Коммерческая тайна в цифровую эпоху. Правовой механизм обеспечения защиты коммерческой информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Напалкова, Д. В. Коммерческая тайна в цифровую эпоху. Правовой механизм обеспечения защиты коммерческой информации / Д. В. Напалкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 263-266. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101234/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор определяет актуальной правового механизма обеспечения защиты коммерческой информации, пишет о важности защиты коммерческой тайны в цифровую эпоху.

Ключевые слова : коммерческая тайна, информация, конфиденциальная информация, ценная информация

По мере того, как мы вступаем в цифровую эпоху, все больше предприятий обращаются к Интернету и другим технологическим достижениям, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество. Цифровизация нашей экономики означает, что компании имеют доступ к огромным объемам данных, которые могут представлять для них ценность. Эти данные, часто называемые коммерческой тайной или коммерчески ценной информацией, должны быть защищены, чтобы предприятия могли сохранить свои конкурентные преимущества. Но, к сожалению, все чаще и чаще происходят «сливы» важной информации компании. Мы видим, что и актуальность данной проблемы подтверждается потребностью и необходимостью компаний защищать свою информацию, для чего им и необходимо устанавливать специальный режим и заключать дополнительные соглашения. Ведь от сохранности коммерческой тайны может зависеть успех целого бизнеса.

Начнем с определения понятия коммерческой тайны, которое дано в Федеральном законе — ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Коммерческая тайна режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [2, п.1 ст.2].

Коммерческая тайна отличается от других форм интеллектуальной собственности тем, что она не является общедоступной. Скорее, они представляют собой конфиденциальную информацию, такую как ноу-хау, формулы, процессы, проекты, образцы или методы, на которые компания имеет исключительное право, и которые она хочет скрыть от других ради коммерческой выгоды. Компании полагаются на эту форму знаний по целому ряду причин — от поддержания стоимости своих продуктов и услуг; защиты репутации своего бренда; сохранения лояльности клиентов; поддержания эффективности своей деятельности; или даже разработки новых продуктов или услуг. Поэтому для любого предприятия, стремящегося достичь долгосрочного успеха, важно предпринять адекватные шаги для защиты этой ценной информации.

То есть, коммерческая тайна — это вид коммерчески ценной и охраняемой законом информации. Коммерческая тайна — это конфиденциальная информация, которую компании держат в секрете, чтобы сохранить конкурентное преимущество и защитить свою интеллектуальную собственность. Хотя коммерческая тайна в целом относится к категории интеллектуальной собственности, она отличается от других видов охраняемой законом информации по нескольким параметрам. В отличие от патентов, торговых марок и авторских прав, коммерческая тайна не требует регистрации в официальном государственном органе. Это означает, что компаниям не нужно раскрывать какую-либо информацию о тайном активе или раскрывать какие-либо детали о том, как он работает или что в нем содержится, чтобы получить правовую защиту актива. Все, что требуется, — это чтобы владелец сохранял полную конфиденциальность информации, и только те люди, которым абсолютно необходим доступ, могли знать подробности о ней. Примерами распространенных видов коммерческой тайны [5] являются формулы продуктов, рецепты блюд, списки клиентов, производственные процессы и проекты/планы новых продуктов или услуг.

Важно отличать коммерческую тайну от иной коммерчески ценной и охраняемой законом информации . Основное отличие сведений конфиденциального характера от секретной коммерческой информации можно сформулировать так:

— коммерческую тайну составляют конфиденциальные сведения, имеющие специфичную направленность, связанную только с рыночной деятельностью хозяйствующего субъекта (имеющей своей целью получение прибыли);

— термин «конфиденциальная информация» специфичного оттенка не имеет и включает в себя более широкий спектр информации с ограниченным доступом (помимо секретных коммерческих сведений): персональные данные, сведения, составляющие служебную тайну, профессиональную тайну, и др.

Другим признаком, отличающим относимые в разряд коммерческой тайны сведения от конфиденциальной информации, является применяемый способ классификации информации [2, ст. 4]:

— перечень конфиденциальных сведений определен государством (указ Президента РФ № 188);

— формирование списка секретных коммерческих сведений является исключительной прерогативой ее обладателя (ст. 4 закона № 98-ФЗ), за исключением перечня не подлежащей засекречиванию информации, устанавливаемого законом (ст. 5 закона № 98-ФЗ).

При составлении списка секретных коммерческих сведений также учитывается:

— область деятельности компании;

— специфика ее работы;

— применяемые технологии;

— особенности поставщиков;

— интересы конкурентов и др.

