Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Воеводина, И. В. Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты») / И. В. Воеводина, Е. Д. Гарбуз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86767/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье автором рассматривается и иллюстрируется эффективность некоторых форм диктантов на уроках иностранного языка с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в условиях реализации ФГОС. Подчёркнута важность их применения на уроках с рядом дидактических преимуществ. Автор также предлагает анализ УМК «Горизонты» на предмет наполненности диктантами, представляет возможности по использованию некоторых форм диктантов на уроках немецкого языка в 6-х классах на текстовом материале данного УМК с целью реализации требований ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС, диктант, формирование регулятивных УУД, дидактические возможности, иностранный язык.

Сегодня диктанты зачастую воспринимаются обучающимися и учителями как скучное и непримечательное задание, которое направлено на механическое запоминание слов, и за которое будет выставлена отметка. Но на самом деле существует множество различных форм диктантов, которые можно использовать не только как механизм контроля грамотности письма, но и как возможность обеспечения формирующего контроля и решения многих дидактических задач. Диктанты обладают большими методическими ресурсами для обеспечения познавательной, эмоциональной и даже физической активности учащихся на уроке.

В фокусе внимания данной научной работы находится диктант как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий. Учитывая требования нового ФГОС ООО в редакции 2022 года, (пункт 43.3) учащиеся должны овладеть регулятивными универсальными учебными действиями (далее УУД) и каждым их компонентом в частности (к таковым относятся самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других) [4].

Реализация всех функций регулятивных УУД необходима, поскольку именно формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор. [3].

В методической литературе существует много классификаций и форм диктантов, которые по-разному реализуют те или иные регулятивные универсальные учебные действия. Рассмотрим одну из форм диктанта, используемого на уроках иностранного языка с точки зрения реализации УУД, на примере УМК «Горизонты» для 5 и 6 классов, учитывая особенности их проведения.

Просматривая учебник УМК «Горизонты» для 5 класса [1], можно увидеть такие формы диктанта как «Бегающий диктант» или Диктант «на ходу». При последней форме проведения класс делится на группы, развешиваются несколько копий текста в разных местах кабинета. Для привлечения внимания учеников, диктант печатается на цветных листах (т. е. все копии разного цвета). Группы располагаются на разных рядах. Каждая группа носит название какого-нибудь цвета в соответствии с листами, на которых напечатан диктант. Каждый обучающийся в группе получает номер слова или абзаца, которые он будет читать на цветном листе своей группы и диктовать им. По сигналу учителя все первые номера в каждой группе бегут к своему листу, читают слово (словосочетание, предложение, абзац), возвращаются к своей группе, диктуют слово (словосочетание, предложение, абзац) остальным участникам. После того, как все в группе записали необходимые слова (словосочетания, предложения, абзац), учащийся под номером два начинает свою работу диктующего и т. д., пока не продиктован и не записан весь текст. Чья группа первая и без ошибок закончит писать диктант, получает хорошую отметку. По окончании проверки можно дать ученикам еще одно задание: собрать у них написанные диктанты и попросить их воспроизвести тексты заново по памяти, работая в группах или индивидуально.

Применяя диктант «на ходу»на уроке иностранного языка, реализуются все регулятивные УУД. Они включают различные механизмы: 1) целеполагания, а именно выделения и осознания цели в момент получения номера слова или абзаца для «бегуна», 2) планирования при постановке учебной задачи для ученика, т. е. выполнения последовательности действий (добежать-прочитать-вернуться-продиктовать-проконтролировать правильность написания другими учащимися), 3) прогнозирования результата при соотношении известного и того, что предстоит достичь, т. е. как можно быстрее и без ошибок продиктовать весь объем текста своей команде, 4) контроля и коррекции, когда участники получают тексты и группы внимательно проверяют тексты своих соперников, исправляют ошибки 5) оценки и саморегуляции, когда продиктован и записан весь текст и учащиеся сличают первоначальный текст и получившийся и осознанно делают вывод, с чем они справились и с чем не удалось, и также совпали ли их ожидания и их финальный вариант диктанта. Дополнительное задание на воспроизведение продиктованных текстов по памяти активирует механизмы самоконтроля и оценки, а также возможность коррекции и контроля со стороны учителя и других учеников. Способность преодолевать трудности и препятствия благодаря командной работе, а также осознанное управление своим поведением и деятельностью при диктовке и затем при оценке результатов соперников. Все это помогает формировать важную для младших подростков произвольную саморегуляцию.

Представим результаты качественного анализа УМК «Горизонты» в таблице 1.

Таблица 1

Наполненность УМК «Горизонты» 5 и 6 классов различными формами диктантов

Название темы

УМК «Горизонты»

Вид диктанта

Учебник

Книга для учителя

Рабочая тетрадь

Учебник

Книга для учителя

Рабочая тетрадь

5 класс

1 Kennenlernen. Знакомство

+

Диктант-правописание

2 Meine Klasse. Мой класс

+

+

+

Диктант «на ходу»

