Развитие навыков мелкой моторики у детей с ОВЗ через изобразительную деятельность с пластичными материалами | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фадеева, Е. В. Развитие навыков мелкой моторики у детей с ОВЗ через изобразительную деятельность с пластичными материалами / Е. В. Фадеева, Л. В. Козлова, О. В. Заяц, Л. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16242/ (дата обращения: 26.04.2024).



Развитие — непрерывный процесс, и наши руки неотделимы от остального тела. Поэтому навыки мелкой моторики формируются в контексте целостного развития ребёнка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферы.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», это высказывание Иммануила Канта прозвучало ещё задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития мелкой моторики. В. А. Сухомлинский писал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев…»

Познавательный уровень ребёнка может определять движения его рук, и чтобы успешно развивать навыки мелкой моторики, нужно найти такие виды деятельности, которые интересны ребёнку и соответствуют уровню его мышления.

У наших воспитанников с особыми образовательными потребностями низкий уровень развития мелкой моторики, поэтому одним из приоритетных направлений коррекционно-образовательной работы — это развитие навыков мелкой моторики, используя модель «строительства» этих навыков, которая состоит из стабильности, двусторонней (билатеральной) координации, ловкости, навыков повседневной жизни через разнообразные игры и упражнения, включая деятельность с пластичными материалами, например с пластилином и тестом на занятиях по лепке.

Работа с такими материалами помогает укрепить руки и пальцы, развивает воображение и творческие способности детей.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

  1. Создание эмоционально-положительного контакта.
  2. Мотивация к деятельности (проблемная ситуация, сюрпризный момент, игровая ситуация, поисковые вопросы и т. д.).
  3. Знакомство с изображаемым предметом (рассматривание, обследование).
  4. Пальчиковая игра или пальчиковая гимнастика.
  5. Практическая работа (знакомство с последовательностью действий и приёмами лепки).
  6. Рассматривание готовых работ (им даётся только положительная оценка).

Помогая воспитаннику выполнять самостоятельные действия, проходим следующие этапы:

  1. Ребёнок зависит от нас, так как не может сам принимать участие в этой деятельности. Это означает, что мы должны направлять его руки.
  2. Воспитанник может выполнить часть действия без нашей помощи, но всё ещё нуждается в том, чтобы мы проговаривали, как это делается, и помогали выполнить часть задания.
  3. Может выполнить задание, но нуждается в том, чтобы его действия сопровождались точными инструкциями.
  4. Ребёнок выполняет работу сам, но ему нужна моральная поддержка («У тебя здорово получается, продолжай, ты почти всё сделал» и т. д.).
  5. Самостоятельно выполняет задание.

Работая с пластичными материалами, предлагая детям задания по лепке нужно использовать индивидуально-дифференцированный подход, иметь в виду актуальный уровень развития и зону ближайшего развития детей, строить обучение на пошаговом принципе и от простого к сложному.

Развитие мелкой моторики подобно строительству дома. Фундамент «дома навыков мелкой моторики» состоит из стабильности, двусторонней координации и сенсорики. Этажами выше располагается ловкость.

Когда ребёнок научится пользоваться пинцетным захватом, ему можно предложить упражнения, способствующие развитию силы пальцев. Позже это поможет делать многие вещи, в частности писать. Например, приём отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Другой пример, приём надавливание — нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепёшки

в определённом месте на плоской основе поделки и приём вдавливание — вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка) или вдавливание детали, предмета (пуговицы, камешки, крышки от бутылок и др., а также различные материалы: крупы (горох, фасоль), пенопласт и пр.

Примерный перечень игр на занятиях по лепке, которые развивают силу пальцев рук: «Покормим курочку», «Корм для птичек», «Конфеты на тарелке», «Витамины в баночке», «Снег идет», «Яблоки на дереве», «Шарики на ёлке», «Огород», «Булка с изюмом», «Гусеница».

Нетрадиционная техника работы с пластилином — рисуем пластилином или пластилиновые картинки, при которой с помощью приёма надавливания на пластилиновые шарики, их размазывание по поверхности основы создаются плоские изображения. Эти упражнения развивают силу захвата пальцев, умелость и легкость в использовании рук, что относится ко второму уровню «дома навыков мелкой моторики» — ловкость.

Запястье определяет положение нашей кисти и стабилизирует её для выполнения определённых функций и обеспечения точности действий. Например, приём сплющивание — сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности, а небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев. Виды упражнений, в которых используются эти приёмы способствуют разгибанию запястья. Например, «Пирожки», «Блины», «Оладушки», «Печенье».

К «фундаменту» строительства мелкой моторики относится двусторонняя координация — координация движений обеих рук. Такие игры с пластилином, как «Ручка к чашке», «Колёса к машине», «Части тела» и др. помогают развивать билатеральную координацию рук, обеспечивают большую точность движений.

Освоение простейших приёмов работы с пластилином дают воспитанникам предпосылки к созданию сложных лепных композиций.

Это нетрадиционная, художественная техника изобразительного искусства — пластилинография. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Деятельность с пластичными материалами не только развивает навыки мелкой моторики у наших воспитанников, а также способствует стимулированию развития речи, развитию эмоционально-волевых качеств; формируются добрые взаимодействия между детьми и взрослыми; дети получают разнообразные сенсорные впечатления, сильные положительные эмоции, что очень важно для наших воспитанников с ОВЗ, у которых серьёзные поведенческие проблемы, эмоционально-волевые и речевые нарушения.

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. Пластилинография-2. М,: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  2. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. рекомендации / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2009.
  3. Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. — Воронеж. — 2007.
  4. Ребёнок с синдромом Дауна и особенности его развития. Хрестоматия для родителей. — М.: 2003.
  5. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика — Синтез, 2007.