Эмоциональный слух как средство повышения уровня коммуникативных навыков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 15.12.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Куцай, К. В. Эмоциональный слух как средство повышения уровня коммуникативных навыков / К. В. Куцай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 455-458. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86835/ (дата обращения: 23.01.2022).



Статья посвящена рассмотрению значимости эмоционального слуха, который является важным средством невербального общения, повышающим уровень коммуникативных навыков. Посредством такого слуха можно получить наиболее полную информацию об эмоционально-психическом состоянии коммуникативного партнера, а также правильно понять смысл слов, сказанных другим человеком. Такая интерпретация происходит за счет считывания эмоционального компонента, присутствующего в речи говорящего. Понимание эмоций через голос дает возможность построить эффективное общение.

Ключевые слова : эмоциональный слух, невербальное общение, коммуникация, речь, эмоции .

Общение представляет собой сложный многоуровневый и многоаспектный процесс, который является жизненно необходимым. Общение — это путь приобщения человека к обществу, погружения его в пространство социокультурного бытия. Речевое общение, под которым следует понимать осознанное и целенаправленное транслирование мыслей и переживаний посредством языка, — это уровень развития, доступный лишь человеку. Благодаря речи человек возвысился и отделился от мира природы. Речь является свидетельством наличия сознания и разума. С самого раннего детства она оказывает тотальное влияние на онтогенетическое развитие, обуславливает сформированность психических процессов, а также свидетельствует о зрелости мыслительных операций. О значимости речевого общения в жизни человека писало большое количество психологов и педагогов, среди которых можно выделить Гальперина П. Я., Выготского Л. С., Рубинштейна С. Л., Сухомлинского В. А., Запорожца А. В., Лисину М. И., Эльконина Д. Б., Пиаже Ж., Леонтьева А. А., Бодалёва А. А., Гиппенрейтер Ю. Б.

Речевое общение, как особый вид деятельности, выступает основным средством построения коммуникации, которая, в свою очередь, нацелена на передачу, прием и расшифровку информационных сообщений. Она состоит из двух неразделимых составляющих — вербальной и невербальной, каждая из которых наполняет коммуникативный посыл своим содержанием. Вербальная коммуникация подразумевает под собой процесс словесного устного общения (письменная речь в рамках данной статьи рассматриваться не будет). Невербальная коммуникация — это взаимодействие, которое строится на передаче символов, знаков, кодов. Особенности использования этих инструментов в процессе речи, их значимость для общения, а также взаимосвязь с мышлением изучало большое количество исследователей преимущественно в рамках теории коммуникации и психолингвистики (Горелов Н. И., Биркенбил В., Лабунская В. А., Морозов В. П., Конецкая В. П., Куницина В. Н., Меграбян А., Коццолино М., Экман П., Наварро Дж.). Значение невербального языка в коммуникативном акте переоценить сложно, так как это первичная форма взаимодействия людей, появившаяся еще до словесного языка.

Невербальные средства передачи информации встраиваются в вербальное общение, неизменно присутствуя в любом коммуникативном акте, вне зависимости от того использует человек их умышленно или неосознанно. Они определяют и усиливают значимость устной информации, наполняют ее и приносят дополнительный смысл. Единство этих двух уровней коммуникации играет важную роль в процессе общения. Однако необходимо отметить, что именно умение считывать и декодировать невербальные компоненты, включенные в речь (жесты, мимика, взгляд, интонация голоса, паузы и смех), является ключевым для продуктивной коммуникации. Данное утверждение обусловлено тем, что невербальная сторона общения дает более содержательную и полную информацию помимо смысла услышанного текста.

Благодаря невербальным компонентам общения человек способен получить важные для оценки речи сведения о говорящем, способен уловить соответствие между словами и транслируемым поведением своего партнера с целью наилучшего понимания речи, способен вскрыть двойственные смыслы, заложенные в словах. Можно говорить о том, что способность понимания невербальной составляющей речевой коммуникации является принципиально важной в процессе общения; именно она дает возможность удовлетворить важнейшую потребность человека в близости, единстве и сопричастности с другим человеком.

Выделяется несколько каналов, по которым происходит передача и прием невербальной информации: акустический, оптический, тактильно-кинестетический, ольфакторный. Автор считает, что наиболее информативным является акустический канал. Через слух человек способен улавливать не только основной смысловой посыл, который говорящий передает с речью, но и такую важную невербальную информацию как эмоциональное состояние, психологические особенности говорящего, его социально-групповую принадлежность (национальные особенности), биофизическую составляющую (пол, возраст). Говорящий человек при помощи звуковых волн передает слушателю информацию трех родов. Во-первых, мы узнаем, ЧТО (о чем) говорит человек. Во-вторых, КТО говорит, благодаря характерным индивидуальным особенностям голоса каждого человека. Наконец, КАК говорит, то есть с каким эмоциональным отношением. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает. Но он независим от логического смысла речи и поэтому может даже ему противоречить [5, с. 150]. Из приведенной цитаты видно, что по слуховому каналу поступает информация разного плана. Таким образом, наиболее содержательным средством, способствующим получению данных, относящихся к невербальной стороне коммуникации, является эмоциональный слух.

