Важность использования нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии — в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Никонорова, И. Ю. Важность использования нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии — в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Никонорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 393-396. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87086/ (дата обращения: 20.01.2022).



Истоки творческих способностей и дарование детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источники творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок.

Сухомлинский В. А.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, развитие интеллектуальных качеств дошкольников в различных видах деятельности. Современные педагоги и специалисты дошкольного образования большое внимание уделяют проблеме познавательного развития, а так как формирование познавательных способностей, становление речи и развитие кисти руки тесно взаимосвязаны между собой, то это, в свою очередь, требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. А где можно лучше можно развивать кисть руки, делать более активными движения пальцев? Конечно же, в творческой деятельности. Творческая деятельность играет важную роль в жизни любого человека, тем более, она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач нашей страны.

Дети с особенностями в развитии, в отличие от детей с нормальным развитием, имеют множество ограничений в различных видах деятельности, не самостоятельны, нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, не могут свободно контактировать со сверстниками и с взрослыми. Их возможности приобретения навыков сильно ограничены, они не подготовлены к жизни и обучению. А трудности, которые испытывают такие дети в освоении окружающего мира приводят к возникновению таких эмоциональных проблем, как страх, тревожность, напряженность и даже агрессия. Часто для особенных детей мир кажется пугающим, небезопасным, а это — очень серьезное препятствие в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Для того, чтобы помочь детям с особенностями в развитии улучшить качество их жизни, современный педагог должен помнить о главном, а именно:

– нужно любить детей и полностью им отдаваться;

– нужно успевать за новейшими технологиями, которые постоянно меняются и стремительно входят в нашу повседневную жизнь;

– необходимо повышать свою квалификацию и совершенствовать свои профессиональные навыки.

Существует мнение, что работа педагога состоит только из проблем. Но надо и понимать, что такие преграды вполне преодолимы. Да, наша профессия не похожа на все другие. Не каждый получивший профессию педагога вместе с дипломом может по праву им считаться. Но я согласна с мнением специалистов, что если воспитатель длительное время работает с детьми, значит, это его путь не только «научить», но и чтобы постоянно быть и жить с детьми. От этого дети становятся лучше, растут и взрослеют при нашем непосредственном участии.

В нашем Центре я работаю уже 14 лет. Дети в группе очень сложные, с особенностями в развитии, каждый из них сугубо индивидуален и требует к себе особенного подхода. Но я люблю свою работу, люблю своих девчонок, получаю огромную радость от даже самых маленьких успехов и побед в их развитии. Внимательно наблюдаю за своими воспитанниками, пытаюсь организовать для них разнообразную творческую деятельность, стараюсь создать условия для самоутверждения, благоприятный нравственно — психологический климат в группе.

Постоянно общаясь с детьми, предлагая им разные, продуманные заранее, виды деятельности, тесно взаимодействуя со всеми сотрудниками группы в создании интересных и красивых работ, стало очевидным, что наиболее заманчивым занятием для детей моей группы являются краски и пластилин.

Было замечено, что дети больше склоняются к изобразительному виду деятельности. Их увлекает работа с красками, когда обычное пятно, нарисованное ребенком, путем небольшого вмешательства взрослого в процесс рисования превращается в птичку с клювиком и хвостиком или котенка с ушками и хвостиком. А работа с пластилином, вообще, позволяет вытворять, что угодно: разминать, отщипывать, размазывать, раскатывать, надавливать, примазывать, соединять части. Вот тогда я поняла, что можно попробовать покорить душу маленького человека моей группы, если ввести его в мир красок и пластилиновых фантазий.

Всем известно, что «изобразительное творчество, пронизанное душевным теплом, — прекраснейший вид деятельности». «Пронизанное теплом» — это выражение в прямом смысле можно отнести к работе с пластилином, потому что каждая частичка этого материала согревается теплом рук каждого ребенка. А мягкий пластилин очень пластичен, он действует на ребенка как антистресс. При его простом разминании можно снимать негативные эмоции, стрессовое состояние, вернуть себе спокойствие и умиротворение. Кроме того, работа с пластилином хорошо развивает мелкую моторику. Развитие навыков мелкой моторики очень важно в работе с детьми с особенностями в развитии еще и потому, что дальнейшая жизнь ребенка потребует использования координированных движений рук и пальчиков, которые необходимы при одевании, раздевании, рисовании, а в дальнейшем, и письме. Поэтому в моей практике появился новый метод нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — рисование пластилином.

Рисование пластилином — пластилинография — новый этап в развитии изобразительной деятельности. В настоящее время приобщение к изобразительному творчеству приобретает особую актуальность. Техника рисования пластилином может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком и педагогам, и специалистам социальных профессий. Пластилинография выступает как тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, кто хочет «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную, снять напряжение, стресс, усталость, почувствовать прилив творческих сил.

Серьезно увлекшись этим новым методом нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства, я разработала рабочую программу «Рисую пластилином», в которой отметила актуальность проблемы, педагогические особенности организации занятий, предполагаемые результаты освоения программы, разработала темы занятий на весь учебный год согласно лексическим темам нашего учреждения и материально — техническое обеспечение реализации программы.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили полученные навыки, обучение следует проводить постепенно.

Лепкой дети начинают заниматься с раннего возраста. Они осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание, что в дальнейшем дает предпосылки к созданию более сложных лепных композиций и, соответственно, к использованию разнообразных, более сложных, приемов лепки.

