Художественные мультфильмы и инновационные технологии в процессе обучения английскому языку в режиме дистанционного обучения в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бондаренко, Т. Н. Художественные мультфильмы и инновационные технологии в процессе обучения английскому языку в режиме дистанционного обучения в начальной школе / Т. Н. Бондаренко, К. К. Депелян, О. Ю. Панченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 344-347. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87055/ (дата обращения: 20.01.2022).



Ключевые слова: английский язык, дистанционное обучение, мультфильм, ученик, начальная школа, иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный процесс.

Английский язык является одним из самых популярных и востребованных языков в мире. Ежегодно только в Голливуде в прокат выходит около 600 фильмов и мультфильмов, озвученных или дублированных на английский язык (не считая кинематографа других стран).

Современная методика преподавания английского языка ставит перед собой цель — формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. «способности осуществлять общение посредством языка» [1, с. 105]. Поэтому сегодня преподавателю английского языка важно знать, какие средства обучения использовать в своей практике и как их сделать более эффективными.

Один из самых интересных и самых эффективных методов изучения английского языка — это просмотр аутентичных художественных мультфильмов. Во-первых, как аудиовизуальное средство обучения, мультфильм позволяет ученикам не только услышать «живую» речь носителя языка, но и увидеть его мимику, жесты, услышать интонацию — и всё это в рамках определенной языковой ситуации. Во-вторых, мультфильмы способствуют развитию у учащихся навыков общения, формированию мотива изучения иностранного языка, помогают преодолеть языковой барьер. В-третьих, аудиовизуальные средства усиливают восприятие учащимися учебной информации, что определяет качество понимания и усвоения учебного материала [2].

Особенность использования аутентичных художественных мультфильмов (т. е. мультфильмов, озвученных носителями языка) — это влияние на все виды речевой деятельности учащихся (аудирование, чтение, письмо, говорение). При этом учитель может задействовать на учениках сразу несколько видов речевой деятельности: прослушивание аутентичных диалогов, просмотр английских или русских субтитров (если такие имеются); проговаривание отдельных слов, фраз, предложений в соответствии с оригинальной интонацией и произношением; запись и перевод незнакомых слов. Кроме того, учитель может использовать языковой материал не только одного, но и нескольких мультфильмов. Примером могут служить отдельно взятые сцены из разных сериалов/мультфильмов, где на наглядном примере показано употребление модальных глаголов в различных ситуациях общения и отличия между ними.

Для учителя иностранного языка важно из огромного разнообразия художественных мультфильмов на английском языке уметь выбирать учебный материал, удовлетворяющий определённым критериям. К ним относятся: соответствие языкового содержания уровню лингвистической компетенции учащихся; соответствие жанровых особенностей содержания мультфильма учебным целям и задачам; качество звукового и художественного оформления мультфильма, учет страноведческой специфики; информационная и воспитательная ценность фильма и т. д. [2; 3].

Учитель должен учитывать не только языковой материал, лексику, коммуникативные ситуации, используемые в фильме, но и его возрастную категорию: G (без ограничений) или PG (рекомендуется смотреть мультфильм с родителями). Для этого преподавателю следует продумать:

— как и для чего он использует художественный мультфильм или отдельно взятый эпизод;

— в какой форме подаётся материал; где именно (просмотр на уроке/дома в качестве домашнего задания);

— сколько времени занимает просмотр;

— какие задания будут предложены учащимся после/во время просмотра и т. д.

Учитель может делать комментарии по ходу просмотра, к примеру, если отдельно взятый диалог оказался слишком трудным для восприятия или следует пояснить какие-либо лингво-культурологические особенности (этимология названий географических объектов; особенности использования отдельно взятой лексики в Великобритании/США и т. д.).

Ускоряет продвижение образовательного процесса и использование информационно-коммуникационных ресурсов.

Во-первых, использование информационно-коммуникационных технологий в классе дает возможность добиваться стопроцентного внимания всей группы, независимо от успеваемости ученика.

Во-вторых, инновационные технологии в образовании играют важную роль для тех, кто имеет проблемы со здоровьем. Теперь такие ученики могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение.

И, наконец, данные технологии могут обусловить успех в производственной деятельности самих учеников: использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для обучающегося, в частности снимает напряжение при общении с учителем. Таким образом, информатизация стимулирует не только учеников, но и привлекает учителей в большей степени из-за повышения производительности труда.

