Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Федулова, И. А. Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста / И. А. Федулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86865/ (дата обращения: 21.12.2024).



Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики стресса у детей. Обозначены причины возникновения стресса у детей младшего школьного возраста. Описаны арт-методы, направленные на профилактику стресса. Приведены примеры их использования во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: стресс, профилактика стресса, младшие школьники, арт-методы.

В системе начального общего образования отмечается явная тенденция увеличения количества детей, испытывающих различные страхи, тревоги и другие отрицательные эмоции. Причины возникновения отрицательных эмоций могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями детей, но и новыми требованиями, отсутствием безопасной, комфортной среды в стенах образовательного учреждения. На необходимость обеспечения комфортного пребывания ребенка в школе указывает и ФГОС НОО [6].

Младший школьный возраст является достаточно серьезным возрастным этапом. В этом возрасте закладывается основа формирования личности ребенка, происходит его активное становление и развитие. Одной из психологических характеристик детей младшего школьного возраста является повышенная чувствительность к происходящим явлениям. Дети впервые начинают сталкиваться с различными трудностями: проблемы со сверстниками, завышенные требования со стороны родителей и учителя, проблемы в учебе и др. Подобные явления снижают уверенность детей и вызывают ситуацию неуспешности. Постоянно сталкиваясь с расхождениями между собственными реальными возможностями и тем уровнем достижений, который ожидают взрослые, ребенок испытывает беспокойство и тревожность. Психическая незрелость детей не позволяет им полноценно самостоятельно бороться с ситуациями, которые могут привести к стрессу. Так, профилактика стресса — одна из важнейших задач в работе учителя начальных классов [8]. Именно младшему школьному возрасту взрослые должны уделять особое внимание. Важно замечать изменения в настроении ребенка, постараться выявить проблему и помочь преодолеть ее.

Начальная школа — фундамент для последующего обучения. Организация работы по профилактике стресса детей позволяет не только формировать эмоциональное благополучие ребенка, но и развивать мотивацию на дальнейшее обучение.

В силу возраста, дети еще «не обременены» необходимым жизненным опытом. Они не способны полноценно управлять собственными эмоциями. Встречаясь со стрессорами различного характера, дети могут копить в себе множество переживаний и отрицательных эмоций, что чревато серьёзными проблемами. Именно поэтому проблема профилактики стрессовых ситуаций у детей младшего школьного возраста приобретает особую актуальность в научном дискурсе, требуя незамедлительного поиска продуктивных методов ее решения.

Невозможно преодолевать эмоциональные трудности без пребывания в комфортных условиях. Исходя из чего, главной задачей в данном направлении выступает создание благоприятных, безопасных условий пребывания в школе. Важное место занимает и личностно-ориентированное взаимодействие. Педагог должен учитывать все психологические и индивидуальные особенности ребенка. Использование методов работы, направленных на профилактику стресса у детей младшего школьного возраста, позволит существенно и благотворно повлиять на психическое состояние детей и их дальнейшее развитие.

Изучив и проанализировав имеющиеся методы профилактики стресса, мы пришли к выводу, что наибольшей эффективностью обладают арт-методы. Модернизация образовательного процесса, где одно из важных мест занимает творчество, позволяет выделить арт-методы как способ борьбы со стрессами у детей школьного возраста в процессе образования.

Под арт-методом нами понимается метод, воздействующий на эмоциональное и психическое состояние ребенка, основанный на творчестве. В настоящее время арт-терапевтическое направление хорошо изучено как отечественными учеными, так и зарубежными. Среди отечественных работ особый интерес вызывают работы таких авторов, как Л. Д. Лебедева [5], А. И. Копытин [4], Л. А. Аметова [1] и М. В. Киселева [3].

Обратимся к исследованию Л. Д. Лебедевой по вопросам использования арт-терапии в образовательном процессе. Л. Д. Лебедева трактует «терапию» не только как процесс лечения, но и как уход, заботу о воспитанниках. В педагогической интерпретации понятия «арт-терапия» автор понимает заботу об психологическом и эмоциональном самочувствии ребенка посредством использования творчества. На основании чего указывает на допустимость и уместность использования возможностей арт-терапии в образовательном процессе. При этом отмечается, что для их использования не требуется проходить какую-либо специальную подготовку [5, с. 91].

