В статье автор проводит обзорный анализ проблем и противоречий правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы.
Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы, лишение свободы.
В обосновании актуальности темы исследования необходимо отметить, что лишение свободы является исключительным по своей строгости наказанием, предусмотренным уголовным законодательством. Вместе с тем, уровень рецидивной преступности позволяет говорить о наличии в данных общественных отношений проблем и противоречий, требующих решения путем совершенствования норм законодательства. В доктрине права широко обсуждаются проблемы уголовно-исполнительной системы, в том числе проблемы правового регулирования лишения свободы как вида уголовного наказания.
Так, О. В. Макарова и О. В. Данеев указывают, что «немаловажной представляется проблема организации процесса получения высшего образования в исправительных колониях. Как уже отмечалось, УИК РФ содержит положение, обязывающее администрацию исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования (ч. 4 ст. 108). Указанная норма была введена Федеральным законом от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации». Однако до настоящего времени механизм реализации права осужденных на получение высшего образования законодателем не урегулирован. В сложившихся условиях важно продумать, как обеспечить доступ к дистанционному обучению во всех исправительных колониях, как регламентировать использование Интернета исключительно в целях обучения. Иными словами, требуют правового регулирования порядок подключения исправительных учреждений к сети Интернет, рекомендации по соблюдению оперативно-режимных требований в условиях функционирования сети, средства и способы защиты информации и исключения несанкционированного доступа осужденных к информационным ресурсам. Учеными и практиками, а также представителями Минобрнауки РФ, ФСИН России высказывались разные предложения по рассматриваемому вопросу с позиции рационального использования материально-технических возможностей. Например, всех потенциальных студентов из числа осужденных можно разместить в одном исправительном учреждении. Либо создать в России специальный вуз для заключенных, где они будут осваивать востребованные технические специальности. Также представляется реализуемым на практике предложение, когда вуз закрепляется за конкретным исправительным учреждением. Все эти предложения заслуживают внимания и требуют обсуждения и проработки заинтересованными ведомствами и организациями. В настоящее время в некоторых регионах России территориальные органы ФСИН России сотрудничают с определенными вузами и даже заключены соглашения о выделении для осужденных бюджетных мест [1].
Е. В. Авдеева утверждает, что «учитывая характер современной уголовно-правовой политики Российской Федерации, направленной на реализацию принципа гуманизма, стоит отметить обусловленность данной тенденции значительными показателями совершения преступлений, влекущих наказание в виде лишения свободы. Достижение эффективности реализации уголовного наказания в виде лишения свободы требует принятия комплекса мер, направленных на успешную социальную адаптацию осужденных как в рамках учреждений по месту отбывания наказаний, так и после освобождения из мест лишения свободы. Социальная адаптация осужденных, находящихся в местах лишения свободы, предполагает восприятие осужденным изоляции от общества как меры уголовно-правового воздействия, которое должно быть сопряжено с осознанием неправомерности совершенного ранее преступления и формированием устойчивого желания социально полезной линию поведения. Следовательно, воспитательная работа в учреждениях уголовно-исполнительной системы с учетом различных условий отбывания наказания должна содержать разнообразные методики влияния на умаление правового нигилизма и рост правового сознания осужденного» [2].
В качестве возможных путей по совершенствованию законодательства В. В. Коннуникова и В. В. Пекарева предлагают закрепление в пенитенциарных учреждениях ответственных сотрудников, обеспечение соответствия рабочих мест сотрудников установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям по информационной безопасности, обеспечение своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ. Это снизит напряженность в местах содержания осужденных и даст возможность лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, отправлять не только единичные жалобы, но и запросы в органы власти для получения документов, необходимых при дальнейшей интеграции в общество. Необходимо продолжить практику увеличения количества видеокамер в местах принудительного содержания и рассмотреть возможность увеличения сроков хранения зафиксированной ими информации до шести месяцев, что даст возможность снизить процент неправомерного применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы и специальных средств к осужденным. Важно решить вопросы трудоустройства и достойной оплаты труда осужденных, исключив факты привлечения их к работе за пределами установленной законом продолжительности рабочего дня, создав надлежащие условия труда. Правовому статусу личности в нашей стране отводится главная роль, и преступивший грань закона должен осознавать себя равноправным членом общества, поскольку путь исправления, на который встает человек, отбывающий наказание, не должен с первых дней быть бесправным. Руководству пенитенциарных учреждений Платформа обратной связи даст возможность не просто рассматривать жалобы и обращения осужденных, но и осуществлять контроль за устранением возникающих проблем, а также возможность реализации прав и законных интересов осужденных [3].
Таким образом, общественные отношения в области исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы имеют ряд проблем и противоречий. Вместе с тем, решение указанных проблем не может строиться только на основе максимального смягчения режима отбывания наказания, так как это может привести к нарушению баланса деликтного воздействия уголовной ответственности.
Литература:
1. Макарова О. В., Данеев О. В. Ресоциализация осужденных путем повышения доступности дистанционного образования в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2021. — № 6. — С. 13–17.
2. Авдеева Е. В. Сущность наказания в виде лишения свободы в контексте реализации целей уголовно-исполнительной политики // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2021. — № 4. — С. 10–13.
3. Коннуникова В. В., Пекарева В. В. Проблемы соблюдения и защиты прав и свобод лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2022. — № 4. — С. 18–21.