Особенности формирования и учета торговой наценки в розничных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.01.2022

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Землякова, С. Н. Особенности формирования и учета торговой наценки в розничных организациях / С. Н. Землякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87510/ (дата обращения: 25.01.2022).



Деятельность организаций розничной торговли сопряжена с огромным количеством рисков, один из экономических инструментов, позволяющих их регулировать — это торговая наценка. Она представляет собой надбавку к покупной стоимости товара и прочих расходов, сопряженных с деятельностью торговой организации, а также закладывает сумму планируемой прибыли. В статье рассмотрены основные аспекты формирования и особенности учета сумм торговой наценки.

Ключевые слова : торговая наценка, товар, наценка, надбавка, скидка.

Цель деятельности каждой коммерческой организации извлечение максимальной прибыли, один из эффективных инструментов данной концепции применение торговой наценки. Торговая наценка — это надбавка к реальной стоимости товара с учетом отпускной стоимости товара, его доставки к месту реализации, прочих накладных расходов и заложенной нормы прибыли. На размер ее величины могут оказать влияние такие факторы, как популярность продукции среди потребителей; качество; свойства реализуемого товара.

Как определяют нормы законодательной базы каждая торговая организация вправе на самостоятельной основе определить розничные цены на реализуемые ими товары. Так исходя из этого, торговая наценка формируется таким образом, чтобы за счет нее:

– перекрывались все расходы, связанные с реализацией товаров;

– получен доход, который планируется организацией;

– уплачены косвенные налоги (налог с продаж, НДС и др.).

Однако, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изменениями от 25.01.2017 г.) утвержден перечень товаров, стоимость на которые все же контролируется. [2]

Органы государственной власти осуществляют контроль за стоимостью медицинских изделий и лекарственных препаратов, продукции, которая реализуется в условиях Крайнего Севера, продукцию которая в условиях кризиса имеет социально-значимый статус, а также продуктов питания, реализуемых в учебных заведениях.

Для расчета торговой наценки на товар необходимо обратить внимание на конкурентоспособность бренда, востребованность и популярность товара среди потенциальных потребителей, качества и износостойкости, популярности расцветки, аромата или вкусовых особенностей и т. д.

В зависимости от ценовой категории и потребительских свойств товара владельцы бизнеса применяют одну из возможных стратегий для получения прибыли, при этом некоторые делают стоимость невысокой и делают упор на оборачиваемость товара, другие предлагают реализовать свой товар в ограниченном объеме и по специальной цене. От избранной стратегии и потребительского спроса напрямую будет зависеть объем потенциальной прибыли.

Если владелец бизнеса поймет, как посчитать наценку на товар в процентах правильно, он сможет не только покрыть расходы на реализацию, но и существенно увеличить доход предприятия. В бухучете предприятий торговли учет торговой наценки производится отдельно. [1]

Когда на предприятии розничной торговли установлен размер торговой наценки, в бухгалтерском учете необходимо это правильно учесть, так первичным учетным документом станет реестр, форму которого организация в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» [4] может разработать самостоятельно, однако согласно п.9 необходимо выдержать наличие обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Для отражения на счетах бухгалтерского учета операций с торговой наценкой применяют счет 42 «Торговая наценка». К нему могут быть открыты следующие субсчета (Рисунок 1).

Структура субсчетов к счету 42

Рис. 1. Структура субсчетов к счету 42

Целью аналитического учета по 42 счету является обеспечение раздельного учета сумм скидок (накидок) и разниц в ценах:

– товаров для розничной торговли;

– товаров отгруженных.

Сумму скидки (накидки) остатка непроданных товаров можно определить по %, исходя из соотношения суммы скидки/накидки на остаток товаров на начало месяца и оборота по Кт 42 счета без учёта сторнированных сумм к сумме проданных товаров и их остатка по итогу месяца:

В таблице 1 представлена примерная корреспонденция счетов по учету торговой наценки в организациях розничной торговли

Таблица 1

Примерная корреспонденция счетов по учету торговой наценки [3]

N п/п

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1

Учтена торговая наценка при оприходовании товаров

41

42

2

Списана торговая наценка по товарам, использованным при реализации (сторно)

44

42

3

Списана торговая наценка по проданным товарам (сторно)

90

42

4

Списана торговая наценка по недостающим товарам (сторно)

94

42

5

Списана торговая наценка по испорченным товарам в части, превышающей нормы естественной убыли (сторно)

94

42

Итак, по итогам исследований следует отметить, что торговая наценка главный инструмент, с помощью которого розничные организации формируют продажную стоимость товара по своему усмотрению, так как законом напрямую они не регулируются, при этом максимальная торговая наценка не устанавливается специальным актом. Однако, наценки на некоторые категории товаров все же контролируются со стороны государства, так как являются жизненно необходимыми для населения.

Литература:

  1. Батырмурзаева З. М., Магарамова К. А. Особенности расчета торговой наценки на товар//Форум молодых ученых. 2019. № 5 (33). С. 200–203. https://elibrary.ru/download/elibrary_39241830_56567971.pdf
  2. Бычкова А. О., Кузьмина И. А. Порядок формирования и учет торговой наценки при продаже товаров // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты». В 2-х томах. 2017. С. 60–63. https://elibrary.ru/download/elibrary_29081927_90004861.pdf
  3. Приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66752/afa143aa2beba0b30045fef901ac1977c456c7fe/
  4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (посл. ред. от 26.07.2019 N 247-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
Основные термины (генерируются автоматически): торговая наценка, розничная торговля, товар, бухгалтерский учет, владелец бизнеса, первичный учетный документ, примерная корреспонденция счетов, счет, торговая организация.


Ключевые слова

товар, наценка, скидка, торговая наценка, надбавка
Задать вопрос