Международные программы обмена школьников как фактор повышения мотивации к изучению иностранного языка и институт социализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 13.12.2021

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Цыбенко, В. А. Международные программы обмена школьников как фактор повышения мотивации к изучению иностранного языка и институт социализации / В. А. Цыбенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86798/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены преимущества применения международных программ обмена в образовании школьников. Участие в международных школьных обменах позволит добиться лучших результатов в обучении иностранному языку, повысить мотивацию школьников и, в конечном итоге, будет способствовать формированию иноязычных речевых компетенций школьников, что также повлияет на успешность, уровень и репутацию школьников.

Ключевые слова: программа обмена, языки, школа, общение, культура, социализация, международный обмен, ФГОС, образование, иностранный язык, школьный обмен.

Сегодня жизнь быстро меняется, и вызовы современности устанавливают новые нормы общения между людьми разных стран и национальностей. Мир стремится к преобразованию и объединению, процессы культурной интеграции затронули все сферы жизни современного общества, а особенно молодежи, от которой требуется умение ловко адаптироваться к новым условиям окружающей действительности и активно включаться в коммуникативный процесс.

Усиленное расширение международного сотрудничества в разных сферах деятельности людей определяет необходимость свободного и активного владения иностранными языками. А для успешного общения необходимы знания не только самого языка, но и иноязычной культуры. В противном случае использовать язык в качестве инструмента общения практически невозможно.

В системе современного образования иностранный язык занимает особое место. Он, в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций, является способом не только общения, но и познания окружающего мира, расширения его границ. Изучение иностранного языка — эффективное средство социализации личности и её интеллектуального, эмоционального и нравственного развития.

Будучи президентом Российской Федерации, Д. А. Медведев в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определил политику государства следующим образом: «Результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий» [8].

В соответствии с направлениями модернизации образования в школах изучение иностранного языка определяют как приоритетную область изучения и уделяют этому большое внимание. Изменения в экономической и культурной среде способствовали установлению требований ФГОС, согласно которым обучение иностранному языку предполагает формирование толерантного отношения к ценностям других культур, развитие целостного национального самосознания, совершенствование коммуникативной компетенции, расширение знаний, лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение речевой культурой и достижение определенного уровня владения иностранным языком.

В наше время знание иностранного языка — это не просто показатель образованности и интеллектуального развития. Это жизненная необходимость.

Итак, иностранный язык — это дорога в новый мир. И, без сомнения, стоит пойти этой дорогой.

В связи с этим произошли существенные изменения в системе изучения иностранных языков в России: начали интенсивно развиваться прямые международные связи между российскими и зарубежными школами и активно разрабатываться совместные общеобразовательные программы по межшкольному культурному и образовательному обмену учащихся, по совместной деятельности школ как партнеров в области международного образования и развития школьников, по участию в международных проектах.

Таким образом, задачи современной школы — это воспитание людей, обладающих целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика к изучению иностранных языков. Если главной целью обучения иностранному языку в прошлые годы было простое заучивание правил и выполнение языковых упражнения и

ЯЗЫК = СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС + НЕОБХОДИМЫЕ СТРУКТУРЫ,

то сейчас важно не просто научить учащегося говорить на иностранном языке, важно научить его общаться, то есть мыслить и делиться своими мыслями с окружающими. Ученые называют такое состояние «коммуникативные компетенции».

Школьные обмены являются эффективным методом изучения языка, погружения в среду изучаемого языка и общения с носителями данного языка. Этот способ помогает не только улучшить грамматические знания, обогатить лексический запас, но и узнать многое о культуре народа, его обычаях, традициях, истории. Организация международных программ обмена школьников как нельзя лучше способствует пониманию у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Кроме того, такие обмены помогают избавиться от стереотипов, которые мешают межкультурной коммуникации, а, следовательно, и овладению языком.

