, его идеологический настрой и положение в мировом сообществе. Основа правовой политики заключается в том, на каких идеях, установках она базируется. Так важной характеристикой правовой политики являются ее отправные начала. Кроме того, для всякой политики необходима ее социально-политическая обусловленность и научная обоснованность. В этой связи нельзя опустить значение учета нравственных и культурных традиций в ее содержании, полученных в ходе исторического развития [5, с. 19].
В данной связи судебно-правовую политику следует определить как научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государства, его органов и должностных лиц, негосударственных институтов и других субъектов социальных связей по выработке правовых идей, реализуемых в сфере организации и осуществления правосудия.
Проводимая государством судебно-правовая политика оказывает прямое влияние на все сферы жизнедеятельности общества без исключения. Именно подход к выбору принципов проведения основных направлений судебно-правовой политики в конечном итоге, определяет эффективность функционирования судебной сферы, из чего, в свою очередь, складывается уровень качества жизни в государстве, от которого зависит степень защищённости прав и законных интересов каждого отдельно гражданина.
Влияние судебно-правовой политики в данный момент особо значимо. Это объясняется общеполитической обстановкой, наблюдающейся в стране и постоянно возрастающей ролью России на международной арене.
Кроме того, современная судебно-правовая политика должна быть адекватной происходящей действительности, являться максимально реалистичной. Поскольку Россия в Конституции РФ [1] представлена в качестве правового и социального государства, то в основе приоритетов современной судебно-правовой политики должны стоять права и свобода граждан. Суды призваны сыграть особую роль в обеспечении этих прав. За годы независимости в нашей стране создано правовое поле, обеспечивающее справедливость правосудия, то есть новые по форме и сути законы, основанные на общечеловеческих ценностях и общепризнанных правовых нормах. Они основаны на принципах законности, демократии, прозрачности, справедливости, гуманности, неотвратимости уголовной ответственности [3, с. 31].
Данный вид правовой политики должен лежать в основе законности и легитимности, соответствовать международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов, являться планомерной, то есть осуществляться от одной решенной задачи к другой, с учетом приоритетности для страны.
Поскольку правотворчество и правоприменение являются одними из важнейших форм реализации политики, судебно-правовая политика формируется в результате действий законодательной, исполнительной и судебной власти, что означает, что ее эффективность напрямую зависит от организации работы представителей всех трёх ветвей власти.
В рамках темы данной статьи представляется необходимым рассмотреть принципы судебно-правовой политики. При этом, под принципом вообще понимается научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают [4, с. 211]. Исходя из данного определения, можно выявить основные признаки принципов судебно-правовой политики:
– основа существования общественного явления;
– существует в виде объективной закономерности;
– отступление от принципа разрушает общественное явление.
Под принципом судебно-правовой политики следует понимать общую мысль, направление, вложенное законодателем, сознательно или бессознательно, в целый ряд созданных им норм» Для принципа судебно-правовой политики характерны и особенные черты по сравнению общим понятием принципа, а именно: нормативное закрепление, субординация между нормами-принципами и обычными нормами. Прежде всего, принцип — идея, сформулированная законодателем достаточно абстрактно, что отличает норму-принцип от нормы-правила. Достаточное количество норм-принципов в законодательстве — критерий качества законодательной техники, так как законодательство и не должно слишком подробно регламентировать поведение субъектов. Помимо этого, абстрактные нормы и принципы позволяют закону не устаревать, так как содержание принципа может дополняться в зависимости от выявления новых закономерностей в научном знании. К существенным признакам принципа права также относится недопустимость отступления от принципа, так как нарушение принципа права должно приводить к разрушению общественного явления. Традиционно принцип соблюдения прав человека признается одним из основополагающих в построении правового государства [5, с. 21].
Следовательно, важнейшим приоритетом судебно-правовой политики всякого цивилизованного государства является деятельность по обеспечению прирожденных, неотъемлемых прав человека. Следует согласиться с точкой зрения, что отождествление правового принципа юридической политики с нормой права практически равнозначно отрицанию правовых принципов вообще, признанию того, что принципов этих как таковых не существует, а есть только правовые нормы, различающиеся между собой более общим или более конкретным содержанием [7, с. 189].
Таким образом, принцип судебно-правовой политики выражает не правило поведения или набор правил поведения, а отражает общие закономерности развития права как общественного явления.