Как писали ранее, суть коммерческой тайны определяется буквой закона N 98-ФЗ. Чтобы информация оставалась в секрете и была защищена от разглашения, она должна соответствовать и некоторым критериям:

— Сведения касаются профессиональных функций компании. Допустим, фирма производит глазированные сырки по уникальной технологии и по специальному рецепту — эти данные попадают под понятие КТ.

— Информация является очень важной для людей, не работающих в компании, и они за ней активно охотятся. Например, прямые конкуренты или недоброжелатели.

— Сведения являются собственностью фирмы, и она вправе защитить их грифом «Совершенно секретно».

— КТ не содержит информацию, относящуюся к государственной тайне: это другая категория, состав которой определяет правительство.

Владелец КТ тщательно охраняет ее всеми доступными законными способами, но обязан предоставлять ее органам государственной власти. Запрос должен быть официально оформлен, подписан руководством ведомства, от которого направлен, а также должен содержать информацию о причине заинтересованности и сроках исполнения.

Не все сведения можно оформить как коммерческая тайна: по закону засекретить можно только ту информацию, которая представляет ценность. Допустим, были рассекречены часы работы предприятия. Фактически от утечки ничего не изменится, компания будет работать в том же режиме [1].

Также по закону нельзя скрывать некоторую юридическую информацию, которая должна быть в свободном доступе [2, ст. 5]:

— учредительную документацию ИП или юрлица;

— информацию об освоении государственных бюджетов;

— кадровые сведения: количество сотрудников, охрана труда, открытые вакансии;

— данные о наличии долгов перед работниками или государством;

— информацию о наносимом вреде людям: влияние на окружающую среду, соблюдение противопожарных норм и других;

— списки граждан, которые могут представлять компанию и совершать действия от ее имени без доверенности;

— данные о нарушениях и привлечении к ответственности как самого предприятия, так и его руководства;

— другую информацию, регламентированную законом [2, ст. 5].

Рассмотрим три примера утечки информации [10].

Сотрудник рассказал конкурентам своей компании, что на производство приезжали экологи и выявили небольшие нарушения, которые устранили за два дня. Это не КТ: такая информация по закону не может быть закрытой, соответственно, появится в открытом доступе.

Сотрудник рассказал, что главбух предприятия выпивает до обеда по семь стаканов крепкого чая и съедает три шоколадных батончика. Это не КТ: информация не имеет ценности, и ее разглашение не повлияет на ход дел компании.

Работник передал конкурентам несколько писем с перепиской генерального директора своей компании с его заграничным партнером о готовящемся контракте. Эта информация охраняется, и ее обнародование попадает под санкции.

Как же обеспечить защиту коммерческой тайны в компании?

Одним из способов, с помощью которого компании могут защитить свои коммерческие тайны, являются такие правовые механизмы, как соглашения о конфиденциальности (также известные как соглашения о неразглашении). Эти документы устанавливают четко определенные правила относительно того, кто имеет доступ к определенным видам информации в организации и что те, кто имеет доступ, могут или не могут делать с ней (например, кому разрешено видеть ее или использовать в тематических исследованиях) [9]. Кроме того, юридически обязывающие контракты служат сдерживающим фактором для потенциальных воров, которые могут искать коммерчески важную информацию со злым умыслом. Внедрение строгих правил сбора и хранения конфиденциальной информации также необходимо для обеспечения безопасности бизнеса: двухэтапная аутентификация, программное обеспечение для защиты паролем, программное обеспечение для автоматического шифрования с использованием надежных алгоритмов шифрования — все это гарантирует, что конфиденциальные материалы останутся именно конфиденциальными, пока не возникнет необходимость. Также важно, чтобы компании защищались не только от внешних угроз, но и от внутренних — предоставляя сотрудникам четкие инструкции по работе с конфиденциальными данными в случае необходимости, но поддерживая надежные принципы конфиденциальности при передаче данных между членами команды без необходимости. Более того, игра в ответственное раскрытие информации позволяет специалистам и хакерам, как выявить уязвимости без ущерба для безопасности, так и получить признание в отрасли и возможное финансовое вознаграждение! В конечном итоге, в современную цифровую эпоху, когда киберпреступность становится все более изощренной, наличие надежной политики и правовых мер становится всем, что есть у многих организаций между собой и злоумышленниками, стремящимися использовать технические уязвимости для получения незаконного преимущества над конкурентами. Компании должны сохранять бдительность и обеспечивать надежную защиту коммерческой тайны от потенциальных рисков, чтобы извлечь максимальную выгоду из коммерчески ценной информации и обеспечить себе прочный успех в будущих начинаниях!