Чуть больше двух десятилетий назад было сложно представить, что подростки из России смогут путешествовать по всему миру, жить в принимающих семьях и учиться в иностранных школах. Сейчас все двери для этого открыты. У школьников есть возможность отправиться на учебу по обмену за границу, окунуться в культуру другой страны, пообщаться с местными жителями, получить полезный опыт самостоятельного проживания за границей, улучшить уровень владения иностранным языком.

На основе различных материалов о международных программах школьного обмена и мнений участников можно смело сказать, что ученики с удовольствием принимали участие в этих проектах, ведь им выпала отличная возможность применить свои знания на практике, узнать новое от носителей языка, посмотреть много интересных мест. Ребята поверили в себя и свои возможности, обрели новых друзей.

Наконец, исследовав всю специфику программ международного школьного обмена можно сформулировать их значимость:

Таблица 1

Значение программ международного школьного обмена

Для ученика:

Для школы:

— Улучшение языковых навыков; Обретение зарубежных друзей и установление крепких контактов;

— Способствование индивидуальному росту учащегося и открытие новых, раннее незнакомых, жизненных перспектив;

— Приобретение таких важных черт характера, как способность самостоятельно принимать решения, социальная гибкость и внимательность к окружающим;

— Знакомство с достопримечательностями и культурой страны изучаемого языка.

— Реализация требований ФГОС;

— Расширение международных контактов;

— Возможность обмена опытом;

— Повышение престижа школы;

— Приобретение опыта межкультурного общения у учащихся и учителей школ;

— Внесение разнообразия в жизнь школы;

— Воспитание у школьников гостеприимности, открытости и уважения к людям из других стран.

Таким образом, участие в международных школьных обменах позволит достичь более высоких результатов в обучении иностранному языку, повысит мотивацию школьников и, в конечном счете, поспособствует формированию иноязычных речевых компетенций школьников, что также скажется на успешности, уровне и репутации учебных заведений.

Каждый школьный обмен — это большой шаг, который мы делаем навстречу будущему без границ, без недоверия к другим культурам и народам. Ученики из обеих стран видят, как живут люди в разных странах не из туристического автобуса, а сидя за завтраком, собираясь в школу со своим партнером-иностранцем по обмену. Между детьми стираются грани различий, завязывается настоящая, крепкая дружба. Обеспечивая доброжелательный прием иностранных школьников, школы помогают устранять барьер непонимания между людьми и, тем самым, вносят посильный вклад в становление народной дипломатии.

Школьный обмен даёт молодому человеку не только возможность учить язык благодаря полному погружению в языковую среду, но в первую очередь, испытать себя, открыть новые качества и новые возможности своей личности. Эта программа — одновременно школа и проверка самостоятельности и зрелости. Порой она меняет взгляды на жизнь и видение собственного будущего.

Литература:

  1. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка [Текст] / Р. А. Готлиб / Социологические исследования, № 2, 2009;
  2. Гущина М. В. Социализация подростков посредством изучения английского языка [Электронный ресурс] — URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/11/10/sotsializatsiya-podrostkov-posredstvom;
  3. Долинский А. В. Образовательные обмены в публичной дипломатии: российский и зарубежный опыт [Текст] // Вестник МГИМО № 2;
  4. Кочергина, И. Г. Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку [Текст] / И. Г. Кочергина // Иностранные языки в школе. — 2009;
  5. Ломакина Г. Р., Скоробогатова А. С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе [Текст] // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 491–493;
  6. Мушкина М. Н. Школьный обмен как разновидность проектной деятельности при изучении иностранного языка [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 169–173;
  7. Новицкая И. Э. «Школьный обмен как средство расширения образовательного пространства» Электронный журнал «РОНО» [Электронный ресурс] — URL: https://sites.google.com;
  8. Национальная образовательной инициатива «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. Пр-271).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, школьный обмен, школа, язык, международный школьный обмен, мотивация школьников, речевая компетенция школьников, Россия, толерантное отношение, целостный социально-ориентированный взгляд.


