Особенности ведения бухгалтерского учета и документального оформления товарных операций при транзитной торговле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 октября, печатный экземпляр отправим 14 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 31.05.2018

Статья просмотрена: 431 раз

Библиографическое описание:

Чернецкая, В. В. Особенности ведения бухгалтерского учета и документального оформления товарных операций при транзитной торговле / В. В. Чернецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 455-458. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50914/ (дата обращения: 26.09.2020).



В условиях современной рыночной экономики торговля является крайне прогрессивной отраслью, об этом может свидетельствовать тот факт, что в последнее десятилетие активно набирает популярность такое явление, как интернет-магазины и электронная коммерция. Осуществление торговой деятельности прогрессирует из года в год, стараясь все сильнее стать повседневной частью жизни человека, за счет чего её актуальность только увеличивается. Также стоит отметить, что торговля обеспечивает значительное поступление налоговых платежей в бюджет государства, что, несомненно, поддерживает его финансовую стабильность. Торговля является крайне сложным и многозадачным механизмом, а, следовательно, нуждается в учете всех происходящих внутри нее процессов. Данная необходимость вызвана тем, что могут иметь место злоупотребления, которые впоследствии негативно повлияют на осуществление торговой деятельности. Для профилактики подобных нарушений, а также для сбора информации о фактах хозяйственной деятельности торгового предприятия существует бухгалтерский учет.

Поскольку торговля является крайне популярным и прибыльным видом коммерческой деятельности, она также характеризуется высоким уровнем конкуренции. С целью повышения своей конкурентоспособности, ряд торговых организаций оптимизирует свои расходы посредством отказа от аренды склада. Данный вид торговой деятельности называется транзитная торговля. В данной случае поставки товара торговой организацией осуществляются не со своего склада, а непосредственно со склада поставщика или же от производителя продукции. Такие операции осуществляются в сфере оптовой торговли, где в роли промежуточного звена между первоначальным поставщиком и конечным покупателем выступают оптовые торговые либо торгово-закупочные организации.

При осуществлении транзитной торговли между контрагентами чаще всего заключается договор поставки. Согласно статье 506 Гражданского Кодекса РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием [2, ст.506]. Однако необходимо отметить, что транзитная торговля не выступает как посреднический вид деятельности. Транзитная поставка товара не является единичной сделкой, в которой принимают участие сразу несколько лиц. С юридической точки зрения транзитная поставка товаров представляет собой две независимые сделки. Следовательно, транзитная торговая организация будет заключать два договора поставки: первый заключается с поставщиком, у которого она приобретет товары, второй заключается с покупателем, которому она данные товары впоследствии поставит.

Подобные договоры имеют отличительную особенность. Согласно первому договору транзитная торговая организация перечислит денежные средства своему поставщику за товары. Согласно договору поставки, в роли грузополучателя выступит конечный покупатель, а товар фактически не поступит на склад транзитной торговой организации, однако она, согласно договору с поставщиком, все равно приобретет право собственности на товар. По второму договору транзитная торговая организация получит денежные средства от покупателя за поставленные ему товары. В роли грузоотправителя при этом выступает не транзитная торговая организация, а поставщик товара по первому договору.

Также при осуществлении транзитной торговли товарами необходимо, исходя из условий конкретного договора поставки, определить дату передачи права собственности на приобретенную продукцию от поставщика в торговую организацию и от транзитного поставщика к конечному покупателю. Таким образом, сторонами сделки могут быть распределены между собой риски утраты и порчи имущества, и а торговая организация получит возможность правильно определить дату реализации товаров в бухгалтерском учете и налоговом при применении метода начисления. Согласно части один Гражданского Кодекса, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором [1, ст.223, п.1]. Под передачей товаров понимается их вручение.

Данные условия совершения товарных операций формируют некоторые особенности в ведении бухгалтерского учета. Главной спецификой транзитной торговли является то, что при подобном способе осуществления товарных операций не предполагается наличие склада, а, следовательно, и каких-либо товарные остатков. Сталкиваясь с ведением учета товаров при транзитной торговле, следует иметь в виду, что их не рекомендуется принимать к учету на счет 41 «Товары на складах», как это обычно делают торговые организации при переходе к ним права собственности на товар. Причиной этому служит тот факт, что Инструкция Минфина России по применению Плана счетов предусматривает оприходование товаров на счете 41 «Товары на складах» при прибытии их на склад. Поскольку при осуществлении транзитной торговли товар на склад покупателя не поступает, следовательно, отражение его в учете на счете 41 «Товары на складах» может быть признано неправомерным, а это, в свою очередь, оспаривает и правомерность предъявления НДС к вычету. Альтернативный учет транзитных товаров возможен на счете 45 «Товары отгруженные». Инструкция по применению Плана счетов рекомендует использовать данный счет для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка, от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский и налоговый учет ведется на основании первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственных операций. Следовательно, любое перемещение товаров между контрагентами должно быть оформлено соответствующими сопроводительными документами, которые предусматриваются договором, а так же правилами перевозки грузов. Пакет сопроводительных документов должен быть составлен поставщиками. Данный пакет состоит их товарно-транспортной накладной, товарной накладной (форма N ТОРГ-12) и счета-фактуры (на сумму НДС, относящегося к товарам).

