Разглашение коммерческой тайны: основания и ответственность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 25.12.2021

Статья просмотрена: 165 раз

Библиографическое описание:

Сучилина, М. С. Разглашение коммерческой тайны: основания и ответственность / М. С. Сучилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87342/ (дата обращения: 21.12.2024).



Ключевые слова: коммерческая тайна, секретная информация, тайна, информация, работник, разглашение.

Коммерческой тайной в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» признается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [1]. Под разглашением секретной информации понимается действие или бездействие, в результате которых данные становятся известны другим лицам без согласия правообладателя такой информации либо вопреки договору.

Можно говорить о том, что конфиденциальной информацией признаётся всё, что в данной организации считают важным скрыть. К коммерческой тайне можно отнести: персональные, а также профессиональные данные не только руководителей предприятия, но и каждого работника; служебная, персональная и коммерческая тайна; следственная тайна и так далее.

Существует информация, которую запрещено засекречивать: кадровая информация (численность штата, наличие свободных вакансий, условия труда и так далее), сведения об использовании бесплатной рабочей силы (волонтёрство и другие); состав имущества предприятия; информация об использовании государственного бюджета; а также другой информации, которую по закону нельзя скрывать [2].

Можно рассмотреть на примере фирмы, которая хочет засекретить информацию о своих работниках, их численность, штатное расписание и информацию технологии производства автомобильных запчастей, благодаря которой запчасти будут дольше служить и меньше изнашиваться. В данном случае учредители фирмы могут засекретить технологию производства, потому что если конкуренты узнают ее, то ценность такой информации снизится и они смогут производить такой же продукт, но никак не могут засекретить другую указанную информацию, так как разглашение данной информации не обесценивает ее — значит, это не коммерческая тайна.

Чтобы информация на предприятии стала коммерческой тайной, надо принять меры по ее защите, чтобы она не стала общеизвестной. Необходимо ограничить доступ к ней без согласия владельца. Для этого необходимо в первую очередь определить перечень информации, которая будет составлять коммерческую тайну. Перечень обязательно должен содержать конкретный перечень информации. Нельзя писать, что коммерческую тайну составляет все производство, так как в дальнейшем это может помешать доказать, что именно имелось в виду. Во вторую очередь, необходимо установить порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну, и организовать учет лиц, имеющих доступ к ней. Так, можно сделать приказ, в котором будет указан перечень лиц, которые имеют доступ к секретной информации, и прописать, где она будет храниться и порядок ее передачи другим лицам. В-третьих, необходимо нанести гриф «Коммерческая тайна» и указать ее обладателя. Например, ИП Иванов Иван Иванович. Нанести гриф можно любым способом, какого-то определенного способа в законе не описано. Также, в четвертых, необходимо все, что касается коммерческой тайны, подробно прописать в трудовом договоре и иных документах, касаемых должностных инструкций работников. Его также необходимо под роспись ознакомить со всеми правилами обращения с коммерческой тайной [3].

Это обязательный перечень того что необходимо сделать, чтобы засекретить информацию, если хоть один шаг пропущен, то информация будет признана засекреченной неправильно, и привлечь работника к ответственности за разглашение будет невозможно.

Для того чтобы мероприятия по защите коммерческой тайны начали работать, работников необходимо уведомить о них, и это надо сделать в письменном виде. В данном документе можно прописать:

  1. Какая информация относится к коммерческой тайне;
  2. Запрет на разглашение такой информации;
  3. Обязанность работника сообщать о случаях утечки такой информации;
  4. Обязанность обращения в полицию в случае кражи секретной информации и о попытках шпионажа и шантажа для получения информации;
  5. Санкции за разглашение коммерческой информации;
  6. Условия сохранения коммерческой тайны после увольнения или после ухода на пенсию.

Подписав подобный документ, работник автоматически становится обладателем коммерческой тайны. Обладателем такой тайны по закону признается лицо, которое на законных основаниях обладает информацией, составляющей коммерческую тайну.

Также в случае необходимости, руководителя организации или индивидуального предпринимателя могут обязать рассказать секретную информацию полиции, суду, иным государственным органам, но в этом случае государственные органы должны делать официальный запрос на получение такой информации, и обеспечить ее секретность. Работник же не может раскрывать коммерческую тайну даже по официальному запросу.

В случае раскрытия коммерческой тайны работник может быть привлечен к четырем видам ответственности: дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной.

По дисциплинарной ответственности работнику может быть вынесен выговор или увольнение, а также его могут оштрафовать или сделать замечание. Факт данного нарушения выявляется и доказывается сотрудниками безопасности организации и не подразумевает собой обращение в полицию.

Административная ответственность в соответствии со статьей 13.14 Кодекса об Административных Правонарушениях наступает после того как вина работника будет доказана. Сумма штрафа будет зависеть от должности в организации и от ущерба нанесенного его действиями: физические лица- до 1000 рублей, для должностных лиц — до 5000 рублей [4].

Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны не закреплено специальной нормой. Но ответственность работник все равно понесет в соответствии с нормами гражданского права, например, возмещение убытков. Истец вправе требовать возмещение убытков и сумму, которую получил сам работник только, когда будет полностью доказано, что он от разглашения коммерческой тайны получил доход.

