Художественные мультфильмы и инновационные технологии в процессе обучения английскому языку в режиме дистанционного обучения в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бондаренко, Т. Н. Художественные мультфильмы и инновационные технологии в процессе обучения английскому языку в режиме дистанционного обучения в начальной школе / Т. Н. Бондаренко, К. К. Депелян, О. Ю. Панченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 344-347. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87055/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: английский язык, дистанционное обучение, мультфильм, ученик, начальная школа, иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный процесс.

Английский язык является одним из самых популярных и востребованных языков в мире. Ежегодно только в Голливуде в прокат выходит около 600 фильмов и мультфильмов, озвученных или дублированных на английский язык (не считая кинематографа других стран).

Современная методика преподавания английского языка ставит перед собой цель — формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. «способности осуществлять общение посредством языка» [1, с. 105]. Поэтому сегодня преподавателю английского языка важно знать, какие средства обучения использовать в своей практике и как их сделать более эффективными.

Один из самых интересных и самых эффективных методов изучения английского языка — это просмотр аутентичных художественных мультфильмов. Во-первых, как аудиовизуальное средство обучения, мультфильм позволяет ученикам не только услышать «живую» речь носителя языка, но и увидеть его мимику, жесты, услышать интонацию — и всё это в рамках определенной языковой ситуации. Во-вторых, мультфильмы способствуют развитию у учащихся навыков общения, формированию мотива изучения иностранного языка, помогают преодолеть языковой барьер. В-третьих, аудиовизуальные средства усиливают восприятие учащимися учебной информации, что определяет качество понимания и усвоения учебного материала [2].

Особенность использования аутентичных художественных мультфильмов (т. е. мультфильмов, озвученных носителями языка) — это влияние на все виды речевой деятельности учащихся (аудирование, чтение, письмо, говорение). При этом учитель может задействовать на учениках сразу несколько видов речевой деятельности: прослушивание аутентичных диалогов, просмотр английских или русских субтитров (если такие имеются); проговаривание отдельных слов, фраз, предложений в соответствии с оригинальной интонацией и произношением; запись и перевод незнакомых слов. Кроме того, учитель может использовать языковой материал не только одного, но и нескольких мультфильмов. Примером могут служить отдельно взятые сцены из разных сериалов/мультфильмов, где на наглядном примере показано употребление модальных глаголов в различных ситуациях общения и отличия между ними.

Для учителя иностранного языка важно из огромного разнообразия художественных мультфильмов на английском языке уметь выбирать учебный материал, удовлетворяющий определённым критериям. К ним относятся: соответствие языкового содержания уровню лингвистической компетенции учащихся; соответствие жанровых особенностей содержания мультфильма учебным целям и задачам; качество звукового и художественного оформления мультфильма, учет страноведческой специфики; информационная и воспитательная ценность фильма и т. д. [2; 3].

Учитель должен учитывать не только языковой материал, лексику, коммуникативные ситуации, используемые в фильме, но и его возрастную категорию: G (без ограничений) или PG (рекомендуется смотреть мультфильм с родителями). Для этого преподавателю следует продумать:

— как и для чего он использует художественный мультфильм или отдельно взятый эпизод;

— в какой форме подаётся материал; где именно (просмотр на уроке/дома в качестве домашнего задания);

— сколько времени занимает просмотр;

— какие задания будут предложены учащимся после/во время просмотра и т. д.

Учитель может делать комментарии по ходу просмотра, к примеру, если отдельно взятый диалог оказался слишком трудным для восприятия или следует пояснить какие-либо лингво-культурологические особенности (этимология названий географических объектов; особенности использования отдельно взятой лексики в Великобритании/США и т. д.).

Ускоряет продвижение образовательного процесса и использование информационно-коммуникационных ресурсов.

Во-первых, использование информационно-коммуникационных технологий в классе дает возможность добиваться стопроцентного внимания всей группы, независимо от успеваемости ученика.