Похожие статьи

Школьный обмен как разновидность проектной деятельности при...

Школьный обмен сейчас очень популярен. Школьный обмен — это не туристическая поездка и не отпуск. Межкультурный обмен — это учебныйпроцесс.Школьники в группах с учителями едут из своей родной страны в другую страну, как правило — в страну изучаемого языка.

Анализ понятия «билингвальная коммуникация»... | Молодой ученый

иностранный язык, родной язык, учебный процесс, родной язык учащихся, русский язык, средство обучения, язык, прямой метод, речевая деятельность, родной язык обучающихся. О преодолении субординированного билингвизма (из практики...)

Некоторые шаги к модернизации вузовского языкового...

Реформы системы высшей школы России в настоящее время направлены не только на модернизацию

Иностранный язык — это не только знание определенного регистра речи и

письменный перевод, иностранный язык, перевод, неязыковый вуз, речевая деятельность...

Повышение мотивации к изучению иностранного языка...

Ученик при этом должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в

Существующий факт снижения мотивации к учебе от класса к классу не может благоприятно сказываться на

Обмен информацией осуществляется по электронной почте [1, с. 32].

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

 Когда школьники начинают изучать иностранный язык в начальной школе, то97 % детей приступают к этому процессу с большим

Мотивация — это то, ради чего совершается человеческая деятельность. Деятельность человека может побуждаться одним или...

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения

иностранный язык, учебная деятельность, младший школьный возраст, учебный процесс, ученик, игра, учащийся, ребенок, учитель, учебная мотивация.

Ключевые аспекты обучения иностранному языку на...

иностранный язык, школьное образование, коммуникативный подход, язык, процесс обучения, современный учитель, учащийся, формирование, ценностное отношение, коммуникативная компетенция. Похожие статьи.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении...

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как...

Особенности обучения иностранному языку в младшем...

Приближение начала обучения иностранного языка к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых. Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при...

Похожие статьи

Школьный обмен как разновидность проектной деятельности при...

Школьный обмен сейчас очень популярен. Школьный обмен — это не туристическая поездка и не отпуск. Межкультурный обмен — это учебныйпроцесс.Школьники в группах с учителями едут из своей родной страны в другую страну, как правило — в страну изучаемого языка.

Анализ понятия «билингвальная коммуникация»... | Молодой ученый

иностранный язык, родной язык, учебный процесс, родной язык учащихся, русский язык, средство обучения, язык, прямой метод, речевая деятельность, родной язык обучающихся. О преодолении субординированного билингвизма (из практики...)

Некоторые шаги к модернизации вузовского языкового...

Реформы системы высшей школы России в настоящее время направлены не только на модернизацию

Иностранный язык — это не только знание определенного регистра речи и

письменный перевод, иностранный язык, перевод, неязыковый вуз, речевая деятельность...

Повышение мотивации к изучению иностранного языка...

Ученик при этом должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в

Существующий факт снижения мотивации к учебе от класса к классу не может благоприятно сказываться на

Обмен информацией осуществляется по электронной почте [1, с. 32].

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

 Когда школьники начинают изучать иностранный язык в начальной школе, то97 % детей приступают к этому процессу с большим

Мотивация — это то, ради чего совершается человеческая деятельность. Деятельность человека может побуждаться одним или...

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения

иностранный язык, учебная деятельность, младший школьный возраст, учебный процесс, ученик, игра, учащийся, ребенок, учитель, учебная мотивация.

Ключевые аспекты обучения иностранному языку на...

иностранный язык, школьное образование, коммуникативный подход, язык, процесс обучения, современный учитель, учащийся, формирование, ценностное отношение, коммуникативная компетенция. Похожие статьи.

Формирование коммуникативной компетенции при изучении...

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как...

Особенности обучения иностранному языку в младшем...

Приближение начала обучения иностранного языка к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых. Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при...

Задать вопрос