При обучении иностранным языкам и переводу целесообразным является использование учителем самостоятельно разработанных презентаций в Power Point. Так, например, учителя вводят интерактивные видеоуроки на разных уроках в строго дозированной форме.

Не следует также забывать о других, не менее важных, формах инновационных технологий. Это и проблемное обучение, которое дает стимул для самостоятельного получения новых знаний по иностранному языку; и проектно-исследовательская деятельность, когда ученик вовлекается в экспериментальный процесс, становится его участником, и получая результат, он приобретает уверенность в собственных силах.

В настоящее время одним из направлений реформирования образования является стремление применять новые формы работы.

Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых усвоением максимального объема знаний, максимальной творческой активностью и широким спектром практических навыков и умений [4, с. 90].

Таким образом, тема исследования является актуальной, поскольку применение инновационных технологий обучения активно способствует формированию нового типа педагога и ученика, для которых характерны высокая поисковая активность и способность постоянно рефлексировать собственную деятельность.

Преимущества дистанционного обучения заключаются в том, что данный вид обучения предоставляет широкие возможности для групповой работы, а также быстрого получения и отсылки домашних заданий, способствует свободному доступу слушателей к базе данных библиотечных каталогов и других информационных ресурсов, допускает вероятность прохождения тестирования в режиме прямого доступа.

Спецификой дистанционного обучения является наличие среды или средств, с помощью которых происходит общение учителя и учащихся.

Информационно-учебная среда дистанционного обучения — это совокупность системно организованного, распределенного обеспечения средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программируемого и организационно-методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

К этим средствам относятся печатные и письменные материалы, пересылаемые по электронной почте, телефонной сеть, аудио- и видеозаписи, учебное радио и телевидение, а также компьютерные телекоммуникации [6, с. 30].

Наиболее эффективным средством дистанционного обучения по английскому языку считаются именно компьютерные телекоммуникации, т. е. средства дистанционной передачи данных с одного компьютера на другой (другие).

В связи с этим большие возможности для повышения знаний и компетенций в процессе интерактивного обучения дает использование интернет-сайта. Использование служб Интернета как инструментов самообразования снимает ограничения, связанные с местом и временем получения знаний, гарантирует обратную связь, предоставляет уникальные возможности для сотрудничества и обмена опытом и, наконец, дает возможность заниматься самообразованием при максимально низких финансовых затратах [5, с. 43].

Подводя итоги, можно сказать, что использование аутентичных художественных мультфильмов на уроке английского языка способствует достижению главной цели обучения — формированию у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, служит важным средством воспитания и развития языковых навыков и речевых умений.

При выборе материала, преподавателю необходимо учитывать как возрастные особенности учащихся, так и морально-этический аспект обучения. В рамках школьной программы целесообразно использовать мультфильмы категории G (без ограничений) — это семейные полнометражные или короткометражные мультфильмы и мультфильмы с четкой дикцией актёров озвучивания, приятным звуковым оформлением и реализующие конкретные воспитательные цели; сюжеты — без насилия, без использования нецензурной лексики.

Таким образом, дистанционное обучение как передовая инновационная технология в изучении иностранного языка активно способствует интеграции множества возможностей сети интернет в учебный процесс. Значительным достижением данной технологии является то, что в центре технологии обучения находится слушатель, а в основе учебной деятельности лежит сотрудничество. Данный вид обучения предоставляет возможность и ученикам, и учителям иностранных языков развивать критическое мышление, обновлять свои знания и обмениваться опытом.

Литература:

  1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
  2. Елухина Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. — 1995. — № 2. — С. 8–14.
  3. Жоглина Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов: канд. пед. наук /Г. Г. Жоглина. — Пятигорск, 1998.
  4. Карунова Л. Общение педагогов с помощью интерактивных методов / Л. Карунова, Н. Мальцева // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3. — С. 90–93.
  5. Коломиец В. Службы Интернета в непрерывном образовании учителей английского языка / В. Коломиец // Начальная школа. — 2005. — № 2. — С. 42–44.
  6. Трохименко В. Дистанционное обучение педагогических работников: опыт и проблемы / В. Трохименко // Последипломное образование в Украине. — 2004. — № 1. — С. 29–32.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, дистанционное обучение, мультфильм, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный процесс, ученик, учитель, учебный материал, языковой материал.


Задать вопрос