Во-вторых, инновационные технологии в образовании играют важную роль для тех, кто имеет проблемы со здоровьем. Теперь такие ученики могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение.

И, наконец, данные технологии могут обусловить успех в производственной деятельности самих учеников: использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для обучающегося, в частности снимает напряжение при общении с учителем. Таким образом, информатизация стимулирует не только учеников, но и привлекает учителей в большей степени из-за повышения производительности труда.

При обучении иностранным языкам и переводу целесообразным является использование учителем самостоятельно разработанных презентаций в Power Point. Так, например, учителя вводят интерактивные видеоуроки на разных уроках в строго дозированной форме.

Не следует также забывать о других, не менее важных, формах инновационных технологий. Это и проблемное обучение, которое дает стимул для самостоятельного получения новых знаний по иностранному языку; и проектно-исследовательская деятельность, когда ученик вовлекается в экспериментальный процесс, становится его участником, и получая результат, он приобретает уверенность в собственных силах.

В настоящее время одним из направлений реформирования образования является стремление применять новые формы работы.

Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых усвоением максимального объема знаний, максимальной творческой активностью и широким спектром практических навыков и умений [4, с. 90].

Таким образом, тема исследования является актуальной, поскольку применение инновационных технологий обучения активно способствует формированию нового типа педагога и ученика, для которых характерны высокая поисковая активность и способность постоянно рефлексировать собственную деятельность.

Преимущества дистанционного обучения заключаются в том, что данный вид обучения предоставляет широкие возможности для групповой работы, а также быстрого получения и отсылки домашних заданий, способствует свободному доступу слушателей к базе данных библиотечных каталогов и других информационных ресурсов, допускает вероятность прохождения тестирования в режиме прямого доступа.

Спецификой дистанционного обучения является наличие среды или средств, с помощью которых происходит общение учителя и учащихся.

Информационно-учебная среда дистанционного обучения — это совокупность системно организованного, распределенного обеспечения средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программируемого и организационно-методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

К этим средствам относятся печатные и письменные материалы, пересылаемые по электронной почте, телефонной сеть, аудио- и видеозаписи, учебное радио и телевидение, а также компьютерные телекоммуникации [6, с. 30].

Наиболее эффективным средством дистанционного обучения по английскому языку считаются именно компьютерные телекоммуникации, т. е. средства дистанционной передачи данных с одного компьютера на другой (другие).

В связи с этим большие возможности для повышения знаний и компетенций в процессе интерактивного обучения дает использование интернет-сайта. Использование служб Интернета как инструментов самообразования снимает ограничения, связанные с местом и временем получения знаний, гарантирует обратную связь, предоставляет уникальные возможности для сотрудничества и обмена опытом и, наконец, дает возможность заниматься самообразованием при максимально низких финансовых затратах [5, с. 43].

Подводя итоги, можно сказать, что использование аутентичных художественных мультфильмов на уроке английского языка способствует достижению главной цели обучения — формированию у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, служит важным средством воспитания и развития языковых навыков и речевых умений.

При выборе материала, преподавателю необходимо учитывать как возрастные особенности учащихся, так и морально-этический аспект обучения. В рамках школьной программы целесообразно использовать мультфильмы категории G (без ограничений) — это семейные полнометражные или короткометражные мультфильмы и мультфильмы с четкой дикцией актёров озвучивания, приятным звуковым оформлением и реализующие конкретные воспитательные цели; сюжеты — без насилия, без использования нецензурной лексики.

Таким образом, дистанционное обучение как передовая инновационная технология в изучении иностранного языка активно способствует интеграции множества возможностей сети интернет в учебный процесс. Значительным достижением данной технологии является то, что в центре технологии обучения находится слушатель, а в основе учебной деятельности лежит сотрудничество. Данный вид обучения предоставляет возможность и ученикам, и учителям иностранных языков развивать критическое мышление, обновлять свои знания и обмениваться опытом.