Задача данной статьи — раскрыть значимость эмоционального слуха в процессе общения. Эмоциональный слух — важный компонент невербального общения, который обеспечивает считывание и понимание эмоциональной составляющей, включенной в речь [6, с. 53]. Данный термин был введен физиологом, психологом и педагогом В. П. Морозовым в 1985 году. Правильное восприятие и декодирование эмоциональных посылов, заложенных в речи, имеет большое значение для общения и построения межличностных отношений. Важно пояснить, что речь идет не просто о способности физического восприятия звука, а о его эмоциональном прочтении. Такой слух подразумевает гораздо больше, чем просто способность слышать речь, музыку. Ориентируясь на голосовые модуляции и выделяя из общего звучания речи эмоциональный тон, эмоциональный слух дает возможность лучше понять человека, почувствовать его субъективное отношение к определенной ситуации, определить психологическое состояние, а значит — лучше разобраться в ходе мыслей, постигнуть логику его умозаключений и замыслов.

В процессе общения тонкая интерпретация психоэмоционального фона партнера за счет эмоционального слуха создает особые отношения между субъектами коммуникации, основанные на понимании и сопереживании. Можно говорить о том, что эмоциональный слух является средством, которое способно сформировать у человека мировосприятие особого плана — более проницательное прочтение чувств, эмпатическое умонастроение. Это подтверждают исследования, проведенные Морозовым В. П., в ходе которых была доказана взаимосвязь степени развития эмоционального слуха и уровня эмпатии. Данная корреляция была установлена при обследовании студентов-психологов, у которых помимо эмоционального слуха определялся уровень эмпатии, а также фиксировались компоненты личности, выявленные через опросник Г. Айзенка. Можно видеть, что группы со сниженным ЭС (от 74.8 до 51.4 %), по сравнению с группой с высоким ЭС (84.7 %), характеризуются также более низкими уровнями эмпатии (от 38.4 до 30.3 балла) как чувством сопереживания и вместе с тем повышенным психотизмом как мерой конфликтности по Айзенку (от 5.0 до 9.1 балла) [7, с. 53].

Проанализировав полученные в ходе исследования данные, Морозов В. П. говорит о взаимосвязи эмоционального слуха и психологических особенностях личности. У индивидов, имеющих художественно-эстетические склонности, развитые эмпатические способности, эмоциональную стабильность и хороший уровень самооценки, показатели эмоционального слуха были высокие или выше среднего. Таким образом, взаимообусловленность эмпатии и эмоционального слуха были доказаны экспериментально.

Коммуникация, изначально построенная на эмпатии, подразумевает более глубокое понимание человека, соприкосновение с его эмоционально-чувственным миром. Таким образом, эмоциональный слух дополнительно ориентирован не только на постижение смысла речи, но и на познание личности говорящего. Это объясняется тем, что невербальное поведение зеркально отражает психоэмоциональные и индивидуальные особенности человека. Поэтому идентификация невербальных сигналов, которые непрерывно транслирует другой человек в процессе общения, способствует правильному пониманию и установлению более крепких межличностных контактов (Куницына В. Н., Лабунская В. А.).

Кроме того, следует отметить, что способность распознавать, принимать и разделять эмоции другого человека дает ему возможность раскрыться в процессе общения, высказаться, удовлетворяет его желание быть услышанным и понятым. Поэтому постижение характерных особенностей личности посредством эмоционального слуха улучшает качество коммуникации, выводя ее на более высокий качественный уровень. Автор данной статьи понимает эмоциональный слух как одно из ключевых средств, обеспечивающих эффективное общение. В этой связи способность эмоционального восприятия речи должна целенаправленно развиваться с самого детства с целью повышения навыка коммуникации, а также формирования положительных черт личности.

Важность интерпретации и понимания эмоционального компонента в процессе речевого общения безусловна, однако далее целесообразно объяснить, чем обусловлена сама необходимость раннего развития эмоциональной составляющей личности, и в частности, эмоционального слуха. Существует тезис, что мышление, сознание и восприятие человека ограничены его языком. В основе этого утверждения лежит гипотеза лингвистической относительности, яркими представителями которой являются Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф. Согласно гипотезе, язык, который впитывается человеком с самого раннего детства, модулирует его восприятие, формирует основные категории и понятия, выстраивает его мышление. Это означает, что два человека, говорящие на разных языках, будут иметь некоторые расхождения при восприятии окружающего мира или отдельных его категорий (например, категории цвета, времени, части тела). То есть, если в языке человека совершено отсутствуют или на определённый момент времени не закрепились те или иные категории, то при столкновении с ними в своей действительности он не сможет их узнать, не сможет идентифицировать.