Одна из основных задач современной судебно-правовой политики — создание независимой и справедливой судебной системы. Обеспечение неотвратимости конституционных норм о независимости судебной власти и неотвратимости ответственности за вмешательство в отправление правосудия является важной гарантией достижения наших целей судебно-правовой политики. Отмечая позитивную работу, проделанную по реформированию судебной системы, следует отметить, что в этой области все еще есть проблемы, которые необходимо решить. Эти проблемы в первую очередь связаны с обеспечением подлинной независимости и свободы судебной власти, формированием высококвалифицированного, честного и добросовестного судебного персонала, способного принимать справедливые решения в судебном разбирательстве, дальнейшего повышения качества судебного разбирательства. Системная работа, направленная на совершенствование законодательной базы правосудия, обеспечение единообразия судебной практики и применение судами современных технологий будут способствовать эффективному судопроизводству.
В России принята целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» [2], где обозначены проблемы в сфере отправления правосудия, институциональные рамки отправления правосудия и приоритеты для обеспечения подлинной независимости судебной власти. В результате аналогичных гуманитарных реформ в последние годы доверие людей к судебной системе растет.
В результате люди стали воспринимать суд не только как орган, осуждающий и наказывающий людей, но и как орган, защищающий их права и интересы, как своего защитника, стража справедливости. Для дальнейшего укрепления такого доверия судам необходимо будет действовать в соответствии с законом, защищать интересы граждан, восстанавливать их нарушенные права и решительно идти по этому пути и на этой основе завоевывать доверие людей. Иными словами, необходимо постоянно совершенствовать правовую базу судебной власти. В то же время необходимо обеспечить реальную независимость судебной власти и судей от всех других ветвей власти, подчиняться только закону и велениям совести при принятии судебных решений. Эта правовая база, в свою очередь, должна обеспечивать демократию, беспристрастность, универсальность судебной власти, расширение сферы защиты судебной власти.
Важным условием повышения эффективности правосудия является назначение на судейские должности достойных, профессионально подготовленных кандидатов.
Задачи, стоящие в области совершенствования судебно-правовой политики, не получат должной реализации без их собственной профессиональной компетенции и тех юристов, которые оказывают правовую помощь населению. В этой связи необходимо совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных кадров в области права.
Суду отводится ведущее место в достаточно большом государственно-правовом арсенале средств, призванных реально обеспечить интересы индивида. Он — один из самых демократических и цивилизованных инструментов разрешения социальных конфликтов и защиты интересов человека. Поэтому государство и общество заинтересованы в устойчивом, надежном функционировании органов правосудия, обновлении устаревших судебных институтов и повышении эффективности их деятельности. Потребность реформирования судебной системы особенно возросла в постсоветской России, когда она встала на путь демократических преобразований, а в массовом сознании общества утвердилась идея социальной ценности прав человека [6, с. 17].
В настоящее время в рамках осуществляемой государством судебно-правовой политики произошла трансформация отечественного суда, который стал подлинной судебной властью и занял свое место в государственном механизме, на новых принципах выстроена судебная система, обновлено процессуальное законодательство, принят ряд других мер по повышению статуса суда и его роли в обществе. Современная проводимая политика является важнейшим фактором построения правового государства и гражданского общества, однако она не завершена и ее потенциал социального влияния не исчерпан.
Таким образом, роль судебно-правовой политики в государстве будет все возрастать, так как единственная возможность законодательства успеть за появлением новых общественных явлений — это регулирование на основе принципов при использовании профессионального мотивированного суждения с учетом ограничений для избегания злоупотреблений дискреционными полномочиями. Государство и все его понятия, аспекты, концепции и правовая политика — это главная сущность регулирования и совершенствования жизни общества.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). М.: Норма, 2021. 44 с.
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 14.09.2021) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» // Собрание законодательства РФ. 07.01.2013. N 1, ст. 13.
- Акбарова Б. А. Новый этап судебной реформы // Мировая наука. 2021. № 2 (47). С. 31–34.
- Лазарев В. В. История и методология юридической науки: университетский курс для магистрантов юридических вузов. М.: Норма, 2016. 496 с.
- Муцалов Ш. Ш., Шахбиева Х. А. Понятие и сущность юридической политики // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11–4 (113). С. 19–23.
- Малько А. В., Афанасьев С. Ф., Терехин В. А. Судебная реформа как инструмент повышения эффективности правовой защищенности личности // Правоприменение. 2021. Т. 5. № 2. С. 16–32.
- Серых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 3. Современное правопонимание. М.: Юстицинформ, 2017. 512 с.