Диктант-правописание

Диктант с пропусками, Бинго-диктант

3 Tiere. Животные

+

Диктант-правописание

Kleine Pause. Маленькая перемена

4 Mein Schultag. Мой день в школе

+

+

Партнёрский диктант

Самодиктант

5 Hobbys. Хобби

+

Диктант-правописание

6 Meine Familie. Моя семья

+

+

Диктант-реконструкция

Диктант-правописание

7 Was kostet das?Сколько это стоит?

+

Диктант-правописание

Große Pause. Большая перемена

6 класс

1 Mein Zuhause. Мой дом

+

+

Диктант с карточками

Парный творческий диктант

2 Das schmeckt gut. Это вкусно

+

Диктант-правописание

3 Meine Freizeit. Моё свободное время

+

Диктант «на ходу», Диктант-реконструкция

Kleine Pause. Маленькая перемена

4 Das sieht gut aus. Выглядит хорошо

+

Диктант-правописание

5 Partys. Вечеринки

+

+

Песенный диктант

Диктант-правописание, Просвистывающий диктант

6 Meine Stadt. Мой город

+

Диктант-правописание, Диктант с карточками

7 Ferien. Каникулы

Große Pause. Большая перемена

Проведенный анализ позволяет заключить, что в УМК «Горизонты» для 6 класса [2] различные формы диктантов используются значительно реже как форма работы на уроке. Мы считаем, что этого недостаточно для формирования регулятивных УУД, и на основе представленных в учебнике текстов монологического и диалогического характера предлагаем рассмотреть новую форму работы с данными текстами.

Например, можно провести «Просвистывающий диктант», используя в качестве материала учебный текст на странице 17 упражнение 6а. Для проведения данного диктанта необходимо выбрать подходящий текст, тематически связанный с недавно пройденной темой. Нужно заранее отметить в тексте слова, которые учитель не будет диктовать, а «просвистывать». Учитель начинает диктовать, а ученики слушают текст и записывают. Каждый раз, услышав «свист» или звук, его заменяющий, например, забавное слово “bip”, учащиеся должны самостоятельно выбрать и записать подходящее по смыслу слово.

Эта форма диктанта оправдана, так как ученик в первую очередь будет использовать языковую догадку, и также новая и необычная форма работы с текстом обеспечит высокую мотивацию. Говоря о механизмах регуляции, отметим следующее: 1) Механизмы целеполагания активизируются во время понимания целевой установки на осознание и написание «просвистываемого» слова, 2) механизмы планирования реализуются в ходе определения правил диктанта по использованию любого изученного и подходящего по смыслу слова вместо «bip», 3) механизмы контроля реализуются путем осознавания логически нужного слова в тексте и сличения своего результата с ключами, 4) механизм коррекции начинает функционировать после самопроверки. В завершении выполнения диктанта действуют 5) механизмы оценки и саморегуляции работают при осмыслении, с чем ученик справился, и что бы он изменил в своей стратегии в следующий раз.

Итак, все рассмотренные формы проведения диктантов являются, на наш взгляд, оригинальными и именно этим вызывают интерес учащихся к изучению языка и стимулируют все виды активности на уроке и, безусловно, развивают все регулятивные УУД. Особо значимую роль приобретает развитие таких действий как контроль, коррекция и оценка, и очень важно дать обучающимся возможность осознать свои результаты, самостоятельно оценить их и выстроить перспективы дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

Литература:

  1. Аверин, М. М. Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, Cornelsen, 2011. — 97 c. — Текст: непосредственный.
  2. Аверин, М. М. Немецкий язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, Cornelsen, 2013. — 96 c. — Текст: непосредственный.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская [и др.]. — 2-е изд.. — Москва: Просвещение, 2011. — 159 c. — Текст: непосредственный.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. — Текст: электронный // Интернет-портал «Российской газеты»: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2021/07/06/minpros-prikaz287-site-dok.html (дата обращения: 03.12.2021).
  5. ФГОС ООО. — Текст: электронный // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 01.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): диктант, иностранный язык, группа, класс, различная форма диктантов, урок, форма диктанта, форма диктантов, маленькая перемена, рабочая тетрадь.


Похожие статьи

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 1)

В рамках настоящей статьи повествуется об опыте реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в условиях технического вуза, построенной на основе модульной технологии. Основной акцент сделан на...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Методические аспекты модульного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки

В данной статье рассматриваются методические аспекты применения технологии модульного обучения английскому языку студентов технического вуза. Обозначены условия применения модульного обучения в раках реализации дисциплины «Английский язык» в высшей т...

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся 5–9-х классов на уроках технологии через реализацию проектно-технологических задач

В статье рассматривается развитие познавательных универсальных учебных действий у школьников среднего звена через реализацию проектно-технологических задач. Согласно новым образовательным стандартам, в качестве главных образовательных результатов у о...

Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения подготовленному монологическому высказыванию на основе текста на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Текст следует рассматривать как важнейшую опору и как средство...

Похожие статьи

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 1)

В рамках настоящей статьи повествуется об опыте реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в условиях технического вуза, построенной на основе модульной технологии. Основной акцент сделан на...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Методические аспекты модульного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки

В данной статье рассматриваются методические аспекты применения технологии модульного обучения английскому языку студентов технического вуза. Обозначены условия применения модульного обучения в раках реализации дисциплины «Английский язык» в высшей т...

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся 5–9-х классов на уроках технологии через реализацию проектно-технологических задач

В статье рассматривается развитие познавательных универсальных учебных действий у школьников среднего звена через реализацию проектно-технологических задач. Согласно новым образовательным стандартам, в качестве главных образовательных результатов у о...

Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения подготовленному монологическому высказыванию на основе текста на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Текст следует рассматривать как важнейшую опору и как средство...

Задать вопрос