Средством выразительности и передачи признаков изображаемых предметов здесь является цвет пластилина. Дети учатся смешивать разные цвета для получения другого оттенка, осваивают прием вливания одного цвета в другой. Основным материалом является пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки. Отсюда следует, что чем лучше ребенок будет владеть собственными руками, тем уровень его умений будет выше.

Художественное слово, используемое на таких занятиях, различные детские песенки или прослушивание красивой музыки, специально подобранной педагогом, способствуют созданию детьми ярких, неповторимых образов, обогащает словарь детей, стимулирует речевую активность, речевое подражание, понимание речи окружающих.

Использование игровых методов и приемов в работе позволяет достичь успехов по формированию у детей изобразительных навыков, пусть даже самых крохотных. А первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать «шедевры» сначала под руководством взрослого, а потом и в собственном творчестве. Только важно не пропустить даже самые маленькие победы и успехи ребенка и обязательно похвалить его. Это позволяет ребенку поверить в себя, в свое «Я»..

Пластилинография хороша тем, что доступна детям с особенностями в развитии, вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более интересным и увлекательным, позволяет быстро достичь желаемого результата, а это как раз то, что нужно для работы с такими детьми. Но важно помнить, что главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы.

В процессе занятий по пластилинографии у детей улучшаются такие психические процессы, как внимание, память, идет становление речи, вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность.

Занятия составляются с учетом индивидуальных, возрастных особенностей и способностей детей. Очень важно в процессе работы с пластилином убедить ребенка поверить в то, что ему в любой момент взрослый может прийти на помощь. Между детьми и взрослыми необходимо создать доверительные отношения. А это будет являться маленькой победой педагога, потому что не всякий «особый» ребенок сразу может доверять взрослому. Доверие любого ребенка нужно заслужить.

Всем давно известно, что в воспитании детей нет и не может быть мелочей. А такая, на первый взгляд, несерьезная и забавная вещь, как пластилин, при грамотном подходе может сыграть немаловажную роль во всестороннем развитии ребенка. Новое направление художественного воспитания детей дает широкий простор детскому творчеству.

Изучением новой техники рисования пластилином и внедрением этого направления в практику образовательных учреждений занимаются такие педагоги, как: Г. Н. Давыдова «Пластилинография», Н. В. Величко «Поделки из пластилина», И. А. Лыкова «Лепим игрушки», «Лепим из пластилина», журнал «Мастерилка», представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданий. И это послужило результатом поиска новых решений для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ориентируясь на «Программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей — инвалидов» под редакцией Е. Д. Худенко, основными целями и задачами обучения предлагаемой технике детей с ментальными нарушениями являются:

– формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к пластилинографии;

– освоение новых приемов: раскатывания, надавливания, размазывания;

– развитие мелкой моторики;

– ознакомление с окружающим миром;

– развитие координации движений рук, глазомера;

– ориентировка на листе бумаги.

Предлагаемая методика очень гибкая, и позволяет подобрать задание для ребенка в соответствии с его возможностями. И для того, чтобы привлечь «особого» ребенка к практической деятельности, приходится идти на разные хитрости, применяя все свои педагогические способности. Рисование пластилином не занимает много времени у ребенка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы.

Эта методика позволяет выполнять коллективные картины, что особенно важно в работе с детьми с ограниченными возможностями. Некоторым детям, например, можно поручить скатывать овальчики для листочков на дереве, другим — шарики для лепки яблок, а кто-то создает фон картинки. С кем-то нужно выполнять работу «рука в руке». От участия в общем деле выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы может выполнить сам взрослый, что послужит вкладом в создание коллективной работы.

Чтобы картинка, нарисованная пластилином, казалась объемной, рельефной, необходимо иметь различный бросовый и природный материал: различные трубочки, расчески, колпачки от фломастеров и ручек, пробки, крышки, зубочистки, зубные щетки, шишки, желуди и прочее.

Овладение техникой пластилинографии доставляет детям истинную радость. Им доставляет удовольствие сам процесс выполнения. Дети путем многочисленных проб и ошибок готовы многократно повторять одни и те же действия. И, чем лучше получается действие, тем с большим удовольствием они его повторяют, будто демонстрируя взрослым свои успехи. И когда этот способ работы с пластилином будет освоен ребенком, он сможет с удовольствием заниматься этой деятельностью в любое свободное время. Это очень важно, так как проблема занятия досуга всегда имеет большое значение в воспитательном процессе.

Таким образом, систематический и целенаправленный процесс приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к основам пластилинографии я рассматриваю как основу для развития творческой личности. Поэтому считаю эту работу важной, нужной, интересной и планирую продолжать работу в том же направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с пластилинографией. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн «Пластилинография», М Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
  2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей», М Издательство «Скрипторий 2003», 2010
  3. «Пластилиновые фигурки животных», М. Эксмо, Донецк СКИФ, 2010 (Азбука рукоделия)
  4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография», Анималистическая живопись. М. Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  5. Е. В. Зорина «Изобразительная деятельность детей с выраженной умственной отсталостью», Нижний Новгород, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пластилин, работа, развитие, мелкая моторика, ограниченная возможность здоровья, рисование пластилином, дошкольное образование, изобразительное искусство, изобразительное творчество.


Задать вопрос