Вопрос об ответственности за разглашение коммерческой тайны активно обсуждался в судебной практике последнего времени и является областью хозяйственного права, в которой существует противоречие между необходимостью сохранения коммерческой тайны и стремлением к публичному доступу к информации для прозрачного управления.

Укажем какая существует ответственность :

  1. Гражданско-правовая

Убытки или санкции, установленные договором, например, штраф — ст. ст. 15, 1472, п. 1 ст. 330 ГК РФ и др. [1]

  1. Административная

— ст. 13.14 КоАП РФ: разглашение лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей:

— для граждан и организаций предусмотрен только штраф до 10 и до 200 тыс. руб., а для должностных лиц (в т. ч. адвокатов) — штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет. При этом неважно, причинило разглашение вред или нет, достаточно самого факта.

  1. Дисциплинарная

пп. «в« п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: увольнение за разглашение. Если сотрудник направил содержащую КТ информацию на личную электронную почту, нарушив установленный запрет (Постановление КС РФ от 26.10.2017 № 25-П).

  1. Уголовная

ст. 183 УК: незаконные разглашение или использование сведений, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе: штраф в размере до 1 млн руб. или в размере з/п осужденного за период до 2 лет лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, лишение свободы до 3 лет.

В случае тяжких последствий (например, банкротство, — лишение свободы до 7 лет.

Стоит также отметить и основные меры по установлению режима коммерческой тайны в компании [2, ст. 10]:

1) определение перечня информации — любая, кроме той, которая не может быть отнесена к КТ (прямо указано НПА);

2) ограничение доступа к информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка — издание положения о КТ, подписание соглашений с работниками и контрагентами, применение мер защиты;

3) учет лиц, получивших доступ к информации — ведение журналов, формуляров, электронных систем учета доступа;

4) регулирование отношений по использованию информации, с работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров

5) нанесение грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации

Конечно, не забываем, что мы теперь неразлучны с цифровой средой. Поэтому, также применяем: нанесение грифов на электронные документы, в названия файлов, папок, содержащих КТ [8]; настройку прав доступа; использование СКУД; использование программ, защищающих от копирования; использование общих средств защиты (антивирус, блокировка, пароли и пр.); запрет использования облаков типа mail и google. Заключение с провайдерами соглашений о неразглашении КТ, осуществление ведения переговоров с использованием видеозаписи, протоколирования КТ под подпись; ознакомление с особо ценной информацией с использованием видеозаписи; запрет использования мессенджеров и незащищенных каналов связи.

Подводя итог вышесказанному, в цифровую эпоху особенно возросла ценность информации, в частности, возросла ценность коммерчески значимой информации. Необходимость защиты коммерческой тайны также стоит на первом месте у бизнеса. Правовые механизмы, уже разработанные в России, стоит дополнять и разработкой внутренней политикой компании с мерами пресечения утечки данных, разглашения коммерческой тайны.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
  2. О коммерческой тайне: Федеральный закон № 98-ФЗ от 29.07.2004 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
  3. Валюженич, Н. Коммерческая тайна: способы доступа и защиты / Н. Валюженич. — М.: КноРус, 2015. — 859 c.
  4. Денисов Коммерческие договоры — 2 / Денисов, А.Ю. и. — М.: Дело и сервис, 2018. — 176 c.
  5. Илякова, И. Е. Коммерческая тайна: учебное пособие для вузов / И. Е. Илякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 139 с.
  6. Погуляев, В. В. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (постатейный) / В. В. Погуляев. — М.: Юстицинформ, 2015. — 707 c.
  7. Северин, В. А. Коммерческая тайна в России: моногр. / В. А. Северин. — М.: Зерцало, 2015. — 977 c.
  8. Хмелевская, Елена Коммерческая тайна в трудовых отношениях: / Елена Хмелевская. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. — 414 c.
  9. Право.ру: официальный сайт. — Москва. — URL: https://pravo.ru/story/238090/ (дата обращения: 23.02.2023). — Текст: электронный.
  10. Instrumenti-nn.ru: сайт — 2023 — Обновляется в течение суток. — URL: Коммерческая информация о конкурентах: секреты и тайны — Разбор собеседований (instrumenti-nn.ru) (дата обращения: 15.02.23). — Текст: электронный.
  11. Юридическая энциклопедия: сайт. –2023 –. — URL: Любой вид коммерческой хозяйственной деятельности включая адвокатскую и врачебную частную практику (advokat-feygin.ru) (дата обращения: 29.03.20123). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): информация, тайна, компания, конфиденциальная информация, ценная информация, сведение, интеллектуальная собственность, коммерческая тайна, цифровая эпоха, коммерческая выгода.