Если провести аналогию с областью невербальной коммуникации, в частности с эмоциональным слухом, то становится понятным, что неспособность распознавать эмоциональный компонент звука или ограниченный набор эмоциональных вариаций, которые способен узнать человек, является следствием недостаточно развитого эмоционального языка, что, в свою очередь, выступает преградой для полноценного понимания речевой ситуации. Это означает, что невербальная составляющая акта коммуникации не будет верно распознана, человек не сможет правильно уловить эмоциональное состояние и настрой своего речевого партнера, а также возможную двойственность его коммуникативного посыла.

В противоположном случае, то есть в ситуации общения, где субъект имеет достаточно развитый эмоциональный язык, лежащий в основе распознавания эмоций, и, следовательно, высокий уровень развития эмоционального слуха, межличностная коммуникация осуществляется более успешно; в этом случае больше шансов корректно воспринять и правильно раскодировать невербальную составляющую, заложенную в речевом потоке [6, с. 31].

Таким образом, человек с развитым эмоциональным слухом способен продуктивно простроить общение. В связи с этим, очевидной становится необходимость формировать эмоциональную лексику с самого раннего детства [4, с. 48]. Наличие в лексическом запасе большого количества слов, выражающих те или иные эмоциональные впечатления, а также осознание этих впечатлений, будет базой для развития эмоционального слуха. Еще один эффективный способ, повышающий уровень эмоционального слуха человека, — это занятия музыкой. Развитие способности тонко воспринимать и дифференцировать музыкальные компоненты влияет и на восприятие эмоциональных тонов в речи.

Подводя итог, необходимо резюмировать вышесказанное, выделив основные пункты, которые демонстрируют значимость эмоционального слуха как средства способного улучшить коммуникативные навыки человека.

Во-первых, в ходе исследований была установлена корреляция между эмоциональным слухом и эмпатией, являющейся важнейшей способностью, которая раскрывает человеческую природу.

Во-вторых, за счет восприятия эмоциональной информации в речи слова коммуникативного партнера перестают быть формальным текстом, они являются источником, передающим психологическое состояние, личностное отношение к чему-либо.

В-третьих, правильная интерпретация невербальных эмоциональных посылов является залогом понимания, исключающего домысливание и смысловое искажение при восприятии слов собеседника.

В-четвертых, развитый эмоциональный слух поможет выявлять несоответствие и противоречие между словами говорящего и тем эмоциональным оттенком, с которым они были сказаны. В большинстве случаев, смысл слов и эмоциональный компонент, с которым человек их говорит, совпадают, то есть не противоречат друг другу. Но бывают ситуации, в которых говорящий старается скрыть свое истинное отношение к предмету разговора, при чем это может происходить даже неосознанно. В таком случае именно эмоциональный слух способен уловить получившийся диссонанс.

Литература:

  1. Белянин, В. П. Психолингвистика: учебник / В. П. Белянин. — 2-ое изд. — Москва: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. — 416 с.
  2. Вербовская, В. С. От эмоциональной отзывчивости на музыку к эмоциональной отзывчивости на человека / В. С. Вербовская // Вестник ТГПУ, 2017. — № 12. — С. 129–133.
  3. Галунов, В. И. О возможности определения эмоционального состояния говорящего по речи / В. И. Галунов // Речевые технологии, 2008. — № 1. — С. 60–67.
  4. Кислова, О. О., Русалова, М. Н. Восприятие эмоций в речи. Обзор исследований в психологии и физиологии / О. О. Кислова, М. Н. Русалова // Успехи физиологических наук, 2013. — Т. 44, № 2. — С. 41–61.
  5. Морозов, В. П. Занимательная биоакустика: рассказы о языке эмоций в мире животных и человека / В. П. Морозов. — Москва: Знание, 1983. — 184 с. — ISBN (В пер.)
  6. Морозов, В. П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В. П. Морозов; под редакцией А. Л. Журавлева. — Москва: Институт психологии РАН, 2019. — 528 с. — ISBN 978–5-9270–0187–3.
  7. Морозов, В. П. Эмоциональный слух: Экспериментально-психологические исследования / В. П. Морозов // Психологический журнал, 2013. — Т. 34. — № 1. — С. 45–62.
  8. Низкодубова, С. В. Психофизиология: учебное пособие для вузов: [учебно-методический комплекс] / С. В. Низкодубова, Е. М. Солодкина, О. Н. Чуфистова; Томский государственный педагогический университет (ТГПУ); под науч. ред. С. В. Низкодубовой. — Томск: ТГПУ, 2008. — 228 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный слух, процесс общения, речевое общение, невербальное общение, речь, самое раннее детство, уровень эмпатии, эмоциональный компонент, коммуникативный акт, коммуникативный партнер.


Ключевые слова

коммуникация, речь, эмоции, невербальное общение, эмоциональный слух
Задать вопрос