Основываясь на исследования Л. Д. Лебедевой важно отметить, что использование арт-терапии в образовании не связано в буквальном смысле с лечением каких-либо болезней. Арт-методы направлены на укрепление психического здоровья детей. Следовательно, данные методы могут быть успешно использованы педагогами с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста.

В научных трудах Л. А. Аметовой, Л. Д. Лебедевой др. отмечается, что творчество является не только фактором развития и формирования личности, но и эффективным средством, позволяющим осуществлять профилактику и коррекцию нарушений здоровья ребенка, а также защитить психику ребенка от агрессивных воздействий в процессе жизнедеятельности [1, 5].

Искусство позволит выразить детям не только окружающую реальность, но и свои чувства, эмоции, состояние, дать волю воображению и фантазии. Соприкосновение с искусством помогает пересмотреть свое отношение к событиям и явлениям, воплотив их в художественные образы. В этом и заключается целительный эффект искусства.

С этой стороны арт-терапия позволяет оказать мягкую помощь, открывает возможности для самопознания и способствует развитию рефлексивных навыков.

Рассмотрим некоторые арт-методы, которые могут быть эффективны для профилактики стресса у детей [2, 5, 7].

Наиболее распространены в практике начального образования сказки. Посредством содержания сказки педагог может мягко и ненавязчиво оказывать воздействие на сознание и душу ребенка. Сказка учит сопереживанию, доброте, справедливости и другим нравственным качествам. Герои сказок могут научить ребенка определенным нормам и моделям поведения, а также способам реагирования на жизненные ситуации. Сказка наполняет жизненным опытом, который детям особо необходим. Дети учатся на опыте сказочных героев, что помогает им справляться с различными жизненными ситуациями.

Особое значение в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста имеют медитативные сказки. Данный вид сказок поможет снять эмоциональное напряжение, тревожность, страхи. Медитативные сказки оказывают успокаивающее воздействие и заряжают положительными эмоциями. Результатом воздействия становится: преодоление отрицательных эмоций и состояний, повышение уверенности, достижение гармонии как с самими собой, так и с окружающими. Медитативные сказки учитель может рассказывать как под музыкальное сопровождение, так и без него. В медитативных сказках детям предлагается вообразить какую-либо ситуацию, которая снимет тревогу, напряжение и вызовет положительные эмоции. Сказки могут начинаться со слов: «Представь, что ты гуляешь по тропинке…»; «Представь, что ты сидишь у моря…».

Еще одним арт-методом является придумывание историй или рассказов. Составляя рассказ или придумывая историю, дети опираются на ту действительность, с которой имеют дело. Вымышленные истории могут создаваться как одним ребенком, так и в парах, в группах или коллективно. Дети могут по цепочке придумывать предложения, чтобы получилась история. Истории обычно получаются веселыми и смешными, что моментально снимает тревогу у детей.

Особую педагогическую ценность имеет художественное творчество. Изобразительное искусство особенно актуально при работе с детьми, имеющими вербальные трудности. Затруднения в вербализации осложняют процесс раскрытия, объяснения своих эмоций. Рисование как метод снятия стресса более эффективен, чем слова. Невербальное изображение собственных эмоций для детей превращается в увлекательный процесс отражения собственного состояния. Детям можно предложить изобразить собственное настроение, художественные образы, вызывающие положительные эмоции и т. д.

Огромное влияние на профилактику стресса и личностное развитие ребенка оказывает игра. В рамках рассматриваемого направления главная цель игры заключается не в научении или формировании каких-либо знаний, а в том, чтобы позволить себе раскрыться, выпустить отрицательные эмоции и научиться преодолевать некоторые сложные ситуации. Для работы с эмоциональным состоянием могут быть использованы такие игры, как «Чехарда», «Прогулка вслепую», различные релаксирующие игры и т. д. Для снятия мышечного напряжения эффективны игры «Муравей», «Насос и мяч», «Шарик» и др.

