В статье рассматриваются социально-философские взгляды Фаридуддина Аттора, его онтологические и этические идеи в контексте развития общества.
Ключевые слова: бытие, макромир, микромир, герменевтика, Асрорнаме, душа, материя .
В XII веке подчеркиваются следующие важные аспекты взаимоотношений между Аллахом и Вселенной:
- Первоначальное бытие трансцендентно по отношению к Вселенной.
- Первоначальное бытие абсолютно.
- Первоначальное бытие является основой всего.
- Все находится в строго иерархическом порядке относительно первоначального бытия.
Великий мыслитель Востока Фаридуддин Аттар анализирует проявления бытия, описывает Аллаха как свет ее проявления. Он описывает разнообразие природы как отражение этого света.
Ҳар чи буду ҳастхоҳад буду низ,
Жумла з-он партав гирифтааст исми чиз.
Номи он партав ба Ҳақ жон уфтод,
Ҳарду оламро мадад он уфтод 1.65
Перевод: то, что было, есть и будет, получило свое название, то есть свою сущность, от этого света. Название этого света упало на душу, то есть на душу. Из-за этого света возникли два мира.
Аттор говорит когда небо засияло, появились небосвод и звезды. Он объясняет, что после появления огня, земли, воды и воздуха сияния неба и звезд прекращается, и они смешиваются друг с другом, образуя мир птиц, животных и растений.
Фаридуддин Аттар представляет, что Вселенная безгранична, то есть бесконечна в пространстве и времени, она в вечном движении:
По-прежнему лоб незаметен,
Как и то, что дно незаметно 2.36 .
Одно из представлений Фаридуддина Аттора посвящено миру бытия как одному из ее проявлений. В доказательство этой информации в диссертации цитируются следующие стихи из произведения «Асрорнаме» («Книга тайн»):
Сколько звезд на небе, очевидно,
В сто десять раз больше земли 2.186 .
Аттор говорит в этом стихе, что звезды на небе достигают размеров десятой степени больших размеров чем земля. Самая яркая и ближайшая к Земле звезда является солнце. В астрономии солнце имеет диаметр более 109 земных орбит. Что интересно об этом подчеркивает Аттор восемь веков назад.
Фаридуддин Аттор в своих произведениях описывает проблему человеческого бытия:
Тепло тела руду плавит,
Поступает с рудных истоков.
Затем идет животное и растении,
Тогда уже человек из внутри них 2.125 .
Мыслитель пришел к выводу, что человек возник постепенно, то есть сначала руда, затем растения, затем животные и, наконец, человек. Этот процесс занимает много времени и развивается под влиянием Истины. То, что существует, основано на ярком взрыве света. Как только появляется человек, процесс останавливается. Теперь человек должен, в свою очередь, подняться до уровня этого света. Но пока человек обладает одновременно умственными и физическими, животными и растительными качествами, между ними существует постоянный конфликт. Шейх говорит, что во Вселенной есть макромир и микромир, и что микромир является мир человека, а макромир его создателя.
Фаридуддин Аттар подчеркивает проблему социального бытия. В иерархической структуре общества подчеркивает, что люди достигают своего места в обществе через труд. Он подчеркнул, что все люди должны принадлежать к одному слою, чтобы люди общались на взаимовыгодной основе. В своих рассказах он использует понятие «Справедливый правитель» и связывает все свои мечты с таким правителем.
Фаридуддин Аттор утверждает в «Мантик ут-тайр» («Логика птиц»), что для того, чтобы человек познал себя, он должен пересечь несколько долин одну за другой, как путешественник. Это: талаб (поиск), ишк (любовь), маърифат (знание), истикна (безразличие), таухид (единство), хайрат (удивление), факр-у фано (бедность и неимущество). Исследователи Сепекср Газимур, Масуд Афшари-Мофрад, Гулам Али Монтазир, Мона Рашидирад сравнили семь долин Аттора с семью уровнями развитие человеческого общества, используя герменевтический метод. Это: первобытнообщинный строй, сельскохозяйственная эпоха, индустриальная эпоха, информационная эпоха, эпоха технологической близости, интеллектуальная эпоха, постгуманистическая эпоха.
