Коммерческая тайна: основные положения, основы правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 21.01.2020

Статья просмотрена: 1041 раз

Библиографическое описание:

Слюсарь, И. В. Коммерческая тайна: основные положения, основы правового регулирования / И. В. Слюсарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66568/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: коммерческая тайна, работник, работодатель, конфиденциальность.

Коммерческая тайна представляет собой конфиденциальную информацию, при помощи которой обладатель, при определённых обстоятельствах имеет возможность увеличить тем или иным образом доходы, или напротив, отойти от неоправданных расходов, а также воспрепятствовать изменению положения на рынке товаров, работ или услуг, или в конечном итоге получить некую коммерческую выгоду [1].

Основным правовым источником, являющимся основой правового регулирования коммерческой тайны, служит Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. Именно данный закон содержит основные положения и понятия, относящиеся к коммерческой тайне. В частности, статья 3 даёт официальное толкование понятию «коммерческая тайна». Статья 1 определяет основные цели деятельности данного закона, состоящие в регулировании отношений, связанных с каким-либо изменением режима коммерческой тайны.

Коммерческая тайна, относящаяся к объектам гражданского права, должна быть полностью институализирована. Также, можно представить коммерческую тайну в виде некого неписаного закона, основу которого подрывать нельзя. Каждая коммерческая тайна имеет, так сказать, собственного «хозяина», владеющего всеми её аспектами. Вследствие, без его ведома коммерческая тайна разглашаться не должна [4].

Рассматривая вопрос возникновения и развития коммерческой тайны, обратимся к мнению русского юриста В. Розенберга. В начале XX века им было сказано следующее суждение: «Сохранение коммерческой тайны — это одно из средств защиты от недобросовестной конкуренции, выступающей в роли охранительной меры» [9].

Впервые, законодательное закрепление коммерческая тайна нашла в Законе СССР «О предприятиях СССР». Статья 33 этого нормативного акта определяло коммерческую тайну как сведения, тесно связанные с управлением, финансами и иной деятельностью, разглашение которых влекло за собой неисправный ущерб предприятию. Однако, спецификой данного определения являлось то, что коммерческая тайна не представляла из себя государственный секрет.

Стоит вспомнить, что одним из главных принципов права является законность. Данный принцип является основополагающим и лежит в основе всех отраслей и институтов права. В частности, касательно коммерческой тайны можно отметить, информация, составляющая коммерческую тайну, должна быть получена от обладателя только на основании договора.

Рассматривая вопрос коммерческой тайны сквозь призму трудовых правоотношений, можно выделить следующую категорию лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне:

  1. Работники, нуждающиеся в коммерческой тайне для выполнения им трудовых обязанностей.
  2. Работники, в чьи обязанности не входит обладание информацией, составляющей коммерческую тайну [3].

Следовательно, выделив данные категории можно отметить, что в основе классификации лежат трудовые функции и сведения, отсутствие которых подорвёт нормальное функционирование первого.

Обратимся к Федеральному закону о «Коммерческой тайне» и дадим толкование каждой норме:

