Специальная оценка условий труда педагогического персонала образовательных учреждений в ходе внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Долгов, Д. С. Специальная оценка условий труда педагогического персонала образовательных учреждений в ходе внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий / Д. С. Долгов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87026/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье автор пытается дать реальную оценку условий труда педагогических работников образовательных учреждений при реализации основных задач педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, специальная оценка условий труда.

В современный условиях, динамического развития техники и коммуникаций, сфера образования оказалась в состоянии плавильного котла, впитывая в себя все блага новых технологий и переваривая их в готовые продукты образовательных технологий. И хотя основные тенденции педагогики за последние сто лет не претерпели значительных изменений, изменения эти все же значительны и радикальны. Современное бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и связанное с ней повышение объема обрабатываемой информации сделало обучение в образовательных учреждениях сложным и травмирующим человека процессом. Рассматриваемые в области техносферной безопасности риски для образовательных учреждений предусматривают проведение специальной оценки труда педагогов (СОУТ) [1]. И если рассматривать классические результаты проведения СОУТ, для основных штатных единиц образовательных учреждений, то можно сделать вывод что условия труда данных сотрудников соответствуют допустимому (второму) классу опасности [1]. Соответственно для данных категорий граждан не существует компенсационных доплат, отсутствует специальное питание, не предусмотрено санаторно-курортное лечение. Ежегодный оплачиваемый отпуск (до 56 дней) для педагогических работников скорее является вынужденной мерой, связанной с простоем образовательных учреждений в период каникул.

Необходимо рассмотреть дополнительные риски и вредные факторы для здоровья педагогов появились в последнее время. В первую очередь это рост объема информации. Рост этот настолько значителен [2], что кривая динамики этого роста близка скорее к геометрической прогрессии что представлено на рис. 1, чем к арифметической.

Рост объема мировых данных по годам [2]

Рис. 1. Рост объема мировых данных по годам [2]

Количество предметов и их объем, изучаемый сегодня в образовательных учреждениях значительно, превышает показатели десятилетней, двадцатилетней давности. Рост объема обрабатываемой педагогом информации влечет за собой значительную нагрузку на работу головного мозга [3], оказывая значительное влияние на основные показатели эффективности его работы.

Во вторую очередь можно констатировать значительное увеличение времени работы педагога. Большое количество образовательных предметов и часов, выделенных на их прохождение при ограниченном в образовательном учреждении количестве помещений, делает составление оптимального расписания практически невозможным. Это и другие факторы, в том числе человеческий, создают такие условия, при которых педагог продолжает трудиться не положенные 36 часов в неделю [4], в соответствии со статьей 333 ТК РФ [4], а до 60 часов в неделю. Необходимо учитывать, что для педагогических работников в соответствии с 1 частью статьи 333 ТК РФ [4] установлена сокращенная рабочая неделя, при этом нормирующая продолжительность педагогической работы предполагает измерение времени в астрономических часах. Уже учтенная законом ограничивающая мера рабочего времени, даже распределенная с учетом времени труда и отдыха, фактически не оставляет педагогам шанса на реальный отдых, если учитывать дополнительную в том числе общественную нагрузку. В образовательных учреждениях практикуется составление расписания занятий, при котором педагогическая нагрузка в течении рабочего дня может быть распределена с большими перерывами, что в итоге заставляет педагога находиться на рабочем месте с утра до позднего вечера.

Третьим пунктом, требующим особого рассмотрения, можно считать дополнительную работу по оформлению и учету трудовой деятельности [5]. Это работа в первую очередь по ведению журналов, в том числе электронных журналов, составление рабочих программ, календарно-тематических планов и другой отчетности, предполагающей полный анализ деятельности педагога, роли его предмета по выполнению учебного плана специальности, а также сравнения показателей по каждому предмету за предыдущий период деятельности. Нужно учитывать, что составление и заполнение данной документации зачастую не может осуществляться во время проведения занятия, из-за непрерывности работы с обучающимися, что неминуемо приводит к необходимости работы в часы, предусмотренные для отдыха, что делает продолжительность времени работы в реальности большей чем планировалось.