Литература:

  1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
  2. Елухина Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. — 1995. — № 2. — С. 8–14.
  3. Жоглина Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов: канд. пед. наук /Г. Г. Жоглина. — Пятигорск, 1998.
  4. Карунова Л. Общение педагогов с помощью интерактивных методов / Л. Карунова, Н. Мальцева // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3. — С. 90–93.
  5. Коломиец В. Службы Интернета в непрерывном образовании учителей английского языка / В. Коломиец // Начальная школа. — 2005. — № 2. — С. 42–44.
  6. Трохименко В. Дистанционное обучение педагогических работников: опыт и проблемы / В. Трохименко // Последипломное образование в Украине. — 2004. — № 1. — С. 29–32.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, дистанционное обучение, мультфильм, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный процесс, ученик, учитель, учебный материал, языковой материал.


Похожие статьи

иностранный язык, английский язык, учебный процесс, язык...

В целом же иноязычную коммуникативную компетенцию можно обозначить как способность человека понимать и воспроизводить иностранный язык в соответствии с социолингвистической ситуацией реальной жизни (М. Финоккиаро), как способность полноценно общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в разнообразных ситуациях для решения задач

Одной из новых технологий формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования материалов всемирной сети является веб- квест.

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения. Коммуникативная методика против традиционного метода...

Использование аутентичных видеоматериалов для развития...

Видеозапись используется в процессе обучения иностранному языку для создания динамической наглядности и оперативной аудиовизуальной опоры с целью активизации иноязычного речевого общения. Уместное и методически грамотно организованное применение видеоматериалов способствует созданию атмосферы реальной языковой коммуникации, делает процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным и эмоциональным.

В процессе обучения иностранному языку видеоматериалы могут выступать в разном качестве: содержательной опоры, смысловой опоры, стимула к речи. Последовательное использование видео будет способствовать равномерному наращиванию трудностей в процессе формирования иноязычных навыков и умений.

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной...

Главной целью обучения иностранному языку на сегодняшний день является овладение иноязычной коммуникативной компетенцией, так как практическое использование полученных на уроке иностранного языка знаний в реальных коммуникативных ситуациях (непосредственное общение с носителями языка) возможно лишь при определенной степени её развития. Достижение данной цели — одна из важнейших задач учителя иностранного языка, решить которую достаточно трудно. Зачастую обучающимся сложно воспринимать огромный объем материала, преподаваемого в школе, так как количество информации, усваиваемой ими, как в школе, так и за её пределами увеличивается с каждым днём.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения. Реализация основных направлений реформы в преподавании иностранных языков предполагает обеспечить единство обучения и воспитания учащихся, прочное овладение ими основами иностранного языка, умением применять его на практике. Тем самым еще раз подчеркивается практическая — коммуникативная

– Компенсаторная компетенция — Развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации; – Учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие, ознакомление доступными учащихся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур с использованием ИКТ; – Развитие и воспитаниеу студентов...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Являясь преподавателем английского языка в профессиональном училище, целью своей работы считаю формирование у обучающихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих составляющих

- компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации); - учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).

Использование компьютерной лингводидактики в процессе...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. Современное обучение иностранным языкам с использованием... студент, иностранный язык, коммуникативный метод, преподаватель, ситуация, реальная

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация... Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде... иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, неязыковый вуз, внеаудиторная деятельность, онлайн...

Использование видеоматериалов для формирования...

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Видео урок овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

MOOC, учащийся, иностранный язык, процесс обучения, соответствие материала, создание фильма, навык письма, использование видеоматериалов, Обучение грамотности, видео.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуникации на иностранном языке.

Обучение языку проводилось на основе диалогов на бытовые темы, которые учащиеся сначала слушают, затем воспроизводят вслед за диктором и, наконец, заучивают наизусть. Успех в работе обеспечивается благодаря большому количеству учебных часов (до 25 ч в неделю), погружению в языковую среду, тщательному комплектованию групп по результатам предварительного тестирования, ограниченному числу обучающихся в группе (5–7 чел.), высокой мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении...

