Зарубежное регулирование магистрального трубопроводного транспорта. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, П. В. Зарубежное регулирование магистрального трубопроводного транспорта. / П. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 226-227. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86949/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: магистральный трубопроводный транспорт, трубопроводный транспорт нефти, Международное право, Европейский Союз, СНГ, ДЭХ, ГАТТ.

Как свидетельствует международный опыт на отношения в сфере проектирования, сооружения, эксплуатации и ликвидации трансграничных магистральных трубопроводов оказывают влияние как национальное законодательство, так и международные соглашения.

Если говорить о истории международных соглашений, оказывающих влияние на сферу трубопроводного транспорта, то первым документом, который необходимо отметить является Барселонская Конвенция о свободе транзита 1921 года. Конвенция заложила основы системы и провозгласила основополагающие принципы правового регулирования транзита, которые сохранили свое значение и в настоящее время. Ими, в первую очередь, являются принципы бездискриминационного доступа и государственного регулирования тарифов на перекачку продукции. [1]

Следующим основополагающим документом является Генеральное Соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 года. Основной целью договаривающихся государств в послевоенный период являлось возобновление международной торговли. Генеральное соглашение переработало нормы Барселонской Конвенции о недискриминации и впервые ввело такое понятие как «режим наиболее благоприятствуемой нации» или РНБ, которое означало, что любое преимущество или благоприятствование, привилегия или иммунитет предоставляемые договаривающейся стороной товару должны будут должны распространиться на аналогичные товары других договаривающихся сторон. [2]

С 1947 по 1994 годы ГАТТ являлся единственным многосторонним документом в области торговли и основой для организации торговых переговоров для стран-участников. ГАТТ оказало существенное влияние на создание в мировой торговле единообразного правового поля. В 1995 году ГАТТ и разработанные на его основе механизмы вошли в состав Всемирной торговой организации (ВТО). Ряд функций ГАТТ, таких как разрешение споров, организация многосторонних переговоров перешли к ВТО.

В 1991 состоялось подписание Европейской Энергетической Хартии. Позднее в 1994 году к подписанию был открыт Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ). ДЭХ и связанные с ним документы подписали 52 страны и Европейский Союз.

ДЭХ базируется на пяти ключевых элементах: поощрение капиталовложений в энергетику, государственный суверенитет над природными ресурсами, свобода доступа к энергетическим рынкам, свобода транзита энергоресурсов, свобода движения капиталов, связанных с инвестированием в энергетику.

В 2009 г. Россия прекратила временное применение ДЭХ. [3]

Стоит отметить, что в ДЭХ содержит также ряд важных аспектов в области охраны окружающей среды и содержит приоритет предотвращения загрязнений.

Упомянутые выше международные документ в большей степени оказывают влияние правоотношения связанные с транзитом энергоносителей и регулирование экспортно-импортных отношений. Существует также ряд международных соглашений, направленных на поддержку и контроль процесса строительства, эксплуатации и ликвидации международных систем трубопроводного транспорта.

Что касается правоотношений возникающих при сооружении трубопроводных систем, проложенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах или в открытом море, то к ним применимы положения Женевских морских конвенций 1958 года, Конвенции о Континентальном шельфе 1958 года. Режим, впервые установленный данными конвенциями сохранен в Конвенции ООН по Морскому праву 1982 года. Эти международными документами зафиксировано право любых государств свободно прокладывать в морских водах трубопроводы (ч. 1 ст. 26 Конвенции об открытом Море 1958 г.) с учетом ранее существующих и осуществлять их ремонт. У прибрежных государств зафиксировано право согласовывать трассу будущих трубопроводов и не препятствовать сооружению или поддержанию рабочего состояния существующих (ст. 79 Конвенции по Морскому праву 1982 г.).

В рамках Содружества независимых государств (СНГ) предпринята попытка привести к единству правовые системы различных государств, обладающих система трансграничных трубопроводов.

Модельный Закон СНГ «О трубопроводном транспорте» был принят в 2001 г. на заседании Межпарламентской̆ Ассамблеи государств — участников СНГ. Модельный закон регулирует организационные, правовые и экономические основы создания и функционирования систем трубопроводного транспорта. Положения Модельного закона должны распространяться на все органы исполнительной власти субъектов государства, местного самоуправления, собственников и операторов магистральных трубопроводов, а также на организации независимо от их организационно–правовой формы и вида собственности, осуществляющие свою деятельность в области проектирования, строительства, консервации, ликвидации, эксплуатации и ремонта магистральных трубопроводов, а также транспортирования продукции по магистральным трубопроводам. [4]

Анализ приведенных международных соглашений показывает уникальность природы трубопроводных систем транспортировки энергоносителей, их отличия от других видов транспорта. Весь спектр правоотношений, возникающих при создании и функционировании магистральных трансграничных трубопроводов должен быть повергнут комплексному изучению, с целью создания современных механизмов правового регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

Литература:

  1. Перчик А. И. Трубопроводное право / А. И. Перчик. — 1-е изд. — Москва: Государственное унитарное предприятие Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2002. — 368 c. — Текст: непосредственный.
  2. Миронюк, И. М. Особенности правового регулирования транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в праве зарубежных государств / И. М. Миронюк. — Текст: электронный // IBN: [сайт]. — URL: https://ibn.idsi.md/sites/default/files/imag_file/31–42.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
  3. О Договоре к Энергетической хартии (справка). — Текст: электронный // МИД РФ: [сайт]. — URL: https://www.mid.ru/drugie-otraslevye-organizacii/-/asset_publisher/km9HkaXMTium/content/id/2517386 (дата обращения: 15.12.2021).
  4. Закиева, О. Г. Правовое регулирование отношений в сфере транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам: специальность 12.00.03 «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук/ Закиева Ольга Геннадьевна; Уральская государственная юридическая академия. — Екатеринбург, 2006. — 196 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): трубопроводный транспорт, Барселонская Конвенция, ГАТТ, генеральное соглашение, государство, Европейский Союз, Конвенция, Континентальный шельф, открытый Мор, трубопровод.