Четвертым пунктом можно рассматривать дополнительные часы педагогической нагрузки, которые не включены в основной учет нагрузки. Такие как консультационные часы, семинары, мастер-классы и другие дополнительные занятия. Такая дополнительная нагрузка практически ничем не ограничивается, позволяя заполнить практически все возможное для работы время. Учитывая дефицит кадров и низкую стоимость оплаты основного времени, педагоги зачастую вынуждены брать эту дополнительную для себя нагрузку [6].

Пятым пунктом можно рассмотреть время, так же не учитываемое в оплате труда, это время на подготовку к занятию. Подготовка к занятию проходит обычно уже в домашних условиях, что с одной стороны освобождает данную нагрузку от учета при специальной оценке условий труда, а с другой занимает значительное время, предусмотренное для отдыха и восстановления сил. Так же в данном пункте можно рассматривать прохождение занятий в условиях дистанционного обучения [7]. Буквально ворвавшаяся в последнее время технология в условиях пандемии приняла зачастую основную форму обучения на протяжении большей части календарного срока обучения. Причем данная форма в итоге предполагает в итоге индивидуальную форму проверки знаний, что значительно увеличивает как время проверки задания, так и время подготовки контрольно-оценочных средств, значительно повышая тем самым нагрузку на педагога, которая так же не рассматривается в ходе специальной оценки условий труда.

Шестым пунктом нужно рассмотреть вопрос дополнительного стимулирования работников [8], на эти часть может приходиться до половины оплаты труда педагога. Дополнительное стимулирование предполагает участие педагога в различных конкурсах, семинарах, организацию и ведение кружков, секций, написание статей и участие в научно-практических конференциях. Не учитываемое нигде время работы на так называемый оценочный лист или личный рейтинг педагога заставляет тратить дополнительное время на подготовку и проведение данных мероприятий, организацию дополнительной деятельности с обучающимися и в итоге время на дополнительный подробнейший отчет по итогам дополнительной работы.

Седьмым пунктом необходимо рассмотреть необходимость постоянного прохождения дополнительного обучения самого педагога [9], повышение своей квалификации, расширения знаний в новых областях и освоения новых компетенций. Тем самым реализуется тезис о непрерывности образования в течении всей жизни. Обучение проводится зачастую без отрыва от производства, по отработанной уже технологии дистанционного обучения, что требует еще дополнительное время уже в выходные дни на изучение нового материала, выполнение практических работ и итоговых тестов, а также подготовку итоговой аттестационной работы и ее защиту.

Просуммировав все время и все силы на регулярную реализации всех семи пунктов, мы получаем общую нагрузку на педагога, работающего в образовательной организации. Если анализировать воздействие на человека столь напряженного режима работы, то необходимо отмети три основных направления вредного воздействия при, казалось бы, допустимых условиях труда. Это в первую очередь физическое напряжение, вызванное регулярным стрессом из-за необходимости контролировать значительное количество обучающихся, необходимостью часто пребывать в статичной позе, не возможностью регулярного спокойного приема пищи, постоянного напряжения голосового аппарата. Вот вторую очередь нервное напряжение, вызванное постоянной необходимостью совершать сложные мыслительные операции, проводить различные вида анализа деятельности обучающихся, постоянной обработки большого объема информации по различным аспектам деятельности человека и учебного материала. В-третьих, это моральная составляющая, предполагающая угнетения самостоятельной деятельности обучающихся для достижения необходимых педагогических задач.

