Об охране сведений, составляющих коммерческую тайну | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 22.10.2018

Статья просмотрена: 611 раз

Библиографическое описание:

Дьякова, Л. А. Об охране сведений, составляющих коммерческую тайну / Л. А. Дьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53217/ (дата обращения: 19.11.2024).



Зачем нужна правовая система ограничения доступа к информации? Ответим от противного:

– отсутствие системы создает условия для нарушения прав граждан на доступ к информации и прав на ограничение доступа;

– отсутствие системы создает условия для злоупотреблений правами граждан на доступ к информации и правами на ограничение доступа;

– отсутствие системы не позволяет эффективно защищать информацию, а значит, и права субъектов.

В целом отсутствие правовой системы ограничения доступа к информации тормозит развитие демократических институтов информационного общества [5, с. 3].

Основная цель защиты информации конфиденциального характера — это предотвращение угрозы безопасности личности, общества и государства, то есть достижение и поддержание состояния информационной безопасности [10, с. 91].

В соответствии с ГОСТ Р 50922–2006 защита информации — это деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию [4].

Как пишет К. В. Пронин, охрана или защита информации с ограниченным доступом состоит в создании необходимых условий как для недопущения искажения информации, закрепленной на материальном носителе, так и предотвращения ее разглашения [8, с. 61].

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона об информации 149 [2] государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Основная цель защиты информации конфиденциального характера — это предотвращение угрозы безопасности личности, общества и государства, то есть достижение и поддержание состояния информационной безопасности [10, с. 91].

Вопросы использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну, регулируются нормами КРФ [1], Законом о коммерческой тайне [3].

Кроме того, что для защиты коммерческой тайны используются, как правило, общие законы, применимые к сделкам, санкции против недобросовестной конкуренции и так далее, в отличие от промышленных образцов, полезных моделей, изобретений, для защиты которых предусмотрены специальные нормы, предусмотрена прямая правовая защита [9, с. 87].

Укажем, что может быть признано нарушением прав на коммерческую тайну:

– использование неправомерных средств для получения коммерческой тайны;

– получение коммерческой тайны другого лица, лицом, которое знает или имеет основания знать, что данная информация приобретается с помощью неправомерных средств;

– разглашение или использование коммерческой тайны лицом, которое знало или имело основания знать, что данная информация была получена с помощью неправомерных способов, или приобретена при обстоятельствах, обязывающих соблюдать ее конфиденциальность или ограничения по ее использованию;

– разглашение коммерческой тайны или использование коммерческой тайны другого лица, без разрешения ее обладателя [13, с. 168].

М. Эпштейн считает, что нарушение права на коммерческую тайну — это несанкционированное ее использование, способ же получения информации значения не имеет, так как любой доступ к коммерческой тайне, прямо не санкционированный владельцем, нарушает принятый им режим охраны, а потому считается незаконным.

Также автор указывает, что охрана коммерческой тайны возможна:

– в рамках трудовых отношений;

– в рамках гражданско-правовых отношений [14, с. 26].

Закон о коммерческой тайне в ст. 10 предусматривает меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, которые включают составление перечня такой информации, ограничения доступа к ней, учет лиц, получающих доступ к такой информации, регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров, нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

Также меры по охране коммерческой тайны можно подразделить в зависимости от вида использования:

– меры, возникающие в связи с использованием коммерческой тайны лично, для собственных интересов;

– меры, возникающие в связи с передачей коммерческой тайны другим (третьим) лицам на основании гражданско-правового договора или по требованию уполномоченных должностных лиц [5, с. 87].

Согласимся с А. П. Сергеевым, который считает, что основная обязанность правообладателя — это принимать меры по охране коммерческой тайны [11, с. 683]. Е. В. Елютина также указывает на необходимость избегать использования незаконных средств охраны конфиденциальной информации [6, с. 16].

В. Ярочкин в своей работе пишет, что порядок сохранности коммерческой тайны устанавливает руководитель предприятия. Ограничения в доступе к коммерческой тайней не должны превосходить разумных пределов и не могут быть использованы для сокрытия от общественности ошибок, некомпетентности должностных лиц, бесхозяйственности, расточительности, недобросовестной конкуренции и других негативных явлений в деятельности организации, а также уклонения от выполнения договорных обязательств и уплаты налогов [15, с. 52].

