Достижение принципов уголовного наказания по результатам исполнения наказания, связанного с лишением свободы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Темникова, А. А. Достижение принципов уголовного наказания по результатам исполнения наказания, связанного с лишением свободы / А. А. Темникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 264-269. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86980/ (дата обращения: 22.01.2022).



Статья посвящена уголовному наказанию в виде лишения свободы по российскому законодательству. Автором оценивается его эффективность и достижение целей уголовного наказания. В работе исследуется статистика назначения наказания в виде лишения свободы, а также основные средства исправления осужденных.

Ключевые слова: лишение свободы, эффективность наказания, средства исправления осужденного, достижение целей наказания.

Среди разнообразных мер государственного принуждения, одним из самых значимых и действенных средств воздействия на человека является уголовное наказание. Оно назначается лицу, совершившему общественно опасное деяние в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. [8]

Формулируя понятие наказания в уголовном законе России, законодатель представляет его как правовое средство борьбы с преступностью, меру ответственности за совершенное правонарушение, применение которого к осужденному должно привести к определенному социальному результату. [9, с. 9] Уголовное наказание должно выступать неким средством принудительного воспитательного воздействия, через него лицо получает правовую ориентацию со стороны государства. Соответственно, вопрос об эффективности того или иного вида наказания и достижения им целей уголовного наказания всегда будет вызывать интерес у исследователей.

Уголовное наказание подразумевает собой ограничение прав и свобод лица, либо полное их лишение. Посредством усечения естественных для человека ценностей, государство добивается переосмысления взглядов на жизнь, исправления осужденного, что должно предотвратить повторное совершение им преступления. Наказание также должно давать чувство восстановленной социальной справедливости пострадавшей стороне и социуму в целом.

Среди всех видов уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ), особое положение всегда занимало лишение свободы. Изоляция человека от общества, пребывание в определенном режиме и обстановке призвано оказывать самое сильное моральное воздействие на лиц, совершивших преступление. Полагается, что в такой серьезной санкции заложен большой воспитательный и устрашающий потенциал, ведь лишение свободы возлагает достаточно серьезные правоограничения, в частности в вопросах беспрепятственного передвижения, выбора трудовой деятельности, времени отдыха, общения с близкими и т. д.

Лишение свободы на определенный срок является одним из видов уголовного наказания и определяется законодателем как изоляция осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. [8]

Лишение свободы в качестве санкции предусмотрено довольно значимым количеством статей Особенной части УК РФ, выделяясь среди других видов наказания. На практике оно назначается правоприменителем в тех случаях, когда совершенное преступление представляет значительную общественную опасность, и суд, исходя из этого, и учитывая личность виновного, приходит к выводу, что для достижения целей наказания осужденный не может быть оставлен на свободе, а его исправление возможно лишь в условиях изоляции от общества с применением комплекса особых мер воздействия.

Наказание в виде лишения свободы на определенный срок представляется как одно из самых строгих и наиболее распространенных в уголовном законодательстве и судебной практике. Можно выделить некоторые его признаки:

– во-первых, такая изоляция имеет принудительный характер;

– во-вторых, сроки достаточно значительные;

– в-третьих, на осужденного возлагаются правоограничения во всех сферах его жизни: свобода передвижения, выбор труда, места проживания и т. д.;

– в-четвертых, можно сказать об использовании в отношении осужденного специфических мер воздействия: режим, общественно полезный труд, обучение, проведение воспитательной работы.

Именно лишение свободы создает условия для изоляции наиболее опасных нарушителей закона от общества. В специальных исправительных учреждениях существенно ограничивается возможность совершения ими новых преступлений, а также создаются возможности для организации мер, направленных на ресоциализацию.

Такой вид наказания как лишение свободы имеет очень негативные последствия для психики человека, а особенно для морально неустойчивых несовершеннолетних осужденных. Соответственно вопрос его оценки с положительной или отрицательной стороны всегда будет спорным и актуальным. Оказывает ли лишение свободы должное перевоспитание лица или же портит жизнь гражданина навсегда.

Тем не менее, указанное наказание является актуальным в применении. Так, официальная статистика ФСИН России гласит что в 2020 году лишение свободы было назначено 144 861 осужденному впервые. Повторно к нему приговаривалось 81 756 человек. Три и более раза лишение свободы применялось к 149 527 людям. [6]

Одной из задач лишения свободы является моральное исправление осужденного, перевоспитание. Такие лица обладают повышенной опасностью в связи со своими внутренними взглядами, устоями, выработанными под влиянием неправильной окружающей действительности и конкретных условий, в которых проходил процесс формирования личности. Поэтому необходимо чтобы человек переосмыслил свои ценности и выбрал другой путь поведения.