  1. Коммерческая тайна не может быть установлена лицами, задействовавшими в предпринимательской деятельности касательно сведений в учредительных документах, подтверждающих факт внесения записей о фирме и о предпринимателях в соответствующий реестр государственного органа [5].
  2. Коммерческой тайне не есть место быть в документации, предоставляющей право на осуществление предпринимательской деятельности.
  3. Не может составлять коммерческую тайну информация, влекущая сведения о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, а также сведений об использовании средств соответствующих бюджетов.
  4. Сведения о загрязнении окружающей среды, о состоянии противопожарной безопасности, о радиационной обстановке, а также о безопасности пищевых продуктов и иных факторов, оказывающих воздействие на обеспечение безопасной жизнедеятельности человека, также не могут быть отнесены к тайне, охраняемой законом. Стоит отметить, что данная норма декларируется статьей 5 Федерального Закона «О коммерческой тайне» и отчасти, по своему виду является бланкетной, делая отсылку к ФЗ «О безопасности» и «Об охране окружающей среды». В первом законе рассматриваются основополагающие принципы деятельности по обеспечению безопасности государства и безопасности общества в целом. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» содержит положение об открытости для населения информации об уровне и объёме выбросов загрязняющих веществ, а также о сбросах загрязняющих веществ [8].
  5. Коммерческую тайну не могу составлять сведения о численности и составе рабочего персонала, о системе и о размере оплаты труда, об условиях труда, о показателях производственного травматизма и о профессиональной заболеваемости. Делая отсылку с к статье 135 части 2 Трудового кодекса РФ можно сказать, что системы оплаты труда, доплаты и надбавки компенсационного характера, системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
  6. Информация по задолженности работодателей заработной платы работникам. Данная норма также имеет отсылку к трудовому кодексу, где подробно рассматривается данный вопрос.
  7. Не могут иметь скрытый характер и сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.
  8. Коммерческую тайну не могут составлять сведения об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности.
  9. Сведения о размерах и структуре доходов некоммерческихорганизаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации также не могут находиться под охраной государства.
  10. Информация, содержащая сведения о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица, также не может составлять коммерческую тайну.

Дабы предотвратить распространение конфиденциальной информации вне той или иной фирмы или предприятия, работодатель обязан:

  1. Ознакомить работника с коммерческой тайной, необходимой для его дальнейшего продвижения и выполнения своих служебных обязанностей. Отличительной чертой является то, что работнику предъявляется расписка о неразглашении [6].
  2. В обязанности работодателя входит также ознакомление работника с режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за её разглашение [7].
  3. Работодатель должен обеспечить необходимые условия для соблюдения работником коммерческой тайны.

Обратимся к вопросу сохранности информации, составляющей коммерческую тайну со стороны работника. Для рассмотрения данного вопроса сравним коммерческую тайну с кубом льда. Если мы будем передавать ледяной куб человеку, имевшему холодильник, то тем самым мы сохраним ледяной куб. Если отдадим куб лицу, не имеющему холодильник, от него останется просто никому не нужная лужа. Ледяной куб перестанет нести какую-либо ценность и значимость, попав в ненужные руки и превратившись в никому ненужную лужу воды. Данное сравнение успешно использовалось и используется в судебных разбирательствах.

Так вот, чтобы не произошло вышеописанного работник обязан:

  1. Не уклоняться и строго выполнять режим коммерческой тайны.
  2. Не разглашать коммерческую информацию.
  3. Без согласия владельца информации, а именно работодателя и его контрагентов не использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, в своих личных интересах и для своей личной выгоды.
  4. Если работник распространил коммерческую информацию и нарушил основные правила, то в его обязанности входит возмещение причинённых работодателю убытков.
  5. При расторжении трудового договора работник обязан передать работодателю все материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну [2].

Также следует отметить некую особенность касательно возмещения убытков. Работодатель вправе их потребовать с работника даже при расторжении трудового договора. Однако данная процедура возможно лишь в том случает, если информация была разглашена в период течения срока режима коммерческой тайны.

В случае, если работодатель не предпринял надежных мер по защите информации, составляющей коммерческую тайну, то возмещение убытков с работника, разгласившего коммерческую тайную информацию, снимаются.

На основе всего вышесказанного можно прийти к выводу о том, что решающее значение имеет не сторона содержательности коммерческой информации, а её действительная, потенциальная ценность, а также режим доступа к ней.

Литература:

1. Бушев А. Ю., Городов О. А. Коммерческое право. — М: Юристъ, 2011. С. 465.

2. Гаврилов Э. П. Ответственность работников, разгласивших коммерческую тайну. // Рос юстиция. — № 3. — 2000.

3. Выскребцев Б. С. Роль коммерческой тайны в трудовых правоотношениях // Вестник Челябинского государственного университета. — № 31. — 2009. С. 35

4. Кушиев К. С. Институализация коммерческой тайны. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — № 4. — 2008. С. 116.