Уголовная ответственность — самый суровый вид наказания за правонарушение, применяется он довольно редко только в случае, если разглашение секретной информации привело к травмам, смерти других работников организации или нарушению работы, в результате которого пострадали люди. Согласно статье 183 Уголовного Кодекса существуют четыре варианта уголовной ответственности: лишение свободы до 2 лет; штраф в размере до 500 000 рублей; исправительные работы до 2 лет; лишение права занимать руководящие должности или должности, которые предусматривают работку с секретной информацией [5].

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно говорить о том, что коммерческой тайной признаются любые сведения, относящиеся к конфиденциальной информации определённой фирмы. За разглашение данных сведений может быть назначено наказание в виде дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

Литература:

  1. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция)
  2. Лапуста М. Г. Предпринимательство: учебник. — изд. Испр. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 384с.
  3. Илякова И. Е. Коммерческая тайна: учебное пособие для вузов. –Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 139 с. — Текст: непосредственный.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)

5. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)

Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая тайна, секретная информация, тайна, информация, работник, разглашение, уголовная ответственность, возмещение убытков, конфиденциальная информация, официальный запрос.


Ключевые слова

информация, работник, коммерческая тайна, тайна, секретная информация, разглашение

Похожие статьи

Способы защиты коммерческой тайны

В статье авторы раскрывают понятие коммерческой тайны и определить какие существуют способы её защиты. Защищенность от раскрытия и ограниченная известность являются условиями существования коммерческой тайны.

Коммерческая тайна: основные положения, основы правового регулирования

Коммерческая тайна и меры по ее защите

В статье на основе положений нормативно-правовых актов и на воззрении специалистов раскрыто содержание понятия «коммерческая тайна». Главное внимание уделено способам и мерам защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Понятие адвокатской тайны

В данной статье рассмотрены понятие, сущность, значение адвокатской тайны, а также гарантии ее сохранения.

Ответственность за разглашение врачебной тайны

В статье рассматриваются последствия разглашения сведений, составляющих врачебную тайну; даётся определение понятию «врачебная тайна», исследуется его специфика. В статье указываются обстоятельства, при которых возможно разглашение врачебной тайны. П...

Коммерческая тайна организации и способы ее обеспечения

В данной статье приведено понятие коммерческой тайны организации и ее составляющих, описаны меры, обязательные для применения организации в целях установления и поддержания режима коммерческой тайны, а также рассмотрена ответственность за разглашение...

Особенности правового регламентирования института коммерческой тайны

В статье рассмотрены основные подходы правового регулирования института коммерческой тайны в РФ в контексте теоретических обоснований и правоприменения.

К вопросу о совершенствовании мер охраны коммерческой тайны

В статье автор исследует вопросы совершенствования мер охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» применительно к области обеспечения ...

Правовое регулирование мошенничества в сфере компьютерной информации

Проблематика реализации режима коммерческой тайны в условиях недобросовестной конкуренции

Статья посвящена проблематике реализации режима коммерческой тайны в Российской Федерации, а также определения критериев конфиденциальной информации в целях отнесения информации к коммерческой тайне.

Похожие статьи

Способы защиты коммерческой тайны

В статье авторы раскрывают понятие коммерческой тайны и определить какие существуют способы её защиты. Защищенность от раскрытия и ограниченная известность являются условиями существования коммерческой тайны.

Коммерческая тайна: основные положения, основы правового регулирования

Коммерческая тайна и меры по ее защите

В статье на основе положений нормативно-правовых актов и на воззрении специалистов раскрыто содержание понятия «коммерческая тайна». Главное внимание уделено способам и мерам защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Понятие адвокатской тайны

В данной статье рассмотрены понятие, сущность, значение адвокатской тайны, а также гарантии ее сохранения.

Ответственность за разглашение врачебной тайны

В статье рассматриваются последствия разглашения сведений, составляющих врачебную тайну; даётся определение понятию «врачебная тайна», исследуется его специфика. В статье указываются обстоятельства, при которых возможно разглашение врачебной тайны. П...

Коммерческая тайна организации и способы ее обеспечения

В данной статье приведено понятие коммерческой тайны организации и ее составляющих, описаны меры, обязательные для применения организации в целях установления и поддержания режима коммерческой тайны, а также рассмотрена ответственность за разглашение...

Особенности правового регламентирования института коммерческой тайны

В статье рассмотрены основные подходы правового регулирования института коммерческой тайны в РФ в контексте теоретических обоснований и правоприменения.

К вопросу о совершенствовании мер охраны коммерческой тайны

В статье автор исследует вопросы совершенствования мер охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» применительно к области обеспечения ...

Правовое регулирование мошенничества в сфере компьютерной информации

Проблематика реализации режима коммерческой тайны в условиях недобросовестной конкуренции

Статья посвящена проблематике реализации режима коммерческой тайны в Российской Федерации, а также определения критериев конфиденциальной информации в целях отнесения информации к коммерческой тайне.

Задать вопрос