Ключевые слова

международное право, Европейский союз, ГАТТ, СНГ, трубопроводный транспорт нефти, магистральный трубопроводный транспорт, ДЭХ

Похожие статьи

Контроль судов государством порта в соответствии...

Ключевые слова:MLC 2006, Конвенция МОТ 2006, КТМС 2006, Сводная конвенция о труде в морском судоходстве, 2006 г., Билль о правах моряков, Морское право. Морской транспорт является основой международной торговли и движущая сила глобализации.

Политика международного транспорта | Статья в журнале...

Статья посвящена политике международного транспорта. Рассматривается международная торговля и международная политика, что является основой и как взаимодействуют друг с другом. Содержание международной политики состоит в борьбе за ресурсы.

Правовое регулирование трубопроводного транспорта

Правовое регулирование трубопроводного транспорта. Автор: Кузнецов Петр Валерьевич.

Результатом упомянутого международного соглашения явилось создание международной акционерной компании «Каспийский трубопроводный консорциум», в состав акционеров...

Трансформация принципа свободы открытого моря...

Открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и сухопутных. Свобода открытого моря осуществляется на условиях, установленных настоящей Конвенцией и другими нормами международного права. ЮНКЛОС уточняет, что свобода открытого моря включает, в...

Итоги разграничения пределов континентального шельфа между...

Согласно такому проекту открытое море за пределами континентального шельфа находится в совместном ведении прикаспийских государств.

Режим Каспийского моря, в частности, установлен Соглашением между РФ и Казахстаном о разграничении дна северной части...

Практика применения «права ВТО» в некоторых государствах...

Способом понижения высокого уровня торговых пошлин в европейских государствах стало принятие Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) [2].

Хорошим примером позиции ЕС по данной проблеме служит решение Суда ЕС по делу Portugal vs Council.

Международные договоры, соглашения, конвенции в области...

Конвенция о биологическом разнообразии — международное соглашение, которое

Цели Конвенции направлены на сохранение биологического разнообразия, устойчивое

Так, в п. 2 ст. 130r Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. говорилось, в частности, о...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Пользовательское соглашение.

Проблематика публикаций по военно-морской политике...

В статье анализируются публикации последних лет зарубежного специализированного журнала «Millitärgeschichte. Zeitschrift für historische Bildung», посвященные исследованиям в области военно-морской политики кайзеровской Германии в предвоенное время. Автор дает оценку...

Похожие статьи

Контроль судов государством порта в соответствии...

Ключевые слова:MLC 2006, Конвенция МОТ 2006, КТМС 2006, Сводная конвенция о труде в морском судоходстве, 2006 г., Билль о правах моряков, Морское право. Морской транспорт является основой международной торговли и движущая сила глобализации.

Политика международного транспорта | Статья в журнале...

Статья посвящена политике международного транспорта. Рассматривается международная торговля и международная политика, что является основой и как взаимодействуют друг с другом. Содержание международной политики состоит в борьбе за ресурсы.

Правовое регулирование трубопроводного транспорта

Правовое регулирование трубопроводного транспорта. Автор: Кузнецов Петр Валерьевич.

Результатом упомянутого международного соглашения явилось создание международной акционерной компании «Каспийский трубопроводный консорциум», в состав акционеров...

Трансформация принципа свободы открытого моря...

Открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и сухопутных. Свобода открытого моря осуществляется на условиях, установленных настоящей Конвенцией и другими нормами международного права. ЮНКЛОС уточняет, что свобода открытого моря включает, в...

Итоги разграничения пределов континентального шельфа между...

Согласно такому проекту открытое море за пределами континентального шельфа находится в совместном ведении прикаспийских государств.

Режим Каспийского моря, в частности, установлен Соглашением между РФ и Казахстаном о разграничении дна северной части...

Практика применения «права ВТО» в некоторых государствах...

Способом понижения высокого уровня торговых пошлин в европейских государствах стало принятие Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) [2].

Хорошим примером позиции ЕС по данной проблеме служит решение Суда ЕС по делу Portugal vs Council.

Международные договоры, соглашения, конвенции в области...

Конвенция о биологическом разнообразии — международное соглашение, которое

Цели Конвенции направлены на сохранение биологического разнообразия, устойчивое

Так, в п. 2 ст. 130r Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. говорилось, в частности, о...

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Пользовательское соглашение.

Проблематика публикаций по военно-морской политике...

В статье анализируются публикации последних лет зарубежного специализированного журнала «Millitärgeschichte. Zeitschrift für historische Bildung», посвященные исследованиям в области военно-морской политики кайзеровской Германии в предвоенное время. Автор дает оценку...

Задать вопрос