Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Улыбин, В. С. Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / В. С. Улыбин, О. В. Улыбина, У. В. Хахалкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 415-416. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86995/ (дата обращения: 27.10.2024).



В статье описываются современные информационно-коммуникационные технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ. Обозначены причины необходимости применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Представлен алгоритм использования ИКТ на уроках английского языка и роль компьютерного зрения для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютерные программы, веб-камера, компьютерное зрение, мультимедийные средства.

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение инвалидов и лиц с ОВЗ медико-психологическим сопровождением и специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. В рамках современных исследований доказано, что ИКТ — это достаточно широкий спектр цифровых технологий, которые активно используют распространение большого потока информации и оказание услуг. К ним можно отнести: программное обеспечение, компьютерное оборудование, телефонные линии и сотовую связь, спутниковые технологии, сети кабельной и беспроводной связи, мультимедийные средства, Интернет, электронную почту и т. д.

На современном этапе образование предполагает активное внедрение компьютерных технологий в образовательно-воспитательный процесс. Новые технологии помогают поставить в центр внимания обучение учащихся и дают возможность для развития всей системы образования в РФ.

Для детей с ОВЗ внедрение современных ИКТ — главный помощник в восприятии, освоении и познании нового, развитии мотивации, один из способов социализации ребенка в современном обществе. Наиболее важными причинами необходимости применения компьютера в обучении детей данной категории является: организация процесса обучения в соответствии с индивидуально-типологическими, психоэмоциональными и физиологическими особенностями; создание реальной возможности технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения в школе; расширение возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций [2].

Так, например, использование ИКТ на уроках английского языка необходимо потому, что с помощью различных средств: аппаратных (ноутбуки, мультимедиа, доска Smart, моноблок, проектор, звукозаписывающие устройства и т. п.) и программных (тренажеры, комплексные обучающие пакеты, виртуальные конструкторы, поисковые системы, интернет) можно лучше организовать учебный процесс и изучение иностранного языка. Например, используя игровые тренажеры изучают порядковый счет, образование числительных, времена английского языка и многое другое [1].

В школе активно можно использовать программу Paint, в которой обучающиеся с ОВЗ могут выполнять творческие задания. Microsoft Office тоже удобен для создания презентаций, редактирования текстов и таблиц, которые помогут развить навыки чтения, перевода и визуального восприятия текстов. Moviemaker поможет создать видео по теме урока. Поисковые системы Google помогут найти новую информацию при выполнении домашнего задания, а также языковые сайты (LinguaLeo.com) могут помочь в изучении английского языка.

Использование проигрывателей Windows Media окажет помощь в развитии слуховых навыков восприятия учебной информации, обеспечит наглядным и звуковым материалом на уроке, что важно для детей данной категории.

Сегодня наука шагнула далеко вперёд. Разработчики в области IT-технологий изобрели программы, которые позволяют управлять компьютером используя не руки, а лицо и взгляд. Чтобы освоиться и начать работать с компьютером, необходимо иметь веб-камеру и сам компьютер или ноутбук. Для обучения работе с компьютером лиц с ОВЗ используют программу eViacam. Enable Viacam (eViacam) — это программа, которая может заменить использование компьютерной мыши на управление при помощи движений головы пользователя, отслеживаемых обычной веб-камерой. Программа разработана международным сообществом CREA Software Systems и имеет русскоязычный интерфейс. Первая версия была выпущена в 2008 г.

Можно начинать обучение начальному пользованию компьютером групп из трёх детей. Программное обеспечение может быть установлено на ноутбуках или компьютерах с веб-камерой, после чего можно проводить обучающие занятия. После буквально трёх занятий дети уже могут открывать и закрывать папки и документы, просматривать видеофильмы, прослушивать музыку и аудиокниги, играть в развивающие игры, выключать компьютер. Через 5 занятий у них получается самостоятельно выходить в сеть Интернет и осуществлять навигацию по сайтам, находящимся в закладках. Самое сложное, научить пользованию стандартной виртуальной клавиатурой. Проводятся консультации для родителей, корректируется калибровка экрана.