Согласно условиям двух договоров должны быть составлены две накладные по два экземпляра. Товарная накладная (форма ТОРГ-12) у организации, торгующей транзитом, должна присутствовать в 2 экземплярах. В одной товарной накладной она должна указываться в качестве плательщика, а в другой — в качестве поставщика. Данная накладная используется для списания товара передающей стороной и оприходования товара его получателем. Остальные экземпляры хранятся у контрагентов. У первоначального продавца и конечного покупателя будут экземпляры разных накладных: у первоначального продавца — накладная по договору между ним и транзитной торговой организацией (в роли покупателя), у конечного покупателя — между ним и торговой организацией (в роли продавца).

Для расчетов за перевозку продукции автомобильным транспортом, а также для учёта её движения в транзитных торговых организациях используют транспортную накладную и товарно-транспортную накладную (форма 1-Т). Данные накладные подтверждают факт заключения договора перевозки груза. Транспортную накладную необходимо выписывать в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя, которым в случае транзитной торговли является поставщик продукции. У поставщика данный экземпляр предназначен для произведения списания товаров. Второй, третий и четвертый экземпляры, которые необходимо заверить подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, будут вручены водителю. Второй экземпляр затем водитель сдаст грузополучателю (конечному покупателю). Для покупателя данный экземпляр необходим для процедуры оприходования товаров. Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдадутся организации, которая оказывает транспортные услуги. Третий экземпляр, который будет служить основанием для расчетов, организация — собственник автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику автотранспорта.

Поскольку порядок оформления товарных накладных при торговле транзитом нормативно не установлен, организации, участвующие в этой операции, вправе определить его соглашением сторон при заключении договоров. Следует отметить, что наличие дополнительных реквизитов в унифицированных формах разрешено Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20.

Также стоит отметить, что сопроводительные документы к грузу различаются в зависимости от видов транспорта, который будет перевозить данный груз. Если груз транспортируется автомобильным транспортом — необходимо выписать товарно-транспортную накладную. При транспортировке поездом — железнодорожную накладную. Если же груз перевозят водным транспортом — выписывается коносамент.

В зависимости от отличительных черт товаров к вышеуказанному перечню документов могут прилагаться документы, подтверждающие массу (количество) товаров (упаковочный ярлык (форма ТОРГ-9), спецификацию (форма ТОРГ-10), расходный отвес (спецификация) (форма ТОРГ-19) и др.), а так же их качество (качественное удостоверение, сертификат, справка о результатах лабораторных анализов и др.).

Также важной деталью при закупке и приемке товаров является проверка наличия сертификата соответствия на закупаемую продукцию. Порядок и сроки приемки товаров по количественному и качественному признаку, ее документальному оформлению регулируются договорами поставки, техническими условиями и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности. При осуществлении приемки товаров по количеству проверяется соответствие между фактическим наличием товаров и данным из сопроводительных документах. При осуществлении приемки товаров по качественному признаку и комплектности требуется провести проверку между фактическим наличием товаров и требованиями, которые предусмотрены в договоре.

Принимать товары, получаемые от поставщиков, можно от транспортной организации, на складе поставщика и на складе покупателя. Материально ответственное лицо может получать товары, как на складе поставщика, так и на станции железной дороги (в морском порту или аэропорту). В таком случае необходимо оформление доверенности, которая подтвердит право материально ответственного лица на получение данного товара. Для того чтобы материально ответственному лицу получить товар от транспортной организации кроме доверенности выдается грузовая квитанция. Предъявляя указанные документы и паспорт представителям транспортной организации, материально ответственное лицо имеет право получить от них соответствующие сопроводительные документы.