Еще один эффективный арт-метод при профилактике стресса — драматизация. Драматизация позволит детям выразить собственные чувства и эмоции наиболее точно. Для драматизации могут быть использованы отрывки сказок, рассказы, истории.

Для профилактики стресса могут использоваться игры с песком. Игры с песком имеют релаксирующее воздействие, снимают двигательные стереотипы и излишнюю активность. Они стабилизируют эмоциональное состояние, формируют умение прислушиваться к себе, вербализировать свои ощущения. Песочная терапия позволяет общаться с миром и с самим собой. Детям можно предложить взять в руки воображаемый песок, посыпать его, сжать, постепенно выпускать песок из рук, пропуская между пальцев и т. д.

Расслабляющий эффект имеет и такой арт-метод, как вокализация. При вокализации воздействие осуществляется посредством собственного голоса. Чтобы эффективно использовать данный арт-метод, необходимо научить детей правильно использовать дыхание. Вокализация служит эффективным средством преодоления нервных состояний, страхов, неуверенности и т. д. Вокализация может быть использована на уроках как минутка отдыха. Детям предлагается спеть определенный отрывок песни, спеть пожелания, комплименты друг другу и т. д.

Такой арт-метод как использование кукол предполагает воздействие на ребенка посредством кукол или игрушек. Дети могут как использовать имеющиеся у них куклы и игрушки, так изготавливать новые. Например, ребенок может брать с собой на урок любимую куклу или игрушку. Также они могут выступать и в качестве помощника на уроке. Глядя на любимую игрушку, ребенок будет чувствовать себя более спокойно и комфортно.

Танец как арт-метод представляет собой простой способ выражения чувств и эмоций. Танец помогает сформировать адекватную самооценку, обрести баланс и гармонию. Самовыражение происходит через движение. Для танцев педагог может предложить детям музыку, а движения они подберут самостоятельно. Это могут быть самые спонтанные и нелепые движения. Также для танца могут быть предложены определенные движения в ритм с музыкой. Еще один способ использования танца — придумать детям танец на определенную тему. Лучше это делать в парах или группах. При взаимодействии с одноклассниками ребенок будет чувствовать себя защищенно.

Таким образом, профилактика стресса занимает важное место при работе с детьми младшего школьного возраста. Дети сталкиваются с повышением требований, более строгим отношением к себе. В силу слабой сформированности психики дети не в состоянии самостоятельно контролировать свое эмоциональное состояние. Они чувствительны ко всему происходящему. Стресс не всегда заметен по внешним признакам. Важно внимательно относиться к детям, замечать изменения в настроении и помогать детям преодолевать отрицательные эмоции. В качестве эффективного средства профилактики стресса у детей младшего школьного возраста нами предложены арт-методы, основанные на творчестве. Арт-методы позволяют детям преодолеть отрицательные состояния (страхи, тревоги и др.), вооружиться хорошим настроением, снять с себя напряжение и вновь обрести уверенность.

Литература:

  1. Аметова, Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. «Сам себе арт-терапевт» [Текст] / Л. А. Аметова. — М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. — 36 с.
  2. Касьянова, K. Г. Педагогический аспект использования изо-терапии в образовательной деятельности ДОО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (27).
  3. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: рук-во для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2008. — 160 с.
  4. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 366 с.
  5. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л. Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2019. — 53 с.
  7. Хакунова Ф. П., Берсирова А. К. Использование методов арт-терапии в практике современного образования с детьми младшего школьного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 46. С. 32–34.
  8. Шкутина Л. А., Сулеева К. М. Особенности стресса у детей в младшем школьном возрасте // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 3–2. С. 435–438.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьный возраст, профилактика стресса, эмоция, образовательный процесс, эмоциональное состояние, игра, история, работа, цель профилактики стресса.


Похожие статьи

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования сказкотерапии для коррекции тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Исследованы проявления тревожности и факторы, способствующие её проявлению у детей старшего дошкольного возраста. Дан...

Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии

В статье представлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Особенности работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройс...

Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...

Похожие статьи

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования сказкотерапии для коррекции тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Исследованы проявления тревожности и факторы, способствующие её проявлению у детей старшего дошкольного возраста. Дан...

Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии

В статье представлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Особенности работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройс...

Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...

Задать вопрос