Правовые средства обеспечения защиты государственной тайны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 25.05.2021

Статья просмотрена: 1049 раз

Библиографическое описание:

Никитина, А. В. Правовые средства обеспечения защиты государственной тайны / А. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81419/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время информация стала важнейшим ресурсом, и как сказал однажды Натан Майер Ротшильд: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» [1]. Иными словами, кто первым обладал необходимой информацией, шёл на шаг впереди. И, несмотря на то, что высказывание банкира касалось информации в бизнесе, оно не перестает быть актуальным и в других сферах деятельности, в том числе и в осуществлении государственного суверенитета на международном уровне.

Политические игры на мировой арене теснейшим образом связаны с информацией, представляющей собой сведения, являющиеся объектом хранения, переработки, передачи» [2]. Обладание конкретной информации определяет потенциал государства и его влияние в мире. Такой элемент информационных ресурсов, как государственная тайна, требует особой защиты государства, так как разглашение сведений, относящихся к государственной тайне, может привести к большому и далеко не всегда поправимому ущербу.

Режим защиты государственной тайны является важным элементом системы государственной власти и управления в любой стране. Осуществляется обеспечение такого режима различимыми средствами, в том числе и созданием необходимой и одновременно достаточной правовой базы.

Российское законодательство включает в себя такие законы и подзаконные акты, как Конституция РФ от 12.12.1993, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон РФ от 21.07.1993 № 5485–1 «О государственной тайне», Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» и т. д.

Институт государственной тайны включает в себя три основных компонента. Это:

— сведения, составляющие государственную тайну, а также принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания таких сведений;

— режим секретности, раскрывающий порядок доступа или ограничения к сведениям, составляющим государственную тайну;

— санкции за распространение этих сведений, нарушение работы с ними либо незаконное их получение [3, с. 93].

Необходимо верно определить, что из себя представляет государственная тайна, так как от этого определения зависит суть и направление политики государства в области защиты определенной совокупности важных сведений.

В Российской Федерации в соответствии с нормой ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485–1 «О государственной тайне» таковая представляет собой «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» [4].

Применительно к санкции за распространение составляющих государственную тайну сведений, нарушение работы с ними или незаконное их получение, то в ст.26 названного Закона установлено следующее. В случае нарушения должностными лицами или гражданами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, виновные будут нести ответственность — уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную в зависимости от обстоятельств совершения нарушения того или иного запрета, действительных или возможных последствий и прочее.

Общественная опасность преступлений, посягающих на государственную тайну, очевидна. Именно этим предопределено положение, согласно которому действующем УК РФ предусмотрено пять составов, регламентирующих уголовную ответственность за незаконное обращение с составляющей государственную тайну информацией (ст. 275, 276, 283, 283.1, 284 УК РФ), т. е. деяния, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства.

Анализ приведенной совокупности есть результат признания законодателем преступными различных деяний, но имеющих один предмет — сведения, составляющие государственную тайну.

В диспозитивных признаках ст. 275 УК РФ перечислены действия, составляющие объективную сторону государственной измены как особо тяжкого преступления. Одним из них является «выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» [5].

Статья 276 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за шпионаж. Одним из видов шпионажа в данной статье является шпионаж как самостоятельное преступление (в отличие от шпионажа как формы государственной измены), предметом которого также являются сведения, составляющие государственную тайну. Что касается этого вида шпионажа, то в данной статье объективная сторона преступления определяется законодателем как выражающаяся в «собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну» [5]. Соответственно, предметом этого преступления также являются сведения, составляющие государственную тайну. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, что образует противоправное предание огласке таких сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц. Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

Относительно недавней новеллой законодательства в анализируемом аспекте является криминализация незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283.1 УК РФ). Способами такого получения признаются похищение, обман, шантаж, принуждение, угроза применения насилия либо иные незаконные способы. Думается, новый состав, по мнению разработчиков, направлен на пресечение попыток превращения государственной тайны в предмет купли-продажи. Представляется возможным предполагать, что в качестве покупателей могут выступать не только иностранные разведчики, но и бизнесмены, предприниматели и любые заинтересованные физические и юридические лица, в их интересах которых действуют физические лица [3, с. 95].

Согласно диспозиции ст. 284 УК РФ объективная сторона преступления выражается как в действии, так и в бездействии, выражающихся в нарушении установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, послуживших причиной утраты документов или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, и наступления тяжких последствий.

Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит статьи, где определена ответственность за нарушение правил работы с документами (сведениями), составляющими государственную тайну. КоАП РФ содержит нормы об административной ответственности за противоправную деятельность в сфере защиты информации, составляющей государственную тайну, но не обладающие признаком общественной опасности.

Как явствует из содержания главы 13 «Административные правонарушения в области связи и информации», определенные нарушения правил защиты информации возникают, когда имеет место:

а) «нарушение условий, предусмотренных лицензиями на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, на создание средств соответствующей защиты, на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны»;

б) «использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну»;

в) «нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, за исключением случаев, указанных выше, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния» (соответственно ч. 3 ст. 13.12, ч. 4 ст. 13.12 и ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ).

Административная ответственность предусмотрена также за деятельность в области защиты государственной тайны либо за создание соответствующих средств защиты без лицензии (ч. 2 ст. 13.13). Помимо приведенной нормы, в КоАП РФ содержится статья, в которой регламентирована ответственность за «использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну» так же влечет административную ответственность (ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ) [6].

Рассмотрение в настоящей статье правовых средств обеспечения защиты государственной тайны обусловливает и обращение к нормам компенсаторной ответственности. Так, наступление гражданско-правовой ответственности характеризуется возмещением материального ущерба, условия и порядок возмещения которого регламентируются нормами ГК РФ.

Должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по защите государственной, служебной и коммерческой тайны с учетом их трудовой функции или служебного положения. За совершение проступка работодатель имеет право применить к ним дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по основаниям, предусмотренным п. п. «в» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ «Разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей». Как и другие меры дисциплинарного взыскания, увольнение применяется к работнику в порядке, установленном ст. 193 Трудового кодекса РФ [7].

Таким образом, обозначив правовые средства защиты института государственной тайны, важно подчеркнуть, что её защита является важной функцией государства, направленная на обеспечение его безопасности внутри страны и на международной арене.

Литература:

  1. Ротшильд, Натан Майер. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 12.07.2020).
  2. Современный словарь иностранных слов. — Москва: 1992. — 740 c. — Текст: непосредственный.
  3. Бакаева, О. Ю. Государственный контроль в сфере защиты государственной тайны: Актуальные вопросы правового регулирования /
  4. О. Ю. Бакаева. — Текст: непосредственный // Информационная безопасность регионов. — 2013. — № 1(12). — С. 93–97.
  5. Закон РФ от 21.07.1993г. № 5485–1 «О государственной тайне» (ред. от 29.07.2018) — Текст: электронный // Кодексы и Законы: [сайт]. — URL: https://www.zakonrf.info/doc/ (дата обращения: 12.07.2020).
  6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/. (дата обращения: 12.07.2020).
  7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/. (дата обращения: 12.07.2020).
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 12.11.2019) — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/. (дата обращения: 12.07.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная тайна, Российская Федерация, РФ, составляющая, УК РФ, сведение, тайна, административная ответственность, защита информации, разглашение сведений.


Задать вопрос