5. Постовой Н. В. Коммерческое право: учеб. пос. — М: Юриспруденция, 2006. С. 322

6. Свит Ю. П. Охрана коммерческой тайны в рамках трудовых отношений. // Трудовое право. - № 1. – 2009. – С. 23-24.

7. Сетдарова Л. Б. Проблемы правового регулирования коммерческой тайны и служебной тайны в трудовых правоотношениях. // Юрист. - № 5. – 2009. – С. 67.

8. Погуляев В. В. Постатейный комментарий к Федеральному Закону Российской Федерации «О коммерческой тайне». – М: Юстицинформ, 2013. – С. 86.

9. Герасимов Р. Ю. Правовой режим коммерческой тайны в рамках трудовых отношений. // Успехи в химии и химической технологии. - № 10. – 2007. – С. 32.

Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая тайна, тайна, работник, сведение, коммерческая информация, ледяной куб, окружающая среда, конфиденциальная информация, предпринимательская деятельность, составляющая коммерческая тайна.


Похожие статьи

Особенности правового регламентирования института коммерческой тайны

В статье рассмотрены основные подходы правового регулирования института коммерческой тайны в РФ в контексте теоретических обоснований и правоприменения.

Проблемы правового регулирования банковской тайны

В статье автор рассматривает проблемы правового регулирования банковской тайны и возможные пути их решения.

Коммерческая тайна и меры по ее защите

В статье на основе положений нормативно-правовых актов и на воззрении специалистов раскрыто содержание понятия «коммерческая тайна». Главное внимание уделено способам и мерам защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Способы защиты коммерческой тайны

В статье авторы раскрывают понятие коммерческой тайны и определить какие существуют способы её защиты. Защищенность от раскрытия и ограниченная известность являются условиями существования коммерческой тайны.

Понятие адвокатской тайны

В данной статье рассмотрены понятие, сущность, значение адвокатской тайны, а также гарантии ее сохранения.

Проблемы нормативного правового регулирования корпоративных отношений

Обеспечение публичных и частных интересов при законодательном регулировании аудиторской тайны

Разглашение коммерческой тайны: основания и ответственность

Коммерческая тайна в цифровую эпоху. Правовой механизм обеспечения защиты коммерческой информации

В статье автор определяет актуальной правового механизма обеспечения защиты коммерческой информации, пишет о важности защиты коммерческой тайны в цифровую эпоху.

Этические нормы и реклама: правовое регулирование и реализация

Похожие статьи

Особенности правового регламентирования института коммерческой тайны

В статье рассмотрены основные подходы правового регулирования института коммерческой тайны в РФ в контексте теоретических обоснований и правоприменения.

Проблемы правового регулирования банковской тайны

В статье автор рассматривает проблемы правового регулирования банковской тайны и возможные пути их решения.

Коммерческая тайна и меры по ее защите

В статье на основе положений нормативно-правовых актов и на воззрении специалистов раскрыто содержание понятия «коммерческая тайна». Главное внимание уделено способам и мерам защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Способы защиты коммерческой тайны

В статье авторы раскрывают понятие коммерческой тайны и определить какие существуют способы её защиты. Защищенность от раскрытия и ограниченная известность являются условиями существования коммерческой тайны.

Понятие адвокатской тайны

В данной статье рассмотрены понятие, сущность, значение адвокатской тайны, а также гарантии ее сохранения.

Проблемы нормативного правового регулирования корпоративных отношений

Обеспечение публичных и частных интересов при законодательном регулировании аудиторской тайны

Разглашение коммерческой тайны: основания и ответственность

Коммерческая тайна в цифровую эпоху. Правовой механизм обеспечения защиты коммерческой информации

В статье автор определяет актуальной правового механизма обеспечения защиты коммерческой информации, пишет о важности защиты коммерческой тайны в цифровую эпоху.

Этические нормы и реклама: правовое регулирование и реализация

Задать вопрос