Появление данных негативных факторов при полном нарушении режима труда и отдыха [10] приводит к угнетению деятельности организма, истощению нервной системы и профессиональному выгоранию. Это в свою очередь может явится причиной ослабления иммунитета организма, появления хронических заболеваний, нарушению деятельности головного мозга. Ослабление иммунитета приводит к заболеваниям [11, с. 74], выводящим человека из обоймы педагогического коллектива на время больничного листа, дестабилизируя и без того сложную систему расписания занятий. Появление хронических заболеваний может значительно увеличить время пребывания педагога в специализированных лечебных учреждениях, зачастую и полностью лишить возможность сотрудника заниматься педагогической деятельностью. Нарушение же деятельности головного мозга приводит к резкому снижению эффективности педагогической деятельности, что в свою очередь может служить причиной недостаточной подготовки обучающихся, то есть не достижению конечной цели педагогической деятельности.

Рассматривая все многообразие негативных факторов на работу педагога, можно с уверенностью констатировать необходимость принятия мер для повышения условий труда до допустимого класса [1]. Это возможно в первую очередь при организации централизованного специализированного питания педагогов, что позволит компенсировать негативное влияние на физическое состояние сотрудников. Вторым необходимым мероприятием является создание условий для правильной организации труда и отдыха, за счет автоматизации составления расписания в целях оптимизации ежедневной нагрузки педагога. Третьим основным мероприятием может стать создание специализированной психологической службы, направленной на компенсацию ухудшения морального состояния педагога за счет проведения тренингов и иной групповой работы с коллективом.

Финансовое обеспечения данных мероприятий может полностью компенсироваться уменьшением количества и продолжительности больничных листов, уменьшением числа выбывающих подготовленных педагогических кадров и повышением общей эффективности деятельности педагога, а значит в итоге к развитию всего общества, а значит и развитию всего государства.

Литература:

  1. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 30.12.2020). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/ (дата обращения: 16.12.2021).
  2. Объем данных всего мира к 2025 году увеличится в 10 раз. — Текст: электронный // About Data: [сайт]. — URL: https://aboutdata.ru/2017/04/27/volume-of-data-by-2025/ (дата обращения: 16.12.2021).
  3. Магамедэминова, М. М. Признаки утомления и переутомления, их причины и профилактика / М. М. Магамедэминова, В. М. Коротких, С. Р. Полякова, М. М. Осокина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 74–75. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67584/ (дата обращения: 16.12.2021).
  4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/bb999f080ef12c25c328e1b5e4ffd35319d8bea6/ (дата обращения: 16.12.2021).
  5. Руководитель Рособрнадзора обсудил с педагогами проблему отчетной нагрузки. — Текст: электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: [сайт]. — URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/rukovoditel-rosobrnadzora-obsudil-s-pedagogami-problemu-otchetnoj-nagruzki/ (дата обращения: 16.12.2021).
  6. Сколько платят российским учителям?. — Текст: электронный // ФАКТОГРАФ: [сайт]. — URL: https://www.factograph.info/a/28722408.html (дата обращения: 16.12.2021).
  7. Практика дистанционного образования, в том числе в условиях пандемии. — Текст: электронный // Институт образования: [сайт]. — URL: https://ioe.hse.ru/school_distant (дата обращения: 16.12.2021).
  8. Организация оплаты и стимулирования труда педагогических работников. — Текст: электронный // novaum.ru: [сайт]. — URL: http://novaum.ru/public/p1925 (дата обращения: 16.12.2021).
  9. Возгова, З. В. Принципы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников / З. В. Возгова. — Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4661 (дата обращения: 16.12.2021).
  10. Нарушение режима труда и отдыха. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/narushenie_rezhima_truda_i_otdyha/ (дата обращения: 16.12.2021).
  11. Россия в цифрах 2021 / Э. Ф. Баранов, Т. С. Безбородова, С. Н. Бобылев [и др.]. — 2021: Федеральная служба государственной статистики, 2021. — 275 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, головной мозг, очередь, специальная оценка условий труда, учреждение, дистанционное обучение, дополнительная работа, дополнительное время, педагогическая нагрузка, последнее время.


Задать вопрос