Э. Соловьев полагает, что меры по охране коммерческой тайны предпринимает именно ее обладатель, который сам решает, что именно надо засекретить. От имени обладателя информации действует руководитель организации, на которого возлагается обязанность принятия мер по обеспечению конфиденциальной соответствующей информации в трудовых и гражданско- правовых отношениях. При этом большое внимание уделяется техническим средствам защиты коммерческой тайны: сейфы, система сигнализации, средства выявления подслушивающих устройств и так далее [12, с. 12].

Патюхина А. пишет, что обязанность предпринимать меры по охране коммерческой тайны обусловлена также тем, что отсутствуют правоустанавливающие документы, не требуется проведение экспертизы на соответствие критериям охраноспособности, не нужна регистрация договора о передаче коммерческой тайны [7, с. 58].

Судебная практика подтверждает, что раскрытие конфиденциальной информации на предприятии чаще всего связано с ненадлежащей организацией внутренней защиты сведений, составляющих коммерческую тайну.

Так, к примеру, в соответствии с обзором судебной практики по защите коммерческой тайны в сфере информационных технологий в России за 2014–2017 г.г. [16] основные проблемы, возникающие у компаний, связанные с раскрытием конфиденциальной информации связаны с нарушением режима коммерческой тайны сотрудниками этих компаний, противозаконным доступом, связанным со слабой системой внутренней защиты, и ситуациями когда лицензиар передает исключительные права на использование ноу-хау, а лицензиат раскрывает секретные сведения.

Таким образом, полагаем, что существует система самозащиты прав на коммерческую тайну, которая представляет собой совокупность мер, предпринимаемых обладателем информации для ее защиты. Охрана информации, составляющей коммерческую тайну, зависит, прежде всего, от действий обладателя такой информации в процессе ее использования и передачи. В системе самозащиты прав на коммерческую тайну, можно выделить следующие группы мероприятий:

– юридического характера: например, страхование риска раскрытия сведений и совершения иных незаконных действий с информацией, заключение соглашений о неразглашении информации и прочее.

– физического характера: например, меры физической защиты, такие как установка сигнализации, замков, паролей, наличие охранников; графические меры — шифрование сведений; административные меры — создание службы безопасности, пропускной режим, режим секретности и так далее.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.] // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
  3. Федеральный закон Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.
  4. «Защита информации. Основные термины и определения. ГОСТ Р 50922–2006» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 г. № 373-ст) // М., Стандартинформ, 2008
  5. Волчинская Е. К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации // Информационное право. 2013. № 4. С. 3.
  6. Елютина Е. В. Правовая регламентация сохранения тайны // Государство и право. 2002. № 8. С. 16.
  7. Патюхина А. Интеллектуальная собственность в нематериальных активах предприятия: проблемы бухгалтерского учета и налогооблажения / Интеллектуальная собственность. 2000. № 8. С. 58.
  8. Пронин К. В. Как защитить коммерческую тайну предприятия // М., 2008. С. 63.
  9. Мирских И. Ю. Коммерческая тайна как вид конфиденциальной информации: трудоправовой и цивилистический аспекты: дис. … канд. юрид. наук. Пермь. 2005. С. 87.
  10. Семашко А. В. Правовые основы оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 91.
  11. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации // М., 2004. С. 683.
  12. Соловьев Э. Коммерческая тайна и ее защита // М., 1997. С. 12.
  13. Строгонова И. В. Правовой режим конфиденциальной информации: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2004. С. 168.
  14. Эпштейн М. Охрана коммерческой тайны // Интеллектуальная собственность. 2000. № 8. С. 26.
  15. Ярочкин В. Коммерческая тайна в условиях рыночной экономики // Интеллектуальная собственность. 2000. № 12. С. 52.
  16. Обзором судебной практики по защите коммерческой тайны в сфере информационных технологий в России за 2014–2017 г.г. // URL: http://fondatom.ru/obzor-sudebnoj-praktiki-po-zashhite-kommercheskoj-tajny-v-sfere-it-v-rossii/ (дата обращения: 16.06.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая тайна, защита информации, тайна, информация, конфиденциальная информация, мера, отсутствие системы, информационная безопасность, конфиденциальный характер, недобросовестная конкуренция.


Задать вопрос