Похожие статьи

Коммерческая тайна организации и механизм ее обеспечения

В основе коммерческой деятельности организации лежат конфиденциальные сведения, которыми владеет организация. В данной статье рассматривается коммерческая тайна компании и ее роль в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Также ра...

Способы защиты коммерческой тайны

В статье авторы раскрывают понятие коммерческой тайны и определить какие существуют способы её защиты. Защищенность от раскрытия и ограниченная известность являются условиями существования коммерческой тайны.

Коммерческая тайна и меры по ее защите

В статье на основе положений нормативно-правовых актов и на воззрении специалистов раскрыто содержание понятия «коммерческая тайна». Главное внимание уделено способам и мерам защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Особенности правового регламентирования института коммерческой тайны

В статье рассмотрены основные подходы правового регулирования института коммерческой тайны в РФ в контексте теоретических обоснований и правоприменения.

Проблемы правового регулирования адвокатской тайны в свете цифровизации адвокатской деятельности

В научной статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения сохранения адвокатской тайны; выявлены риски и угрозы нарушения такого вида тайны; раскрыта проблема сохранения конфиденциальности информации при использовании адвокатом цифровых средств и с...

Документарно-информационная составляющая информационного общества в России

В статье исследуются документированная информация как один из важнейших ресурсов государства.

Защита персональных данных в эпоху цифровизации

В статье определяется общая характеристика цифровизации в современном обществе. Рассматривается необходимость обеспечения более качественной защиты персональных данных граждан в эпоху цифровизации. Также исследуются вопросы нормативного закрепления п...

Правовая защита персональных данных в Российской Федерации

В данной статье представлены актуальные проблемы защиты персональных данных в РФ, особенности правового регулирования защиты личных данных в сети Интернет, оценка эффективности действующего законодательства РФ в сфере защиты персональных данных.

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Проблемы правового регулирования цифровых объектов гражданских прав

Статья посвящена переосмыслению объектов гражданских прав в условиях цифровизации. Рассматриваются основные проблемы, препятствующие эффективному правовому регулированию новых цифровых объектов гражданских прав. Особое внимание уделено освещению проб...

Похожие статьи

Коммерческая тайна организации и механизм ее обеспечения

В основе коммерческой деятельности организации лежат конфиденциальные сведения, которыми владеет организация. В данной статье рассматривается коммерческая тайна компании и ее роль в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Также ра...

Способы защиты коммерческой тайны

В статье авторы раскрывают понятие коммерческой тайны и определить какие существуют способы её защиты. Защищенность от раскрытия и ограниченная известность являются условиями существования коммерческой тайны.

Коммерческая тайна и меры по ее защите

В статье на основе положений нормативно-правовых актов и на воззрении специалистов раскрыто содержание понятия «коммерческая тайна». Главное внимание уделено способам и мерам защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Особенности правового регламентирования института коммерческой тайны

В статье рассмотрены основные подходы правового регулирования института коммерческой тайны в РФ в контексте теоретических обоснований и правоприменения.

Проблемы правового регулирования адвокатской тайны в свете цифровизации адвокатской деятельности

В научной статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения сохранения адвокатской тайны; выявлены риски и угрозы нарушения такого вида тайны; раскрыта проблема сохранения конфиденциальности информации при использовании адвокатом цифровых средств и с...

Документарно-информационная составляющая информационного общества в России

В статье исследуются документированная информация как один из важнейших ресурсов государства.

Защита персональных данных в эпоху цифровизации

В статье определяется общая характеристика цифровизации в современном обществе. Рассматривается необходимость обеспечения более качественной защиты персональных данных граждан в эпоху цифровизации. Также исследуются вопросы нормативного закрепления п...

Правовая защита персональных данных в Российской Федерации

В данной статье представлены актуальные проблемы защиты персональных данных в РФ, особенности правового регулирования защиты личных данных в сети Интернет, оценка эффективности действующего законодательства РФ в сфере защиты персональных данных.

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Проблемы правового регулирования цифровых объектов гражданских прав

Статья посвящена переосмыслению объектов гражданских прав в условиях цифровизации. Рассматриваются основные проблемы, препятствующие эффективному правовому регулированию новых цифровых объектов гражданских прав. Особое внимание уделено освещению проб...

Задать вопрос