Можно рекомендовать использование eViacam в качестве полной альтернативы или в дополнение к обычной компьютерной мыши при обучении работе на компьютере детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Это особенно полезно для детей с моторными нарушениями (костные травмы, амиотрофический склероз, рассеянный склероз, церебральный паралич, травмы спинного мозга, мышечная дистрофия, ампутации и т. д.).

Программа eViacam обеспечивает эффективное и надежное решение для взаимодействия человек-компьютер. Для ребёнка или взрослого человека с сохранным интеллектом не составит особого труда научиться пользоваться данной программой и управлять компьютером на уровне обычного пользователя. Существует только один недостаток — невысокая скорость печати. Но в данном случае, мы не будем считать это недостатком, так как программное обеспечение даёт возможность практически парализованному человеку пользоваться персональным компьютером и открывает доступную среду в сети Интернет.

Рассмотрим программу eViacam подробнее. Основные функции этой программы заключаются в том, что можно использовать несколько вариаций. Эмуляция нажатия клавиш мыши: левой, средней, правой; способы управления (двойное нажатие, Drag-and-drop).

Enable Viacam может использоваться вместе с программой, предоставляющей функцию экранной клавиатуры. Компьютерное зрение: теория и технология создания машин, которые могут производить обнаружение, слежение и классификацию объектов. Легкость и простота: простая установка, интуитивность использования. Интегрированный мастер настройки поможет легко начать работать. Обучение может быть сведено к минимуму.

Используемые компоненты OpenCV — обеспечивает компьютерное зрение, а wxWidgets это компонент графического интерфейса. Максимальный комфорт. Беспроводное управление без дополнительных аксессуаров.

Программа имеет интеллектуальную калибровку экрана конкретно под пользователя компьютера. Движения лица перемещают указатель мыши по экрану. Эксклюзивная технология компьютерного зрения использует изображение, снятое с помощью веб-камеры и гарантирует точное и плавное движение курсора мыши. Для обучения детей с ОВЗ, собирается медиатека бесплатных и свободно распространяемых программ, предназначенных для упрощения пользования компьютером и сетью Интернет.

Развитие современного общества диктует необходимость использовать ИКТ во всех сферах нашей жизнедеятельности. Специальные (коррекционные) образовательные организации и школа не должны отставать от требований научно-технического прогресса. Они активно должны внедрять компьютерные технологии в своей профессиональной и учебной деятельности, т. к. главная задача современного образования — обеспечить обучающегося знаниями, умениями, навыками на максимально возможном и качественном уровне, в соответствии с индивидуальными и психофизиологическими возможностями личности.

Литература:

  1. Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. — № 8, 2007. — С. 18–21.
  2. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». — 2003. — № 3. — С. 67–76.
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерное зрение, английский язык, программа, программное обеспечение, CREA, ИКТ, Интернет, обучение детей, причина необходимости, современное общество.


Похожие статьи

Современные цифровые средства обучения географии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье анализируются современные цифровые средства обучения географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются адаптивные технологии, интерактивные карты и виртуальные экскурсии. Исследование подчеркивает важность пер...

Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...

Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии

В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики

В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...

Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития

В данной статье рассматриваются игровые компьютерные технологии как средство коррекционно-развивающей работы. Освещаются игровые приемы и методы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. Описываются интерактивные игры, корректирующи...

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационн...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формир...

Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование интерактивных компьютерных игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста. Оп...

Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения

В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...

Похожие статьи

Современные цифровые средства обучения географии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье анализируются современные цифровые средства обучения географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются адаптивные технологии, интерактивные карты и виртуальные экскурсии. Исследование подчеркивает важность пер...

Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...

Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии

В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики

В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...

Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития

В данной статье рассматриваются игровые компьютерные технологии как средство коррекционно-развивающей работы. Освещаются игровые приемы и методы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. Описываются интерактивные игры, корректирующи...

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационн...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формир...

Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование интерактивных компьютерных игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста. Оп...

Возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему online-обучения

В статье рассматриваются возможности и особенности реализации дополнительного образования детей и подростков через систему дистанционного обучения, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, даётся определение вышеперечисленным по...

Задать вопрос