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности. Коммуникативная направленность обучения определяет все стороны методической и педагогической деятельности. Коммуникативность в процессе обучения предполагает создание высокой мотивации обучения. Известно, что учебная деятельность наиболее успешно протекает там, где она максимально мотивирована.

Похожие статьи

иностранный язык, английский язык, учебный процесс, язык...

В целом же иноязычную коммуникативную компетенцию можно обозначить как способность человека понимать и воспроизводить иностранный язык в соответствии с социолингвистической ситуацией реальной жизни (М. Финоккиаро), как способность полноценно общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в разнообразных ситуациях для решения задач

Одной из новых технологий формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования материалов всемирной сети является веб- квест.

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения. Коммуникативная методика против традиционного метода...

Использование аутентичных видеоматериалов для развития...

Видеозапись используется в процессе обучения иностранному языку для создания динамической наглядности и оперативной аудиовизуальной опоры с целью активизации иноязычного речевого общения. Уместное и методически грамотно организованное применение видеоматериалов способствует созданию атмосферы реальной языковой коммуникации, делает процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным и эмоциональным.

В процессе обучения иностранному языку видеоматериалы могут выступать в разном качестве: содержательной опоры, смысловой опоры, стимула к речи. Последовательное использование видео будет способствовать равномерному наращиванию трудностей в процессе формирования иноязычных навыков и умений.

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной...

Главной целью обучения иностранному языку на сегодняшний день является овладение иноязычной коммуникативной компетенцией, так как практическое использование полученных на уроке иностранного языка знаний в реальных коммуникативных ситуациях (непосредственное общение с носителями языка) возможно лишь при определенной степени её развития. Достижение данной цели — одна из важнейших задач учителя иностранного языка, решить которую достаточно трудно. Зачастую обучающимся сложно воспринимать огромный объем материала, преподаваемого в школе, так как количество информации, усваиваемой ими, как в школе, так и за её пределами увеличивается с каждым днём.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения. Реализация основных направлений реформы в преподавании иностранных языков предполагает обеспечить единство обучения и воспитания учащихся, прочное овладение ими основами иностранного языка, умением применять его на практике. Тем самым еще раз подчеркивается практическая — коммуникативная

– Компенсаторная компетенция — Развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации; – Учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие, ознакомление доступными учащихся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур с использованием ИКТ; – Развитие и воспитаниеу студентов...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Являясь преподавателем английского языка в профессиональном училище, целью своей работы считаю формирование у обучающихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих составляющих

- компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации); - учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).

Использование компьютерной лингводидактики в процессе...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. Современное обучение иностранным языкам с использованием... студент, иностранный язык, коммуникативный метод, преподаватель, ситуация, реальная

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация... Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде... иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык, неязыковый вуз, внеаудиторная деятельность, онлайн...

Использование видеоматериалов для формирования...

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Видео урок овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

MOOC, учащийся, иностранный язык, процесс обучения, соответствие материала, создание фильма, навык письма, использование видеоматериалов, Обучение грамотности, видео.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуникации на иностранном языке.

Обучение языку проводилось на основе диалогов на бытовые темы, которые учащиеся сначала слушают, затем воспроизводят вслед за диктором и, наконец, заучивают наизусть. Успех в работе обеспечивается благодаря большому количеству учебных часов (до 25 ч в неделю), погружению в языковую среду, тщательному комплектованию групп по результатам предварительного тестирования, ограниченному числу обучающихся в группе (5–7 чел.), высокой мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении...

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности. Коммуникативная направленность обучения определяет все стороны методической и педагогической деятельности. Коммуникативность в процессе обучения предполагает создание высокой мотивации обучения. Известно, что учебная деятельность наиболее успешно протекает там, где она максимально мотивирована.

Задать вопрос