В основе коммерческой деятельности организации лежат конфиденциальные сведения, которыми владеет организация. В данной статье рассматривается коммерческая тайна компании и ее роль в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Также рассмотрены, какие меры необходимы для защиты конфиденциальной информации компании.
Ключевые слова: конфиденциальная информация, коммерческая тайна, информационная безопасность, экономическая безопасность, утечка информации.
The organization's business is based on confidential information held by the organization. This article discusses the trade secret of the company and its role in the system of economic security of an economic entity. It also considers what measures are necessary to protect the confidential information of the company.
Keywords: confidential information, trade secret, information security, economic security, information leakage.
Креативность и инновации дают предприятиям конкурентное преимущество. Некоторые инновации держатся компаниями в секрете, и, поскольку они представляют большую ценность для этих компаний, они принимают меры для обеспечения защиты информации. Коммерческая тайна — это вид интеллектуальной собственности, и зачастую она является ключом к конкурентному преимуществу.
Под коммерческой тайной понимают это режим конфиденциальности информации, при котором владелец, в случае сложившихся обстоятельств, может увеличить свои доходы, снизить расходы или сохранять свою позицию на рынке товаров и услуг.
В отличие от другой интеллектуальной собственности, такой как авторское право, изобретение, товарный знак, коммерческая тайна не может быть измерена или зарегистрирована. Таким образом, владельцы бизнеса должны принимать взвешенные меры для защиты своей коммерческой тайны, устанавливая надлежащие юридические процедуры и процедуры безопасности для обращения с ней.
Конфиденциальная информация — это закрытая информация, полученная в ходе деловых отношений. Эта информация может включать, помимо прочего, организационную структуру, управление, стратегии, политику, финансы, коммерческую тайну и деятельность. Целесообразно обеспечить надлежащую защиту этой информации, поскольку раскрытие такой информации может нанести ущерб бизнесу. Информация, составляющая коммерческую тайну, представляет собой закрытую информацию о коммерческой деятельности организации. Сюда входит информация о процессах или методах производства и предоставления продуктов и услуг, схемах, конструкциях или другая информация, с помощью которой физическое или юридическое лицо может получить экономическую выгоду по сравнению с другими лицами, ведущими аналогичный бизнес.
В целом, чтобы квалифицироваться как коммерческая тайна, информация должна иметь:
— коммерческую ценность, потому что это секрет,
— быть известной только ограниченному кругу лиц,
— быть объектом разумных шагов, предпринятых законным владельцем информации для сохранения ее секретности, включая использование соглашений о конфиденциальности для деловых партнеров и сотрудников.
Несанкционированное получение, использование или разглашение такой секретной информации в порядке, противоречащем добросовестной коммерческой практике, другими лицами считается недобросовестной практикой и нарушением защиты коммерческой тайны.
Как правило, любая конфиденциальная коммерческая информация, которая обеспечивает предприятию конкурентное преимущество и неизвестна другим, может охраняться как коммерческая тайна.
Коммерческие тайны охватывают как техническую информацию, такую как информация о производственных процессах, данные фармацевтических испытаний, проекты и чертежи компьютерных программ, так и коммерческую информацию, такую как методы распространения, список поставщиков и клиентов и рекламные стратегии.
Коммерческая тайна может также состоять из комбинации элементов, каждый из которых сам по себе является общественным достоянием, но такая комбинация, которая хранится в секрете, обеспечивает конкурентное преимущество.
В зависимости от правовой системы правовая охрана коммерческой тайны является частью общей концепции защиты от недобросовестной конкуренции или основывается на конкретных положениях или прецедентном праве о защите конфиденциальной информации.
Хотя окончательное решение о том, нарушена или нет защита коммерческой тайны, зависит от обстоятельств каждого отдельного случая, в целом недобросовестные действия в отношении секретной информации включают промышленный или коммерческий шпионаж, нарушение контракта и нарушение конфиденциальности.
Владелец коммерческой тайны, однако, не может запретить другим использовать ту же техническую или коммерческую информацию, если он самостоятельно приобрел или разработал такую информацию в ходе собственных исследований и разработок, обратного проектирования или маркетингового анализа и т. д. Поскольку коммерческая тайна не предается гласности, в отличие от патентов они не обеспечивают «защитной» охраны, как предшествующий уровень техники. Например, если конкретный процесс получения соединения X охраняется коммерческой тайной, кто-то другой может получить патент или полезную модель на то же изобретение, если изобретатель пришел к этому изобретению самостоятельно.
Компании должны принимать превентивные меры для защиты коммерческой тайны от кражи или незаконного присвоения, в том числе:
— Соглашение о неразглашении (NDA): сотрудники и деловые партнеры должны подписать соглашение о неразглашении, которое не позволит им разглашать конфиденциальную информацию компании.
— Соглашение о неконкуренции (NCA): работодатели должны просить сотрудников, подрядчиков и консультантов подписать соглашение о неконкуренции, чтобы предотвратить их участие в конкуренции после истечения срока действия их трудового/служебного договора.
— Надежная инфраструктура ИТ-безопасности
— Контроль доступности важных документов
Для того чтобы информация была отнесена к коммерческой тайне, она должна обладать следующими качествами:
— Компания предпринимает достаточно шагов для того, чтобы информация оставалась секретной.
— Это коммерчески выгодно, и утечка этой информации может нанести ущерб организации.
— Это известно лишь небольшому кругу людей.
Разглашение коммерческой тайны считается недобросовестным и является нарушением законных прав компании.