Таким образом, можно сделать вывод, что документальное оформление товарных операций крайне важно для ведения бухгалтерского учета. Важной функцией документального оформления товарных операций является тот факт, что документооборот способствует осуществлению торгового процесса. На основании первичных документов передающая сторона может произвести списание товара, а получающая сторона может оприходовать товар. Все факты хозяйственной жизни организации, оформленные бухгалтерскими проводками, должны иметь документальное подтверждение, иначе они будут являть собой правонарушение, которое способно повлечь за собой тяжкие последствия. Также данные процессы должны происходить своевременно, без нарушения сроков оформления документации.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) — доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) — доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. от 08.11.2010) — доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  4. Астахов В. П. Бухгалтерский учет в торговле / Учеб. пособие — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Мини Тайп, 2014. — 396 с.
Основные термины (генерируются автоматически): товар, транзитная торговля, договор поставки, конечный покупатель, транзитная торговая организация, бухгалтерский учет, накладная, договор, ответственное лицо, торговая организация.


Похожие статьи

Особенности бухгалтерского учета в торговых организациях

Товары являются главным объектом бухгалтерского учета в торговой сфере, поэтому бухгалтерия организации торговли призвана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Частные аспекты документирования хозяйственных операций по...

Особенности ведения бухгалтерского учета и документального... Товарная накладная (форма ТОРГ-12) у организации, торгующей транзитом, должна присутствовать в 2 экземплярах. Материально ответственное лицо может получать товары, как на складе поставщика, так и...

Особенности управленческого учета в оптовой торговле

При складском товарообороте реализация товаров происходит со складов оптовых торговых компаний, при транзитномпоставка происходит со склада организации-производителя покупателю, минуя склад оптовой торговой базы. Наиболее выгодной является транзитная...

Основные аспекты анализа продажи товаров по договору...

Особенности бухгалтерского учета в торговых организациях. Дебет 41 «Товары» субсчет «Товары в розничной торговле». Кредит 76 субсчет «Расчеты с предпринимателями без образования юридического лица» [2, с. 258].

Учет и аудит поступления и продажи товаров в торговой...

Товары являются основным объектом бухгалтерского учета на предприятиях торговли. Бухгалтерский учет организации должен обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в нем операций, связанных с их выбытием.

Юридическое оформление процесса приобретения запасов как...

Договор поставки, напротив, обязывает покупателя приобретать товары в любых целях, за исключением

С юридической точки зрения транзитная поставка товаров представляет собой две независимые сделки.

Особенности ведения бухгалтерского учета и документального...

Особенности оценки товаров в розничной и оптовой торговле

Товары являются главным объектом бухгалтерского учета в торговой сфере, поэтому бухгалтерия организации торговли призвана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере...

организация бухгалтерского учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками

отсутствие в договорах необходимых реквизитов, печатей, подписей; отсутствие товарных накладных; отсутствие актов сверок по всем должникам организации

Похожие статьи

Особенности бухгалтерского учета в торговых организациях

Товары являются главным объектом бухгалтерского учета в торговой сфере, поэтому бухгалтерия организации торговли призвана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Частные аспекты документирования хозяйственных операций по...

Особенности ведения бухгалтерского учета и документального... Товарная накладная (форма ТОРГ-12) у организации, торгующей транзитом, должна присутствовать в 2 экземплярах. Материально ответственное лицо может получать товары, как на складе поставщика, так и...

Особенности управленческого учета в оптовой торговле

При складском товарообороте реализация товаров происходит со складов оптовых торговых компаний, при транзитномпоставка происходит со склада организации-производителя покупателю, минуя склад оптовой торговой базы. Наиболее выгодной является транзитная...

Основные аспекты анализа продажи товаров по договору...

Особенности бухгалтерского учета в торговых организациях. Дебет 41 «Товары» субсчет «Товары в розничной торговле». Кредит 76 субсчет «Расчеты с предпринимателями без образования юридического лица» [2, с. 258].

Учет и аудит поступления и продажи товаров в торговой...

Товары являются основным объектом бухгалтерского учета на предприятиях торговли. Бухгалтерский учет организации должен обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в нем операций, связанных с их выбытием.

Юридическое оформление процесса приобретения запасов как...

Договор поставки, напротив, обязывает покупателя приобретать товары в любых целях, за исключением

С юридической точки зрения транзитная поставка товаров представляет собой две независимые сделки.

Особенности ведения бухгалтерского учета и документального...

Особенности оценки товаров в розничной и оптовой торговле

Товары являются главным объектом бухгалтерского учета в торговой сфере, поэтому бухгалтерия организации торговли призвана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере...

организация бухгалтерского учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками

отсутствие в договорах необходимых реквизитов, печатей, подписей; отсутствие товарных накладных; отсутствие актов сверок по всем должникам организации

Задать вопрос