Если оценивать эффективность лишения свободы через призму достижения целей наказания, то очевидно, что первостепенной является исправление осужденного.

Исправление осуществляется путем социально-педагогического воздействия сотрудниками исправительных учреждений на осужденного с привлечением общественных, благотворительных, правозащитных, религиозных и других организаций. Это дает возможность отбывшему наказание преступнику вернуться в социальное общество, стать законопослушным гражданином, приносящим пользу государству.

Основными средствами исправления осужденных являются:

– установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

– воспитательная работа;

– общественно полезный труд;

– получение общего образования, профессиональное обучение;

– общественное воздействие.

Они применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. [7]

Полагается, что самым основным средством исправления является воспитательная работа. Она выступает как базовая теоретическая направляющая во взаимодействии, проводимая с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденного, а также обстоятельств совершенного им преступления.

Воспитательная работа при исполнении конкретного вида наказания — лишения свободы направлена на исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Она проводится в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. [7] Воспитание имеет нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные направления, способствующие исправлению лица.

Помощь в осуществлении воспитательной работы могут оказывать различные педагогические коллективы образовательных организаций субъекта РФ.

Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Распределение происходит с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Работа предоставляется лицам в центрах трудовой адаптации и в производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в иных организациях, которые могут быть расположены вне места отбывания наказания. [7]

Для лиц, не достигших 30 лет, в местах лишения свободы организуется обязательное получение ими начального, основного и среднего общего образования. Осужденные старше 30 лет, а также лица, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают общее образование по желанию. [2]

Профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих для тех, кто не имеет такового, организуется также на обязательных условиях. В итоге, осужденный сможет работать по полученной профессии (специальности) в самом исправительном учреждении и после освобождения из него.

Получение осужденными любого образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления. [7]

Что касается общественного воздействия, то законодатель конкретно не раскрывает его сущности, тем не менее, в отдельных статьях УИК РФ прослеживаются некоторые формы этой работы.

В науке уголовно-исполнительного права лишь в последние годы были сделаны попытки на теоретическом уровне сформировать понятие «общественное воздействие на осужденных» и определить содержание этой работы. В учебной литературе данный вопрос нередко либо обходят, либо освещают недостаточно полно. Наиболее удачный подход к законодательному выражению понятия «общественное воздействие» сделан коллективом авторов под научной редакцией научного руководителя НОЦ юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова заслуженного деятеля науки РФ профессора В. И. Селиверстова в научно-теоретической модели УИК РФ. [1, с. 146]

Глава 3 теоретической модели называется «Исправительно-предупредительное воздействие на осужденных». В ней, в ч. 1 ст. 31, закрепляется понятие «общественное воздействие на осужденных». Под ним следует понимать основанную на законодательстве РФ социально полезную деятельность институтов гражданского общества и граждан, осуществляемую субъектами общественного воздействия совместно с учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, и направленную на обеспечение достижения цели исправления осужденных. [5, с. 235]

В ч. 2 ст. 31 определены субъекты общественного воздействия. Ими могут быть политические партии, правозащитные организации, религиозные объединения и другие общественные организации, средства массовой информации, общественные наблюдательные комиссии (члены общественных наблюдательных комиссий), родительские комитеты, попечительские советы, близкие родственники осужденных, другие граждане и иные общественные образования. [5, с. 236]

Например, попечительский совет является совещательным органом, образованным для содействия администрации исправительного учреждения в совершенствовании материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, организации трудового и бытового устройства освобождающихся лиц, а также оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях.

Совет действует на постоянной и безвозмездной основе, его решения носят рекомендательный, консультативный характер. В состав могут входить представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм, общественных объединений, граждане. [3]

С исправительными учреждениями взаимодействуют различные общественные организации, в числе которых правозащитные, творческие организации и объединения, благотворительные фонды и т. п.

Одно из направлений в работе с осужденными — это духовно-нравственное воспитание, осуществляемое религиозными организациями в порядке обеспечения права на вероисповедание и отправление религиозных обрядов. Так, с исправительными колониями работают представители Русской православной церкви, ислама. По местным каналам транслируются проповеди, священнослужители рассказывают о сущности веры, поздравляют с религиозными праздниками, библиотеки исправительных учреждений постоянно пополняются религиозной литературой. Религиозные организации активно участвуют в решении проблем ресоциализации осужденных. [4, с. 31]

Также, на эффективность наказания призван влиять институт условно-досрочного освобождения. У осужденных сохраняется надежда на освобождение при условии соблюдения всех установленных требований, соответственно, таким образом может быть достигнута цель наказания в виде исправления заключенного.