Компания может развиваться и получать доход от своей интеллектуальной собственности. Хотя вы можете захотеть продемонстрировать преимущества своей инновации, внутренние процессы могут храниться в секрете, чтобы конкуренты не могли их использовать. Вот некоторые наиболее распространенные виды коммерческой тайны:
1) Программный код программного обеспечения вашей компании
2) Секретные инструменты или процессы, используемые компанией для получения конечного продукта
3) Организационные планы, бизнес-стратегии и юридическая информация
Когда руководство компании определяет какую-либо информацию как свою коммерческую тайну, компания должна предпринять разумные шаги, чтобы не допустить ее раскрытия. Эти «разумные шаги» отличаются от одной компании к другой. Например, для небольшой компании достаточно поместить файл в картотеке, чтобы сохранить что-то в секрете. Но крупной корпорации, возможно, придется нанять сотрудников службы безопасности для обеспечения безопасности своих секретов.
Компании должны предпринять следующие шаги для защиты сывоей коммерческой тайны:
1) Определить свои торговые секреты
2) Распознавать фрагменты информации, которые должны храниться в секрете.
3) Изолировать документы, содержащие секрет. Все эти документы или файлы должны быть помечены как конфиденциальные и защищены.
4) Провести аудит
5) Найти, где эта информация обменивается
6) Все сотрудники, которые работают с конфиденциальными файлами, должны подписать соглашение о неразглашении, чтобы гарантировать, что секреты компании не будут раскрыты.
Коммерческая тайна дает владельцу право защищать свою информацию от разглашения. Степень, в которой компания предпринимает шаги для защиты своей информации, зависит от ее индивидуальных обстоятельств.
Если коммерческая тайна компании получена кем-то, кто законно получил эту информацию, это не считается незаконным.
МИТ является сегодня единственным отечественным предприятием, разрабатывающим твердотопливные перспективные стратегические ракетно-ядерные межконтинентальные системы как наземного, так и морского базирования. В настоящее время институт продолжает работы по ряду научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Источниками информации, являющимися коммерческой тайной, а, следовательно, потенциальными источниками утечки на анализируемом предприятии АО «Корпорация «МИТ» являются:
1) Документация предприятия (входящие-исходящие, приказы, бизнес планы, деловая переписка и т. п.);
2) Рабочий персонал или просто люди (в это понятие входят все без исключения работники предприятия, в том числе и сам директор);
3) Партнеры, контрагенты или клиенты, пользующиеся или пользовавшиеся услугами АО «Корпорация «МИТ», являются наиболее осведомленными источниками, зачастую обладающими важнейшими секретами.
4) Производимая продукция или оказываемые услуги.
5) Технические средства обеспечения производственной деятельности.
6) Косвенные источники (мусор, реклама, публикации в печати).
На анализируемом предприятии АО «Корпорация «МИТ» разработана и утверждены следующие документы, обеспечивающие сохранность коммерческой информации:
— Инструкция по обеспечению сохранности коммерческой тайны.
— Положение о коммерческой тайне.
— Обязательство о неразглашении коммерческой тайны.
— Памятка работнику о сохранении коммерческой тайны.
— Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
— Положение регламентирующее режим документооборота предприятия.
Сотрудник АО «Корпорация «МИТ» обязан работать только с теми сведениями и документами, содержащими коммерческую тайну, к которым он получил доступ в силу своих служебных обязанностей, знать какие конкретно сведения подлежат защите, а также строго соблюдать правила пользования ими.
На анализируемом предприятии АО «Корпорация «МИТ» организована служба безопасности. В службу предприятия входят: подразделение защиты информации, подразделение технических средств связи и противодействия техническим средствам разведки, подразделение охраны.
Система организации защиты коммерческой тайны АО «Корпорация «МИТ» включает в себя комплекс заранее разработанных на определенный срок мер, охватывающих совокупность всех видов деятельности, направленных на совершенствование обеспечения сохранности информации с учетом изменений внешних и внутренних условий и предписывающих конкретным лицам или подразделениям определенный порядок действий.
В работе по сохранению коммерческой тайны применяются современные технические меры защиты информации, проводится грамотная работа с персоналом предприятия.
Итак, каждая организация обладает коммерчески ценной информацией, которая делает ее уникальной и отличной от конкурентов. Это называется коммерческая тайна. Коммерческая тайна — это конфиденциальная информация, которая может позволить стороне получить экономическое преимущество перед конкурентами. Это информация об организации, которая делает бизнес особенным и ценным. Они включают бизнес-формулы или методы и методы работы.
Литература:
- Косенцев, Е. А. Ответственность за разглашение коммерческой тайны: проблемы и пути решения / Е. А. Косенцев // Проблемы государства и права в исследованиях студентов. — Москва — Тюмень: АНО ВО «Институт деловой карьеры», 2022. — С. 82–84.
- Зантария, А. Б. Использование и охрана информации, составляющей коммерческую тайну: актуальность внедрения методических рекомендаций для предпринимателей / А. Б. Зантария // Молодой ученый. — 2022. — № 42(437). — С. 101–103.
- Штрауб, И. А. Коммерческая тайна и организация ее защиты на предприятии / И. А. Штрауб // Актуальные проблемы использования специальных знаний при выявлении и доказывании экономических преступлений. — Нижний Новгород: Типография «Марко Поло», 2021. — С. 231–238.
- Балан, Я. Г. Концептуальные подходы к определению способов защиты коммерческой тайны / Я. Г. Балан // Вестник ВИЭПП. — 2021. — № 1. — С. 122–126.