Фаридуддин Аттор изучил фундаментальные проблемы философии: отношения между Богом и вселенной, дилемму трансцендентности и имманентности Бога во вселенной одновременно, проблему самосознания и понимания Бога и другие вопросы.
Фаридуддин Аттор в своей «Мусибатнаме» («Книга печали») описывает этапы познания. Это следующие стадии: чувство, воображение, разум, сердце и дух. В своей работе «Хаятнаме» («Книга жизни») Фаридуддин Аттор уделяет особое внимание разуму и науке.
Кроме философских понятий Фаридуддин Аттор особое внимание дает этическим проблемам.
Этические взгляды Фаридуддина Аттора выражены во всех его произведениях, в частности, в «Тазкират уль-аулийя» («Рассказы о святых»), «Асрорнаме» («Книга тайн»), «Панднаме» («Книга наставлений») и «Хаятнаме» («Книга жизни»).
Аттор подчеркивает в «Хаятнаме» («Книга жизни»), что интеллект, знания, мудрость, благодарность и терпение приводят человека к совершенству, а зависть, жадность и высокомерие ведут к деградации человека.
Еще одна понятие, которую Фаридуддин Аттор описывает в своих работах, — это понятие «футувват». Это понятие означает комплекс, что человек предпочитает интересы и потребности всех людей более, чем таковые к себе, думает только о добре, смиряет себя, делится своей материальностью с другими, имеет хорошие манеры, отказывается от высокомерия и стремится удовлетворить потребности нуждающихся. Это набор действий. Человек, делающий это, должен быть чистым внешне и внутренне, и освободить свое сердце от недостатков.
В книге «Кавоид ул-футувват» («Правила футуввата») Фаридуддина Аттора есть следующие строки:
Око души светит футувват,
И сад души цветет с футувватом.
Если вы овладеете этим знанием,
Вы будете сиять, как чистота солнца 3.15 .
Фаридуддин Аттор утверждает, что «футувват» обеспечивает гармонию, сотрудничество, солидарность, единство, мир между людьми в обществе и ведет к преобладанию искренних отношений.
Представители «футуввата» состоят из ремесленников из народа, творческих людей, представителей народного театра, выступающих на улицах, борцов, любителей, дворников, а в некоторых случаях и купцов и других категорий. Фаридуддин Аттар изучал таких людей и описывал их в своих работах.
Вопрос о футуввате, который играет важную роль в образовании и развитии человека, освещается в трудах Фаридуддина Аттора.
Фаридуддин Аттар описывает четыре уровня «футуввата».
Первый уровень — делиться с людьми;
Второй — освободить душу от гордости;
Третий — всегда служить людям, особенно униженным, бедным;
Четвертый — победить похоть.
Итак, Фаридуддин Аттар изучал фундаментальные проблемы философии: отношения между Богом и Вселенной, дилемму трансцендентности и имманентности Бога во Вселенной одновременно, проблему самосознания и понимания Бога. Суть творчества Аттора — открыть завесу для достижения истины. Работы Фаридуддина Аттара охватывают социальные проблемы: факторы, влияющие на формирование личности, уважение и любовь к родителям, роль семьи в обществе, женские проблемы, честный труд, искренность в социальных отношениях.
Литература:
- Фаридуддин Аттор. Мусибатнома. Бо эхтимони Нурони Висол/ Ф. Аттор. Техрон, 1328. –С. 358.
- Аттор Фаридуддин. Асрорнаме. Перевод Жамол Камол. -Ташкент: Узбекская национальная энциклопедия, 2008. -С. 228.
- Кошифий Хусаин Воиз. Футувватномаи султони; Ахлоки мухсини. –Ташкент: Узбекская национальная энциклопедия, 2011. — С 302.
- Зоиров Э. Х. Ориф Ревгарий-второй пир Бухоро-и-шариф//Актуальные исследования. 2021.№ 50(77). URL: http://apni.ru/article/3420-orif-revgarij-vtoroy-pir-bukhoro-i-sharif.