Определить эффективность какого-либо вида наказания, а особенно лишения свободы, можно исходя из показателей рецидива совершения преступления. Благодаря им можно понять, была ли достигнута цель исправления осужденного.

Так, если обратиться к статистике ФСИН России, то можно увидеть, что в 2016 году к лишению свободы было приговорено 519 480 человек, из них повторно — 97 792, а в третий и более раз — 180 881. Соответственно, 54 % осужденных отправились в места лишения свободы не в первый раз. Такое процентное соотношение сохранялось и последующие три года, а вот в 2020 году доля осужденных к лишению свободы во второй и более раз возросла до 61 %. Ниже в таблице 1 представлены полные статистические данные.

Таблица 1

Год

Всего человек осуждено к лишению свободы

Осуждено человек к лишению свободы во второй и более раз

Удельный вес

2016

519 480

278 673

54 %

2017

495 016

264 648

53 %

2018

460 923

249 999

54 %

2019

423 825

228 015

54 %

2020

376 144

231 283

61 %

Можно сделать вывод, что при выходе из исправительных учреждений, большинство бывших заключенных придерживается девиантного поведения, к которому приучило последнее окружение, в том числе они совершают преступления с целью вернуться в привычное для них место.

Также, для оценки эффективности лишения свободы, имеет смысл определить его востребованность как вид наказания правоприменителем. Для этого необходимо провести анализ судебной статистики по назначению наказаний, представленной Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации за последние пять лет.

Так, в 2016 г. к реальному исполнению наказания в виде лишения свободы было приговорено 206 372 человека, а в 2020 — уже 149 681. Соответственно, количество сократилось примерно на 27 %. Если выделять эту категорию лиц из всего количества осужденных, то их доля на протяжении последних пяти лет стабильно колеблется от 28 % до 29 %. Процент условного же осуждения, имеет тенденцию к повышению с 25 % до 28 %. Динамика назначения наказаний в виде лишения свободы представлена ниже в диаграмме № 1.

Рис. 1

Исходя из анализа статистики, видно, что назначение лишения свободы, как реального, так и условного, ежегодно сокращается. Предполагается, что наше государство ведет уголовную политику в сторону более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Таким образом, если оценивать эффективность лишения свободы и реализацию посредством него целей уголовного наказания, можно сказать, что достижение абсолютного результата не представляется возможным, но при этом нельзя назвать этот вид уголовного наказания неэффективным, так как имеются положительные тенденции. Исследуя статистику за последние пять лет, необходимо отметить высокий процент лиц, отправляющихся за решетку не в первый раз, соответственно, нужно уделять больше внимание мерам, направленным на предупреждение рецидива и исправление лиц, совершивших преступление.

Литература:

  1. Маликов, Б. З. Общественное воздействие — средство исправления осужденных, и роль в нем религиозного аспекта / Б. З. Маликов // Уголовно-исполнительное право. — 2018. — Т. 14 (1–4), № 2. — С. 146–151.
  2. Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы: Приказ Министерства юстиции Рос. Федерации и Министерства образования и науки Рос. Федерации от 6 декабря 2016 года № 274/1525. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
  3. Об утверждении Порядка формирования попечительского совета при исправительном учреждении, срока полномочий, компетенции и порядка деятельности указанного попечительского совета: Приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 19 марта 2015 года № 62 // Рос. газ. — 2015. — № 73.
  4. Попова, Е. Э. Реализуется ли общественное воздействие как средство исправления к осужденным, отбывающим наказание в виде пожизненного лишения свободы? / Е. Э. Попова // Уголовно-исполнительное право. — 2018. — Т. 13 (1–4), № 1. — С. 31–33.
  5. Селиверстов, В. И. Научно-теоретическая модель Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. — 2016. — Т. 2. № 9. — С. 235–242.
  6. Статистические данные. — Текст: электронный // ФСИН России: официальный сайт. — 2021. — URL: https://fsin.gov.ru/statistics/ (дата обращения: 26.10.2021).
  7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1997 года № 1-ФЗ [в редакции от 11 июня 2021 года]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Текст: электронный
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ [в редакции от 01 июля 2021 года]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Текст: электронный
  9. Хараев, А. А. Некоторые проблемы цели наказания в виде лишения свободы на определенный срок / А. А. Хараев // Общество: политика, экономика, право: науч. журнал. — 2016. — № 12. — С. 9–14.
Основные термины (генерируются автоматически): лишение свободы, уголовное наказание, общественное воздействие, осужденный, вид лишения свободы, вид наказания, воспитательная работа, исправление осужденного, общее образование, Российская Федерация.


Ключевые слова

лишение свободы, эффективность наказания, средства исправления осужденного, достижение целей наказания
Задать вопрос